Полиграф для водителя – 2
Почему полиция в борьбе с воровством грузов не помощникОлег Тузиков шеф-редактор |
Генеральный директор компании «ЛГК-Логистика» Василий Солтан продолжает знакомить нас со своими методами борьбы с хищениями грузов. Первая часть статьи о воровстве была опубликована на сайте «Логируса» вчера.
Машина для «заработка»
Предположим, за одну ездку из точки А в точку Б водителю платят две тысячи рублей. Товара же он может украсть на двадцать тысяч – стоимость одной ездки уже не две, а двадцать две тысячи. Хорошо, пусть он реализует краденое даже не по своей цене, а со скидкой в пятьдесят процентов – все равно есть смысл: десять ездок – сто тысяч. Нормальный человек, если ему предложат хорошую вещь в два раза дешевле, разве не возьмет? И никто не будет задаваться вопросом, откуда эту вещь взяли. Ему сказали, что с таможни, он сделал вид, что поверил.
У одного из наших клиентов постоянно обнаруживались серьезные недостачи, связанные с одним и тем же водителем, слава богу, не нашим. Служба безопасности клиента села ему на хвост, он, ничего не подозревая, привез их к себе домой, в частный дом, скрутил ворота на своей машине, даже не ворота, а среднюю стойку, на которой как раз крепится пломба. Пломба при этом, как вы понимаете, осталась целехонькой. Как только он все это снял, его служба безопасности компании и приняла. С собой у них был оперативный сотрудник полиции, в доме обнаружился товар компании, другой товар – просто навалено у него там было, он не стеснялся. Человек понимал, что схема работает, возможность есть. Может быть, у него и цель была именно такая – не две тысячи на ездке зарабатывать, а побольше. Некоторые особенно хитрые «кадры» даже машины себе покупают именно из расчета на такие «дополнительные» заработки. Ну, соответственно, клиент выставил счет на полтора миллиона компании-перевозчику за какой-то очень небольшой промежуток времени, который этот водитель у них работал.
Нормальный человек, если ему предложат хорошую вещь в два раза дешевле, разве не возьмет? И никто не будет задаваться вопросом, откуда эту вещь взяли. Ему сказали, что с таможни, он сделал вид, что поверил
Какие масштабы здесь могут быть? Масштабы колоссальные, если один водитель поработал несколько месяцев и успел украсть на полтора миллиона. А такой водитель о возможности воровать, как правило, расскажет второму, второй – третьему. Для чего это делается? Для того, чтобы не быть одному под подозрением. Когда недостача у одного водителя, то, как ни крути, он под прицелом, всегда он и опять он – рано или поздно поймают.
Поймай одного, чтоб другие боялись
Мы раньше отнекивались, думали, зачем нам выяснять и признавать, что наш водитель ворует – это же такое пятно на репутации, с нами перестанут работать. А потом мы поняли, что, если мы с этой проблемой сами, гласно, открыто не справимся, то наши партнеры так или иначе примут решение о смене компании. Мы сказали: да, пока вы провоцируете водителей, мы не можем дать гарантию, что никто ничего не украдет. Но мы будем с воровством бороться: будем регулярно проверять их на полиграфе и, главное, ничего не будем замалчивать: как только кого-то поймаем, мы эту информацию огласим, повесим на условную информационную доску, что такой-то пойман – это будет работать, до остальных дойдет, что ловят, как ни крути.Когда клиент говорит, что есть кражи, мы говорим: а давайте-ка мы все ваши участки разберем по порядку. Они порой возражают – мол, это наши внутренние процессы. Ну, да, ваши внутренние, но если мы их не знаем, то как нам достичь результата? Мы отвечаем за свой участок – у нас водители под наблюдением, ворота с пломбами, болты заварены, чтобы машину нельзя было вскрыть. От точки А до точки Б в нее никак нельзя было залезть, а недостача все равно налицо, поэтому давайте-ка посмотрим, какова обстановка у вас на складе и в магазине. Или не выдвигайте голословных обвинений.
Мы сказали: да, пока вы провоцируете водителей, мы не можем дать гарантию, что никто ничего не украдет. Но мы будем с воровством бороться и, главное, ничего не будем замалчивать
Вот интересный случай из моей практики: водитель поехал в рейс с экспедитором, причем экспедитор был со стороны клиента, и все равно обнаружилась недостача. К нам приходит претензия около 100 тысяч рублей, мол, компенсируйте. Мы говорим: минуточку, давайте разберемся! Водитель принял груз, ехал с экспедитором, который был с водителем на каждой точке. Они все сдали, никаких актов не составлено, все везде сошлось. Почему мы должны платить? Может быть, у вас в магазине украли? Нет, отвечают, мы посмотрели видеозапись, как в магазине товар принимался, посмотрели камеры на складе, и стало очевидно, что украли именно в момент перевозки. В общем, клиент сделал за нас большую работу и указал нам на то, что виноват наш человек. Мы попросили записи с камер торгового центра, и что вы думаете? В одном из магазинов в момент доставки не оказалось сотрудника, который должен был сопровождать товар. Экспедитор вынужден был покинуть машину и самому сопроводить тележку с грузом. Когда он ушел в первый раз, водитель засек время, сколько у экспедитора уходит на ходку туда-обратно, понял, что у него есть около пятнадцати минут и, когда экспедитор ушел со второй тележкой, быстренько отъехал от торгового центра за угол, где, по его представлению, не было камер, и взял, что ему надо. Но камера там все же была – зафиксировала, как он залезает в будку и вылезает оттуда с каким-то пакетом. Вызвали его в офис, он приехал, с толстой золотой цепочкой, такой парень из 90-х, уверенный в себе. Думал, что мы блефуем, и у нас на него ничего нет. В итоге и товар вернул, и деньги клиенту отдал. Правда, клиента мы все равно потеряли – ему не понравилось то, что мы не заплатили ему сразу. Но мы, конечно, допустили бы большую ошибку, если бы это сделали – во-первых, это юридически было бы никак не обосновано, во-вторых, всегда надо разбираться в ситуации «от» и «до». Мы же не знали, что экспедитор уходил. Мы живем в России, один раз заплатишь вот так, по первому требованию, это может всем понравиться, и тогда мы просто обанкротимся или будем работать только ради того, чтобы выплачивать компенсации клиентам.
Тем не менее, я вижу в этой истории очень большой плюс – клиент на ЧП отреагировал мгновенно, как только возникла единственная недостача. Инициировал разбирательство, в результате виновный был найден, и это стало известно. Теперь другие его партнеры будут знать, что если когда-нибудь у кого-то из них случится подобное, будет то же самое – серьезное разбирательство, и это не сойдет с рук, потому что такая у них корпоративная культура.
Вор «на больничном»
На этапе найма мы проверяем водителя на наличие судимости. Если судимости нет, то больше проверять, по большому счету, нечего. Мы видим еще штрафы, но в принципе, штрафуют всех, хотя, возможно, стоит и на это обращать внимание, если штрафов слишком много – следовательно, он не очень-то законопослушный. Были у нас водители и с судимостью, причем мы узнали об этом после того, как их наняли – тогда у нас еще не было этой базы. Их вызывали, проверяли на полиграфе – у них все идеально. Ну, бывает, человек в молодости по глупости получил срок, теперь повзрослел, ему ничего подобного уже не надо, он уже знает, что это такое. В общем, судимость – это так себе показатель. Или молодой парнишка, после армии пришел, купил себе машину и пришел к нам работать – что мы на него наберем? Да, в общем, ничего. Отчего начинают воровать? Чаще всего от какой-то нужды – кредиты не оплачены, в семье трудности, человек начинает думать: а где заработать больше? Да нигде. Нужда заставляет, он начинает действовать другими методами.Отчего начинают воровать? Чаще всего от какой-то нужды – кредиты не оплачены, в семье трудности, человек начинает думать: а где заработать больше? Да нигде
Как только мы стали проверять на полиграфе, эта информация тут же разошлась среди других водителей, они стали требовать от клиентов соблюдения инструкций, сообщали нам, в каких магазинах к ним не спускаются. Проверки на полиграфе мы делаем за свой счет, если водитель чист, а если попался, то за его. Сейчас мы эту услугу покупаем, хотя, возможно, в будущем возьмем своего полиграфиста, если частота запросов будет большая. Пока что в месяц через полиграф проходит от пяти до десяти человек. Полиграф, кстати, тоже не панацея – у нас был водитель, в отношении которого имелись серьезные подозрения. Поставили на проект другого водителя – кражи прекратились. Мы его вызываем, заранее предупредив, что его будут проверять на полиграфе, так он сказал, что у него давление, и он принимает какие-то препараты. В общем, грамотный попался – полиграфист просто не мог его проверить в таком состоянии, потому что человек нездоров. Не надо было предупреждать. Ну, мы от него все равно избавились.
Полиция - не помощник
В полицию мы обращаемся редко. Если мы поймали водителя, как говорится, за руку, то он не отвертится – тут уголовное дело можно заводить. Если же не поймали, то все сложней – он может отказаться проходить проверку на полиграфе, но, если даже согласится (а требуется его письменное согласие), и полиграф что-то покажет, прямым доказательством это все равно считаться не будет. Сейчас же все умные – попробуй, предъяви водителю что-то серьезное, он сразу же придет с адвокатом. А адвокат скажет, что эти вопросы вы не имеете права задавать, улик у вас никаких нет, поэтому до свиданья. В общем, обращения в полицию – это зря потраченное время. Наше время, время полиции и так далее. Если даже обращаться в правоохранительные органы, а мы это делали, когда у нас уходили целые машины, так они знаете, что говорят? Где украли, туда и обращайтесь. Туда поезжайте и там пишите заявление, это не наша тема. Заметьте, речь идет о кражах миллионов, что же говорить о том, когда украли двадцать-тридцать тысяч? Эх, если бы полиция реагировала оперативно, день в день, то половину хищений можно было бы раскрывать по горячим следам.Надо значит надо
Мы сейчас регулярно выезжаем в торговые центры, смотрим, соблюдает ли персонал клиентов инструкции или нет, и потом делимся информацией: в таком-то торговом центре, в таком-то магазине к водителю не вышли, пломбы дали на руки, реагируйте. То есть мы делаем работу клиентов за них. Конечно же, их устраивает такой сервис, но проверки – не главная наша цель. Мы хотим, чтобы наши партнеры уяснили для себя: все надо делать строго, жестко и через рубль. Там оштрафовали, здесь лишили премии, причем лишили не одного менеджера, который не вышел, а весь магазин. В таком случае нерадивого, ленивого сотрудника коллектив быстро выдавит из компании. Кто захочет из-за него лишаться премии? Сядут и решат: а давай-ка мы Петрова уберем, почему это мы из-за него второй раз без премии остались? Это нормально, если только они все не заодно. А если всех все устраивает, то и хрен с ней, с этой премией! Что такое пять тысяч рублей, когда они уже на пятьдесят себе взяли?!Лучше всего спланировать календарь на год, назначить исполнителей – это будет дешевле, чем потом опять разбираться с воровством
Так вот, эту работу полностью делать за клиента нельзя, но и прекращать ее тоже не годится. Все рано или поздно надоедает. Сначала прет энтузиазм и так далее, однако недостаточно сделать что-то, пусть очень хорошее и правильное, один раз, чтобы искоренить проблему. Полиграфы, выезды в магазины – хорошо, мы нашумели, а затем, если в течение двух-трех месяцев мы ничего не будем делать, персонал потихоньку начнет проверять установленные правила на прочность. Не вышел – не наказали, пломбу дал на руки – опять не наказали, разложение начало распространяться, как сорняк. Нужен системный подход, регулярные мероприятия. Лучше всего спланировать календарь на год, назначить исполнителей – это будет дешевле, чем потом опять разбираться с воровством. У наших сотрудников сейчас расписан график посещения торговых центров на ближайшие несколько месяцев, и это касается всех, а не только тех менеджеров, которые занимаются транспортом. Каждый хотя бы раз в месяц должен куда-то пойти, посетить определенное количество магазинов, проверить, как выполняются инструкции по безопасности, и все это в нерабочее время. Сотрудники это понимают. Я им сказал: друзья, вот у нас есть проблема, которую мы вместе должны решить. Люди сами выдвигали предложения, как лучше всего справиться с этой работой, чтобы она, с одной стороны, не легла непосильной ношей, а, с другой стороны, выполнялась качественно. Взамен мы предложили эти дополнительные часы компенсировать: ты потратил на проездку и проверку три часа – в какой-то день у тебя будет возможность, предположим, прийти на работу позже. Мы понимаем, что у всех семьи, дети, но мы готовы все детали обсуждать – график плавающий. В общем, решаем все по-людски, потому что, если решать иначе, то ничего не получится. LR
Средства защиты грузов и автомобилей
Средство защиты | + | – |
Пломба-наклейка, крепится на ворота, навесной замок |
Невозможно открыть без повреждения. Низкая стоимость. Одна наклейка на замок. Замок легко вытереть от грязи и пыли. | Плохо крепится на грязные, пыльные ворота. |
Пломба пластиковая со штрих-кодом, сканируется перед снятием и после навешивания новой |
Скан пломбы может сделать только сотрудник магазина. | Недешёвый вариант, необходимо программное обеспечение. |
Металлические пломбы |
Снимаются только с помощью клещей. Вешаются и крепятся надежно, без возможности вскрытия и склейки. Пломбу № 1 использует «Спортмастер». Нам неизвестны случаи краж у наших водителей на этом проекте. |
Стоит дороже пластиковой. Требуется инструмент для снятия пломбы. Стоимость пломбы №1 - более 6 рублей. Стоимость пломбы №2- 4 рубля. Стоимость пломбы №3- 18 рублей. |
Скотч, меняющий цвет при деформации или вскрытии |
Отличный вариант, надёжная защита. Его использовала компания «Маратекс», кражи прекратились. Легко увидеть при визуальном осмотре, особенно полезен при больших возвратах. | Средняя стоимость, необходимо заменить скотч на стадии упаковки товара. Например, при упаковке коробов для трансфера. |
Скотч с номерами для отслеживания несанкционированного заклеивания другим рулоном |
Скотч действительно сложно будет подобрать в случае несанкционированного доступа. Подобный скотч можно использовать только на трансферах. | Необходимо оснастить все магазины номерным скотчем и управлять его запасами. |
Дополнительные упаковочные пакеты | Двойная защита – товар заклеивается и потом упаковывается в коробку. В случае деформации коробки товар не вываливается. В случае кражи повреждения пакета хорошо видны. | Дополнительные затраты на пакет, дополнительное время для упаковки 3-5 минут. |
Стрейч-плёнка | Сложнее проникнуть в короб, необходимо дополнительное время для вскрытия и последующей упаковки. | Дополнительное время на упаковку, дополнительные затраты, сокращает вместительность автомобиля на 10-15 %. |
30.07.2015
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Логистика с Афганистаном: грузы под охраной, «черный рынок» платежей и таможня из 90-х
О том, на каких условиях местные племена пропускают иностранные фуры и как вести переговоры с вооруженными до зубов афганцами -
Реестр для экспедиторов: похоронный марш или будущий гимн?
О том, какая судьба уготована компаниям «без активов», какие требования законопроекта трудновыполнимы и как бизнес предлагает их скорректировать -
Кофейная логистика: 1001 приключение на пути зерна
Об африканских мошенниках, угрозах пустить на удобрение, плаванье в мешке и других историях, в которые приходится влипать кофе на пути от плантации до чашки -
Хартии и реестры: обеление через «кипячение»
Кто и как пытался «отбелить» рынок внутрироссийских перевозок, что из этого вышло и какие ошибки не стоит повторять при создании новых реестров -
«ГосЛог»: обещания Минтранса VS тревоги бизнеса
О ходе эксперимента, перспективах платформы и ее сервисов, и опасениях участников рынка