Полиграф для водителя – 2

Почему полиция в борьбе с воровством грузов не помощник

oleg_tuzikov.jpg Олег Тузиков
шеф-редактор

Почему полиция в борьбе с воровством не помощник

Генеральный директор компании «ЛГК-Логистика» Василий Солтан продолжает знакомить нас со своими методами борьбы с хищениями грузов. Первая часть статьи о воровстве была опубликована на сайте «Логируса» вчера.

Машина для «заработка»

Василий Солтан на форуме «Логист.ру/2015»
Василий Солтан на форуме «Логист.ру/2015»


Предположим, за одну ездку из точки А в точку Б водителю платят две тысячи рублей. Товара же он может украсть на двадцать тысяч – стоимость одной ездки уже не две, а двадцать две тысячи. Хорошо, пусть он реализует краденое даже не по своей цене, а со скидкой в пятьдесят процентов – все равно есть смысл: десять ездок – сто тысяч. Нормальный человек, если ему предложат хорошую вещь в два раза дешевле, разве не возьмет? И никто не будет задаваться вопросом, откуда эту вещь взяли. Ему сказали, что с таможни, он сделал вид, что поверил.

У одного из наших клиентов постоянно обнаруживались серьезные недостачи, связанные с одним и тем же водителем, слава богу, не нашим. Служба безопасности клиента села ему на хвост, он, ничего не подозревая, привез их к себе домой, в частный дом, скрутил ворота на своей машине, даже не ворота, а среднюю стойку, на которой как раз крепится пломба. Пломба при этом, как вы понимаете, осталась целехонькой. Как только он все это снял, его служба безопасности компании и приняла. С собой у них был оперативный сотрудник полиции, в доме обнаружился товар компании, другой товар – просто навалено у него там было, он не стеснялся. Человек понимал, что схема работает, возможность есть. Может быть, у него и цель была именно такая – не две тысячи на ездке зарабатывать, а побольше. Некоторые особенно хитрые «кадры» даже машины себе покупают именно из расчета на такие «дополнительные» заработки. Ну, соответственно, клиент выставил счет на полтора миллиона компании-перевозчику за какой-то очень небольшой промежуток времени, который этот водитель у них работал.

Нормальный человек, если ему предложат хорошую вещь в два раза дешевле, разве не возьмет? И никто не будет задаваться вопросом, откуда эту вещь взяли. Ему сказали, что с таможни, он сделал вид, что поверил 

Какие масштабы здесь могут быть? Масштабы колоссальные, если один водитель поработал несколько месяцев и успел украсть на полтора миллиона. А такой водитель о возможности воровать, как правило, расскажет второму, второй – третьему. Для чего это делается? Для того, чтобы не быть одному под подозрением. Когда недостача у одного водителя, то, как ни крути, он под прицелом, всегда он и опять он – рано или поздно поймают.


Поймай одного, чтоб другие боялись

Мы раньше отнекивались, думали, зачем нам выяснять и признавать, что наш водитель ворует – это же такое пятно на репутации, с нами перестанут работать. А потом мы поняли, что, если мы с этой проблемой сами, гласно, открыто не справимся, то наши партнеры так или иначе примут решение о смене компании. Мы сказали: да, пока вы провоцируете водителей, мы не можем дать гарантию, что никто ничего не украдет. Но мы будем с воровством бороться: будем регулярно проверять их на полиграфе и, главное, ничего не будем замалчивать: как только кого-то поймаем, мы эту информацию огласим, повесим на условную информационную доску, что такой-то пойман – это будет работать, до остальных дойдет, что ловят, как ни крути.

Когда клиент говорит, что есть кражи, мы говорим: а давайте-ка мы все ваши участки разберем по порядку. Они порой возражают – мол, это наши внутренние процессы. Ну, да, ваши внутренние, но если мы их не знаем, то как нам достичь результата? Мы отвечаем за свой участок – у нас водители под наблюдением, ворота с пломбами, болты заварены, чтобы машину нельзя было вскрыть. От точки А до точки Б в нее никак нельзя было залезть, а недостача все равно налицо, поэтому давайте-ка посмотрим, какова обстановка у вас на складе и в магазине. Или не выдвигайте голословных обвинений.

Мы сказали: да, пока вы провоцируете водителей, мы не можем дать гарантию, что никто ничего не украдет. Но мы будем с воровством бороться и, главное, ничего не будем замалчивать 

Вот интересный случай из моей практики: водитель поехал в рейс с экспедитором, причем экспедитор был со стороны клиента, и все равно обнаружилась недостача. К нам приходит претензия около 100 тысяч рублей, мол, компенсируйте. Мы говорим: минуточку, давайте разберемся! Водитель принял груз, ехал с экспедитором, который был с водителем на каждой точке. Они все сдали, никаких актов не составлено, все везде сошлось. Почему мы должны платить? Может быть, у вас в магазине украли? Нет, отвечают, мы посмотрели видеозапись, как в магазине товар принимался, посмотрели камеры на складе, и стало очевидно, что украли именно в момент перевозки. В общем, клиент сделал за нас большую работу и указал нам на то, что виноват наш человек. Мы попросили записи с камер торгового центра, и что вы думаете? В одном из магазинов в момент доставки не оказалось сотрудника, который должен был сопровождать товар. Экспедитор вынужден был покинуть машину и самому сопроводить тележку с грузом. Когда он ушел в первый раз, водитель засек время, сколько у экспедитора уходит на ходку туда-обратно, понял, что у него есть около пятнадцати минут и, когда экспедитор ушел со второй тележкой, быстренько отъехал от торгового центра за угол, где, по его представлению, не было камер, и взял, что ему надо. Но камера там все же была – зафиксировала, как он залезает в будку и вылезает оттуда с каким-то пакетом. Вызвали его в офис, он приехал, с толстой золотой цепочкой, такой парень из 90-х, уверенный в себе. Думал, что мы блефуем, и у нас на него ничего нет. В итоге и товар вернул, и деньги клиенту отдал. Правда, клиента мы все равно потеряли – ему не понравилось то, что мы не заплатили ему сразу. Но мы, конечно, допустили бы большую ошибку, если бы это сделали – во-первых, это юридически было бы никак не обосновано, во-вторых, всегда надо разбираться в ситуации «от» и «до». Мы же не знали, что экспедитор уходил. Мы живем в России, один раз заплатишь вот так, по первому требованию, это может всем понравиться, и тогда мы просто обанкротимся или будем работать только ради того, чтобы выплачивать компенсации клиентам.

Тем не менее, я вижу в этой истории очень большой плюс – клиент на ЧП отреагировал мгновенно, как только возникла единственная недостача. Инициировал разбирательство, в результате виновный был найден, и это стало известно. Теперь другие его партнеры будут знать, что если когда-нибудь у кого-то из них случится подобное, будет то же самое – серьезное разбирательство, и это не сойдет с рук, потому что такая у них корпоративная культура.


Вор «на больничном»

На этапе найма мы проверяем водителя на наличие судимости. Если судимости нет, то больше проверять, по большому счету, нечего. Мы видим еще штрафы, но в принципе, штрафуют всех, хотя, возможно, стоит и на это обращать внимание, если штрафов слишком много – следовательно, он не очень-то законопослушный. Были у нас водители и с судимостью, причем мы узнали об этом после того, как их наняли – тогда у нас еще не было этой базы. Их вызывали, проверяли на полиграфе – у них все идеально. Ну, бывает, человек в молодости по глупости получил срок, теперь повзрослел, ему ничего подобного уже не надо, он уже знает, что это такое. В общем, судимость – это так себе показатель. Или молодой парнишка, после армии пришел, купил себе машину и пришел к нам работать – что мы на него наберем? Да, в общем, ничего. Отчего начинают воровать? Чаще всего от какой-то нужды – кредиты не оплачены, в семье трудности, человек начинает думать: а где заработать больше? Да нигде. Нужда заставляет, он начинает действовать другими методами.

Отчего начинают воровать? Чаще всего от какой-то нужды – кредиты не оплачены, в семье трудности, человек начинает думать: а где заработать больше? Да нигде 

Как только мы стали проверять на полиграфе, эта информация тут же разошлась среди других водителей, они стали требовать от клиентов соблюдения инструкций, сообщали нам, в каких магазинах к ним не спускаются. Проверки на полиграфе мы делаем за свой счет, если водитель чист, а если попался, то за его. Сейчас мы эту услугу покупаем, хотя, возможно, в будущем возьмем своего полиграфиста, если частота запросов будет большая. Пока что в месяц через полиграф проходит от пяти до десяти человек. Полиграф, кстати, тоже не панацея – у нас был водитель, в отношении которого имелись серьезные подозрения. Поставили на проект другого водителя – кражи прекратились. Мы его вызываем, заранее предупредив, что его будут проверять на полиграфе, так он сказал, что у него давление, и он принимает какие-то препараты. В общем, грамотный попался – полиграфист просто не мог его проверить в таком состоянии, потому что человек нездоров. Не надо было предупреждать. Ну, мы от него все равно избавились.


Полиция - не помощник

В полицию мы обращаемся редко. Если мы поймали водителя, как говорится, за руку, то он не отвертится – тут уголовное дело можно заводить. Если же не поймали, то все сложней – он может отказаться проходить проверку на полиграфе, но, если даже согласится (а требуется его письменное согласие), и полиграф что-то покажет, прямым доказательством это все равно считаться не будет. Сейчас же все умные – попробуй, предъяви водителю что-то серьезное, он сразу же придет с адвокатом. А адвокат скажет, что эти вопросы вы не имеете права задавать, улик у вас никаких нет, поэтому до свиданья. В общем, обращения в полицию – это зря потраченное время. Наше время, время полиции и так далее. Если даже обращаться в правоохранительные органы, а мы это делали, когда у нас уходили целые машины, так они знаете, что говорят? Где украли, туда и обращайтесь. Туда поезжайте и там пишите заявление, это не наша тема. Заметьте, речь идет о кражах миллионов, что же говорить о том, когда украли двадцать-тридцать тысяч? Эх, если бы полиция реагировала оперативно, день в день, то половину хищений можно было бы раскрывать по горячим следам.


Надо значит надо

Мы сейчас регулярно выезжаем в торговые центры, смотрим, соблюдает ли персонал клиентов инструкции или нет, и потом делимся информацией: в таком-то торговом центре, в таком-то магазине к водителю не вышли, пломбы дали на руки, реагируйте. То есть мы делаем работу клиентов за них. Конечно же, их устраивает такой сервис, но проверки – не главная наша цель. Мы хотим, чтобы наши партнеры уяснили для себя: все надо делать строго, жестко и через рубль. Там оштрафовали, здесь лишили премии, причем лишили не одного менеджера, который не вышел, а весь магазин. В таком случае нерадивого, ленивого сотрудника коллектив быстро выдавит из компании. Кто захочет из-за него лишаться премии? Сядут и решат: а давай-ка мы Петрова уберем, почему это мы из-за него второй раз без премии остались? Это нормально, если только они все не заодно. А если всех все устраивает, то и хрен с ней, с этой премией! Что такое пять тысяч рублей, когда они уже на пятьдесят себе взяли?!

Лучше всего спланировать календарь на год, назначить исполнителей – это будет дешевле, чем потом опять разбираться с воровством 

Так вот, эту работу полностью делать за клиента нельзя, но и прекращать ее тоже не годится. Все рано или поздно надоедает. Сначала прет энтузиазм и так далее, однако недостаточно сделать что-то, пусть очень хорошее и правильное, один раз, чтобы искоренить проблему. Полиграфы, выезды в магазины – хорошо, мы нашумели, а затем, если в течение двух-трех месяцев мы ничего не будем делать, персонал потихоньку начнет проверять установленные правила на прочность. Не вышел – не наказали, пломбу дал на руки – опять не наказали, разложение начало распространяться, как сорняк. Нужен системный подход, регулярные мероприятия. Лучше всего спланировать календарь на год, назначить исполнителей – это будет дешевле, чем потом опять разбираться с воровством. У наших сотрудников сейчас расписан график посещения торговых центров на ближайшие несколько месяцев, и это касается всех, а не только тех менеджеров, которые занимаются транспортом. Каждый хотя бы раз в месяц должен куда-то пойти, посетить определенное количество магазинов, проверить, как выполняются инструкции по безопасности, и все это в нерабочее время. Сотрудники это понимают. Я им сказал: друзья, вот у нас есть проблема, которую мы вместе должны решить. Люди сами выдвигали предложения, как лучше всего справиться с этой работой, чтобы она, с одной стороны, не легла непосильной ношей, а, с другой стороны, выполнялась качественно. Взамен мы предложили эти дополнительные часы компенсировать: ты потратил на проездку и проверку три часа – в какой-то день у тебя будет возможность, предположим, прийти на работу позже. Мы понимаем, что у всех семьи, дети, но мы готовы все детали обсуждать – график плавающий. В общем, решаем все по-людски, потому что, если решать иначе, то ничего не получится. LR


Средства защиты грузов и автомобилей

Средство защиты +
Пломба-наклейка, крепится на ворота, навесной замок
Пломба-наклейка, крепится на ворота, навесной замок
Невозможно открыть без повреждения. Низкая стоимость. Одна наклейка на замок. Замок легко вытереть от грязи и пыли. Плохо крепится на грязные, пыльные ворота.
Пломба пластиковая со штрих-кодом, сканируется перед снятием и после навешивания новой
Пломба пластиковая со штрих-кодом
Скан пломбы может сделать только сотрудник магазина. Недешёвый вариант, необходимо программное обеспечение.
Металлические пломбы
Металлические пломбы
Снимаются только с помощью клещей. Вешаются и крепятся надежно, без возможности вскрытия и склейки.

Пломбу № 1 использует «Спортмастер». Нам неизвестны случаи краж у наших водителей на этом проекте.
Стоит дороже пластиковой. Требуется инструмент для снятия пломбы.

Стоимость пломбы №1 - более 6 рублей.
Стоимость пломбы №2- 4 рубля.
Стоимость пломбы №3- 18 рублей.
Скотч, меняющий цвет при деформации или вскрытии
Скотч, меняющий цвет при деформации или вскрытии
Отличный вариант, надёжная защита. Его использовала компания «Маратекс», кражи прекратились. Легко увидеть при визуальном осмотре, особенно полезен при больших возвратах. Средняя стоимость, необходимо заменить скотч на стадии упаковки товара. Например, при упаковке коробов для трансфера.
Скотч с номерами для отслеживания несанкционированного заклеивания другим рулоном
Скотч с номерами
Скотч действительно сложно будет подобрать в случае несанкционированного доступа. Подобный скотч можно использовать только на трансферах. Необходимо оснастить все магазины номерным скотчем и управлять его запасами.
Дополнительные упаковочные пакеты Двойная защита – товар заклеивается и потом упаковывается в коробку. В случае деформации коробки товар не вываливается. В случае кражи повреждения пакета хорошо видны. Дополнительные затраты на пакет, дополнительное время для упаковки 3-5 минут.
Стрейч-плёнка Сложнее проникнуть в короб, необходимо дополнительное время для вскрытия и последующей упаковки. Дополнительное время на упаковку, дополнительные затраты, сокращает вместительность автомобиля на 10-15 %.


30.07.2015

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх