Два пути сцепки

Лизинг или аренда — какой способ пополнения автопарка выбрать

Евгений Поправка Евгений Поправка,
исполнительный директор «Полуприцеп.РФ»




2021 год принес на рынок автомобильных грузоперевозок сразу несколько значимых изменений. Во-первых, четыре месяца назад, в августе, на рынке сформировалась нехватка провозных мощностей. Вырос спрос на автодоставку, а грузооборот автотранспорта за январь-сентябрь 2021 года увеличился на 4,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Таковы данные Росстат.

Также тариф на грузоперевозки увеличился на 20-30% (ист.), сообщают эксперты «Логируса». Это связано в первую очередь с нехваткой техники и водителей.

При этом стоимость грузового автотранспорта отечественного и иностранного производства по состоянию на август 2021 года выросла в среднем на 32%, по данным аналитиков Russian Automotive Research.

В связи с ростом спроса на автодоставку перевозчики продолжают наращивать мощности своего автопарка. Не исключение и крупные ритейлеры, производители, а также другие владельцы грузовых транспортных средств, задача которых — оптимизация цепи поставок. В условиях роста фрахта на 20% и нехватки провозных мощностей у них также возникает потребность обновления собственного автопарка.

Есть две ключевые модели пополнения автопарка тягачами и полуприцепами. Лизинг — самая популярная на текущий момент. Вторая модель — операционная аренда, когда, например, полуприцеп арендуется на определенный период времени, а потом сдается обратно или заменяется на другой.

Сегодня обсудим ключевые шаги, которые должен пройти перевозчик, который решил приобрести новую грузовую технику и выясним:

  • • Лизинг и операционная аренда — какая модель наиболее выгодна и в каком случае?

  • • Когда лизинг может затянуться?

  • • На что обращать внимание в контракте на операционную аренду?

  • • И главное, насколько можно повысить операционную прибыль через год после пополнения автопарка?


Шаг 1. Направо пойдешь — прибыль найдешь?

Итак, перед нами задача пополнить свой парк одной, десятью, а может и сотней сцепок: тягач плюс полуприцеп. И есть два пути — приобрести технику в лизинг или взять в операционную аренду.

Сначала определимся с понятиями. Лизинг — это вид финансовых услуг, когда компания-лизингодатель приобретает имущество у поставщика, в данном случае грузовой автомобиль, и передает в долгосрочную аренду юридическому лицу с последующим выкупом.

Операционная аренда — вид финансовых услуг, при котором арендатор передает юридическому лицу материальные ценности, например, полуприцепы во временную эксплуатацию за денежное вознаграждение. Это относительно новая модель для рынка грузоперевозок России. И сейчас представлены только две компании, обе работают с 2018 года.

По нашим расчетам, если компания запланировала обновление автопарка 1-2 сцепками, то лизинг — наиболее выгодный путь. Но, если нужно приобрести, например, от 10 сцепок и более, модель «тягач в лизинг + полуприцеп в аренду» может увеличить операционную прибыль на 15% в год.

При этом за одну и ту же сумму можно приобрести на несколько сцепок больше при использовании модели «лизинг + операционная аренда». Но обо всем по порядку.

Шаг 2. Шелест бумаг и первый взнос

Первоначальный взнос при покупке грузовой техники в лизинг на сегодня составляет в среднем 20%. Понятно, что у каждой компании своя минимальная ставка. Она зависит от внутренней эффективности, а также от того, насколько лизингодатель смог снизить расходы на каждую сделку. Еще один показатель — степень дефолтов в портфеле лизинговой компании. Например, компания может одобрить клиента и с минимальным авансом, и даже иметь дефолт, то есть невыполнение долговых обязательств клиентами, до 10% от портфеля.

Модель, например, складывается так: 90% клиентов платят вовремя, а остальные могут позволить себе нарушать сроки оплаты. Но при этом лизинговая компания может оставаться в прибыли, допустим, за счет ставки выше рынка. Среднерыночная сейчас составляет 16-17%.

«Однако все же, если запрос от клиента нестандартный или слишком низкий аванс (менее 20%), такие сделки выносятся на комитет с руководством лизинговой компании»


Однако все же, если запрос от клиента нестандартный или слишком низкий аванс (менее 20%), такие сделки выносятся на комитет с руководством лизинговой компании и это может занять дополнительно 1-2 недели.

Этапность лизинговой сделки следующая: сначала компания одобряет поставщика, затем арендатора, затем технику и ее стоимость. Также необходимо одобрение службы безопасности.

Следом подписывается трехстороннее соглашение между поставщиком, лизингодателем и лизингополучателем. На своем опыте могу сказать, что только у 2-3 компаний есть своя скоринговая, автоматизированная модель. В остальных случаях всех лизингополучателей необходимо проверять вручную, что увеличивает время согласования сделки.

В остальных случаях весь комплект документов нужно оформлять на бумаге и вручную, что увеличивает время подготовки документов.

Итак, документы подписали, теперь время для осмотра техники. На территорию поставщика приезжают представители всех трех компаний и в оригинале подписывают все документы. С этого момента техника переходит в пользование лизингополучателя.

Всего сделка занимает 3-4 недели в среднем. Вышеизложенные этапы могут проходить как параллельно, так и один за одним.

Модель операционной аренды работает по-другому. Базовый платеж — арендная ставка за каждую единицу техники. При расчете ставки учитывается стоимость прицепа на первичном и вторичном рынках, стоимость ремонта и обслуживания, вероятность простоя. Так, например, стоимость аренды одного шторного полуприцепа у «Полуприцеп. РФ» на сегодня составляет — 74 500 руб. в месяц.

Есть также обеспечительный платеж за каждое транспортное средство. Например, у «Полуприцеп. РФ» это сумма в 100 тыс. руб. за 1 ТС. Этот платеж возвращается, как только аренда техники завершилась.

Аренда — также финансовый продукт, поэтому первым делом происходит процедура проверки компании по базовым документам: устав, паспорт генерального директора, две формы отчетности и анкета компании.

«Например, в 98% "Полуприцеп. РФ" работает по ЭДО. И после этого водитель заказчика приезжает на площадку, чтобы забрать технику. В итоге процесс оформления документов занимает 3-4 дня»


Затем подписывается договор, чаще всего в электронной форме. Например, в 98% «Полуприцеп. РФ» работает по ЭДО. И после этого водитель заказчика приезжает на площадку, чтобы забрать технику. В итоге процесс оформления документов занимает 3-4 дня.

Шаг 3. Сервис с доплатой

Важно учитывать, что при лизинге вы приобретаете только транспортное средство. При этом также лизинговая компания администрирует и согласовывает оформление страховки.

Кроме того, необходимо самостоятельно обратиться для оформления сервисного контракта на обслуживание техники.

В контракт при операционной аренде уже включено страхование, техническое обслуживание, в частности, замена расходных материалов и износившихся шин. Транспорт по контрактам обслуживается в аккредитованных сервисных центрах.

Страхование оформляется еще до отгрузки полуприцепов, у каждого арендатора есть контракт со страховой компанией и номер полиса. При аварийной ситуации необходимо оформить ДТП, оповестить страховую компанию, предоставить прицеп в сервис.

Затем, если прицеп эксплуатировать невозможно, то арендные платежи приостанавливаются до получения страхового возмещения или окончания ремонта. Но на этот срок компания может дать другой прицеп на замену. Если же прицеп можно эксплуатировать, и арендатор хочет возобновить рейсы, то прицеп возвращается на линию до назначения ремонтных работ в сервисе.

Затем, если прицеп эксплуатировать невозможно, то арендные платежи приостанавливаются до получения страхового возмещения или окончания ремонта. Но на этот срок компания может дать другой прицеп на замену. Если же прицеп можно эксплуатировать, и арендатор хочет возобновить рейсы, то прицеп возвращается на линию до назначения ремонтных работ в сервисе.

Эксплуатация: весной бревно, летом зерно

Итак, документы на новую технику оформили. Теперь поговорим об эксплуатации и насколько она может быть гибкой.

На рынке автомобильных грузоперевозок сохраняется нехватка провозных мощностей и вырос спрос на грузоперевозки. В этих условиях даже крупные грузовладельцы вынуждены в оперативном режиме перестраивать цепи поставок, оперативно пополнять «пул» перевозчиков, а порой и прибегать к спотовым контрактам. Участники рынка поняли, что обратного пути нет и фрахт транспортных компаний будет только увеличиваться.

«Один день простоя полуприцепа на сегодня обходится перевозчику в 23-27 тыс. рублей — эта сумма недополученной выручки»

Поэтому наши клиенты, транспортные компании, признают, что задача — также быть гибкими и оперативно перестраиваться под потребности рынка. Например, один день простоя полуприцепа на сегодня обходится перевозчику в 23-27 тыс. рублей — эта сумма недополученной выручки.

И десятки таких полуприцепов могут простаивать, если покупались, например, под сезонные перевозки. Также прицепы могли приобретаться для грузов конкретного клиента, но затем сотрудничество закончилось. И в итоге техника простаивает.

С этой проблемой в какой-то степени «зависимости» перевозчика от характеристик его техники мы и работаем в «Полуприцеп. РФ». Зимой, например, у нас клиент может арендовать рефрижератор на сезон, а затем заменить его на шторный прицеп. В итоге доходность на сцепку увеличивается от 15% и выше, потому что перевозчик берет только лучшие контракты, а не те, на которые у него есть техника.

В целом, важно всегда думать и рассчитывать выгоду от эксплуатации техники уже на этапе ее приобретения.

Пример: прицепы и выручка

Рассмотрим на примере. Представим, что компания «Ромашка» накопила капитал в 21,4 млн. руб. и решила приобрести в лизинг на эту сумму тягачи и полуприцепы.

Например, новый тягач обойдется в 7,6 млн рублей, новый полуприцеп — 3,1 млн руб. Первоначальный взнос за тягач составит 1,5 млн руб., за полуприцеп — 620 тыс. руб. Соответственно, компании хватит на 10 сцепок.

Компания «Василек» тоже не отстает и за капитал в 21,4 млн руб. запланировала приобрести в лизинг тягачи, а вот полуприцепы взять в операционную аренду. Первоначальный взнос за тягач все тот же — 1,5 млн руб. При этом на первоначальном этапе за полуприцеп нужно заплатить только обеспечительный платеж в 100 тыс. рублей. Получается формула:

21 400 000 / (1 520 000 + 100 000) = 13 сцепок. То есть на тот же бюджет компания сможет себе позволить на три сцепки больше.

Сколько можно приобрести сцепок на одну и ту же сумму?

 

Показатели

 

«Ромашка» (лизинг)

 

«Василек»
(лизинг тягача + ОА полуприцепа)

Исходная сумма 21 400 000 
21 400 000 
Первоначальный взнос (за 1 ед. техники)  1 520 000 руб. за тягач,
620 000 руб. за полуприцеп   

1 520 000 руб. за тягач,

100 000 руб. за полуприцеп. (обеспечительный взнос) 
Итого (тягач + прицеп) 10 сцепок 
13 сцепок 


Теперь рассчитаем, какую операционную прибыль от новой техники получат «Ромашка» и «Василек».

Например, «Ромашка» получит выручку с одной сцепки в 700 тыс. руб., следовательно с 10 сцепок — 7 млн. руб. Минус переменные расходы в 50%, а именно: топливо, зарплата водителя, техобслуживание, платный проезд по дорогам. Платеж по лизингу за 10 сцепок при этом составит 1 991 760 руб.

В итоге формула расчета операционной прибыли такая:

7 000 000/2 — 1 991 760 = 1 508 240 руб. за месяц с 10 сцепок.

При этом напомним, что компании «Василек» хватило на 13 сцепок. В итоге она получит выручку в 9,1 млн рублей. Минус переменные расходы в 50%. Платеж за лизинг 13 тягачей составит 1 839 123 руб. В то время как аренда 13 полуприцепов обойдется в 942 500 руб. Общая сумма платежей за 13 сцепок составит 2 781 623 руб.

В итоге операционная прибыль составит 1 768 377 руб. за месяц с 13 сцепок.

Расчет операционной прибыли

 

Показатели

    

«Ромашка» (лизинг)

     

Василек (лизинг + ОА)

Выручка в месяц 7 млн руб. 
9,1 млн руб. 
Расходы в месяц

Переменные расходы — 50%.

Платеж по лизингу —

 1 991 760 руб.

 (за 10 сцепок)

Переменные расходы — 50%.

Платеж по лизингу за 13 тягачей —1 839 123 руб. (за 13 тягачей)

Аренда 13 полуприцепов — 942 500 руб.
Итого, операционная прибыль за 1 месяц
1 508 240 руб.
1 768 377 руб.
Операционная прибыль за 60 месяцев 
90 494 400 руб.
106 102 620 руб.


В итоге получается, если взять тягач в лизинг, а полуприцеп в аренду, операционная прибыль за год будет выше на 15%, чем взять в лизинг полностью транспортное средство. Такую выгоду можно получить при покупке от 5 сцепок за год.

При этом мы понимаем, что при покупке в лизинг техника остается в компании и ее можно продать, но нужно учитывать, что в среднем за 5 лет она подешевеет на 40%. Также нужно принять во внимание, что «Ромашка» по окончанию лизинга станет собственником 10 сцепок, а «Василек» вернет 13 полуприцепов компании-арендодателю и получит обратно 1,3 млн обеспечительных платежей. И останется собственником 13 тягачей. А остаточная стоимость 13 тягачей примерно равна остаточной стоимости 10 сцепок.

Чтобы рассчитать выгоду от операционной аренды с учетом вашей финансовой модели и рассмотреть все возможные варианты обращайтесь к менеджеру Полуприцеп.РФ

Вывод: считайте прибыль до покупки

Резюмируя, подготовил советы, которые будут полезны при выборе модели пополнения автопарка:

1. Если вы приобретаете ТС в лизинг, учитывайте, что срок оформления сделки может затянуться до 4 недель и более. Все зависит от того, какой у вас запрос и насколько он нестандартный.

2. Если ваш выбор — операционная аренда, внимательно изучите, какие дополнительные опции включены в сервисный контракт, а также, с кем из сервисных станций сотрудничает компания. Это поможет понять, на какую географию и на какие услуги по техническому обслуживанию и ремонту вы можете рассчитывать.

3. Страхование также, как правило, включено в пакет «операционной аренды». Изучите, какой механизм работы у компании и страхового партнера при ДТП и других нештатных ситуациях. От этого зависит, насколько оперативно прицеп может вернуться к работе, если повреждения не критичные.

4. Оставайтесь гибкими. Даже если появился крупный клиент со специфическими грузами, и вы приобрели для этого технику, просчитайте все риски в долгосрочной перспективе — до 5 лет. Что будет с техникой, какова вероятность простоев, если ваше сотрудничество приостановится.

5. И главное, рассчитывайте операционную прибыль от эксплуатации техники уже на этапе приобретения.

Желаю вам прибыльных сделок и шершавой дороги в высокий сезон.

Материал подготовлен совместно с компанией «Полуприцеп».


Тэги: Полуприцеп.РФ, автопарк, полуприцепы, тягачи, сцепка, лизинг, аренда
09.12.2021

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер и Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх