Бондовые слезы и Калининградский транзит
О бондах сегодня и возможностях упрощенного оформления посылок через Калининград
Александр Иванов эксперт, президент НАДТ |
Вряд ли стоит рассказывать друг другу о том, что, мол, «в сложное время живем», но вот то, что эти сложности, в частности, трансформировались в проблему с импортом, который, во времена бурного роста e-commerce, занимал не менее 80% виртуального «прилавка» — это факт.
Собственно, о том, что текущие таможенные режимы архаичны и достались нам в наследство от средневековых мытарей (при всем совершенстве технологий российской ФТС), было известно давно, поэтому правительство искало варианты разнообразить и осовременить ситуацию с перевозкой товаров через границу.
И нужно это было для того, чтобы российская экономика, в частности, торговля, как ее ведущая часть, и интернет-торговля, как локомотив роста, находилась бы в более конкурентной среде. Без которой, по мнению экономистов, путей для роста нет.
Так, в частности, появился кросс-бордер — перемещение товаров в посылках. Кросс-бордер очень удобен продавцу и покупателю, вот только государство прибыли (не косвенной, в виде развития экономики, а прямой, в виде поступлений в казну) не имеет, поэтому страна искала другие варианты.
Слезы по бондам
Несколько лет тому назад споров о том, что такое бондовые склады и насколько они нужны, было много. Одни довольно горячо говорили, что бондовые — это очень крутая новация (во всем мире уже давно существующая), которая позволила бы российской торговле и особенно российскому e-commerce выйти на новый качественный (и, чего уж там — количественный, если говорить о количестве товаров и денег) уровень, другие же, наоборот, в страхе перед возможной конкуренцией, кричали о «легальной контрабанде» и обивали пороги властных кабинетов в надежде, что какой-то облеченный властью дядя за них заступится.В итоге никто не победил: правительство бодро заявило, что бондовые склады стране нужны и стало их создавать, при этом созданное (во всяком случае, то, что нам предложено считать бондовыми складами) никакого отношения не имеет к тому, что такое бондовые, то есть это вовсе не то, для чего все создавалось.
Позволим себе «злоупотребить» вниманием читателя и в двух словах сказать, что такое бондовые склады (а заодно, по сути, описать процесс, который мы все хотим видеть в идеале и к которому мы перейдем по ходу статьи).
Особенности у него следующие: товар на бондовый склад поступает оптом, а выпускается оттуда в розницу. То есть приходит паллета с блузками и в нерастаможенном виде попадает на склад. Владелец товара сообщает неопределенной группе потенциальных покупателей (сейчас это делают маркетплейсы или сохранившиеся еще интернет-магазины), что у него есть блузки и принимает заявки на покупку, доставку.
Пришла заявка — вашу блузку вынимают из паллеты («расконсолидируют»), упаковывают и отправляют покупателю.
В момент отправки с этого рюкзака берут пошлину и налог.
Это — отличие от кросс-бордера №1.
Так как подсчет денег — занятие довольно сложное, то на бондовых складах устанавливают обычно единый таможенный платеж за выпуск единицы товара.
В разных странах платеж разный, но обычно составляет 7-11%. Китай постоянно снижает размер оплаты — это выгодно, чтобы больше товаров проходило через бондовые склады, в ЕС много лет платеж один и тот же — словом, по ситуации.
Есть страны, которые берут НДС (например, так делают в ЕС, в отличии от Китая, где его не берут вообще), но НДС, согласно самой логике этого налога, берется не с компании-продавца, а с конечного покупателя, частного лица.
В этом — отличие №2.
И, наконец, отличие №3: ввезенный и нераспроданный товар легко вернуть поставщику — он ведь не был растаможен, так что возврат не требует крайне утомительной и сложной процедуры обратного оформления.
Что из всего этого удалось реализовать в том проекте, которое в правительстве неофициально называют «бондовые склады»? Примерно ничего.
Неизвестно даже, отчего этому проекту, убитому стараниями Минфина (от лица правительства) и «Почтой России» (от лица монопольного владетеля проекта), дано было имя «бондового склада».
С момента его «открытия» прошло около года, и за истекший год название «бондовый склад» стыдливо предпочитают не упоминать, забыть и сделать вид, что убившие идею организации и персоналии здесь вообще ни при чем — то есть, де-факто, проект пошел «под списание».
«Учитывая, что все слезы по несостоявшимся бондовым уже пролиты и все слова в адрес чиновников Минфина и Почты уже сказаны, давайте забудем о них и посмотрим, какие варианты для импорта в стране еще остались»
Хорошо это или плохо?
Автор относится к тем, кто считает, что для торговли это вот прямо очень плохо, потому что отсутствие вариативности по таможенным режимам развиваться торговле не дает, конкуренции на прилавках, качественной и ценовой, не создает, а значит, и не стимулирует конечного покупателя тратить чаще и больше.
И не стимулирует покупателя зарабатывать, чтобы было что тратить — тратить-то не на что.
Калининград: скромные радости для недорогих и легких
Учитывая, что все слезы по несостоявшимся бондовым уже пролиты и все слова в адрес чиновников Минфина и Почты уже сказаны, давайте забудем об их умении портить даже прекрасные в своей сути вещи и посмотрим, какие варианты для импорта в стране еще остались.Не станем увлекаться перечислением традиционных, со времен царя-батюшки, нам доставшихся, а посмотрим на то, что и как работает сейчас.
Много слов сказано о так называемом калининградском эксперименте. Эта территория как зона с особым экономическим режимом заявлена уже очень давно (что логично, учитывая её географические особенности), но вот, наконец, подоспело постановление правительства №1223 от 29 июля 2023 года, которое описывает упрощенные таможенные процедуры для товаров в адрес физического лица, стоимостью ниже 1000 евро и весом не более 31 килограмма.
Итак, что мы имеем.
Складские площади сейчас, в данный момент, в регионе несколько избыточны, так что хранение товара недорогое.
Далее — товар заказывают покупатели из любого региона РФ.
Фулфилмент-оператор внутри склада пакует и адресует заказ (превращая товар в посылку), после чего он (напомним, без НДС и избыточных накруток) едет в любой регион страны.
Да, из Калининграда вывезти товар сегодня дороже, чем из любого другого региона страны, но отсутствие НДС и накруток с пошлинами делает эту операцию суммарно вполне рентабельной.
Чем не бондовый склад, со сравнения с которым мы начали рассказ?
Ну, по сравнению с бондовым, есть несколько «слабых мест» — растамаживается оптовый груз, а не розница в момент продажи, и как следствие, отсутствует возможность упрощенной отправки поставщику непроданной части товара.
Однако, что называется — если нет гербовой, пишем на простой — сам механизм все равно удобнее, проще и дешевле, чем все существующие на данный момент.
Правда, пока для участия в эксперименте нужно стать таможенным брокером (Родина, как водится, склонна все на свете усложнять), плюс ко всему в нем работает всего несколько компаний, из которых, кажется, только одна в состоянии сделать фулфилмент (это часть их профессии) — СДЭК. Однако условия эксперимента настолько любопытны, что стоит ждать притока конкурентов (что для покупателя, само собой, хорошо). В отличие от планов правительства по бондовым, которые предусматривали, как мы помним, полную монополию Почты.
Пути обработки посылок: оптом нельзя в розницу
Идеальная схема обработки импортных посылок могла бы выглядеть примерно (в общем и целом) так, как выглядит в бондовых складах.Сначала продавец (вне зависимости от того, кто он — интернет-магазин, маркетплейс или селлер на маркетплейсе) заказывает товар оптом (контейнер или паллета — в зависимости от аппетита, типа товара и много чего еще) и доставляет в Калининград.
Делает оповещение на своем ресурсе о том, что товар — есть, стоит столько-то и начинает собирать заказы.
По заявке интернет-магазина фулфилмент-оператор в Калининграде формирует посылку, отправляет её на «большую землю», откуда она уже летит себе к своему покупателю белым лебедем по вполне традиционным каналам доставки.
Выгодно? Пока все предварительные расчеты да и накопившаяся практика (а её немало) говорят, что — да.
Быстро? Быстро, даже с учетом того, что примерно +1 день добавляется к обычным срокам доставки, радости покупателя это не снижает, радости продавца, минимализировавшего свои расходы — тоже.
Логичный путь? Опять же — да, пусть Калининград и находится на «краю географии», суммарно плюсы перевешиваю минусы.
Есть на сегодня в стране что-то удобнее, рентабельнее и перспективнее?
Увы — нет.
«Итак — есть основания думать, что количество людей и компаний, которые захотят воспользоваться описанными возможностями, станет скоро довольно много. По той простой причине, что дешевле — лучше, чем дороже. Проще — лучше, чем сложно»
Стоит ли очередь к таможенным брокерам в Калининграде?
Тоже (пока что) — нет, хотя самые внимательные и расчетливые пользуются этим каналом поставок уже довольно давно, чуть ли не со дня открытия режима (следим за движением с самого начала эксперимента) и успешно, так что, самое важное то, о чем говорим — это не теоретическая возможность, это практически реализованная схема, проторенная дорожка.
Ну и насчет прогнозов, которые так любит редакция, любит сам автор да и любой читатель, ибо, согласитесь — что за статья без прогнозов?
Итак — есть основания думать, что количество людей и компаний, которые захотят воспользоваться описанными возможностями, станет скоро довольно много.
По той простой причине, что хорошие условия — они лучше, чем плохие. Дешевле — лучше, чем дороже. Проще — лучше, чем сложно.
Второе соображение — не стоит ждать, что правительство, в обозримом будущем, пойдет еще на какие-то эксперименты с льготными условиями и разумными шагами (хотя стоило бы, просто по той причине, что импорт для устойчивости экономики и создания конкурентности критически важен), а если и пойдет, то вовсе не факт, что все не закончится так же печально и даже разрушительно, как закончилась история с бондовыми складами.
Если вдруг кто-то ждет не только прогнозов, но и рецепта, то (отчего бы и нет, в такой-то ситуации) — пользуйтесь открывшимся возможностями, использовать хорошее — полезно. Со всех точек зрения.
Тэги: e-commerce, кросс-бордер, посылки бондовые склады, импорт, Калининград
20.12.2023
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Реестр для экспедиторов: похоронный марш или будущий гимн?
О том, какая судьба уготована компаниям «без активов», какие требования законопроекта трудновыполнимы и как бизнес предлагает их скорректировать -
Кофейная логистика: 1001 приключение на пути зерна
Об африканских мошенниках, угрозах пустить на удобрение, плаванье в мешке и других историях, в которые приходится влипать кофе на пути от плантации до чашки -
Хартии и реестры: обеление через «кипячение»
Кто и как пытался «отбелить» рынок внутрироссийских перевозок, что из этого вышло и какие ошибки не стоит повторять при создании новых реестров -
«ГосЛог»: обещания Минтранса VS тревоги бизнеса
О ходе эксперимента, перспективах платформы и ее сервисов, и опасениях участников рынка -
Логистика новых территорий: без страховки, без связи, «на мушке» у дронов
О том, как изменились тарифы на автоперевозки, сколько водителям доплачивают за рейс и почему перевозчики неохотно берут «обратку»