Полиграф для водителя

Как отучить персонал компаний воровать грузы

oleg_tuzikov.jpg Олег Тузиков
шеф-редактор

Как отучить персонал компаний воровать грузы

Василий Солтан – генеральный директор компании «ЛГК-Логистика». Эта компания сделала или, по крайней мере, пытается сделать системную и квалифицированную борьбу с хищениями грузов своим конкурентным преимуществом, если хотите, своей фирменной «фишкой». Василий рассказал «Логирусу», что именно они предпринимают, чтобы остановить воровство, а вот о том, как у них получается, судите сами.

Проверить или простить

Василий Солтан – генеральный директор компании «ЛГК-Логистика» Давайте для начала поговорим о борьбе с мелкими хищениями, которые совершаются водителями, сотрудниками склада или магазина. Когда воруют машину целиком, это проблема иного уровня.

Мы работаем с фэшн-индустрией – одеждой, косметикой и так далее. Помимо этого, мы работаем с цифровой техникой, то есть высоколиквидными товарами, которые воруют при первой же возможности. Какие-то наши клиенты передают такие товары водителям с полным внутритарным пересчетом – открывают коробку, он пересчитывает, допустим, смартфоны и за них расписывается. Десять штук принял, десять штук должен привезти. А есть клиенты, которые сдают груз в упаковках, с фирменным скотчем, стрейч-пленкой, чтобы к товару не было доступа. Вот здесь и возникают проблемы.

Как правило, на каком этапе выявляется хищение? Когда в магазине открыли коробку и видят – тут недостача. Вот тогда начинает раскручиваться вся цепочка – служба по логистике, служба безопасности бросаются смотреть, что, как и где. Мы вызываем своего водителя на полиграф, он дает показания. Допустим, полиграфист говорит: «Нет, ребята, он не брал». В таком случае надо проверять всех менеджеров магазина, всех сотрудников склада, а это уже компетенция клиента. Клиент этого делать не хочет – дорого, проверка одного сотрудника стоит пять тысяч рублей. Предположим, что украли на 20 тысяч рублей, это значит, что десять сотрудников ты проверять уже не будешь. Тратить 50 тысяч для того, чтобы вернуть двадцать, бессмысленно, и клиент, скорее всего, просто махнет на это рукой. На какие-то траты он пойдет только тогда, когда увидит, что кражи продолжаются и суммы становятся серьезными.

Такое поведение дает вору ощущение безнаказанности и, следовательно, увеличивает возможность рецидива. Злоумышленник видит, что один раз не попался, второй раз не попался, в третий раз он возьмет больше, потом еще больше. В итоге он вообще перестанет бояться. Выходит, что полиграф, хоть и эффективен, не всегда применим.

Злоумышленник видит, что один раз не попался, второй раз не попался, в третий раз он возьмет больше, потом еще больше. В итоге он вообще перестанет бояться
Мы пытались решить проблему другим путем – ставить всевозможные датчики открытия дверей, например. Тут же столкнулись с противоречиями, которые нас лишь в тупик заводили: водитель открывает машину, нам приходит сигнал, мы видим, что будка открыта, видим его местоположение. Предположим, автомобиль находится на территории торгового центра. На стоянке он находится или в зоне разгрузки, GPS не позволяет определить. Поэтому никто не мешает водителю что-то перегрузить из одной машины в другую, с открытыми воротами доехать до магазина и спокойно сдавать товар. Потом мы услышали от тех же водителей, что концевики на датчиках можно замкнуть, чтобы они вообще не срабатывали и так далее – русский человек, мне кажется, из любой ситуации выкрутится.


Люди и пломбы

С пломбами воры делают, что хотят. Например, срывают, а потом склеивают. Такие вещи можно проделывать только тогда, когда есть уверенность, что менеджер магазина не проверит. Я был на одной встрече, специально повесил пломбу кое-как, а менеджер мне говорит: «Да, все нормально, можете ехать». На обычной пластиковой пломбе имеется два отверстия, причем одно абсолютно декоративное и служит только для того, чтобы тросик не торчал, чтобы пломба эстетично смотрелась. Я засунул тросик в это холостое отверстие прямо при менеджере магазина. Со стороны кажется, что пломба вроде бы висит правильно. Спрашиваю: «Вас устраивает, как я пломбу повесил? Водитель может ехать?» Она мне: «Да-да, пусть едет». Тогда я говорю ей: «Минуточку, стоп, а вот теперь смотрите», – и показываю ей, как эта пломба повешена и как она легко снимается. Она была сильно удивлена, что такое вообще возможно. Мы пришли к выводу, что люди, которым поручено соблюдать меры безопасности, зачастую в них совершенно не разбираются.

Вот это правильная пломбировка
Вот это правильная пломбировка


А вот это обман
А вот это обман


Вариант с неправильно повешенной пломбой – это одна проблема. Вторая проблема – менеджеры частенько вовсе не спускаются к машинам, то есть не контролируют пломбирование и не вешают пломбы сами, а отдают их водителям. Я говорю клиенту: какие задачи мы с вами можем решить, если ваш собственный менеджер просто отдал водителю семь пломб в надежде, что водитель самостоятельно их повесит? Это ведь самая настоящая провокация с вашей стороны! Вы отдали водителю пломбы, отдали груз, ему ничего не мешает заехать домой, померить эту одежду, выбрать, что ему нравится, что подходит, и поехать себе дальше.

Водители – это вообще весьма специфический контингент, они не станут воровать, только если лишить их этой возможности 

Ну, сколько раз водитель преодолеет подобного рода искусы? Водители – это вообще весьма специфический контингент, они не станут воровать, только если лишить их этой возможности. Понятно, что люди бывают разные, всех под одну гребенку грести нельзя, есть и честные. Но, тем не менее, когда вы просто отдаете пломбы водителю в руки, то обязательно рано или поздно накличете беду. Украдет один, украдет второй, третий… Они смотрят: месяц ездим, месяц берем, что хотим – ничего не происходит, никаких претензий. Водители начинают думать, что, если никто никак не реагирует, то это норма, естественная убыль, они даже уже перестают напрягаться, как-то нервничать по этому поводу – ведь все нормально!


Позднее прозрение

Мы расписали все участки, где возможны кражи, а случиться они могут везде, начиная от прилета груза, допустим, в Шереметьево. Там уже возможна недостача, потому что, скажем, грузчики в Турции что-то стянули. Таможня, конечно, может пару шапок увести, ну, с нее не спросишь. В больших масштабах она не возьмет. Обычно большие масштабы начинаются там, где сотрудники проявляют халатность, а причина халатности – низкая корпоративная культура. С этого мы всегда и начинаем разговор с клиентом: давайте мы сначала определимся, прописаны ли в ценностях вашей компании вопросы безопасности, борьбы с воровством? Затрагивается ли эта тема, например, при приеме на работу того же продавца, кладовщика? Это должно звучать постоянно и громко: мы жестко боремся с хищениями, у нас ликвидный товар, водителей не надо провоцировать, бдительность должна быть повышенной. Подозрительный водитель, не так посмотрел, коробка не так заклеена, пломба не так висит – сразу же действуете по инструкции. К одному из клиентов, помню, мы два года назад с этим обращались. Он отмахнулся: а, да ладно! Два года прошло, они считают убытки – ого! За голову схватились! Хищения, если на них не реагировать, никогда не будут держаться на одном и том же уровне, они будут расти, как снежный ком. Вот вам и итог: когда счет пошел на многие миллионы, люди забили тревогу. Начинается все с одного пиджака, но потом украдут сто пиджаков. Установка тех же видеокамер на складе сначала отвергалась: да нет, у нас не так много воруют, чтобы ставить эти камеры – не рентабельны они. А когда масштаб бедствия стал огромным, тут же мышление поменялось: в этом году десять миллионов потеряли, а что будет в следующем? Очевидно, что эти камеры у нас уже отбились бы.

Обычно большие масштабы начинаются там, где сотрудники проявляют халатность, а причина халатности – низкая корпоративная культура 

Когда клиент вдруг начинает прозревать, начинаешь все с начала: вот наш водитель, вот инструкция, он должен четко действовать по ней. Если он делает все, как положено, тогда уже возникают вопросы к магазину. Конечно, если водитель сорвал пломбу сам, то менеджеру очень удобно – ему никуда не надо спускаться за товаром. Тележку в магазин привезли, по местам все сходится, коробки все заклеены, начинается приемка, изучается пакинг-лист – товара не хватает. Будете пытаться предъявить нам претензии? Я отвечу: ребята, извините! Вот документы, все подписи-печати стоят, никакого акта не составлено, какие вопросы к нам? Даже если водитель украл, а мы понимаем, что это возможно, почему вы не составили нужных актов сразу и, главное, почему вы сами создали ему условия, в которых ему свои преступные замыслы легко реализовать?


Культура красного цвета

Мы живем, как сказал один наш клиент, в стране с красной корпоративной культурой. Здесь лучше всего работает метод принуждения, метод кнута. Если нас штрафуют за нарушение правил, мы нарушаем меньше. Особенно если знаем, что штраф большой, а вероятность наказания очень высока. А если камеры, допустим, на дороге не висят, гаишников не видно, то и ладно, я поеду, как захочу. И в перевозках то же самое – если мы не реагируем на нарушение разработанных должностных инструкций, не штрафуем сотрудников, все придуманные схемы безопасности перестают работать, и все железные пломбы и электронные замки становятся бесполезны. Злоумышленники обойдут все системы, если на уровне персонала в головах нет культуры исполнения своих обязанностей, нет дисциплины. Я одному менеджеру говорю: «Ну, почему вы отдали водителю пломбы в руки, ведь он же их не повесит?! Он поедет сейчас к себе и возьмет все, что ему надо!» Она удивляется: «Что, у вас такие водители работают?» Ей, видимо, кажется, что мы живем в какой-то стране, где за кражи отрубают руки или расстреливают.

Поэтому я действительно уверен: не воруют там, где нет физической возможности украсть. Даже на складе, где стоит куча датчиков, пищалок, охрана на выходе всех проверяет, нет-нет, да и попадается с чем-нибудь какой-нибудь грузчик.

Мы проводим встречи с клиентами, на которых рассказываем, где у них можно украсть. Клиенты придумывают меры безопасности, мы показываем им, как и где мы эти меры обойдем.

Я как-то проехался по нескольким магазинам и увидел, что сотрудник одного из них имеет доступ к складу, где нет никаких камер. А зачем вам, господа, тогда нужен охранник в магазине? Чтобы посетители не украли? Ну, посетители не украдут, но у вас склад никак не охраняется, а там огромное количество товара, и менеджеру магазина ничто не мешает его перегрузить прямо себе в машину – это мне сам менеджер, не стесняясь, говорит. Он понимает, что здесь меры безопасности не работают, поэтому он каким-то пломбам вообще значения не придает, зачем ему возиться? И почти у всех это крепко сидит в голове: что ни придумывай, все равно украдут. Почти никто не пытается соблюдать меры безопасности, а ведь это элементарно: спустился, проверил пломбы, сверил номер – все, молодец! Тележку с грузом сопроводил, груз в магазин сдал, а там уже сотрудник охраны – отлично, ты справился! Водителю машину загрузил, пломбу ему своими трудолюбивыми руками повесил – оценка пять! Ничего сверхъестественного делать не надо, соблюдайте нехитрые правила – так ведь нет. Так что проблема, на мой взгляд, уходит глубоко в нашу российскую культуру, поэтому технические новинки можно придумывать, но…


Читайте продолжение: Полиграф для водителя – 2

«У одного из наших клиентов постоянно обнаруживались серьезные недостачи, связанные с одним и тем же водителем, слава богу, не нашим. Служба безопасности клиента села ему на хвост, он, ничего не подозревая, привез их к себе домой, в частный дом, скрутил ворота на своей машине, даже не ворота, а среднюю стойку, на которой как раз крепится пломба. Пломба при этом, как вы понимаете, осталась целехонькой. Как только он все это снял, служба безопасности компании его и приняла…»


29.07.2015

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх