Логистика нерабочих дней, отбившиеся от рук грузы и таможенный «светофор»

Логистические итоги недели: коротко о главном с комментариями участников рынка



Логистика нерабочих дней, беспилотный профит, три оттенка таможни и робоэтика – об этих и других значимых логистических событиях читайте в этом выпуске итогов недели. Вместе с отраслевыми экспертами мы разбирались:

  • • Как локдаун закалил логистов?

  • • Бизнес отпустит «баранку» большегрузов и что ему с того?

  • • Чем неудобен таможенный контроль после выпуска?

  • • К каким рискам готовиться с появлением Центральной почтовой таможни?

  • • Чего не хватает Кодексу этики искусственного интеллекта?


Ответы на эти вопросы вместе с «Логирусом» искали:


Дмитрий Шаров
Руководитель отдела продаж Free Lines Company
Дмитрий Шаров
Кирилл Александров
Коммерческий директор ГК «Аривист»
Кирилл Александров
Андрей Савин
Исполнительный директор Traft
Андрей Савин
Игорь Бурлов
Генеральный директор Arneis
Игорь Бурлов
Иван Комаров
Производственный директор компании Optimalog
Иван Комаров
Рамиль Сулейманов
Генеральный директор ГК «АРТ Деливери»
Рамиль Сулейманов
Денис Чесноков
Руководитель департамента международного развития Pony Express
Денис Чесноков
Олег Понфиленок
Основатель Copter Express
Олег Понфиленок

Логистика нерабочих дней


Суть:

Из-за новой вспышки COVID-19 в Москве объявили режим нерабочих дней. Локдауны также введены практически по всей стране. Работать в привычном режиме могут только предприятия непрерывного цикла.

Малый и средний бизнес может рассчитывать на ряд мер господдержки, среди которых единовременная выплата на каждого сотрудника в 12 792 рубля. Это минимальный размер оплаты труда. Общий объем средств на поддержку бизнеса в таком формате оценивается в 27 миллиардов рублей.

Также возобновляются зарплатные кредиты. Льготное кредитование по программе ФОТ 3.0 будет доступно компаниям из отраслей, максимально пострадавшим из-за пандемии. Кредитные средства можно направлять только на выплату зарплат. Отсрочка платежа по займу составляет полгода. Ставка сохраняется на уровне 3% годовых при условии, если работодатель сохраняет не менее 90% штата сотрудников. В противном случае ставка сразу же вырастает до 10%.

Из-за введения локдауна в сутки бизнес будет терять в среднем 4 млрд рублей, а общий урон экономике страны может составить до 60 млрд рублей, заявлял ранее первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов.

По словам руководителя отдела продаж Free Lines Company Дмитрия Шарова, последствия ограничений, введенных в локдаун, станут ощутимыми для логистических компаний с некоторой отсрочкой.

«Падение объема продаж логистических услуг по клиентам, попадающим под ограничения в локдаун, могут составить порядка 15-20%»


– Например, среди наших партнеров есть ряд крупных сетевых магазинов одежды, которые расположены в торговых центрах. Их доля составляет около 15% от общего клиентского портфеля, – отметил собеседник «Логируса». – По клиентам, попадающих под ограничения, мы ощущаем среднее падение продаж в районе 15-20%.

Однако некоторые компании смогли еще в 2020 году, во время первых локдаунов, перестроить свою бизнес-модель таким образом, что при краткосрочных ограничениях они могут функционировать и сохранять большую часть сбыта, добавил эксперт.

А вот по словам коммерческого директора ГК «Аривист» Кирилла Александрова, количество заказов у них не только не упало, но и стало увеличиваться.

– Это обусловлено тем, что в связи с задержками отгрузки из Китая, уже накопилось определенное количество недопоставленного товара, и наши клиенты с нетерпением ждут эти грузы, для того чтобы принять их и разместить на своих складах, – поясняет эксперт. – Кроме того, среди наших клиентов есть сети ритейла. Они продолжают реализовывать товары в продовольственных магазинах и принимают товары каждый день без ограничений.

Поворот без рук

Суть:

Доставка беспилотным грузовиком может быть на 25% выгоднее перевозки обычной фурой, подсчитали аналитики Roland&Berger Russia. При этом переключаться на беспилотники сервис-провайдеры готовы уже при минимальной экономии: от 2 рублей за 1 км или 3-5% от стоимости перевозки.

По предварительным оценкам аналитиков Traft, беспилотные грузоперевозки между складами, производственными площадками и на других закрытых территориях могут быть на 30% выгоднее обычных.

На данный момент существуют четыре ключевых модели использования беспилотников, и каждая соответствует своему уровню автономности. Первая – это платунинг, который предполагает движение беспилотного каравана грузовиков по федеральным трассам. Вторая модель – дистанционное управление, когда грузовик едет по выделенному коридору, а оператор на расстоянии управляет им. Третья – «хабовая»: на первой и последней миле доставка осуществляется обычным водителем, а по магистрали – беспилотным транспортом. Все вышеперечисленные модели имеют четвертый уровень автономности1.

Четвертая модель предполагает беспилотную доставку «от точки до точки». Она предполагает пятый уровень автономности2.

По мнению аналитиков Roland&Berger Russia, для РФ самыми перспективными будут «хабовая модель» и модель «от точки до точки»

В настоящий момент на закрытой территории ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» тестируется беспилотник. Беспилотная платформа EVO-1 непрерывно перевозит продукцию комбината со склада до двух цехов. Это электрическое транспортное средство на водородном топливе. Его грузоподъемность – 1,5 тонны. Вместимость – до 9 кубических метров. Но так как платформа открытая, ее можно адаптировать к вместимости и до 16 кубометров, пояснил исполнительный директор Traft Андрей Савин.

Машина передвигается на расстоянии 5 км по заранее проложенному маршруту со скоростью 40 км/ч. Большую скорость беспилот не может развивать из-за требований ПДД и регламента производственной площадки. Движение грузовой платформы отслеживает диспетчерский пункт, который контролирует, чтобы машина не сошла с маршрута. В перспективе, при масштабировании технологии, диспетчер может отслеживать передвижение 5-10 автономных машин одновременно, пояснил эксперт.

Беспилотное транспортное средство доставляет грузы 8 часов в сутки, согласно рабочему времени сотрудников комбината, которые занимаются погрузкой-разгрузкой. Но, если этот процесс автоматизировать, рабочее время беспилотника можно увеличить как минимум в два раза, уточняет исполнительный директор Traft.

– Цель данного проекта – показать эффективность использования беспилотного транспорта не только в рамках Магнитогорского металлургического комбината, но и любого другого предприятия, – резюмировал Андрей Савин.

Три оттенка таможни

Суть:

25 октября Федеральная таможенная служба отметала свое 30-летие. В знаменательный для себя день ведомство озвучило предварительные итоги 2021 года по итогам трех кварталов. В частности, глава ФТС России Владимир Булавин рассказал о том, что всего 10% декларантов относятся к так называемому «зеленому сектору» системы управления рисками. Но именно на долю зеленых участников внешнеэкономической деятельности приходится 76% от общего количества деклараций на товары и 86% от общей суммы подлежащих уплате платежей.

К среднему уровню рисков отнесено 102 000 компаний-участников внешнеэкономической деятельности. По сравнению с прошлым годов их количество выросло на 5%. А в «красной зоне» находятся 6 207 декларантов. По сравнению с прошлым годом показатель сократился на 35%.

Генеральный директор компании Arneis Игорь Бурлов отметил ряд ключевых изменений в работе таможни за последние три года. В их числе автоматическая диспетчеризация и автовыпуск декларации, развитие электронных сервисов и личного кабинета участника ВЭД, а также усиление контроля со стороны ФТС.

– Большинство декларации действительно выпускаются в заявленные сроки. Основной контроль сместился на период после выпуска, что я расцениваю, скорее, как негативную практику. Так как зачастую сегодня мы видим, что таможенные органы не вникают в особенности классификации товаров в моменте оформления, – пояснил эксперт.

Что касается количества декларантов в так называемой «зеленой зоне», то корректнее будет оценивать не количество декларантов в ней, а то, какой товарный поток они генерируют, считает Игорь Бурлов.

– Например, из нашего массива грузов около 70-80% приходится на «зеленую зону». И эти товары, как правило, принадлежат федеральным сетям и производителям, – добавил эксперт.

Система определения уровня рисков ФТС остается чрезвычайно закрытой для участников ВЭД. Участникам рынка очень сложно, а под час и невозможно разобраться в ней

Ряд удачных решений, принятых за последние три года ФТС, отметил и производственный директор компании Optimalog Иван Комаров. По его мнению, ключевые изменения связаны с переходом на электронную таможню и созданием единой сети центров электронного декларирования.

– Не стоит забывать и про единые лицевые счета, которые были введены в 2018 году и упростили взаимодействие бизнеса и таможни, – напоминает эксперт. – У участников ВЭД больше нет необходимости распределять денежные средства по разным счетам. С 1 августа 2021 года объединили еще и счета для основных видов платежей. Теперь можно разом оплачивать и таможенные сборы, и пошлины, и НДС во все таможни внутри Российской Федерации.

Но есть и ряд недоработок, признает эксперт. Так, закрытой остается система измерения уровня рисков. Участникам рынка очень сложно в ней разобраться.

– В одном квартале ты можешь быть в низкорисковой категории, а в следующий уже вылететь из него, и причины непонятны. Было бы гораздо удобнее и понятнее, если бы ФТС раскрыла не только блокирующие факторы попадания в низкорисковую категорию, но и принципы формирования требований для вхождения в нее, – отмечает Иван Комаров.

Также он напомнил, что сейчас активно обсуждается изменение системы категорирования. В частности, предлагается ранжировать не самих участников ВЭД, а товарные партии. При этом ФТС уже сейчас расширила периоды, по итогам анализа которых ведомство принимает решение о присвоении той или иной категории риска, добавил генеральный директор ГК «АРТ Деливери» Рамиль Сулейманов.

– Если ранее показатели рассчитывались за квартальный период, то с 2020 года аналитику уже ведут по деятельности организации за два календарных года. Это оценка, на мой взгляд, будет более объективно отражать характеристику организации. Особенно, если она молодая и относительно недавно вышла на рынок ВЭД, – считает собеседник «Логируса».

Есть у экспертов и предложения о том, как сделать таможню ведомством будущего. Так, по словам Рамиля Сулейманова, важно быстрее переходить на автоматическую регистрацию прибытия транспорта, а также исключить необходимость подтверждения таможенной стоимости. Кроме того, пора уже отказаться от использования веса товара из расчета таможенных пошлин.

– Вес не определяет стоимости. Очень часто более тяжелый товар стоит дешевле легкого. В странах импорта нет такой практики, а значит и в документах поставщика вес иногда просто не указан или указан очень неточно, – отмечает Рамиль Сулейманов.

E-com на порог

Суть:

В этом году ФТС рассчитывает получить 3 млрд рублей платежей с участников рынка электронной коммерции. Это на 1 млрд больше, чем по итогам 2020 года, рассказал в интервью «Ведомостям» первый заместитель руководителя ФТС России Руслан Давыдов.

При этом сейчас в день со всех товаров таможня собирает около 20 млрд рублей. Такая разница вполне объяснима, поясняет Руслан Давыдов. Порог беспошлинной торговли сейчас составляет 200 евро. По мнению ФТС, этого все равно много.



Раньше порог был 500 евро, но в месяц. Сейчас пошлины взимаются с каждой посылки. Но их размер был сокращен с 30% до 15%. То есть сейчас огромный сегмент интернет-покупок все равно платит меньше, чем был при пороге в 500 евро. Кроме того, Евразийская экономическая комиссия обсуждает вопрос поэтапного снижения порога беспошлинной торговли до 50 евро, поясняет Руслан Давыдов.

Еще одна важная новость, с 1 октября для трансграничной торговли начали готовить Центральную почтовую таможню. Она начнет работу с февраля 2022 года, пояснили в ФТС, и будет создана на базе Московской таможни, которая с этой даты прекратит свое существование. В этой таможне будут сконцентрированы все операции трансграничного e-commerce в электронном формате с интернет-посылками, с почтой и с экспресс-перевозчиками.

Руководитель департамента международного развития Pony Express Денис Чесноков считает, что создание Центральной почтовой таможни грозит участникам рынка некоторыми операционными рисками.

– Изменений в лучшую сторону не предвидется. Наоборот, это усложнит бизнес, так как станет больше контролирующих функций со стороны почтовой таможни, – считает он.

Эксперт приводит в пример аэропорт «Шереметьево» в Москве. В столичной воздушной гавани посылки едут по ленте прямиком на таможенный контроль. Там есть свое понимание оптимизации процесса. Унификация в рамках почтовой таможни, по словам Чеснокова, с одной стороны, может облегчить задачу, а с другой – создать проблемы в уже отлаженной системе Шереметьево.

Кроме того, эксперт считает, что любое обнуление беспошлинного порога станет административным барьером, который будет мешать росту трансграничной торговли.

– Досмотр посылок, а также затраты на администрирование оплаты пошлин и тоге снизят трансграничный трафик. Поэтому я искренне считаю, что, снижая беспошлинный порог, ФТС больше потеряет, чем приобретет, – резюмировал эксперт.

Этика роботов

Суть:

«Яндекс», «Сбербанк», МТС и другие крупнейшие компании подписали Кодекс этики искусственного интеллекта. Ключевые положения документа говорят о том, что при разработке и проектировании подобный систем обязательно следовать человеко-ориентированному и гуманистическому подходу. Главное – не допускать причинения вреда здоровью человека.

Также важно обеспечивать охрану данных и помнить, что ответственность за последствия применения искусственного интеллекта всегда несет человек. Кроме того, нужно формировать условия для привлечения инвестиций в развитие таких технологий от российских частных инвесторов, венчурных фондов и фондов прямых инвестиций.

А еще – интересы развития технологий систем искусственного интеллекта должны стоять выше интересов конкуренции.

В целом разработчики искусственного интеллекта положительно отнеслись к появлению кодекса. Среди них и основатель компании «Copter Express» Олег Понфиленок. Однако он подчеркивает, что документу пока не хватает конкретики.

– Я не согласен только с одним пунктом: с тем, что вся ответственность за действия и возможный ущерб, который могут нести автономные системы под управлением искусственного интеллекта, ложатся на разработчика. Такой подход ни к чему не приведет. В цивилизованном мире такую ответственность несет страховая компания, которая берет на себя финансовую ответственность за ущерб в рамках обозначенной в страховке суммы. Либо ответственность ложится на уполномоченный орган, который выдает сертификат на беспилотное оборудование.

По словам эксперта, делать ответственным конкретное лицо нецелесообразно.

– Переложить вину на разработчика, программиста, который написал несколько строчек кода, вряд ли получится. За что он сможет ответить? У него и денег-то нет, чтобы покрыть ущерб, так как он не страховая компания. Осудить его и посадить в тюрьму? Тоже нет смысла, так как таких разработчиков очень много, посадить всех все равно не получится. Такой подход в итоге приведет к тому, что никто ничего разрабатывать не будет.



1Четвертый уровень автономности предполагает наличие в автомобиле руля и педалей, но снимает с водителя ответственность за управление.

2Пятый уровень автономности подразумевает, что автомобиль самостоятельно передвигается по дорогам общего пользования без сопровождения водителя-испытателя или инженера.

Тэги: итоги недели, Copter Express, Free Lines Company, Аривист, Traft, Arneis, Optimalog, АРТ Деливери, Pony Express, Александр Шаров
05.11.2021

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Личные трудности Лучшие люди Опыт в помощь Оценка Логизорро Раскопки Складская логистика Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх