Человек и ящик

Шесть вещей, которые необходимо знать о постаматах

oleg_tuzikov.jpg Олег Тузиков
шеф-редактор

Шесть вещей, которые необходимо знать о постаматах

Сегодня «Логирус» открывает новую рубрику для тех, кто пока что не стал тяжеловесом логистики, но планирует это сделать в более или менее близком будущем. Надеемся, что с нашей помощью и помощью наших авторитетных экспертов дорога к цели станет короче и веселей. Итак, поехали.

Нельзя исключать, уважаемый будущий логист, что вас когда-нибудь занесет в компанию, занимающуюся доставкой без курьеров. Ну, или вы сами захотите заняться этим бизнесом. В обоих случаях вам будет крайне полезно узнать, что рассказывает о постаматах генеральный директор компании PickPoint Надежда Романова. Поверьте, она знает о них все.

Не называйте постаматы почтоматами. По крайней мере, пока

По закону о почтовой связи выдача отправлений через почтоматы запрещена, потому что в этом процессе отсутствует идентификация физического лица в момент выдачи. А раз нет идентификации, это не может быть почтовой услугой, предоставляемой в рамках действующего законодательства. Согласитесь, что иметь оборудование, которое не легализовано российским законодательством, не имеет никакого смысла. Поэтому мы говорим не почтоматы, а постаматы, и работаем без лицензии на почтовую связь. В законопроекте о почтовой связи, который находится в Госдуме с 2014 года, почтомат равен постамату. Если закон будет принят, будут легализованы оба термина.

Указывайте продажный размер ячейки меньше реального

Европейский стандарт постамата – три типоразмера, высотой 10, 15 и 30 сантиметров, при ширине ячейки 40 см и глубине 60 см. Это базовые размеры для всей Европы, у всех производителей. Но на российском рынке ситуация складывается таким образом, что большая часть интернет-магазинов вообще не имеет габаритов на заказанные товары в своих системах. Они не знают ничего о габаритах товаров, которые находятся у них на складе. Поэтому загружать в IQ-систему, чтобы в ответ получить размер ячейки, которая подойдет для того или иного товара, зачастую просто нечего. Но они с этим борются. Три года назад габаритные размеры в системе отсутствовали у 95% интернет-магазинов, сейчас примерно у каждого второго они уже есть – интернет-магазины начали понимать, что, имея эту информацию в системе, они сильно удешевляют логистику.

PickPoint сделал не три типоразмера, а шесть. Самая большая ячейка имеет размер 60х60х60 см. На самом деле не 60, а 70, но мы при продаже указываем размер 60 см, потому что как раз этих десяти сантиметров всегда не хватает, чтобы влез весь товар. Почему-то интернет-магазины считают, что если ячейка 60 см, то и товар должен быть такого же размера. Как человек его оттуда будет вытаскивать, они не думают. Курьеру-то просто – он туда впихнул, а как обратно выпихнуть?

Тщательно выбирайте точку для установки терминала

Правильно выбрать наиболее удачную точку очень сложно. Большой трафик магазина не является преимуществом при установке в нем постамата. Во-первых, обязательно должно быть закрытое помещение, видеонаблюдение, охраняемая зона, чтобы не было никакого вандализма. Обычная уличная установка означает, что каждый второй терминал будет вскрыт в течение месяца, и ничего ты с этим не сделаешь. Не говоря уже про погодные условия, некомфортное получение, грязь и так далее.

Пять лет назад PickPoint просто брал список магазинов крупных ритейлеров и смотрел, где какой трафик. Типа, чем больше трафик, тем лучше. Так вот, ничего подобного. Большой трафик не имеет никакого отношения к решению вопроса, удобно ли там поставить терминал или нет. Факторов, определяющих, ставить здесь точку или нет, очень много: количество жителей в этом районе, средний уровень их дохода, средний возраст, сколько детей, сколько детских садов и школ, насколько они загружены и так далее, и так далее. Плюс уже внутри интересного района определяются так называемые народные тропы, где наибольший трафик – это уже с картографами. В общем, на третий год нашей работы четверть точек были переустановлены, потому что изначально были выбраны неверные геолокации. Сейчас на переустановку у нас идет 2-3% точек.

Простой пример: у PickPoint нет ни одной круглосуточно работающей точки на Тверской улице – в такой точке нет абсолютно никакой потребности. А в спальных районах, наоборот, такие точки есть практически везде, где есть круглосуточно работающий магазин какого-нибудь ритейлера. Чаще всего это «Виктория» или «Седьмой континет».

Где есть смысл ставить точки? PickPoint планирует сделать это во всех экономически эффективных населенных пунктах. Экономически эффективным мы считаем такой пункт, где средний доход на душу населения превышает 18 тыс. рублей, и соотношение молодого и пожилого населения, то есть количество детей до 18 лет и количество пенсионеров хотя бы пятьдесят на пятьдесят. Статистику добывать очень сложно, но мы добываем.

Поймите, для кого вы работаете

Клиент PickPoint имеет доход на уровне среднего в том регионе, где он живет. Его первый опыт дистанционной покупки был с предоплатой – он сначала отдал деньги, а потом получил товар, заказав его в США, Европе или Китае. Такие люди находятся в основном в регионах, потому что москвичи привыкли к курьерской доставке, они избалованы, ведь 95% всех доставок в столице – это курьерка. Но уже в Московской области картина совсем иная – половина клиентов не пользуются услугами курьеров, потому что те приезжают в основном в рабочие часы, а дома в это время никого нет. Хотя доля москвичей растет – год назад через терминалы получали свои заказы всего 6-7% наших московских клиентов, а в этом году – уже 15%. В первую очередь их количество увеличивается за счет тех, кому легче общаться с машиной, с компьютером, чем с живыми людьми. Такое бывает: ну, человек терпеть не может общаться, поэтому ему легче так. И таких людей становится все больше.

Чаще смотрите на календарь – это поможет избежать оверстоков

Стандартный срок для клиента, чтобы забрать свою посылку – три дня. Если ты не успеваешь, ты можешь всего один раз продлить срок получения на пять дней. Это бесплатно. То есть по максимуму в распоряжении получателя есть восемь дней. У нас средний срок хранения в низкий сезон, то есть летом – 1,7 дня, а, например, перед Новым годом – 0,8 дня.

Будьте готовы к работе в любое время суток

Постамат – это, как известно, шкаф с ячейками. На разных точках они разные. Сам терминал – это конструктор, у которого есть центральная консоль, вокруг которой можно собрать два шкафа, а можно и двадцать пять. Каждый шкаф – это в среднем десять ячеек. По Москве в среднем один терминал состоит из 96 ячеек, но есть терминалы по 52 ячейки, а есть по 250. Все зависит от потребностей того района, где он установлен. Модули можно нарастить буквально в течение одной ночи, чем мы и занимаемся. Обслуживание терминалов – это ночная работа.

Пара цифр

На сегодня PickPoint установила уже более 800 постаматов.

Постаматы PickPoint установлены в 450 населенных пунктах России.

Каждый населенный пункт, где население составляет 50 тыс. человек и выше, имеет хотя бы один терминал PickPoint. LR


09.06.2016

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх