Не сошлись рельсами, МКАДовские правила 2.0 и ecom по объявлению


Не сошлись рельсами, МКАДовские правила 2.0 и ecom по объявлению

Логистические итоги недели: коротко о главном с комментариями участников рынка



Заторы на жд погранпереходах с Китаем, документальное дополнение маркировки, с трекером по МКАДу, e-com по объявлению и робот не всемогущий – об этих и других значимых логистических событиях читайте в этом выпуске итогов недели. Вместе с отраслевыми экспертами мы разбирались:

• На какой ритм РЖД настраивает контейнерные поезда в Китай?

• Как изменятся маршруты перевозчиков на МКАД?

• Каких «блох» поможет отловить новая национальная система прослеживаемости?

• Как меняется география C2C отправок?

• Что может поставить в тупик складского робота от Boston Dynamics?

На эти вопросы «Логирусу» помогали отвечать:



Екатерина Коновалова
руководитель направления «Письма и посылки» Boxberry
Екатерина Коновалова
Андрей Мякин
директор по продажам СДЭК
Андрей Мякин
Марина Лякишева
директор по внешним коммуникациям ООО «Корпоративный онлайн университет»
Марина Лякишева
Сергей Максимов
директор по развитию Sorters.ru. Фотомеханика
Сергей Максимов
Максим Лудин
директор по логистике Gulliver&Co
Максим Лудин
Максим Худалов
старший директор-руководитель группы оценки рисков устойчивого развития АКРА
Максим Худалов
Людмила Тесёлкина
генеральный директор Группы компаний «JUST»
Людмила Тесёлкина
Валерий Алексеев
вице-президент Российского автотранспортного союза
Валерий Алексеев
Игорь Лигай
исполнительный директор ООО «Транслогистик»
Игорь Лигай
Марина Казакова
руководитель отдела по развитию бизнеса «Юнитрейд»
Марина Казакова

Рельсами не сошлись

Суть:

На погранпереходах между Россией и Китаем очереди из поездов. Как рассказали «Логирусу» в РЖД, со стороны КНР принимается примерно две трети от согласованного ранее объема подвижных составов. Ограничения фиксируются на пунктах пропуска «Забайкальск – Маньчжурия» и «Наушки – Сухэ-Батор».

Как поясняет китайская сторона, очереди образовываются из-за повышенных требований контрольно-надзорных органов. Задержки при доставке ускоренными контейнерными поездами «Логирусу» подтвердили такие логистические компании как Free Lines Company, ACEX и «Оптимальная логистика».

Особенно напряженная ситуация в Забайкальске. Например, в конце марта там скопилась грузовая пробка более чем из 70 поездов. В то время как переход Гродеково менее загружен: составы идут в основном с назначением на Дальний Восток.

Однако несмотря на существующие проблемы в целом через российско-китайскую границу перемещается в 2 раза больше грузов, чем в марте 2019-го, добавил официальный представитель РЖД. Что является следствием поэтапного снятия ковидных ограничений.

РЖД стала очень жестко контролировать проход поездов, и это, при условии ограничения провозных мощностей границы, правильное решение, уверен старший директор-руководитель группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Максим Худалов. Таким образом обеспечивается равномерная подача составов на приграничные станции: не более четырех в сутки – с российской стороны и не более восьми – с китайской.

Пропускная способность российско-китайской границы сейчас составляет не более четырех поездов в сутки – с российской стороны и не более восьми – с китайской


– Тем временем грузоотправители продолжают нести потери: это и простой, и затраты на аренду вагонов на несколько суток, и отсрочка с получением платежа при поставках, – резюмировал эксперт.

Наличие грузовых пробок на погранпереходах «Логирусу» подтвердил исполнительный директор ООО «Транслогистик» Игорь Лигай. Компания работает с двумя железнодорожными постами «Забайкальск – Маньчжурия» и «Пограничный – Суйфэньхэ». Максимальное время ожидания здесь составляет до 30 дней.

– Из- за разной ширины колеи в Китае и в РФ происходят временные простои в следовании груза до конечного потребителя. Процесс выгрузки и погрузки контейнера занимает достаточно длительное время, так как ресурсы железнодорожных постов ограничены, – пояснил собеседник «Логируса».

Отследи меня полностью

Суть:

Минфин опубликовал проект (ист.) порядка работы в России «Национальной системы прослеживаемости товаров».

Система будет отслеживать движение товарных партий, чтобы обеспечить прозрачность оптового рынка на всей территории Евразийского экономического союза. Ее главная задача – очистить внутренний рынок от контрафакта и ликвидировать миграцию «санкционных товаров» между странами. Также планируют исключить перемещение товаров, ввезенных по сниженным таможенным тарифам.

Партиям будут присваиваться регистрационные номера, которые нужно будет указывать на счетах-фактурах. Контролировать операции будут налоговые органы. А Налогоплательщиков обяжут предоставлять отчеты об операциях с товарами и документы с реквизитами прослеживаемости.

По России ФНС обеспечит создание и внедрение системы, сбор и хранение сведений, обмен информацией с другими регуляторами. Эксперимент уже идет. На этом этапе контролируется несколько групп товаров: холодильники, стиральные машины, электронные интегральные схемы. Недавно было принято решение о продлении пилота до 30 июня 2021 года.

Ограничительные меры в период пандемии коронавируса увеличили обороты контрафактной продукции, отметила директор по внешним коммуникациям ООО «Корпоративный онлайн университет» Марина Лякишева. В целом потери глобальной экономики по итогам 2020 года, по различным оценкам, приближаются к 3% мирового ВВП или более $3 трлн. На вопрос «Логируса» имеет ли смысл создавать систему прослеживаемости с учетом действия системы маркировки, эксперт ответила утвердительно.

Около 30% непродовольственных товаров повседневного спроса, реализуемых в России, являются контрафактными, добавила руководитель отдела по развитию бизнеса «Юнитрейд» Марина Казакова. По данным Минпромторга, основной поток контрафакта в Россию идет из Казахстана и Киргизии, которые в свою очередь завозят эту продукцию из Китая. Санкционные продукты преимущественно ввозят из Белоруссии.

– По экспертным оценкам, объем не пищевой контрафактной продукции в России достигает 5,5 млн рублей. Объем недополученных налогов, только в части НДС, составляет 33 млрд рублей, – отметила Марина Казакова.

На вопрос «Логируса» имеет ли смысл создавать систему прослеживаемости с учетом действия системы маркировки, Марина Лякишева ответила утвердительно.

– Да, конечно. Такую систему прослеживаемости нужно создавать непременно, – считает собеседница «Логируса». – Во-первых, если мы говорим о потребителях, то по данным ВЦИОМ1, на маркировку средствами идентификации, при покупке товаров, обращает внимание только один из семи опрошенных респондентов. Во-вторых, система фактической маркировки средствами идентификации, которые прослеживают каждую единицу товара, для государственного контроля – это все равно, что ловить блох.

Маркировка достаточно трудоемкий процесс: нужно распечатать коды Data Matrix, нанести их на каждую единицу товара, изменить систему складского учета и оснастить считывающими устройствами и сканерами каждую торговую точку, добавила Марина Лякишева. Система же документальной прослеживаемости лишена этих «недостатков».

«Попытка отследить каждую единицу товара с помощью штрихкодов Data Matrix подобна ловле блох. Система же документальной прослеживаемости, в свою очередь, позволяет контролировать движение товарных партий»

– Нигде не надо регистрироваться, никуда ничего не нужно наносить и считывать, не нужно никакого дополнительного оборудования. Требуется только присвоить товару регистрационный номер партии товара, чтобы государственные надзорные органы могли ее отследить: куда, кому и сколько товаров пришло и ушло к контрагенту. По какой цене реализовано и как оплачены эти налоги, – пояснила эксперт.

Регистрационный номер партии товара для импорта будет формироваться из номера декларации на товары и порядкового номера товара уже после выпуска товара. При этом хозяйствующий субъект самостоятельно сформирует этот регистрационный номер партии товара из сведений декларации в случае приобретения этих товаров после 1 июля 2021 года у иностранных контрагентов за исключением стран ЕАЭС.

– При ввозе товаров, которые подлежат прослеживаемости из ЕАЭС, налогоплательщику нужно будет в течение 5 дней с даты принятия товаров на учет подать уведомление в налоговую службу о ввозе товара, – рассказала о процедуре Марина Лякишева. – И в ответ ФНС направит квитанцию с присвоенным регистрационным номером товарной партии. При этом вся отчетность останется прежней и будет реализована через счета-фактуры.

Но нужно учитывать один нюанс, добавила эксперт. После 1 июля необходимо будет провести инвентаризацию товаров иностранного производства для определения наличия остатков, подлежащих прослеживаемости. И, соответственно, подать уведомление об этих остатках ФНС, которая в ответ пришлет для них регистрационные номера.

– Срок предоставления уведомления об остатках товаров, насколько мне известно, неограничен. Однако, если с товаром будут осуществляться любые операции, то перед их совершением необходимо будет предоставить уведомление об остатках для получения регистрационного номера партии. Если товар будет приобретен после 1 июля 21 года у российского контрагента, то реквизиты прослеживаемости в том числе и регистрационный номер партии товара уже должны быть указаны в счет-фактуре или универсальных передаточных документах, – резюмировала директор по внешним коммуникациям ООО «Корпоративный онлайн университет».

По мнению генерального директора ГК JUST Людмилы Тесёлкиной, документальная прослеживаемость в большей степени ориентирована на отражение объемов неуплаченного НДС. Таким образом планируется выявлять все товары, которые были ввезены с указанием недостоверных сведений при таможенном оформлении.

– Внедрение документального контроля скажется на системе постконтроля, так как у таможенных и налоговых органов будет намного больше информации о той или иной товарной партии, – прогнозирует эксперт. – А сама процедура оформления при первом ввозе, на мой взгляд, не изменится никак.

Введение системы документальной прослеживаемости несомненно сократит объемы «серого» импорта, считает Марина Казакова. Кроме того, она поддержит рост конкурентоспособности отечественных товаров, обеспечит законность оборота товаров из ЕАЭС, предотвратит ввоз на территорию РФ контрафактной продукции и в итоге повысит таможенные налоговые сборы.

– Но для успешной борьбы с «серым» импортом нужен комплекс мер. Контроль за транзитом, уничтожение конфискованной продукции, введение ответственности совладельцев торговых объектов за реализацию контрафактной продукции, а также усиление экономической ответственности за торговлю контрафактом, – резюмировала эксперт.

Запретный плод – МКАД

Суть:

На прошлой неделе за подписью мэра Москвы Сергея Собянина вышло постановление (ист.) о запрете транзита на проезд по МКАД грузовиков массой свыше 3,5 тонн.

С 5 мая данному виду грузового транспорта наравне с большегрузами придется получать пропуска на проезд. Разрешения будут делиться на «дневные», которые действительны с 7 утра до 11 вечера. И ночные, которые действительны с 11 вечера до 7 утра.

Также с 5 мая отменяется преференция для иностранных перевозчиков-нерезидентов. Теперь им тоже нужно будет оформлять разрешения. Все формы документов для перевозчиков столичный департамент транспорта обещает выложить в общий доступ с 14 апреля.

И главное, с 5 мая станет обязательным подключение к региональной навигационной информационной системе (РНИС). Без этого пропуска не сделают. Эта система нужна для получения телематических данных о грузовом транспорте, передвигающемся на территории столицы.

В РНИС нужно будет завести все те транспортные средства, на которые планируется получать разрешения. Для этого на грузовиках должны быть установлены специальные трекеры с актуальными программными прошивками. В качестве примера таких трекеров в столичном дептрансе назвали устройства «Орбита», «Гранит» и «АвтоГРАФ-Mobile» с возможностью передачи данных.

За несоблюдение маршрута следования новым постановлением предусмотрено аннулирование пропуска. Ранее при подаче заявки на разрешения компании указывали только точки отгрузки по договору. Фактическое же движение можно было осуществлять в зоне действия пропуска.

Директор по логистике Gulliver&Co Максим Лудин считает, что изменения в оформлении пропусков на МКАД сложно назвать оправданными. При этом перевозчики, с которыми работает компания, уже анонсируют увеличение стоимости транспортных услуг. Но конкретных цифр пока не озвучивают.

– Только представьте, какой колоссальный объем грузового трафика уйдет с МКАД. Уйдет на «бетонки» и недостроенный ЦКАД. В результате чего вместо городских пробок появятся пробки областные, которые также будут отражаться и на скорости доставки грузов. В том числе и скоропорта, – предупреждает эксперт.



С введением требований по применению специальных бортовых устройств, которые должны передавать данные о маршруте движения грузовиков, тоже не все гладко. Чтобы эти данные можно было бы использовать для юридически значимых процедур, технические средства должны быть зарегистрированы как средства измерения, пояснил вице-президент Российского автотранспортного союза Валерий Алексеев.

– Для целей обеспечения безопасности дорожного движения и безопасности перевозок в Техническом регламенте Таможенного Союза определены такие технические средства, которые являются компонентами конкретных транспортных средств. Это тахографы и блоки АСН. Причем по АСН принято решение Правительства РФ, что данные передаются в ЭРА- ГЛОНАСС и далее раздаются потребителям, – пояснил эксперт.

Для «ночных пропусков» как отдельного вида разрешений нужно было вводить упрощенную процедуру подачи и упрощенный набор документов, резюмировал собеседник «Логируса».

Вместе мы С2С

Суть:

По итогам 2020 года продажи между частными лицами в российском сегменте интернета выросли на 87% и превысили 1 трлн рублей. Такие данные приводятся в исследовании «Рынок С2С2 онлайн-торговли», подготовленном Авито и Data Insight. А количество сделок по сравнению с прошлым годом выросло на 70%, более чем до 300 млн.



Лидером по товарным категориям peer-to-peer сделок стал сегмент электроники и бытовой техники. На втором месте – одежда и обувь. На третьем – детские товары.

По словам директора по продажам СДЭК Андрея Мякина, отличительной особенностью рынка С2С является его динамичный рост. В числе актуальных трендов эксперт также выделил увеличение доли отправки между городами РФ, а также то, что 60% отправок совершаются с одной интернет-площадки.

– Ключевая история в С2С сейчас – это выстраивание самостоятельной логистики без участия решений интернет-площадок. И второй очень важный момент – это борьба за «обеление» рынка, – добавил эксперт.



Вопросы безопасности имеют огромное значение, так как взаиморасчеты между физическими лицами никак не регулируется, подчеркнул Андрей Мякин. Поэтому проблемы, возникающие в сегменте С2С, в первую очередь связанны с созданием удобных доверительных и регулируемых отношений между продавцом и покупателем.

Собеседник «Логируса» советует тщательнее проверять трек-номера вплоть до звонка в колл-центр с целью подтверждения, что в такой-то накладной именно вы являетесь получателем. Кроме того, ни при каких обстоятельствах не менять свой номер телефона как получателя. И самое главное – не производить оплату на сторонних платежных страницах.

– Все больше логистических провайдеров будут предлагать адаптированные решения для C2C, – уверен эксперт. – Например, фиксированный размер коробки для упаковки груза без необходимости его дополнительного взвешивания и измерения. Или упрощение формирования накладных через электронный документооборот.

По словам руководителя направления «Письма и посылки» Boxberry Екатерины Коноваловой все больше продавцов в сегменте C2C становятся самозанятыми. Кроме того, растет число селлеров, которые продают на классифайдах3 хэндмейд.

– Если, например, в 2019 году мы отмечали рост товаров бывших в употреблении. В частности, одежды и других личных вещей. То в 2020-2021 годах наблюдаем обратную тенденцию, – резюмировала эксперт. – Продают новые товары: преимущественно электронику и бытовую технику.

Почта вышла из чата

Суть:

Инженерная компания Boston Dynamics представила миру свою новинку: робота stretch. Как уверяют производители, он способен автоматизировать обработку посылок в любой локации склада. В частности, он может ускорить подбор, а также оперативно подстроиться к различным моделям комплектации с помощью технологии умного зрения.

Робот установлен на квадратной платформе с камерами, датчиками и колесами для передвижения. У него есть рука-манипулятор на присосках, которая способна поднять и перенести ящики весом до 23 килограмм. За час робот может переместить до 800 ящиков. А полного заряда батареи хватает на 8 часов работы.



Boston Dynamics также объявила, что готова предоставить «стретча» своим клиентам для пилотного тестирования. В числе интересантов «Почта России», которая оставила заявку на сайте компании и написала об этом в Twitter.



Перед манипуляторами типа робота stretch от Boston Dynamics стоят две главные задачи, отметил директор по развитию «Sorters.ru. Фотомеханика» Сергей Максимов. Первая – распознавание товаров по форме и положению – практически решена. Вторая – захват товара.

– И вот с ней-то не все так просто, – добавил эксперт. – Представьте, приезжает фура, а в ней весь груз лежит навалом. Весьма распространенная картина в наших реалиях, которая делает применение технологии от Boston Dynamics невозможным.

Робот от Boston Dynamics не сможет разгрузить фуру, в которой все посылки лежат навалом

Существуют и другие барьеры, считает собеседник «Логируса». Например, коробки с грузом могут прийти на склад деформированными, так как их повредили на таможне или при транспортировке. К сожалению, захватить деформированный короб манипулятору достаточно сложно, много отказов.

– Подводя итог, человеческая рука универсальнее любых придуманных роботизированных захватов. Применять манипуляторы можно уже сейчас, но не стоит забывать про экономику и отрываться от реальности, – подытожил Сергей Максимов.


1Фонд содействия изучению общественного мнения

2Consumer-to-consumer или C2C – термин, обозначающий схему электронной торговли конечного потребителя (consumer) с конечным потребителем, при которой покупатель и продавец не являются предпринимателями в юридическом смысле этого слова.

3Классифайд – ресурс с объявлениями от физических и юридических лиц с различными предложениями, сгруппированными по темам. 

Тэги: МКАД, интернет-торговля, роботизация, прослеживаемость, Boxberry, СДЭК, Gulliver&Co, АКРА, JUST, РАС, Транслогистик
15.04.2021

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер и Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх