Корона и курьер

Сказ о том, как вирус с курьерскими службами воевал

Евгения Зейналова Евгения Зейналова
специальный корреспондент



Дисклеймер:

За период с января по август 2020 года коронавирус унес жизни 687 067 человек во всем мире. Распространение инфекции трагически изменило наш привычный мир, внеся в него такие понятия, как социальная дистанция и самоизоляция. Без преувеличения можно сказать, что после пережитого жизнь миллиардов людей уже не будет прежней.

Редакция «Логирус» разделяет чувства каждого, кто так или иначе пострадал из-за пандемии. Вместе с тем мы глубоко ценим вклад всех, кто боролся с распространением вирус. Среди них врачи, медсестры, волонтеры... А еще — курьерские службы, обеспечившие каждому из нас возможность соблюдать режим самоизоляции.


Мы предлагаем взглянуть на период распространения инфекции как на историю борьбы добра и зла. Представим, что коронавирус — злой антипод, решивший захватить мир. А службы доставки — одни из хранителей, защищающих обычных граждан. Эта метафора поможет ярче представить ту трансформацию, которую пришлось пережить сегменту курьерской доставки для того, чтобы выдержать натиск новых вызовов и обеспечить нам безопасное и спокойное пребывание в самоизоляции.

Присказка

Всем доброго времени суток. Меня зовут коронавирус. Родился я в Ухане в январе 2020 года. Шумным был день моего рождения: вся страна поднялась, забурлила, а потом, удивляясь моему появлению, погрузилась в карантин. Да такой, что даже про Новый год свой китайский напрочь позабыли.

Заразительным оказалось это удивление. Посмотрели на него страны европейские и тоже решили меня встречать-величать карантином. А в феврале добрался я, наконец, до России.

Российские земли — огромные да необозримые. Хоть народу здесь живет меньше, чем на берегах итальянских, зато житье-бытье их все как на ладони. Не умеют они через интернет покупки совершать: электронная коммерция в стране каких-то 1,3% от ВВП составляет. Вон в Поднебесной целых 5,1% и то я там вдоволь разгулялся. А в стране, где ни курьеров, ни интернет-магазинов, нет у народа от меня защиты, не смогут они спрятаться в своих теремах высоких 9-этажных.

«А в стране, где ни курьеров, ни интернет-магазинов, нет у народа от меня защиты, не смогут они спрятаться в своих теремах высоких 9-этажных»


Путешествуя с месяц по окраинам российским, оказался я в начале марта в Москве-матушке. Вот где мне самое место! Здесь, в первопрестольной больше всего людей живет. Больниц и врачей здесь, конечно, тоже превеликое множество, и интернет-магазинов пруд-пруди, прям не хуже, чем в Париже. Но я и с ними справлюсь. Поломаю окончательно границы, блокирую авиасообщение и завалю курьерские службы посылками. Волей-неволей придется россиянам выбраться из дома в лютую мартовскую стужу и шагать в свои «Пятерочки» за хлебушком. Тут и сказке конец, а кто слушал, тому штраф за нарушение самоизоляции.

Для начала решил я узнать, с кем придется мне воевать. Разведал, какие в Москве крупные курьерские службы. Оказались среди них три богатыря: СДЭК, DPD и EMS. Узнал я про складские мощности их, про терминалы и стандартные показатели доставки. И начал, не откладывая в долгий ящик, чинить козни лютые. Засим прилагаю записки своих похождений потомкам в назидание и публике к сведению.

Записка первая. Курьерская служба «Почты России» – EMS

Складские мощности: 5 автоматизированных сортировочных центров

• МР АСЦ (Автоматизированный сортировочный центр имени В.Н. Бугаенко) — площадь 30 000 кв.м.

• СПБ АСЦ (Санкт-Петербургский автоматизированный сортировочный центр — площадь 16 000 кв.м.

• Московский региональный логистический центр «Внуково» — 66 926 кв.м.

• Казанский ЛПЦ2 — 38 000 кв.м.

• Логистический центр «Внуково‑2» — 50 275 кв.м.

Средний объем обработанных посылок до пандемии: 82,8 млн шт. за 2019 год.

Средний объем обработанных посылок после пандемии: в мае объем заказов с доставкой на дом на 112% больше в сравнении с 2019 годом.

21 марта. Пошел я войной на курьерскую службу «Почты России» EMS. Обмен почтой и посылками с 15 странами остановился: из-за пандемии государства эти прекратили обработку международных отправлений. Да и как доставлять почту, если перестали летать самолеты между странами, а морем посылки идут долго да с задержками.

31 марта. Почуяв неладное неладное, повелело руководство «Почты» поставить во всех отделениях терминалы для безналичной оплаты, увеличить число отправлений с товарными вложениями доставляемых до двери да научить своих курьеров осуществлять бесконтактную доставку. Закупили 1 млн медицинских масок и начали со мной борьбу не на жизнь, а на смерть.

2 апреля. Вместо того, чтобы сложить руки белые да закручиниться, начал оператор сокращать сроки пересылки между 421 городом с численностью свыше 50 тыс. человек. На три дня быстрее стали письма да заказы приходить. А еще повелела «Почта» добавить услугу курьерской доставки на дом в мобильное приложение. Чтобы могли жители земли русской получить мелкие пакеты да посылки прямо в руки, не покидая дома.

«Закупили 1 млн медицинских масок и начали со мной борьбу не на жизнь, а на смерть»


29 апреля. Загнал-таки я жителей по домам. А ведь придется им, соколикам, выйти. Посылочки-то, на AliExpress и в других зарубежных магазинах заказанные, ждут их в отделениях «Почты». Ждут-пождут, а не дождутся — так уедут, предоплаченные восвояси.

Только вместо того, чтобы отправить назад посылки, повелела «Почта» продлить временно срок хранения на 60 дней вместо 30. Запустил оператор великое множество сервисов дистанционных. Разрешили отправителям оформить на сайте почты простую электронную подпись, с помощью которой любые посылки да письма можно получить по СМС-коду за минуту.

2 июня. Вырос объем курьерской доставки у оператора на целых 23% по сравнению с маем 2019 года. На дом заказывают на 5% меньше, чем в феврале-марте. Зато рынок электронный вернулся к своим прошлогодним показателям роста и составил, в сравнении с предыдущим годом, 25%.

Правда, поговаривают, что есть у «Почты России» и у других компаний проблемы с доставкой посылок зарубежных. Якобы висят те посылки на границе по нескольку месяцев.

Хорошо бы так. В курьерских службах задержки подтверждают, потому что-где авиасообщение нарушено и груз морем доставляется. А вот что копятся они на границе в великом множестве — то, говорят, все неправда. Идут посылочки, хоть и медленно, прямо в руки получателям.

Сами курьерские службы слухи о коллапсе на таможне опровергают — говорят, что посылки, хоть и медленно, но доходят 

А чтобы еще больше росли показатели, решила «Почта России» расширить сервис «EMS Ритейл». Увеличила географию доставки да изменила тарификацию при перевозке сборных грузов, разрешив рассчитывать стоимость доставки за общий вес партии. С помощью сервиса смогли сетевые ретейлеры да интернет-магазины снизить расходы на логистику в 1,5-2 раза и еще больше заказов доставлять на дом.

Этак они еще больший рост электронной коммерции получат. А я так останусь на печи есть калачи.

Записка вторая. СДЭК

Складские мощности: сортировочный центр в Домодедово, площадь 30 000 кв.м.

Средний объем посылок до пандемии: более 150 000 посылок в день.

Среднее количество посылок в день во время пандемии: 3 455 126 посылок по итогам апреля — на 16% больше, чем в аналогичный период 2019 года.

20 марта. СДЭК — компания превеликая. Но и на неё нашел я управу: решил сначала усыпить бдительность, сократив количество посылок на 25-30%. Пусть беспокоятся и расходы оптимизируют.

15 апреля. После того, как урезала СДЭК бюджеты, обманувшись мнимым падением спроса, обрушил я на них лавину заказов. Вырос объем отправлений у них на 16% в апреле. Вот с таким-то ударом они точно не справятся! Выросла у СДЭК нагрузка на логистику, посыпались запросы курьерские. Эх, как славно все вышло: и груз на складах копится, и посылки доставляются с 3-4 дневной задержкой. И народ недоволен: вот-вот выйдет на улицы забирать свои посылочки самовывозом.

«Эх, как славно все вышло: и груз на складах копится, и посылки доставляются с 3-4 дневной задержкой. И народ недоволен: вот-вот выйдет на улицы забирать свои посылочки самовывозом»


20 апреля. Хорошо идут мои дела! СДЭК привык свои посылки выдавать на ПВЗ: прежде, мол, 65% грузов на пунктах выдачи забирались. А тут волнуется народ, не хочет покидать терема высокие! 70% клиентов требуют себе доставку курьерскую да бесконтактную. Не справляется компания, нарушает сроки, потому как оптимизировали уже все процессы из-за неожиданного сокращения объемов. Здорово я придумал этот трюк с падением спроса в марте.

23 мая. Что-то не очень ладно идут мои дела. Спрос на доставку да на отправления все растет: вон в мае на 20% каждую неделю объем увеличивается. В 2-3 недели число заказов выросло так, как в обычные дни растет за 3-4 месяца. А им, шельмам, хоть бы что. Расширили штат, привлекли еще 150 сотрудников для работы на сортировочном центре, а сам сортировочный центр мало того, что круглосуточным сделали, так еще и смены усилили на 15-20%.

Справиться с нагрузкой СДЭК помогло увеличение штата и перевод распределительного центра в круглосуточный режим

Чтобы нагнать сроки упущенные по курьерской доставке, завели они обычай басурманский: вести информационное сопровождение заказа во время транспортировки. То есть пока сотрудники колл-центра созваниваются с клиентом да уточняют условия, курьер уже едет к получателю с заказом. А то и вовсе получает заказ через курьера напрямую от отправителя, минуя склад и сортировочный центр.

2 июня. Я их курьерам объем работы на 40% увеличил. Авиасообщение закрыл, чтобы не успевали быстро заказы по необъятной России-матушке доставлять. Кривую спроса поломал, чтобы народ после каждого обращения президента то бросался заказы делать, то на тюках с добром сидел и в интернет-магазины носа не показывал.

И что? Они все исправили. Авиарейсы закрытые альтернативными логистическими маршрутами заменили: транспортом наземным да через города соседние. Заказы из пунктов выдачи на дом к клиентам доставлять стали. А уж о безопасности санитарной я и вовсе молчу: и накладные бумажные отменили, и масками-санитайзерами всех курьеров обеспечили, и доставку бесконтактную организовали.

Вот и получается объем курьерской доставки у СДЭК по сравнению с январем-февралем 2020 года на 70% увеличился. А показатели доставляемости потихоньку-полегоньку к концу мая месяца опять почти 90% составляют.

Вот тебе, бабушка, и юрьев день.

Записка третья. DPD

Складские мощности: складской комплекс класса «А» в поселке Икша, площадь более 16 000 квадратных метров. Более 150 терминалов, свыше 4 000 пунктов выдачи Pickup.

Средний объем обработанных посылок до пандемии: более 100 000 посылок в день

Средний объем посылок во время пандемии: в марте — на 35% больше аналогичного периода 2019 года; в мае — на 110% больше.

26 марта. Есть в России и в странах заграничных праздник великий. Черной пятницей зовется. Компании к этому празднику загодя готовятся: логистику свою перестраивают да дополнительный персонал привлекают. Вот даже DPD с их терминалами многочисленными да автопарком в три тысячи машин прошлую «Черную пятницу» целых два месяца ждали.

А я возьму, да и устрою им «Черную пятницу». Только такую, чтоб времени на подготовку к ней совсем не было. Увеличу-ка для начала объем перевозок на 35%. Вот они, голубчики, у меня попляшут.

15 апреля. Хоть и есть у DPD задержки в доставке отправлений, а кое-где даже и прекращение логистики — а все не такие большие, как мне хотелось бы. Где на один день опоздают с доставкой, где на 4-5 рабочих дней.

Без авиасообщения трудно им приходится, пропускной режим сложностей добавляет. Но пока уровень доставляемости удерживают в 90%. Что бы такого им учинить, чтобы еще больше их логистику с ног сбить?

«Где на один день опоздают с доставкой, где на 4-5 рабочих дней»

17 мая. Пошел я в открытый бой. Увеличил количество отправок и количество заказов от физлиц подрастил. А чтобы совсем жизнь медом не казалось, заставил народ вдвое больше заказывать в выходные дни. И все это — в строгостях да запретах санитарных, когда маски и перчатки носить народ стал не снимая, а уж за курьерскими службами и подавно строгий надзор начался.

Решили тогда в DPD за какую-то неделю организовать новый метод доставки безопасной, с пин-кодом. Чтобы клиенты себя в безопасности чувствовали, повелело IT-подразделение компании не подписи ручные на бумагах ставить да деньги наличные водителю отдавать, а цифровой код для оформления и оплаты посылки использовать. Чем меньше контактов — тем меньше вероятность заразиться, а посылок меж тем меньше у компании не становится.

31 мая. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело мое делается. Вырос объем отправлений у DPD на 110% в мае — это в сравнении с маем прошлого года. И количество отправок частными лицами выросло больше, чем на 200 процентов год к году. А процент доставляемости близок к январским-февральским показателям. По регионам, прежде закрытым, возобновляется прием и доставка отправлений.

У DPD объем отправлений в мае вырос на 110%, но процент доставляемости остался практически на докризисном уровне

А главное, сумели в DPD еще и стоимость отправки в мае-июне снизить. Из-за того, что вместо авиалогистики стали они наземный транспорт использовать, получили их клиенты экономию в 20%. Это что же получается? Я им не только палки в колеса вставить не смог, а еще и помочь умудрился?!

Вывод

За месяцы моего путешествия по земле Русской и по Москве-первопрестольной начал расти рынок e-commerce как на дрожжах. Говорят, что к концу года вырастет он до 2,5 трлн рублей и увеличится на 44%.

И хоть курьерская доставка на дом только в мае стала больше на 112%, чем в прошлом году, а всем моим козням вопреки курьерские службы умудрились не только адаптироваться, но и нарастить обороты. Стали они работать по-новому, приучились сервисы дистанционные налаживать да процессы оптимизировать. И что же, в конце-концов, получилось:

EMS от «Почта России»:

До пандемии: 82,8 млн отправлений за 2019 год

Во время ограничений и после их отмены в мае: на 112% больше.

Что сделали:

• Добавили возможность оформить курьерскую доставку на дом через мобильное приложение.

• Увеличили срок хранения посылок в отделениях до 60 дней.

• Ввели дистанционный сервис оформления и получения посылок по СМС-коду.

• Расширили географию доставки и тарифную сетку EMS Ритейл, что позволило интернет-магазинам снизить расходы на логистику.

СДЭК:

До пандемии: более 150 000 посылок в день.

Во время ограничений и после их отмены в мае: 3 455 126 посылок — на 16% больше.

Что сделали:

• Расширили штат, усилили смены на сортировочном центре на 15-20%, сделали его работу круглосуточным.

• Начали осуществлять информационное сопровождение заказа параллельно с доставкой.

• Добавили услугу курьерской доставки заказа из пункта самовывоза.

• Ввели услугу срочной доставки груза: отправление отправляется получателю от грузоотправителя, минуя склад.

• Ввели бесконтактную доставку.

• Отменили бумажные накладные. Ввели сервис получения посылки по СМС-коду.

DPD:

До пандемии: более 100 000 посылок в день

Во время ограничений и после их отмены в мае: на 110% больше

Что сделали:

• Ввели сервис подтверждения бесконтактной доставки по пин-коду.

• Использовали альтернативные наземные маршруты, заменившие авиадоставку.

• Снизили стоимость отправки на 20% за счет использования наземных маршрутов.

• Добавили возможность онлайн-оплаты отправления через сервис «Управление доставкой».

Выходит, ничего-то у меня особенно и не вышло. Вместо того, чтобы приостановить работу или объявить о коллапсе на распределительных центрах, сориентировались курьерские службы в новой обстановке — и начали внедрять дистанционные сервисы. Использовали они средства оптимизации в считанные недели, расширили штат и подстроились к новым объемам.

Тут и сказке конец. Ничего другого мне не остается, как повторить свой блицкриг осенью...если, конечно, я до этой осени доживу.

Тэги: EMS, СДЭК, DPD, курьерская доставка, коронавирус, e-commerce
12.08.2020

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх