«МаксиПост»: вспомнить все
О том, как посылки «МаксиПост» летали от одного собственника к другому и что теперь с ними стало
Виктория Чуланова шеф-редактор |
Одной из самых амбициозных и активных компаний рынка courier express parcel, еще недавно, можно было назвать «МаксиПост». «МаксиПост» — это курьерская служба, оказывающая полный цикл логистических услуг для интернет-магазинов. По крайней мере так было еще полгода назад.
Познакомились мы с этой компанией еще в далеком 2014 году, когда ваша амбициозная Логизорро только вступила на путь логистики (в качестве корреспондента портала Logirus). Активность компании и открытость ее руководства стали залогом периодических публикаций на портале: например, рассказывали мы о нашествии подгузников в «МаксиПост» или том, как офис курьерской службы в огород превратился.
Ещё в мае мы обсуждали, как изменилась стратегия компании в связи с выходом из Posti Group и переходом в руки бенефициарного владельца Дениса Иванникова. Говорили о том, зачем «МаксиПост» обзавелся «Шустрым зайцем» и каким образом компания планирует провести экспансию на международный рынок e-commerce (в Китай и в Африку).
И уже в конце октября 2019 года «МаксиПост» заявила об объединении активов с международным логистическим оператором «Совмортранс» с собственной терминально-хабовой экосистемой. В октябре АО «Совмортранс» получило 10% акций службы экспресс-доставки.Компании планировали совместно развивать посылочный бизнес. Сообщалось, что в ближайшее время «Совмортрансу» будет передано 100% акций «МаксиПост».
В числе итогов второй половины 2019 года были и неприятные новости. Адвокатско-юридическая компания «Правовед» в январе объявила о риске банкротства службы экспресс-доставки. А также о том, что она намерена консолидировать и взять в управление долги «МаксиПост» для привлечения контролирующих лиц компании к субсидиарной ответственности.
Согласно картотеке арбитражных дел, с 9 октября 2019 года по состоянию на дату публикации ООО «МаксиПост» предъявлено 12 исков на общую сумму 395 млн рублей. В числе истцов «Иль де Ботэ» и ООО «Сеть автоматизированных пунктов выдачи», которая управляет сетью постаматов PickPoint.
Как ранее заявлял «Логирусу» президент группы MXP, головной структуры «МаксиПост», Денис Иванников, это сравнительно небольшая сумма при текущих оборотах «МаксиПост». Так, например, в 2018 году обороты компании составили 6 млрд рублей.
По поводу многомиллионного долга мы очень стремились побеседовать с бенефициарным владельцем «МаксиПост» Денисом Иванниковым. Но предварительно согласившись, он, в дальнейшем, не вышел на связь.
Чтобы понять, что привело компанию к многомиллионным долгам и какие сейчас у неё есть пути развития, я, Виктория Логирус, решила проанализировать весь путь «МаксиПост». Для этого использовались материалы из новостей, статей и интервью за 6 лет, а также материалы из открытых источников: единого государственного реестра юридических лиц, электронных порталов правовой информации, СМИ и так далее.
Как отмечает ведущий бизнес-консультант, специализирующийся на эффективности менеджмента Ицхак Адизес, все организации – как живые организмы – проходят через схожие стадии жизненного цикла. Например, младенчество, юность, стабильность, аристократизм, бюрократизация, а затем, возможно, и смерть. Так вот жизненный путь «МаксиПост» - «Орион» мы сегодня и рассмотрим, следуя этой условной логике.
Постараемся структурировать и рассказать объективно:
- • Как родилась «МаксиПост» и чем сразу выделилась на фоне остальных?
- • Что помогло компании добиться успеха на рынке экспресс-доставки?
- • Как изменила компанию интеграция в Posti Group (Itella)?
- • На какой стадии развития находится «МаксиПост» сейчас?
- • Какие есть сценарии развития компании в дальнейшем?
Главная цель этой истории, сделать так, чтобы вы сами поняли: какой путь прошла «МаксиПост» и что превратило ее в «Орион».
Младенчество
«МаксиПост» родилась в 2001 году. Вначале жила-была компания «М-Сити» и занималась она доставкой печатной продукции с различными предложениями по почтовым адресам. Например, журналов с моделями одежды, которые были очень популярны в те времена. И однажды «Почта России» в очередной раз так удивила «М-Сити», что компания решила сделать свой отдел «альтернативной доставки» с помощью курьеров, тем более дела шли весьма успешно. Тогда, владелец «М-Сити» Михаил Капацинский, попросил свою супругу, Наталью, программиста и бухгалтера, написать ПО для этого отдела.«Через какое-то время компанию выделили в отдельную структуру под названием ООО "Экспресс Постсервис", а от неё уже появился бренд − "МаксиПост"»
Затем на неё же легла обязанность поиска руководителя – и он был найден… Но уволился уже через два дня. Итак, Наталья Капацинская сама встала во главе отдела. Через какое-то время компанию выделили в отдельную структуру под названием ООО «Экспресс Постсервис», а от неё уже появился бренд − «МаксиПост», под которым организация и продолжила развиваться.
Юность
Изначально «МаксиПост» была компанией, которая, почти как прародитель, «М-Сити», занималась доставкой печатной продукции по почтовым ящикам, а чуть позже – организовала доставку по Москве. Основными клиентами в то время были юридические лица. Постепенно начала строиться агентская сеть, доставка документов и журналов распространилась по регионам России.Стоит отметить, что «альтернативка» (альтернативная доставка), по мнению экспертов, пользовалась большой популярностью тогда потому, что составляла хорошую конкуренцию почте – доставка документов и печатной продукции происходила быстрее, а стоила меньше.
Ну, а теперь к самому главному. Примерно с 2006 года в России начал наращивать обороты рынок e-commerce. Свои первые шажочки он делал вместе с Всемирной паутиной. Вместе с этим новые технологии доставки пришли и в «МаксиПост». К 2008 в компании было уже два отдела: один продолжал заниматься доставкой документов, а второй стал зачатком доставки e-commerce, это направление в то время называлось VIP-доставкой. Несмотря на то, что работа отделов временами пересекалась, присутствовало явное разделение среди сотрудников: журналы и письма доставляли пешие курьеры, а большинство VIP-доставки приходилось на водителей с транспортом.
Ранее в «МаксиПост» нам рассказывали, что до сих пор помнят своего первого клиента в сегменте e-commerce, им был проект лояльности «Малина». Напомним, суть проекта заключалась в том, что за покупку товаров в определённых местах начислялись баллы, которые потом можно было обменять на выбранный товар, немного доплатив за него. Доставкой этих товаров лояльности по Москве и занималась «МаксиПост». Причём с инкассацией, то есть с получением денежных средств.
В 2008 году компания производила 500 «е-коммерс» доставок в день. По оценкам агентства IKS-Consulting, рынок электронной коммерции России в сегменте B2C в 2008 году оценивался в 196 млрд рублей, прирост по сравнению с 2007 годом составил 60%. На интернет-торговлю в 2008 году пришлось 1,4% от всего оборота розничной торговли (13,8 трлн руб.). При этом конкуренция в сегменте электронной коммерции оставалась небольшой, по сравнению с современной, что позволило «МаксиПост» и другим пионерам наращивать объёмы, до тысячи и более доставок каждый день.
«Первый филиал "МаксиПост" был открыт в Санкт-Петербурге. Затем через несколько лет в Ростове-на-Дону».
Через несколько лет направление бизнеса решили изменить и уйти в сторону электронной коммерции полностью. Она оказалась интереснее за счет более быстрого развития. Такие перемены открыли для «МаксиПост» новые границы.
Встала задача расширить доставку, от Москвы и Подмосковья разрастись до регионов. И здесь на помощь пришла СДЭК, которая на тот момент уже доставляла e-commerce посылки по всей России. Партнёрство получилось достаточно активным – через СДЭК «МаксиПост» проводила довольно много отправлений. Но со временем компании приняли решение развиваться самостоятельно. И «МаксиПост» стал стойким и независимым игроком, стараясь проводить географическую экспансию. Начали, конечно, с городов-миллионников.
Первый филиал «МаксиПост» был открыт в Санкт-Петербурге. Затем через несколько лет в Ростове-на-Дону. А дальше по накатанной: в Нижнем Новгороде, Казани... За несколько лет компания приросла пятнадцатью филиалами.
Интересно отметить, что филиал «МаксиПост» в Северной столице выделялся среди прочих «собратьев». С самого начала там были более крупные объёмы доставок, другим было и ценообразование, иначе определялась эффективность. При этом в других городах дело обстояло проще: как только филиал выходил на сто поставок в день, он становился безубыточным. Эксперты компании рассказывали, что иногда оставались филиалы, которые могли и не выйти на уровень прибыли, но их убытки покрывались за счет других.
Расцвет
Развиваясь подобным образом, к 2013 — 2015 годам «МаксиПост» стала уверенным лидером среди компаний экспресс-доставки в среднем сегменте. Позиции укрепляла и хорошая репутация компании, которую она заработала тем, что всегда выполняла свои обещания перед клиентами и партнёрами.До 2016 года «МаксиПост» развивалась исключительно на собственные средства. Это были средства учредителей и также почти вся получаемая прибыль вкладывалась в бизнес. В то же время поступало немало предложений о покупке компании – как от частных лиц, так и от различных фондов и компаний.
Одно из таких Наталья Капацинская всё же приняла – от Itella, российской «дочки» финского почтового оператора Posti Group. Подобное сотрудничество показалось руководству компании хорошей идеей, ведь Itella – глобальный логистический оператор, сотрудничество с которым стало для «МаксиПост» хорошим шансом расширить свою географию, инфраструктуру, клиентский портфель. И предложить интернет-магазинам еще более эффективные решения. Как ранее писал «Логирус», Itella с помощью «МаксиПост» при интеграции получила бы возможность расширять своё присутствие на рынке курьерской доставки. А «МаксиПост» стал доступен клиентский портфель нового владельца и возможность перекрёстных продаж, а также открылся доступ к построению большой региональной сети собственных филиалов — без этого невозможно было обеспечить 100% качество доставки. Таким образом, слияние уберегало «МаксиПост» и от участи быть «съеденным» более крупными игроками рынка.
Взросление
Но очень скоро политика головной компании Itella в Финляндии поменялась – и сотрудничество не сложилось. Несмотря на согласованный план развития, который должен был работать до 2022 года, новым руководством было принято решение держать путь на консолидацию основного бизнеса: 3pl-логистики и оперирования складами.Наступил период стагнации и Itella начала искать нового покупателя для «МаксиПост». Им в 2018 году стал Денис Иванников – экс-глава логистической компании IML, основатель и CEO ApiShip. С приходом бенефициарного владельца у «МаксиПост» обновился автопарк, был создан совет директоров, которым позже купили новые BMW X6.
2019 год обогатил историю компании международными подробностями. В мае были открыты представительства MXP в Нигерии, ЮАР и Марокко. Первый офис появился в портовом городе Лагос на юго-западе Нигерии — самом густонаселённом на материке.
– Мы планируем построить в Нигерии и далее масштабировать на другие страны Африки складирование, хранение, сортировку, комплектацию, а также наложенные платежи, частичный выкуп/возврат, примерку и другие популярные в России сервисы, – пояснял тогда председатель совета директоров MXP Денис Иванников.
Практически одновременно с началом работы в Нигерии открылись офисы в ЮАР и Марокко. После закрепления своих позиций в этих странах компания планирует расширить своё присутствие на африканском континенте за счёт Алжира и Кении. В планах MXP – занять от 1 до 4% от местных рынков логистики в течение 2-3 лет, говорили нам.
А в октябре 2019 года произошло неожиданное для рынка событие: морской и жд оператор «Совмортранс» приобрел 10% акций «МаксиПост» с последующим правом выкупа пакета из 100% акций в течение года. Планировалось, что группа «Совмортранс-МХР» займется развитием доставки крупногабарита по России, причём делать это будет быстро, с той же скоростью, что и для мелких посылок, тем самым увеличив маржинальность бизнеса в целом. Кроме того, Группа планировала заниматься также кроссбордерными перевозками в сегменте B2C.
На текущий момент «Совмортранс» оказывает услуги в сфере международных морских и железнодорожных перевозок с прямым доступом к портам, складам и терминалам во всех регионах РФ. По итогам слияния Группа «Совмортранс-МХР» смогла бы предложить ещё и наземную доставку с возможностью таможенного оформления, и вручения груза «у двери». Таким образом, мог бы быть сформирован полный цикл доставки для e-commerce контейнерных и консолидированных грузов из разных стран до вручения посылки конечному покупателю.
– Этот альянс открывает возможности не только для его участников, но и для рынка дистанционной торговли в целом. Так, например, доставка крупногабаритных товаров народного потребления в сегодняшнем объеме отправлений из Китая в Россию составляет мизерный процент в силу своей высокой стоимости. Подключение морского канала станет стимулом к существенному снижению тарифов и развитию принципиально новых сегментов международной онлайн-торговли, — пояснял тогда президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов.
И можно было бы утверждать, что в стадию стабилизации компания вступила с далеко идущими планами. Но, как и в любой драме, обстоятельства снова оказались сильнее.
Из «МаксиПост» в «Орион»
В числе истцов «Иль де Ботэ» и ООО «Сеть автоматизированных пунктов выдачи», которая управляет сетью постаматов PickPoint. Самым крупным кредитором является телемагазин Shopping Live, который предъявил иск на сумму более 274 млн рублей. Однако суммарная задолженность, с учетом встречных требований, не превысит 265 млн рублей, уверен Денис Иванников.
– При текущих оборотах компании – это сравнительно небольшая сумма. В 2018-м суммарный оборот составлял порядка 6 млрд рублей. На этом фоне задолженность в 265 млн рублей – какие-то совершенно рядовые вещи. Кроме того, «МаксиПост» – это всего лишь одна из компаний, которая входит в группу, – пояснил он. Какие обороты у «МаксиПост» по итогам 2019 года, а также размер выручки компании нам выяснить не удалось.
Но, несмотря на, казалось бы, разрешимую ситуацию, адвокатско-юридическая фирма «Правовед» в январе объявила о риске банкротства службы экспресс-доставки. А также о том, что она намерена консолидировать и взять в управление долги службы экспресс-доставки «МаксиПост» для привлечения контролирующих лиц компании к субсидиарной ответственности.
– В ситуации с пятнадцатью кредиторами, с которыми я лично общаюсь по реструктуризации, – мне не очень понятно, что «Правовед» собрался консолидировать. Моё мнение, что это некая пиар штука для того, у кого есть к этому интерес, — об Денис Иванников рассказал «Логирусу» 25 января.
При этом 14 января в едином государственном реестре юридических лиц появилась информация о том, что «МаксиПост» сменила учредителей и юрлицо. Теперь это ООО «Орион». Учредительский состав покинуло акционерное общество «Совмортранс».
Отвечать на часть судебных рисков «МаксиПост» теперь будет в новом амплуа, как «Орион». Таковы данные портала Rusprofile. Речь, например, о судебном конфликте «МаксиПост – Орион» и ООО «Гбс-Брокер». Сумма ущерба составляет 1 182 943,29 рублей. 18 февраля на портале Rusprofile также появилась информация о новом судебном деле, где «Орион» в роли ответчика, а «Канон.ру» в роли истца. При этом третьим лицом выступает «Ителла», экс-владелец «МаксиПост-Орион». Сумма – 2504 019,57 рублей.
Как мы узнали из картотеки арбитражных дел, сейчас «МаксиПост» предъявлено уже не 10 исковых заявлений, а 12. Общая сумма составляет более 400 млн рублей.
Точнее сказать: «МаксиПост» уже нет.
Тэги: МаксиПост, задолженность, судебные иски, стратегия развития, прогнозы
26.02.2020
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Реестр для экспедиторов: похоронный марш или будущий гимн?
О том, какая судьба уготована компаниям «без активов», какие требования законопроекта трудновыполнимы и как бизнес предлагает их скорректировать -
Кофейная логистика: 1001 приключение на пути зерна
Об африканских мошенниках, угрозах пустить на удобрение, плаванье в мешке и других историях, в которые приходится влипать кофе на пути от плантации до чашки -
Хартии и реестры: обеление через «кипячение»
Кто и как пытался «отбелить» рынок внутрироссийских перевозок, что из этого вышло и какие ошибки не стоит повторять при создании новых реестров -
«ГосЛог»: обещания Минтранса VS тревоги бизнеса
О ходе эксперимента, перспективах платформы и ее сервисов, и опасениях участников рынка -
Логистика новых территорий: без страховки, без связи, «на мушке» у дронов
О том, как изменились тарифы на автоперевозки, сколько водителям доплачивают за рейс и почему перевозчики неохотно берут «обратку»