Встанем дружно в хоровод: риски, спады, Новый год
О том, кого и почему больше нет с нами. Как выжить в условиях естественного отбора и что будет дальше. Подводим итоги года. Виктория Чуланова корреспондент |
Нестабильная макроэкономическая ситуация, естественный отбор, риски банкротства. Это глобальные факторы, которые окружают рынок российской логистики уже 2 года.
Повышение тарифов в системе «Платон», внедрение нового Таможенного кодекса ЕАЭС, падение спроса на рынке складской недвижимости. А это вызовы, с которыми предстоит столкнуться участникам отрасли в 2017 году.
Какую стратегию выбрать, как развиваться и даже расти в этих условиях, «Логирус» выяснял у лидеров рынка транспортной и складской логистики, таможенного оформления и экспресс-перевозок.
2016 год на рынке транспортной логистики прошел под флагом падения импорта, повышения тарифов в системе «Платон» и стабильного роста грузоперевозок в азиатские страны. Кажется, логистические компании уже привыкли к ужесточению конкуренции и высокому риску покинуть рынок. Как выстраивали транспортные грузопотоки в этих условиях лидеры рынка? Почему «диджитализация» стала синонимом термина «оптимизация» и как перетянуть новых клиентов на свою сторону? Начинаем выяснять.
Давид Шамаев, директор управления по коммерческой деятельности «Деловые линии»
«Рост потребностей малого и среднего бизнеса послужил развитию направления перевозки сборных грузов. Вместо ожидаемого падения мы увидели рост сегмента (за счет замедления темпов FTL). Тем не менее, сейчас на рынке мы можем наблюдать сокращение средней партии груза и миграцию товаров в автоперевозки.На наш взгляд, усиление государственного регулирования является началом для системных изменений и стандартизации рынка транспортной логистики. Запуск «Платона», «закон Яровой», закон «о режиме труда и отдыха» — эти факторы безусловно повлияли на скорость и себестоимость услуг перевозчиков. Значительная часть транспортных компаний, в основном, небольших, еще не ощутили на себе сильное влияние изменений в законодательстве, за исключением запуска системы «Платон».
Ожидаем, что рынок начнет в скором времени консолидироваться, небольшие и средние игроки не смогут соответствовать требованиям законодательства, так как старые бизнес-модели уже перестают работать в существующих условиях. В итоге мы увидим, что собственники небольших или средних компаний будут задаваться вопросом «что делать дальше?», пытаться сохранить бизнес при падающей доходности. Однако клиентов у малого и среднего бизнеса остается все меньше, потому что предлагаемая бизнес-модель уже неэффективна, а налоговые и юридические риски не предсказуемы для потенциального покупателя.
Теперь о трендах в транспортной логистике. Очевидно, что сейчас значительно усилилась конкуренция, борьба за клиентов. При чем конкуренция смещается в другую сторону. Если раньше на одном из первых мест для клиента стояли тарифы, то сейчас заказчик ждет надежного и разнообразного сервиса, который, помимо базовой услуги, представляет собой еще какую-либо дополнительную ценность. Второй очевидный тренд — рост «диджитализации» отрасли. Применение IT-технологий становится массовым, их стоимость падает. Так, уже сейчас мы видим активное развитие комплексной цифровой инфраструктуры, которая в дальнейшем объединит все звенья транспортно-логистической цепи.
Еще один глобальный тренд — популяризация идеи «физического» интернета. Речь идет о попытке использовать принципы протоколов сети Интернет вне виртуальной реальности — для доставки товаров. Идея подразумевает создание глобальной распределительной сети, построенной на открытых стандартах, унификацию контейнеров и упаковок, интеграцию распределительных центров и хабов, принадлежащих разным компаниям и юрисдикциям.
В 2016 году «Деловые линии» вышли в сегмент перевозки свежих продуктов. Это перспективно, потому что ритейлеры готовы отдавать значительную долю перевозок на аутсорсинг. Вот только, к сожалению, как правило они не получают предложений, которые соответствуют спросу. Поэтому мы решили свободное место в этой нише. Также, развиваем направление 3PL, внедряем новые сервисы, например, Pick-by-Line в сегмент бытовой электроники. Не так давно запустили собственный онлайн-агрегатор заказов для обеспечения растущих потребностей в перевозках (ссылка Логирус). Тем самым, стремимся сократить время подбора транспорта для исполнения заказов клиента и, конечно, помогаем другим перевозчикам заработать.
И, конечно, нельзя оставить без внимания наш проект по интеграции со СПАРК Интерфакс. Мы перенесли всю базу данных на свою площадку и интегрировали ее с собственными ERP-системами. Это помогло структурировать данные о клиентах. Сейчас компания разрабатывает подход, который позволит использовать аналитическую информацию для построения краткосрочных и долгосрочных бизнес-моделей.
Раньше требования клиента к транспортно-логистической компании сводились лишь к тому, чтобы доставить необходимый груз недорого и в заданное время. Теперь мы видим высокую чувствительность к качеству сервиса, к срокам оказания услуг и гибкость заказчика при разборах спорных ситуаций. Мы также отмечаем, что у клиентов вырос интерес к дополнительным услугам: страхование груза, упаковка, доставка от адреса и до адреса. Кроме того, взаимодействие с клиентами становится мультиканальным: наш клиент теперь не только звонит в компанию для получения информации, но и посылает запросы через онлайн-консультанта на сайте и официальные сообщества в социальных сетях. В 2017 продолжим реализовывать стратегию по диверсификации своего бизнеса, работать в логистических сегментах, смежных логистике сборных грузов. Начало уже положено: запущены перевозки температурных грузов, активно развивается партнерская программа по экспедированию, авиаперевозки, услуги страхования и так далее. Хотим пожелать коллегам дальнейшего развития! Смело внедрять инновации в свою работу и достигать поставленных целей! С наступающим Новым годом!»
Кирилл Власов, генеральный директор STS Logistics:
«Самым важным событием в отрасли для нас стала новость о повышении тарифа в системе «Платон». Мы до последнего момента не понимали, сколько будет стоить «Платон» в следующем году. У STS Logistics долгосрочные контракты, отношения с клиентами, нам важно выполнить свои обещания, в том числе и по удержанию цен на перевозки.К сожалению, в очередной раз вижу подтверждение тезиса о том, что государство не готово участвовать в развитии бизнеса. Бюджетные дыры нужно чем-то заполнять, поэтому контрольно-ревизионные органы принимают кардинальные меры. Речь идет не только о «Платоне». Это и ужесточение штрафов за перевес на оси. Это, например, таможенные органы, которые сознательно поднимают выпуски трехлетней давности, выносят абсолютно необоснованные требования только для того, чтобы там доначислять пени и штрафы. Это не способ регулирования отрасли, это метод силового давления на бизнес с целью отъема денег здесь и сейчас. Государство совершенно не задумывается, что оно тем самым убивает бизнес. Конечно, здесь есть и светлая сторона для тех, у кого прозрачная отчетность, кто работает в белом поле. Наверное, здесь STS Logistics в наиболее выигрышной ситуации по сравнению с нашими конкурентами.
За последние полтора года менталитет команды STS Logistics сильно изменился. Теперь более 90% сотрудников понимают, что именно от их вклада в общее дело зависит итоговый результат работы. Люди готовы больше работать, быть проактивными в решении вопросов, нести ответственность за свои действия. Хорошо, что в 2016 году нам удалось сохранить уровень оплаты труда, зарплата ни разу не была задержана. В 3 и 4 квартале 2016 года мы показали прибыль, снова начали выплачивать премии. Это помогает сотрудникам понять, что рост доходов компании положительно сказывается на всех участниках процесса. Если раньше возникала ситуация, в которой необходимо было работать сверхурочно, люди всегда задавали вопрос: «А что нам за это заплатят?». Сейчас мы все работаем на результат.
Когда мы готовили бюджет 2016 года, не планировали запускать новый бизнес. Перед нами стояла задача принципиально зафиксировать свои позиции в имеющихся сегментах бизнеса, выйти в плюс. Приятно отметить, что добились положительного роста, сделали намного больше, чем предполагали. Следуя потребностям наших клиентов, удалось начать работу в новом для нас сегменте интралогистики, перемещения товаров внутри крупного завода. Очень сильно продвинулись в проектной логистике негабаритных грузов, хотя, также совершенно этого не ожидали.
Удержали всех своих ключевых клиентов, не потеряли выручки, увеличили маржинальную прибыль, сократили затраты. Даже заработали, хотя по стратегическому плану на год должны были выйти примерно «в ноль». В общем, год превзошел ожидания. Основной доход, как всегда, заработали на наших постоянных клиентах, но были и разовые масштабные отправки. Совсем недавно, например, перевезли два реактора для производства фальмардегида для ПАО «Нижнекамскнефтехим».
Мы хорошо продвинулись в разработках новых IT-решений, начали продавать их отдельно от логистического сервиса. В 2017 году мы планируем запустить новую TMS систему, которая, по моим оценкам, существенно превосходит все готовые системы, имеющиеся на рынке перевозок в РФ.
В 2016 году, как никогда, заметно сокращение объема бизнеса клиентов. Если раньше основными заказчиками STS Logistics были производители товаров народного потребления и ритейл, и мы росли вместе с ними. Сейчас выручка ритейла остается на том же уровне, несмотря на открытие новых магазинов, доход производителей товаров народного потребления падает. У клиентов сектора автомотив ситуация аналогичная, роста серьезного не произошло, особенно в продажах легковых автомобилей. Поэтому стараемся компенсировать падение выручки существующих клиентов приходом новых клиентов, удержанием нашей доли в «кошельке клиента».
Марина Лякишева, советник генерального директора по таможенным вопросам Nawinia
«В этом году у Nawinia появилось немало новых клиентов. В их числе —«Бристоль», «Техносила», «М.Видео» и многие другие. Одним из самых успешных направлений компании традиционно стали проектные перевозки. Например, комплексные услуги для производителя дорожно-строительного оборудования Komatsu.Лояльность и удовлетворенность клиентов нашими сервисами — это вопрос важный. Не нужно восхищать клиента, его потребности надо просто удовлетворять. Как и в классической форме тройственной ограниченности, в логистических проектах существуют три основных критерия: качество, цена и скорость. Любой заказчик должен выбрать из трех показателей не более двух, которые для него наиболее критичны. Мы нацелены на тех, для кого важны качество и прогнозируемость сроков. И при этом клиенты понимают, что цена не будет на нижней планке рынка.
Помимо развития отношений с новыми клиентами, в июле 2016 года мы подали первую, в истории компании, транзитную декларацию в электронном виде при удаленном декларировании. И уже в октябре, начали оформлять крупных клиентов, ГК «Спортмастер», по этой технологии.
Также в этом году, решили, что необходимо модернизировать IT-систему. Теперь пытаемся «оцифровать» все свои действия, все наши отношения между клиентами и подрядчиками. Уже запустили электронную платформу ТMS-Nawinia. Буквально на днях внедрили landing page для сборных грузов. Аналогичная страница работает и для авиаперевозок. В 2017 году мы продолжим развивать IT-направление.
Одна из тенденций на рынке логистики сейчас — риск неплатежей. Для минимизации этого риска планируем внедрять факторинг.
Появились новые виды услуг. Например, доставка алкогольной продукции со складов в Нижнем Новгороде на кросс-докинговой площадке, в том числе малотоннажным транспортом. Внедрили доставку Pick-by-Line в сегменте бытовой электроники для компании «Техносила» в Санкт- Петербурге. Также занялись продуктами питания, это стало абсолютно новым, но очень интересным и перспективным направлением для нас.
В этот чудесный праздник хочу всем пожелать чуда, потому что чудеса случаются. Надеюсь, что новое таможенное законодательство будет способствовать облегчению вопросов, связанных с ВЭД. В личной жизни желаю всем новых впечатлений и положительных эмоций. Идти вперед и помнить о том, что кризис —не только время потерь, это время новых возможностей. Желаю всем коллегам, чтобы мы разглядели эти возможности и могли бы ими воспользоваться в Новом году!»
Игорь Ребельский, учредитель V.I.G. Trans
«В 2016 году перед V.I.G. Trans стояли две основные цели: укрепить позиции на рынке и создать базу для дальнейшего роста компании. В этом году было сделано многое. Мы открыли офис в Санкт-Петербурге, что помогло нам привлечь новых клиентов и партнеров, взяли в управление склад временного хранения в Шереметьево, открыли орган по сертификации. В конце этого года можно было наблюдать рост рынка, который ощутили не только мы, но и наши конкуренты и партнеры.Все ждем 2017 год и надеемся, что ситуация нормализуется, вполне возможно, что будет ослабление санкций со стороны западных партнеров, что тоже подтолкнет экономику страны в целом, и на сегмент бизнеса, в частности.
У V.I.G. Trans есть стратегический план на 5 лет вперед. Хотим расширить географию наших филиалов в России, укрепить свои позиции в Китае и выйти на рынок США.
Сегодня клиенты стали грамотнее и требовательнее. Хорошо ориентируются на рынке, больше анализируют. Это вносит свои корректировки в работу и способствует уходу некомпетентных игроков с рынка. Мы, в основном, занимаемся сборными грузами. Наши заказчики — это представители малого и среднего бизнеса».
Дмитрий Боклин, генеральный директор «МАКСИЛОГ»
«Я бы выделил не отдельные события, а совокупность экономических и политических факторов, влиявших на нашу работу в 2016 году, среди них и дальнейшее сокращение спроса на логистические услуги в условиях санкций, стагнации и рост неплатежей в условиях спада потребления и падения продаж.В числе наиболее заметных отраслевых трендов, я бы отметил: дигитализацию логистики – активное применение информационных технологий для управления логистическими процессами и уберизацию – создание онлайн платформ, сокращающих число посредников и упрощающих транзакции.
В текущем году ожидаемо (вследствие девальвации рубля) среди наших клиентов выросла доля компаний, экспортирующих свою продукцию за рубеж. Наблюдался и значительный рост грузоперевозок в рамках ЕАЭС (особенно востребованным оказалось одно из запущенных в этом году направлений - доставка сборных грузов из (в) Армении).
В канун Нового года хочу пожелать коллегам оптимизма, уверенности в себе и успехов в достижении поставленных целей. Хороших Вам новостей, оригинальных идей и надежных партнеров!»
Ужесточение контроля таможенной стоимости, загадочный Таможенный кодекс ЕАЭС, ну и конечно, стабильно проблемная КТС. Такие сюрпризы принес участникам ВЭД 2016 год. К чему нам готовиться в 2017, а главное — как работать с этими новшествами? «Логирус» узнавал у опытных таможенных представителей.
Марина Лякишева, советник генерального директора по таможенным вопросам Nawinia:
«Этот год запомнится участникам ВЭД весьма разноплановыми событиями. Во-первых, были введены приказы Федеральной таможенной службы об усилении контроля таможенной стоимости и об ограничении оформления определенного вида товаров в ряде таможенных органов. Это, конечно, внесло определенные сложности в деятельность перевозчиков и участников внешнеэкономической деятельности.Были и позитивные новости. Например, приняли решение о применении книжек МДП при транзите товаров, открыли весьма перспективный ресурс «Личный кабинет участника ВЭД» на сайте ФТС. Опробовали систему сквозного контроля за ввезёнными товарами с помощью эксперимента по маркировке меховых изделий RFID-метками.
Пожалуй, основное событие в сфере таможенного оформления, которое нам предстоит пережить — вступление в силу нового Таможенного кодекса ЕАЭС. В одной стороны, это очень страшно. Документ огромный, в зависимости от шрифта, объем варьируется от 700 до 1500 листов. Написан очень сложным юридическим языком, до 7 перекрестных ссылок от одной статьи к другой. Так что действительно, и таможенникам, и участникам внешнеэкономической деятельности будет очень непросто в нем разобраться.
Более того, в новом Таможенном кодексе содержится масса отсылочных норм к национальному законодательству, чего хотели избежать. Но этого не удалось и отсылок стало больше, чем в действующем кодексе. Все эти нормы смогут работать, только если их порядок будет установлен в национальном законодательстве. А значит, у нас появится существенно обновлённый Федеральный закон «О таможенном регулировании». Его, видимо, придется радикально перерабатывать, да еще и в максимально сжатые сроки. Как ожидается, новый кодекс должен вступить в силу уже в июле 2017 года. А значит к июлю и закон должен быть подготовлен, то есть придется его готовить «в пожарном режиме». Мы с вами понимаем, что при таком «пожарном режиме» возможны мелкие огрехи и недоработки: что-то забыли, что-то упустили.
Почему закон скорее всего придется перерабатывать? На мой взгляд, внесением поправок мы на этот раз не обойдемся. Кодекс серьезно изменился, теперь в него входит более чем 60 глав, а значит, и структура самого ФЗ «О таможенном регулировании» скорее всего будет изменена.
Лично я исповедую принцип, что «слона нужно есть по частям», поэтому изучаю документ постепенно. На днях, на заседании Ассоциации Европейского бизнеса, таможенные юристы сообщили, что все еще не дочитали кодекс до конца, несмотря на то, что многие из них участвовали в его разработке более двух лет и хорошо знают нюансы, ход обсуждений . Внимательно изучить подобный документ — это действительно подвиг.
На мой взгляд, в обновленном кодексе нет ничего принципиально прорывного для российских участников. Да, установлен приоритет электронных документов над бумажными. Но мы с вами понимаем, что в России этот факт уже состоялся. Авторегистрация декларации и автовыпуск груза — у нас такие эксперименты уже проводятся. Мне кажется, самое позитивное — это доработанный институт уполномоченного экономического оператора.
В нашем таможенном законодательстве последних лет была одна большая проблема – отсутствовала возможность проведения консультаций по заявлению таможенной стоимости. В новом кодексе эта норма существует и делает отсылку на национальное законодательство. Конечно, бизнес заинтересован в том, чтобы такие консультации проводились. Как это все будет сделано на практике? Это пока еще не обсуждалось. Надеюсь, что в начале следующего года начнут привлекать бизнес к проекту внесения изменений в национальный закон о таможенном регулировании. И тогда ситуация прояснится, можно будет вести диалог с регуляторами для достижения компромисса.
Интересно, а сами таможенники уже начали изучать новый Таможенный кодекс ЕАЭС?»
Игорь Ребельский, учредитель компании V.I.G. Trans
« На наш взгляд, самым значимым событием в сфере таможенного оформления стали кадровые перестановки, смена руководителя Федеральной Таможенной службы. На данный момент, это глобально на отрасль не повлияло, но все в ожидании смены команды и возможно изменений в правилах работы. Поэтому все с нетерпением ждем будущего года.За последнюю пару лет, импорт и экспорт снизились, причем достаточно значительно. При этом количество транспортных и таможенных компаний увеличилось. Основная задача в сложившейся экономической ситуации —удержаться на рынке и закрепить позиции. Как мы знаем экономика циклична, и за спадом обязательно будет подъем! Ждем и надеемся на лучшее».
Эксперты признают, в 2015-2016 годах ни одно направление логистики не пережило столь кардинальные изменения, как рынок экспресс-перевозок. DPD объединяется с СПСР, Itella купила «МаксиПост», TopDelivery приобрел Maxima Express, консолидация и по-настоящему жестокая конкуренция уже несколько лет преследует по пятам службы курьерской доставки. 16 декабря 2016 года мы уже попрощались с одной из крупнейших сетей терминалов автоматизированной доставки InPost. Что будет дальше?
Леонид Гольдорт, генеральный директор СДЭК
«Одно из самых значимых событий для СДЭК, безусловно — пополнение наших рядов оператором Pulse-Express и уход с рынка экспресс-доставки компании InPost. Последнее событие сказалось на бизнесе СДЭК, потому что мы были очень сильно интегрированы — больше года работали в тесном партнерстве друг с другом.Значимо еще и то, что в этом году российский рынок E-commerce вырос на 25%. Это в 2,5 раза выше, чем прогнозировали многочисленные эксперты в 2015.
Еще одно важное наблюдение, у президента Путина появился советник по интернет-торговле. Это говорит, что государство обратило пристальное внимание на рынок. Хорошо это или плохо — посмотрим. Надеемся, что все будет хорошо, потому что появится обратная связь.
Омниканальность становится все более актуальной. В этом году мы видим, как все крупные игроки, которые еще вчера занимались только офлайн-продажами, сегодня активизировались на рынке онлайн.
Усилилась конкуренция среди marketplace. На рынок вышел Avito, открылся российский «молл» Ali Express. Гиганты, такие, как «Яндекс.Маркет», покоряют смежные рынки — занимаются организацией логистики, например. Крупнейшие игроки заявили о намерении также стать «маркетплейсами» — М.Видео, Ozon.ru, «Юлмарт». В 2016 году решительно зашли на рынок В2С площадки, которые работали только для одного рынка В2В, можно сказать, жили в ином измерении. Например, TIU, BLIZKO и другие также стали «маркетплейсами».
Сейчас наблюдается небывалая консолидация рынка логистики: объединения, поглощения. Появилась тенденция к тому, что разрешат торговлю в интернете лекарствами и ювелирными изделиями.
В 2016 году СДЭК ставила перед собой цель — вырасти на 50 % к показателям 2015 года. В итоге превысили ее, выросли на 80%.
В 2017 продолжим заниматься тем, что у нас получается лучше всего — развитие в секторе В2С, внедрение франчайзинговой сети, доставка для интернет-магазинов. Курс взяли на удвоение сети подразделений в России, увеличение количества своих офисов в Китае. Кстати, в этом году самыми продающими офисами, стали именно китайские отделения компании.
Наши клиенты стали более требовательными, по сравнению с прошлыми годами. Их уже не устраивает какой-то один вид доставки. Теперь важна вариативность: до пункта выдачи, до двери, до «почтомата». Требуют удобный график, включая работу в выходные. Желают получать посылки даже в самых отдаленных населенных пунктах страны, а значит нужно продолжать расширять географию присутствия.
В Новом году коллегам желаем оптимизма — это главное! А еще растущего рынка и клиентов, готовых развиваться вместе с вами».
Алексей Прыгин, заместитель генерального директора «МаксиПост»
«За последние несколько лет на рынке экспресс-доставки значительно ужесточилась конкуренция. Сбылось то, о чем мы говорили два года назад: консолидация, вытеснение с рынка тех, кто меньше и слабее. На таком фоне покинула российский рынок компания InPost. Все это достаточно позитивные показатели. Рынку нужна здоровая конкуренция, где игроки соревнуются между собой за счет более качественных продуктов и услуг, а не за счет демпинга. А для этого нормальные рыночные компании должны укреплять свои мощности, чтобы противостоять тем, кто не всегда играет по-честному.На фоне подобных объединений, есть несколько наблюдений: например, активное желание «влезть» на рынок доставки популярных нынче сервисов такси, работающих по «юбер»-модели. Или же появление компаний, специализирующихся на доставке одного или нескольких отдельных сегментов, чаще всего на доставке продуктов питания.
В марте 2016 года мы продали 100% акций одному из ведущих провайдеров логистических услуг — компании Itella. И это стало событием года для «Максипост». После сделки началась интеграция и воплощение задуманного. Itella с нашей помощью расширяет свое присутствие на рынке курьерской доставки, мы получили доступ к клиентскому портфелю нового владельца и возможность перекрестных продаж, а также к построению большой региональной сети собственных филиалов — без этого качество доставки на 100% обеспечить нельзя. Основные цели на следующий год — это расширение клиентской базы, развитие региональной сети и масштабирование IT-системы.
Наши клиенты — крупные и средние интернет-магазины, работающие, в основном, в сфере продажи одежды и обуви, подарков, игрушек, электроники и так далее. Требования со стороны клиентов растут, это нормально, но не всегда обоснованно. Так, например, мы наблюдаем всю большую потребность в организации логистики возвратов. По данным последнего исследования аналитического агентства Data Insight, обработка возвратов остается на первом месте среди самых проблемных процессов в отрасли.
А теперь о необоснованном. Все больше клиентов запрашивают доставку день в день, при этом далеко не факт, что эта услуга действительно востребована их покупателями. Обобщаю: основное желание клиентов сейчас — получить как можно больше сервисов, за как можно более низкую плату, а лучше бесплатно. (смеется)
Все текущие тренды будут нарастать: конкуренция усиливаться, консолидация продолжаться. Те, кто не перейдет в большие структуры, рано или поздно закончат свое существование. Выживут сильнейшие. Поэтому всем коллегам я желаю терпения, уверенности в своих силах и правильного выбора стратегии».
В 2016 году средний размер заключенной сделки на рынке складской недвижимости составил 75 тыс. кв. м, такие данные приводит аналитическое агентство Cushman & Wakefield за 1-3 квартал 2016 года. Это на 35% ниже по сравнению с текущим периодом 2015 года. Показатель является самым низким за последние 5 лет. Сильное снижение активности арендаторов и уменьшение доли вакантных площадей к середине 2017, несмотря на низкий спрос, — вот основные факторы риска для данного сегмента в будущем году.
Как обеспечить эффективный fulfillment в условиях падения спроса? Что заставило крупных девелоперов предлагать ставки ниже рыночных? И каким будет 2017 год для складской логистики?
Кирилл Власов, генеральный директор STS Logistics:
«В 2016 году STS Logistics приняла участие в 142 складских тендерах, а выиграли только 1. Я долго не мог понять, как же так? Мы являемся одними из лидеров по оказанию складских услуг, у нас огромный опыт работы, каждодневная практика на площадках в нескольких регионах. Мы входим в арендную ставку по правильной рыночной цене и все время проигрываем. Почему? И потом мы серьезно изучили этот вопрос и столкнулись вот с такой ситуацией.Практически у каждого крупного складского оператора есть незаполненные площади. У пустующих складских комплексов есть собственные логистические операторы (читайте – выкупленные разорившиеся логистические компании). Все они готовы продавать свои пустующие площади и услуги по абсолютно демпинговым расценкам, ниже себестоимости, имея цель просто уменьшить убыток.
Если сейчас взять в аренду помещение класса А по справедливой рыночной цене, примерно 3500 - 4000 р за кв м в год и добавить туда свои услуги со стандартной маржой, то получится абсолютно непроходной ценник.
Наша сила, 100% заполненность текущих помещений, не дает нам возможности войти в новый складской бизнес. В этой ситуации изменили конфигурацию свои складов, отказались от работы с клиентами, с которыми не зарабатывали деньги, предложили девелоперам новые формы сотрудничества и нашли возможности быть конкурентными на рынке новых складских клиентов.
Я бы пожелал своим коллегам в Новом году, в первую очередь, оптимизма, терпения и здравого рассудка. Не идти на поводу у очень высокой конкуренции, не пытаться удержаться на рынке за счет низких цен и демпинга. На моей памяти, за 2015-2016 год минимум 5-6 логистических компаний обанкротились. Наемный менеджмент этих компаний совершенно не чувствует своей ответственности за это, специалисты легко прыгают с компании в компанию, с места на место, продолжая разорять компанию за компанией, одних акционеров за другими. Мне бы очень хотелось, чтобы у акционеров хватало мудрости «не вестись» на эти поверхностные обещания, которые приводят к краху. Да, это больно и трудно работать на таком рынке и в таких условиях. Не думаю, что открою вам Америку, если скажу, что работать нужно с прибылью, и это основа существования любой компании».
Дмитрий Блинов, технический директор Logistix
«Господствующим трендом 2016 года стало импортозамещение, и как следствие — финансирование государственных промышленных объектов. Доля рынка контрактов B2G возросла, и нам удалось вписаться в эти веяния, мы были готовы, и нам есть что предложить крупным промышленным объектам, в том числе предприятиям ВПК.В этом году тренды рынка складской логистики, по большей части, остались неизменными. Во-первых, это fulfillment, полное обслуживание грузопотока клиента до последней мили, от поставщика до потребителя. Вырос рынок E-commerce, работа интернет-площадок в условиях распределенных складов и централизованного процесса сортировки и отправки грузов. Ну и конечно, отлаженная система доставки сегодня также не потеряла своей актуальности.
Главная тенденция среди заказчиков — это возросшая фрагментация. Сегодня сложно выделить отдельные категории клиентов с определенными потребностями. Каждый новый клиент приносит новую проблему, которая стала очевидна на волне кризиса или выхода из него. Это могут быть кадровые сложности, технологическое отставание, финансовые проблемы, потеря доли рынка. Именно поэтому каждый раз мы решаем новую задачу, формируем индивидуальное предложение.
В этом году Logistix разработала новый мощный продукт для автоматизации торговли, взяла курс на диверсификацию и провела реорганизацию компании. Нарастили объемы и внедрили систему Agile-менеджмента с четким документированием всего процесса. Одним словом, довольны теми результатами, с которыми заканчиваем год.
Самым интересным проектом-2016 для нас стало оснащение учебного класса в первом филиале концерна ВКО «Алмаз-Антей», с применением новейших технологий трехмерной визуализации – шлема виртуальной реальности.
Кроме того, этот год порадовал нас притоком новых кадров. Вчерашние студенты успешно работают у нас в компании в должности консультантов по автоматизации. Мы уверены, что в ближайшие годы дефицит в области молодых умов исчезнет, и, следовательно, стоимость стандартного «человеко-дня» должна начать падать, или как минимум она не должна возрасти. Можно сказать, что идет активная интеграция науки и бизнеса, и ВУЗы больше нацелены на то, чтобы дать студенту реальные навыки, а не только теоретическую базу.
Основная проблема, с которой каждому из нас придется столкнуться в 2017 году — это поиск новой ниши, иногда даже на смежных рынках, к примеру, в области транспортной логистики, создание партнерских проектов. Если говорить в целом, то это скорее извлечение дополнительной прибыли исходя из собственной профессиональной экспертизы».
Тэги: Деловые линии, STS Logistics, NAWINIA, V.I.G, Максилог, СДЭК, МаксиПост, Logistix, Алексей Прыгин
28.12.2016
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Кофейная логистика: 1001 приключение на пути зерна
Об африканских мошенниках, угрозах пустить на удобрение, плаванье в мешке и других историях, в которые приходится влипать кофе на пути от плантации до чашки -
Хартии и реестры: обеление через «кипячение»
Кто и как пытался «отбелить» рынок внутрироссийских перевозок, что из этого вышло и какие ошибки не стоит повторять при создании новых реестров -
«ГосЛог»: обещания Минтранса VS тревоги бизнеса
О ходе эксперимента, перспективах платформы и ее сервисов, и опасениях участников рынка -
Логистика новых территорий: без страховки, без связи, «на мушке» у дронов
О том, как изменились тарифы на автоперевозки, сколько водителям доплачивают за рейс и почему перевозчики неохотно берут «обратку» -
Грузы в лабиринте транспортных коридоров
О том, как не заплутать в маршрутах Евразийского транспортного каркаса