Реанимация грузоперевозок: неотложные меры

О том, как компании перестраивают «вирусную логистику»

Марина Сергученкова Марина Сергученкова
новостной редактор




Число заболевших новой коронавирусной инфекцией в России продолжает расти. По данным Оперативного штаба, 29 марта число заболевших за последние сутки составляло 270 случаев, а за 2 апреля – уже плюс 771 пациентов с COVID-2019 в 29 субъектах РФ. Всего же в стране зарегистрировано 3 548 заболевших, при этом число тех, кого выписали, увеличилось до 235 человек.

В ответ на риски, связанные с распространением коронавируса, Правительство России с 30 марта временно ограничило движение через автомобильные, железнодорожные, речные и смешанные пункты пропуска. Кроме того, в 53 регионах РФ по примеру Москвы и Московской области, по состоянию на 31 марта, введен режим самоизоляции.

Как перекрытие госграницы, так и режим самоизоляции не касается транспортно-логистических компаний, которые обеспечивают поставку товаров первой необходимости – продовольственных и не продовольственных. Данное исключение оговорено в рекомендациях Минтруда.

По мнению опрошенных «Логирусом» экспертов, сейчас для рынка логистики существует два основных риска. Первый – резкое снижение объемов перевозок. Так как большинство промышленных предприятий и организаций приостановили свою работу на период «длинных» выходных. Вследствие чего, по оценкам Российского союза автомобилистов, грузопотоки сократились в среднем в два раза, что резко ударило по доходам компаний. При этом у малого и среднего бизнеса начинается напряженный этап стагнации, им будет непросто восстановиться по мере восстановления экономики, такой прогноз озвучил заместитель директора ПЭК, член генерального совета «Деловой России» Вадим Филатов.

Второй риск – документооборот и взаимоотношение с государственными органами. Ведь если режим «длинных выходных» все-таки перерастет в карантин, логистическим компаниям потребуется дополнительная сопроводительная документация. Она будет доказывать соблюдение всех санитарно-эпидемиологических норм перевозки. А также принадлежность груза к категории социально-значимых.

Пока же логистические компании по всей стране занимаются оформлением справок для сотрудников, которым требуется выходить на работу для обеспечения бесперебойной доставки социально-значимых товаров. Речь, например, о водителях, курьерах и складских сотрудниках. Согласно нормам законодательства, к справке дополнительно оформляется разрешение муниципальных органов власти.

Итак, пандемия «шокировала» рынок логистики, как и все отрасли экономики России. Поэтому пора выяснить, каким образом компании справляются с экономическим шоком? Как пандемия коронавируса уже изменила и продолжает менять не только цепочки поставок, но и бизнес-процессы компаний? Какая подушка нужна логистическим компаниям, чтобы переждать период спада грузоперевозок?

Ответы на эти вопросы «Логирус» искал вместе с топ-менеджерами ведущих российских транспортных компаний и служб курьерской доставки:


Алексей Чиняков 
коммерческий директор компании «ТРАСКО»
Алексей Чиняков
Александр Галкин 
коммерческий директор Nawinia
Александр Галкин
Аркадий Иванов 
директор по развитию TransAsia Logistics
Аркадий Иванов
Вадим Филатов 
заместитель директора «ПЭК»
Вадим Филатов
Алексей Худов 
заместитель генерального директора по продажам и маркетингу ООО «Байкал-Сервис ТК»
Алексей Худов
Кирилл Тюленев 
генеральный директор ООО «Транспортные системы», эксперт в области транспортно-логистического законодательства
Кирилл Тюленев
 

ГК «Деловые Линии»
Елена Шутюк 
коммерческий директор IML
Елена Шутюк
Алексей Мерзляков 
директор по маркетингу DPD в России
Алексей Мерзляков

Кому пусто, а кому – густо

Компании, осуществляющие деятельность в сфере международных перевозок, переживают на себе уже вторую волну спада спроса. Сначала в Китае, а сейчас и в Европе производства закрывают на карантин, и объемы перевозок падают, сообщил «Логирусу» коммерческий директор компании «ТРАСКО» Алексей Чиняков.

– Мы сталкиваемся с изменением скорости прохождения границ в европейских государствах, а также с новыми реалиями коммуникации. Так как в связи с карантином компании переходят на удаленную работу. Вкупе эти факторы способствуют некоторому снижению количества заказов, а также сдвигаются сроки по текущей доставке грузов, – пояснил эксперт.

По итогам марта в «ТРАСКО» прогнозируют падение объемов международных перевозок на уровне 25%. Такая динамика хотя и нежелательна, но не критична для компании, резюмировал Алексей Чиняков.

В то же время отмечается устойчивый рост железнодорожных контейнерных отправок из Китая в Россию и страны Центральной Азии, добавил директор по развитию TransAsia Logistics Аркадий Иванов. По данным агентства Teustat, которое на основании анализа информации главного вычислительного центра РЖД публикует еженедельные отчеты, наименьшее за последние 12 недель количество контейнерных поездов было отправлено из Китая с 4 по 11 февраля. За это период из КНР выехало всего 805 контейнерных составов. Затем последовал рост и под конец марта объем еженедельных отправок превысил 3 500 контейнерных поездов. Сейчас экспортно-импортные поставки между Китаем и Россией функционируют в полном объеме. Об этом «Логирусу» ранее рассказывал директор филиала «Первой экспедиционной компании» (ПЭК) в Китае Алексей Музеев. Промышленные предприятия возобновили свою работу. Грузовое сообщение между провинциями открыто, проблем с забором груза нет. Большинство пунктов пропуска через границу – морских, железнодорожных, авиационных и автомобильных – функционирует в стандартном режиме.

Динамика отправок контейнерных поездов из Китая. Источник: Teustat 


 В России негативные эффекты от пандемии коронавируса накладываются на резкое падение курса рубля, закрытие границ, ограничение работы в ряде отраслей и режим самоизоляции, добавляет коммерческий директор Nawinia Александр Галкин. Все это приводит к сильному сокращению грузопотоков по ряду отраслей и направлений, отсутствию прогнозирования, гонкой за минимальной ценой, не всегда обоснованному увеличению ставок, возможному росту неплатежей и так далее, перечислил эксперт. По прогнозам собеседника «Логируса», период спада в РФ может продлиться не мене трех месяцев. И не у всех компаний хватит запаса прочности, чтобы пережить сложные времена.

– Мы фиксируем всплеск заказов на транспорт от наших клиентов, связанный с общим дефицитом транспортных средств, – отметил Александр Галкин. – Ситуация крайне нестабильна и нужно держать руку на пульсе в режиме online.

Объемы контейнерных отправок из Китая с разбивкой по странам назначения. Источник: Teustat 


 Увеличение спроса на перевозки сборных грузов по России в марте «Логирусу» подтвердили и в ООО «Байкал-Сервис ТК» без уточнения того, насколько изменились показатели.

В особой зоне риска сейчас находятся малые и средние логистические предприятия, добавляет генеральный директор ООО «Транспортные системы» Кирилл Тюленев.

– Деятельность в условиях снижения грузооборота потребует использовать оборотные средства для компенсации затрат. В результате сокращения оборотных средств теряется возможность отсрочки платежа владельцам грузов. Сохранение длительной отсрочки платежа и особые условия оплаты по мере реализации товара крайне важны для конкурентоспособности логистического продукта, – пояснил Кирилл Тюленев.

Службы курьерской доставки в нынешней ситуации видят не только риски, но и возможности. Например, коммерческий директор IML Елена Шутюк отмечает, что на фоне вспышки коронавируса ритейл отмечает выраженный рост интернет-торговли. По данным маркетинговой компании Nielsen, с 16 по 22 марта онлайн-продажи макаронных изделий выросли на 350%, туалетной бумаги – на 279%, супов быстрого приготовления – на 232%, стерилизованного молока – на 188%, средств для стирки – на 211%, средств для мытья посуды – на 209%, средств для уборки дома – на 206%, воды – на 91%.

Динамика онлайн-продаж товаров FMCG Источник: Nielsen 


 – Динамика российского трафика практически не изменилась, не могу отметить какой-то выраженный рост. В международных перевозках есть небольшое снижение, но сложно сказать с чем именно оно связано: со страхом перед коронавирусом или перераспределением бюджетов у населения, – рассуждает Елена Шутюк.

Директор по маркетингу DPD в России Алексей Мерзляков констатировал рост отправлений в сегменте B2C в марте. По остальным сегментам особых изменений эксперт не отметил.

Ближе к концу марта транспортно-логистические компании наблюдают снижение грузооборота, особенно во всем, что не касается товаров первой необходимости. Так, заместитель директора ПЭК Вадим Филатов отмечает, что имеет место снижение объемов перевозок в среднем на 20 – 30%.

Механизмы «вирусной адаптации» бизнеса

Правительство России планомерно ужесточает меры, призванные ограничить распространение инфекции по стране и не допустить «итальянского сценария» развития событий. Так, согласно постановлению Правительства РФ №763-р, движение через автомобильные, железнодорожные, речные и смешанные пункты пропуска с полуночи 30 марта временно ограничивается. Реализовывать ограничительные меры предписано Минтрансу, ФСБ, ФТС и Роспотребнадзору. Последний, в частности, должен обеспечить санитарно-карантинный контроль на границе.

С 30 марта, на основании указа мэра Москвы  №34-УМ ( ссылка на документ), для всех жителей Москвы и Московской области независимо от возраста был введен режим самоизоляции. Изначально продлиться он должен был до 5 апреля. Однако в телеобращении к нации Президент России Владимир Путин продлил нерабочие дни до 30 апреля. Самоизоляция предполагает запрет на выход из дома без крайней необходимости. Более того, «после проведения технических и организационных мероприятий», покидать квартиры разрешат только при наличии специального пропуска, написал мэр Москвы Сергей Собянин в своем блоге По информации «Ъ» из собственных источников, москвичам в условиях карантина потребуется получать на сайте мэрии QR-код для каждого выхода из дома, будь то «срочный выход по базовым потребностям» в магазин, выброс мусора, прогулка с собакой или выезд на дачу.

Вслед за столицей режим самоизоляции, по состоянию на 2 апреля, введен в 76 регионах России и трех городах федерального значения. Там действуют аналогичные ограничения на передвижение граждан.

На транспортно-логистические компании вышеперечисленные ограничения не распространяются. Но бизнесу все равно приходится адаптироваться к реалиям новой действительности.

Например, «ТРАСКО» оперативно меняет маршрутные карты в зависимости от ситуации на пограничных постах. Чтобы минимизировать простои автомобилей на наиболее загруженных пограничных переходах, фуры направляются в объезд, пояснил коммерческий директор компании «ТРАСКО» Алексей Чиняков.

– В тех областях, где ситуация с заболеваемостью сложная и где в этой связи есть трудности с осуществлением доставки или забора груза автомобильным транспортом, мы предлагаем альтернативу в виде контейнерной доставки. Подобная практика применяется как в Европе, так и в Китае, где, например, импортные контейнерные перевозки в адрес портов Дальнего Востока и стран Балтики уже восстанавливаются, – отметил Алексей Чиняков.

В результате массовой отмены пассажирских авиарейсов, из-за пандемии коронавируса «ТРАСКО» перевозит грузы либо транзитными рейсами, либо посредством мультимодальных перевозок, сочетая морскую доставку с авиа.

Правила «грузовой гигиены»

Все опрошенные «Логирусом» компании перешли на удаленный формат работы. Это означает, что сотрудники, не задействованные напрямую в осуществлении доставки грузов и интернет-заказов, выполняют текущие задачи из дома. Такой формат потребовал особое внимание уделить коммуникации, документообороту и сохранению эффективности работы, отметили в Nawinia.

– И до ситуации с коронавирусом мы активно внедряли цифровые технологии, которые сейчас особенно нам помогут, и процесс этот мы не останавливаем. Скорее дополняем решениями для качественной работы, в том числе в условиях удаленного нахождения сотрудников, – подчеркнул Александр Галкин.

В связи с удаленным форматом работы активнее стала использоваться CRM-система, в том числе для постановки задач и контроля за их исполнением, добавила коммерческий директор IML Елена Шутюк. Также более строгие требования в компании стали предъявляться к соблюдению отчетности.

В DPD в России заявили о некоторой перестройке операционных процессов. В частности, об оперативном тестировании бесконтактной доставки, пояснил директор по маркетингу Алексей Мерзляков. Тем же путем пошли и в IML. Их клиенты могут заранее написать расписку о получении предоплаченного заказа и фактически не взаимодействовать с курьером, который оставит посылку возле двери квартиры и отойдет на безопасную дистанцию в 1,5 метра, пояснила Елена Шутюк.

ГК «Деловые Линии» также запустили услугу по бесконтактной доставке, сообщили «Логирусу» в пресс-службе компании. Предложение подразумевает сдачу и получение посылок – передачу сопроводительных документов и прием оплаты на адресе – без прямого контакта между экспедитором и клиентом. При этом водитель также соблюдает все необходимые правила по безопасной доставке: находится в маске и использует антисептик для рук.

Грузовой транспорт перед выпуском в рейс обрабатывается специальными дезинфицирующими растворами


Кроме того, все компании, с которыми общался «Логирус», серьезно ужесточили санитарно-гигиенический контроль. В частности, в «Первой экспедиционной компании» (ПЭК) уборка в офисах, на складах, в местах приема пищи сотрудников проводится в три раза чаще, чем обычно. Помимо этого, влажная уборка делается с добавлением спецсредств, которые обладают высокими антибактериальными свойствами. Офисы и складские площадки также оборудованы антисептическими средствами для гигиены рук. А в кабинетах, где работает более четырех человек, размещены ультрафиолетовые лампы для обеззараживания, рассказывает заместитель директора ПЭК Вадим Филатов.

– Китайский филиал ПЭК направил в Россию тепловизоры. Их разместили в городах-миллионниках: на складах и в клиентских отделах ПЭК. Тепловизоры измеряют температуру приходящих мимо сотрудников, например, на складе. И в случае повышенной температуры инструмент подает соответствующий сигнал. Еще один важный инструмент контроля – инфракрасный термометр. Триста таких термометров мы закупили в Китае изначально. 31 марта из Гонконга приехала партия из 600 единиц. В ближайшее время планируем направить во все филиалы компании для измерения температуры сервисным и складским сотрудникам.

Каждый сотрудник, который контактирует с внешним миром (водитель или курьер) обязан носить маски, медицинские перчатки и регулярно обрабатывать руки гигиеническим раствором, – отметил заместитель директора ПЭК Вадим Филатов.

В ООО «Байкал-Сервис ТК» дополнили, что водители не только используют весь набор средств индивидуальной защиты (маски, перчатки, антисептики), но и избегают рукопожатий. Здороваются и прощаются они теперь с соблюдением профилактических мер – на словах.

Итог: внутренний рынок может не оправдать грузовых надежд

В «ТРАСКО» по итогам года ожидают спада на рынке международных перевозок. По словам коммерческого директора компании Алексея Чинякова, спад будет вызван совокупностью факторов. В их числе динамика курса валют, и закрытие границ и вызванная пандемией коронавируса паника.

Однако эксперт считает преждевременным прогнозировать рост выручки на внутрироссийских направлениях. Не предвидит переключения «международников» на внутренний рынок и коммерческий директор Nawinia Александр Галкин.

– Такая ситуация периодически повторяется. При возникновении проблем на международном направлении, перевозчики «переходят» на Россию. И, как только ситуация более-менее «устаканивается», международники возвращаются на свои направления, – прокомментировал собеседник «Логируса».

В то же время коммерческий директор IML Елена Шутюк не исключает, что после спада паники внутренний рынок может показать хороший рост. Главное, чтобы на нем было что продавать к этому моменту.

– Россия не испытывает проблем с продуктами питания и нефтью, а в производстве непродовольственных товаров, например, есть куда расти, – уверена Елена Шутюк.

«Преждевременным прогнозировать рост выручки на внутрироссийских направлениях»



Директор по развитию TransAsia Logistics Аркадий Иванов достаточно позитивно оценивает перспективы экспорта из России. Особенно на фоне резкого падения курса национальной валюты. В результате, закупки за рубежом по итогам года как минимум останутся на уровне 2019 года, прогнозирует он. Есть небольшая вероятность по росту импорта, но при условии, что западные страны пойдут на частичное ослабление санкций из-за пандемии коронавируса. Дабы нивелировать экономические потери от нарушения глобальных цепочек поставок.

Итак, российские транспортно-логистические компании в оперативном режиме перестраивают свои бизнес-процессы, а также настраивают «грузовую гигиену», чтобы минимизировать риски.

Перевозчики меняют маршрутные карты, чтобы минимизировать простои автомобилей на наиболее загруженных пограничных переходах. Массовую отмену пассажирских авиарейсов (в рамках которых также была организована доставка грузов) компенсируют более активным использованием мультимодальных схем транспортировки. Более того, ограничения, связанные с пандемией коронавируса, породили новый вид доставки в сегменте e-commerce – бесконтактную. А переход на удаленный режим работы подтолкнул бизнес к ускорению темпов цифровизации внутренних бизнес-процессов.

Несмотря на это, риск банкротства малых и средних логистических компаний сохраняется, так как им может быть недостаточно оборотных средств для того, чтобы справиться с периодом экономического спада в России.

По итогам марта транспортные компании прогнозируют снижение объемов международных грузоперевозок примерно на 25%. В то же время будет отмечаться устойчивый рост железнодорожных контейнерных отправок из Китая в Россию и страны Центральной Азии.

На внутреннем рынке службы курьерской доставки отмечают кратный рост доставки товаров первой необходимости: продовольственных и непродовольственных.

Несмотря на это, российский рынок транспортно-логистических услуг по итогам года уйдет в минус, прогнозировала управляющий партнер компании M.A. Research Людмила Симонова. Так как грузоперевозки всегда быстрее и сильнее реагируют на снижение ВВП и товародвижения нежели производство, поясняла эксперт. В реальных темпах роста отрасль потеряет порядка 0,5-0,6%. Падение будет отмечаться прежде всего в тоннаже. Небольшой рост по грузообороту автомобильного транспорта будет обеспечен, как и в 2019-м, увеличением дальности перевозок. Сильнее всего сократятся импортные грузопотоки в результате сбоя в цепочках поставок и резкой девальвации национальной валюты.


Тэги: коронавирус, грузоперевозки, цепочки поставок, стратегия развития, ТРАСКО, Nawinia, TransAsia Logistics, ПЭК, Байкал Сервис, IML, DPD, Деловые Линии, Аркадий Иванов
02.04.2020

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх