Чемпионат по киданию инвесторов

Кого и в каких портах России успели крепко обидеть

oleg_tuzikov.jpg Олег Тузиков
шеф-редактор

Чемпионат по киданию инвесторов

Иранские компании, которые по решению апелляционного суда должны будут покинуть Астраханский порт – не первые, кто оказывается в ситуации, когда не хочется уходить, но деваться некуда. «Логирус» вспомнил наиболее яркие случаи, когда инвесторы по собственной воле или по принуждению злых духов уходили из российских портов, уже действующих или только запроектированных.

Порт Усть-Луга

Порт Усть-Луга

Десять лет назад в Усть-Луге работал только угольный терминал, построенный и эксплуатируемый ОАО «Ростерминалуголь». Все остальное было лишь в планах, которых, кстати сказать, было громадье. Несмотря на то, что финансирование проекта на тот момент увеличивалось год от года, в светлое будущее порта верили не все. Точнее, сначала верили, но потом вера куда-то испарялась.

В частности, группа компаний «Акрон» отказалась от строительства химического терминала, хотя ей уже была выделена земля под застройку. Вице-президент холдинга Александр Попов в свое время так комментировал решение компании: «Акрону» было предложено купить 25% компании «Росхимтерминал», которая по словам продавца, должна была стать оператором в Усть-Луге. Продали часть нам, часть «Сильвиниту», год полоскали мозги, затопили часть денег в прибрежных водах, и сейчас этой компании не существует. После того, как нас сильно обманули, или, как говорят в определенных кругах, конкретно кинули, мы приняли решение ориентироваться на Эстонию…» К слову, в Эстонии у «Акрона» тоже не сложилось.

Не отменила, но законсервировала строительство Балтийского металлургического терминала в Усть-Луге и Объединенная металлургическая компания. Случилось это гораздо позже, в 2013 году. Причин много – к неготовности подъездных путей затем прибавились неблагоприятная конъюнктура на рынке и западные санкции.

Завис и терминал «Еврохима». Впервые компания столкнулась с трудностями в Усть-Луге еще в первой половине нулевых, когда ей предложили разместить терминал в устьевой зоне реки Луги, но на землях, которые не имели отношения к собственно порту. В 2010 условия предложения изменились в лучшую сторону, и «Еврохим» все же решился. Теперь судьба проекта призрачна, главная причина та же – невыполнение обязательств со стороны РЖД. Впрочем, глава ОАО РЖД Якунин намекал, что финансировать строительство железнодорожной инфраструктуры должны были сами владельцы терминалов. Намеки эти удивительны – зачем им строить то, что потом будет принадлежать «чужому дяде». Судя по всему, компании не договорились по долям.

Нельзя не вспомнить и о планах группы ИСТ: компания Александра Несиса планировала построить в Ленинградской области карбамидный завод и терминал. Увы, строительство откладывается на неопределенное время, что ставит под угрозу развитие промзоны «Усть-Луга» в принципе. Хотя совсем недавно вроде бы подтверждено строительство завода «Метанол Северный». А вот пойдет ли метанол через порт Усть-Луга, неясно до сих пор. Поживем – увидим.

Инвесторы, ушедшие из порта Усть-Луга:

«Акрон», «Сильвинит», «Еврохим», ОМК, ИСТ.

Перспектива: стабильное, но не бурное развитие.

Порт Тамань

Порт Тамань

В 2013 году из амбициозного проекта ушел «Металлоинвест» – один из многочисленных инвесторов, планировавших постройку собственных терминалов. В планах «Металлоинвеста» было возведение терминала по перевалке железнорудного сырья. Вслед за ним отказалась от строительства терминала и Объединенная зерновая компания в пользу развития уже существующих мощностей в Новороссийске. Заметьте, это случилось до присоединения Крыма и появившейся в связи с этим сильной головной боли в виде многочисленных крымских портов, из-за чего теперь неясно, будут ли вообще строить сухогрузный район в порту Тамань или нет. Кажется, вроде бы будут, к 2025 году все должно быть построено, но проблемы с инвесторами, которые должны будут вложить в проект около 200 млрд руб., до сих пор не решены. Вице-премьер Дворкович недоумевает: почему все, кто в свое время подписал соглашение о намерениях – «Еврохим», СУЭК, UCLH, Global Ports, «Базовый элемент», «Роснефть» и другие – до сих пор не подписали обязывающие меморандумы. Также на осень запланирован конкурс среди инвесторов, но его принципиальная необходимость неясна.

Три года назад анонимный представитель Росморпорта, как сообщали «Ведомости», подтвердил переговоры об участии в проекте с управляющими компаниями портов Роттердам, Амстердам и Гамбург. На какой стадии эти переговоры сейчас, можете представить себе сами.

Инвесторы, ушедшие из порта Тамань:

ОЗК, «Металлоинвест». По словам министра экономики Краснодарского края Игоря Галася, последний уже одумался, но в самой компании этого пока никак не подтвердили.

Перспектива: полный туман.

Мурманский транспортный узел

Мурманский транспортный узел

В середине марта 2015 года замминистра транспорта Виктор Олерский заявил, что «Кузбассразрезуголь» отказался от планов по строительству угольного порта «Лавна» в Мурманской области. Новым инвестором строительства терминала была объявлена государственная транспортно-лизинговая компания (ГТЛК). Еще через месяц «соскочила» и она. Компания потребовала от правительства гарантий софинансирования, которые не получены до сих пор. Следовательно, Искандер Махмудов тоже пока ничего не получил от ГТЛК за проведенные КРУ проектные и изыскательские работы (примерно 600-700 млн руб) – ну, это его проблемы. Проект Мурманского транспортного узла поддерживает Игорь Сечин, но, пожалуй, сейчас ни один человек на свете не может с уверенностью сказать, будет ли он реализован и, если да, то когда.

Инвесторы, ушедшие из порта «Лавна»:

«Кузбассразрезуголь», ГТЛК.

Перспектива: полный туман.

Порт Темрюк

Порт Темрюк

Совсем недавно, в конце мая 2015 года, группа компаний «Азово-Донское пароходство» взяла да и отказалась от строительства портового комплекса на берегу Темрюкского залива.

Однако участок под строительство до сих пор находится у предприятия в аренде. Согласно размещенной на сайте Российского аукционного дома заявке, арендатор продает право пользования землей минимум за 65 млн рублей.

Кубанское речное пароходство — структура ГК «Азово-Донское пароходство» — арендовало землю у администрации Темрюкского городского поселения в 2007 году на 49 лет. В планах компании было строительство портового комплекса с объемом перевалки 4,5 млн т генеральных и сыпучих грузов в год. Объем инвестиций проекта обозначался на уровне 45 млн долларов. В ГК пояснили, что от проекта отказались из-за невыполнения муниципалитетом обязательств по подъездной инфраструктуре.

Что явилось истинной причиной отказа инвестора от проекта, так до сих пор до конца и не понятно. Официальная версия такова: пароходство, помимо всего прочего, должно было разработать проект вывода из эксплуатации очистных сооружений, чтобы на их месте проложить подъездные пути к терминалу. То ли этот проект не был разработан, то ли был, но не прошел экологическую экспертизу – в общем, к строительству так никто и не приступил. Теперь даже деньги, затраченные на изготовление проектной документации, пароходство назад получить не может. Злые языки поговаривают, что администрация Темрюкского района при поддержке «сверху» просто выдавила пароходство из проекта в связи с «изменением концепции». Так ли это на самом деле, узнаем когда-нибудь.

Инвесторы, ушедшие из порта Темрюк:

«Азово-Донское пароходство».

Перспектива: полный туман. По мнению некоторых экспертов, тот земельный участок слишком мал для заявленного объема перевалки грузов.

Порт Суходол

Порт Суходол

Еще один мутный проект, по поводу которого нет никакой ясности. Писали, что президент Путин поручил создать в Уссурийском заливе угольный терминал. Потом писали, что президент поручил создать там же рыбный кластер. Выяснилось, что и то, и другое планировалось построить одновременно и на одной и той же земле. Разработчик проекта рыбного кластера, японский исследовательский институт Номура отвелся железобетонно: «А мы не знали, что там планируется строительство угольного терминала». Охотно верим – кто такие эти японцы, чтобы обо всем им рассказывать? А тут еще жители Приморья написали Путину письмо с просьбой запретить угольный терминал – мол, очень вредно для здоровья и местной природы.

Все это было в 2014 году, а в марте этого года стало известно, что Volga Group Геннадия Тимченко и Сибирский деловой союз (СДС) планируют закрыть проект строительства угольного терминала в бухте Суходол. Самое смешное, что строительство рыбного кластера тоже заморожено, хотя приморцы вроде бы ни о чем таком Путина не просили. Инвестором рыбного кластера называли «Русскую рыбопромышленную компанию», контролируемую братом губернатора Московской области Максимом Воробьевым. Однако в самой компании эту информацию никогда не подтверждали, так что и говорить о том, что она уходит из проекта, как-то неловко. Кто будет оплачивать строительство кластера и когда оно начнется – известно кому-то, кто высоко-превысоко.

Инвесторы, ушедшие из порта Суходол:

Volga Group, Сибирский деловой союз.

Перспектива: полный туман в отношении обоих проектов.

Находкинский морской рыбный порт

Находкинский морской рыбный порт

Самый «веселый» порт в нашем списке. Когда-то действительно построенный для перевалки рыбной продукции и отправки ее вглубь нашей советской социалистической Родины, он давно уже забыл, как эта продукция выглядит – вся она, не секрет, уже много лет идет на экспорт. Поэтому у владельцев порта возникла идея: а давайте-ка сделаем его контейнерным. Увы, для того, чтобы обеспечить более или менее приличный судозаход контейнеровозов, нужна была серьезная модернизация. Для проведения таковой решено было привлечь деньги инвесторов, в основном корейских и китайских. В 2010 году через специально созданную компанию «Находкинский международный терминал» деньги эти были собраны, но никакой модернизации «обманутые вкладчики» в итоге не увидели. Вернуть вложенное через множество выигранных, в отличие от иранцев в Астрахани, судов тоже пока не получается – в 2014 году Находкинский морской рыбный порт очень технично сам себя фиктивно обанкротил и самому себе продал все активы. Теперь на его сайте висит красивый проект, в котором указано, что для завершения работ по модернизации требуется еще всего-то 2 млрд 435,900 тыс. рублей. Мол, вкладывайтесь, господа инвесторы, все окупится через восемь лет. А китайцы с корейцами пусть пока подождут.

Инвесторы, ушедшие из Находкинского рыбного порта:

Busan Port Authority (Пусан, Южная Корея, доля в 24%), ООО «Муданьцзянская Городская Инвестиционная Группа» (Муданьцзян, КНР, 10%), «Кукчже Транспортейшн Ко., Лтд» (Пусан, Южная Корея, 7%), «Ханчжин Шиппинг Ко., Лтд» (Сеул, Южная Корея, 5%), «Хансунг Лайн Ко., Лтд» (Сеул, Южная Корея, 3%), Daewoo GTL Corp. (Сеул, Южная Корея, 1%) и др.

Перспектива: ничего путного там не будет никогда.


16.07.2015

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх