Казахстан: транзит по-соседски

О том, что не стоит импортировать через республику и какими презентами расположить к себе казахских партнеров

Марина Сергученкова Марина Сергученкова
Заместитель шеф-редактора




В последние месяцы роль Казахстана в российском импорте товаров из стран, поддержавших санкции, усилилась. Республика стала крупнейшим логистическим хабом на территории ЕАЭС.

Этому поспособствовали , во-первых, удобное географическое положение. Так как республика находится на пересечении 11 экономических коридоров. Во-вторых, Россия и Казахстан входят в состав ЕАЭС, что предполагает единое экономическое пространство и применение унифицированных правовых норм.

Более того многие крупные российские транспортные компании перерегистрировали часть своих автопарков в Казахстане, с целью обхода запрета на перевозки по Европе на фурах с номерами РФ.

Однако в «казахской схеме» есть и немало рисков. Поэтому «Логирус» решил выяснить:

  • • Какие схемы реэкспорта в Казахстане не работают и почему?

  • • Какие товары в республике попали в «стоп-лист» для реэкспорта?

  • • На каких направлениях в Казахстане ощущается особенно острый дефицит фур?

  • • И в чем ни в коем случае нельзя отказывать казахским партнерам?

В нюансах «транзита по-соседски» «Логирусу» помогали разбираться:


Андрей Серебряков
руководитель отдела по работе с корпоративными клиентами «Канавара Групп»
Андрей Серебряков
Людмила Теселкина
генеральный директор Группы компаний JUST, член экспертно-консультативного совета по реализации таможенной политики при ФТС России
Людмила Теселкина
Кирилл Власов
генеральный директор STS Logistics
Кирилл Власов
Виктория Соболенко
руководитель отдела логистических проектов и цифровизации процессов ООО «ЭНИКА ЭКСПРЕСС РУС»
Виктория Соболенко

Таможенно-налоговые нюансы

Сеть по борьбе с финансовыми преступлениями (FinCEN) и Бюро промышленности и безопасности (BIS) Минторговли США включили Казахстан в список транзитных государств (ист.), через которые в Россию ввозятся санкционные товары из Евросоюза и США.

Схем ввоза импорта через республику четыре: косвенный реэкспорт, ложный транзит, прямой реэкспорт и ввоз через третьи страны. Часть из них предполагает «смену владельца груза», отмечает руководитель отдела по работе с корпоративными клиентами «Канавара Групп» Андрей Серебряков. Если товар уже растаможен во внутреннее потребление, происходит его обычная купля-продажа с оформлением статистических форм. В этом случае возникает переплата на размер НДС 12%.

– Товар оформляется двумя таможенными процедурами и сопровождается большим комплектом документов на разных этапах. В среднем, выпуск продукции для внутреннего потребления через процедуру таможенного склада занимает от 2 до 4 дней, – пояснил эксперт.

Подробнее о том, как работает каждая из схем ввоза импорта – читайте в статье «Турция: транзит поневоле».

Кроме того, Казахстан предъявляет требование по обязательному физическому ввозу грузов на свою территорию, добавила генеральный директор Группы компаний JUST Людмила Теселкина. Использование процедур «таможенного склада» и «свободного склада» пока запрещено.

– Это связано с желанием, чтобы все суммы таможенных платежей в отношении товаров, которые перемещаются в рамках посредничества, уплачивались в Казахстане. Для российского бизнеса – это в первую очередь уплата НДС, – пояснила эксперт.

Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 24 июня 2022 года №623 (ист.) внесены изменения в Правила и условия применения освобождения от налога на добавленную стоимость при импорте товаров. От уплаты НДС были освобождены уполномоченные экономические операторы. Нововведения вступили в силу с 11 июля 2022 года.

Освобождение от НДС возможно, если стоимость товара в заявлении о ввозе и счете-фактуре не ниже той, что указана в декларации на товары.


Однако у российских участников ВЭД вскоре может появиться возможность использования процедуры «таможенного склада». Так как подготовлен законопроект по корректировке ФЗ №289 «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Одно из предложений – наделение участников ВЭД возможностью прерывания процедуры международного таможенного транзита процедурой таможенного склада. Это позволит на законных основаниях применять схему «прерванного транзита».

– Законопроект прошел второе чтение в Госдуме и был отправлен на доработку в связи с позицией партнеров из ЕАЭС. Так как на территории Союза действует принцип резидентства, в соответствии с которым страны-участницы могут подавать декларации только таможенным органам своего государства. Поэтому пока этот вопрос не решен, – рассказала Людмила Теселкина.

Сейчас возможности по смене собственника на складе временного хранения регулируются статьей 83 Таможенным кодексом, и они очень ограничены для декларантов-нерезидентов, подчеркнула эксперт. Таких возможностей всего две: доставка товаров для собственных нужд компании или для нужд представительства.

Казахстан предъявляет требование по обязательному физическому ввозу грузов на свою территорию. Использование процедур «таможенного склада» и «свободного склада» пока запрещено

Однако «через третьи страны» получится ввезти далеко не все товары из ЕС и США. Во-первых, в Казахстане действует список товаров, запрещенных к реэкспорту. Они собраны на сайте sanction2022.kz с указанием кодов ТН ВЭД, пояснила Людмила Теселкина. Во-вторых, проблематично завести в РФ продукцию, имеющую серийные номера или подлежащую сервисному обслуживанию, добавил генеральный директор STS Logistics Кирилл Власов.

– Если у запчасти есть серийный номер, который входит в международную базу данных, то прослеживается вся цепочка поставок. Еще интереснее, если товар имеет встроенное программное обеспечение, интегрированное в сеть Интернет. В этом случае предмет выходит в Сеть, фиксирует свое местоположение и сразу становится понятно, что он приехал на подсанкционную территорию, – предупредил Кирилл Власов.

Спрос есть, а колес не хватает

По данным казахстанского представительства Биржи грузоперевозок ATI.SU, во втором квартале 2022 года количество заявок на перевозки из Казахстана в другие страны выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 136%. При этом спрос увеличивался ежемесячно: в апреле он вырос в годовом выражении в 1,5 раза, в мае – в 2 раза, в июне – уже в 3 раза. Наиболее серьезный вклад в этот рост, по итогам второго квартала, внесли российское (+138%) и белорусское (+158%) направления.

Доставку автомобильным транспортом из Казахстана в Россию и обратно осуществляет большинство российских транспортно-логистических компаний. При этом возможны как LTL, так и FTL-перевозки. Средние транзитные сроки – от 3 до 12 дней в зависимости от направления.

Источник: dellin.ru


Стоимость перевозки зависит от веса, габаритов и точки отправки. Так, если груз из Нур-Султана включает 10 паллет размером 19,2м3 и общим весом 2000 кг, то ориентировочная стоимость доставки составит от 57 тыс. рублей. Перевозка негабаритных грузов добавит еще +15% к конечной стоимости. А если вес одного места превысит 2500 кг, наценка составит уже +35% к сумме.

 Источник: logdok.ru. Тарифы актуальны до сентября 2022 года


При этом возможностей для пересечения казахско-российской границы с 12 июля стало больше. Так как республика открыла 10 автомобильных пунктов пропуска. В их числе «Кондыбай», «Акбалшык», «Кызыл Жар», «Найза», «Жезкент», «Байтанат», «Коянбай», «Орда», «Шаган», «Карашатау».

Но в сегменте автоперевозок существуют и серьезные барьеры. Одна из них – дефицит свободного грузового транспорта в республике, отметил директор по логистике компании Sulpak (Казахстан) Алексей Коломиец. Нехватка наблюдается с мая 2022 года. В первую очередь, пострадали такие направления из Алма-Аты как Запад и Север.

– Поток перестал быть сбалансированным. Машина уходит в Россию, выгружается, а потом долго стоит в поисках обратной загрузки из РФ, – резюмировал эксперт. – Этот дисбаланс мы наблюдаем впервые.

Средний срок доставки грузов железнодорожным транспортом из Казахстана составляет от 25 до 35 дней, а стоимость начинается от $1,22 за кг. По данным аналитиков «РЖД Логистики» с 16 марта среднесуточная погрузка и транзит через Казахстан выросли в среднем в 2,2 раза.

Источник: logilux.ru

«Удаленные возможности»

Чтобы заниматься ввозом импорта через Казахстан без посредников, потребуется открыть собственное юридическое лицо. Это можно сделать удаленно. Стоимость данной услуги начинается от 35 000 рублей. За эти деньги компании оформят учредительные документы, ИНН, персональный ЭЦП, подберут коды ОКВЭД, проверят название и зарегистрируют юрлицо. При этом Граждане Российской Федерации могут быть учредителями и занимать любые должности без каких-либо разрешений.

Счет в банке посреднические компании также могут открыть дистанционно. В среднем эта услуга обойдется от 25 000 рублей. Открывать счет консалтинговые компании рекомендуют в кредитных организациях с широкими филиальными сетями. В их числе «Народный банк Казахстана», «Евразийский банк» и «ЦентрКредит». Сроки осуществления транзакций – до 7-10 рабочий дней. Однако по факту, процесс взаиморасчетов занимает не более 3 дней.

К китайской платежной системе UnionPay уже подключился «Банк ЦентрКредит», а вот Kaspi подобных планов не имеет, заявили в кредитной организации.

Корпоративная иерархия и застолья

Руководитель отдела логистических проектов и цифровизации процессов ООО «ЭНИКА ЭКСПРЕСС РУС» Виктория Соболенко 30 лет жила и работала в Казахстане и близко знакома с особенностями местного делового этикета. В беседе с «Логирусом» она поделилась советами, которые помогут найти общий язык с местными бизнес-партнерами:

  • 1. Казахстан – страна современная и гостеприимная! Поэтому деловые контакты здесь зачастую предполагают две фазы. Первая – официальная. Она включает саму встречу, переговоры, презентации и предварительную договоренность. Вторая фаза – это обед или ужин. И она носит «практически» обязательный характер. Уважительным поводом для отказа может послужить только очень уважительная причина. Вылет из страны, к примеру .

  • 2. Опоздание на деловую встречу в Казахстане не считается чем-то предосудительным, даже если задержка была вызвана не «объективными» причинами.

  • 3. При установлении деловых контактов в Казахстане желательно найти личные точки соприкосновения с будущим партнером. Такими «мостиками» могут стать увлечение теннисом, футболом и т.д.

  • 4. Памятные подарки, в том числе российские сладости, всегда будут приняты казахскими партнерами с благодарностью и теплотой.

Есть и другие нюансы, которые стоит учитывать, планируя вести бизнес в республике. Так, в Казахстане очень сильны родственные связи, и местные бизнесмены их умело используют в работе, отмечают работавшие в стране предприниматели. При этом бизнес-сообщество представляет собой довольно ограниченный круг людей: все друг друга знают, в худшем случае через два рукопожатия.

Вместе с тем при запуске совместного проекта могут возникнуть сложности с тем, что местные сотрудники не захотят брать на себя всю полноту ответственности. Поэтому процесс распределения полномочий будет долгим и трудоемким.

Но при этом нужно помнить, что существует разница между столицей и регионами. Так, если в Нур-Султане традиции делового этикета ближе к европейским, то в менее крупных городах – больше придерживаются местных традиций.

Тэги: Казахстан, транзит, санкции, ЕС, ВЭД
20.07.2022

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер и Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх