Спазм пищевода

Остановит ли Россия транзит продуктов из Белоруссии в Казахстан

Виктория Чуланова Виктория Чуланова
корреспондент

Основной принцип Таможенного Союза гласит: «В пределах единой таможенной территории подлежат беспрепятственному перемещению товары, как происходящие с единой таможенной территории, так и происходящие из третьих стран и выпущенные в свободное обращение на этой таможенной территории».

В таком случае как оценивать предложение главы Россельхознадзора Сергея Данкверта запретить транзит продовольствия в Казахстан из Белоруссии и Украины – как попытку выслужиться, предупреждение партнерам по ТС или все же как реальную недалекую перспективу? «Логирус» решил разобраться в этом вместе с руководителями логистических компаний.

Выяснилось: «Транссертико» надеется, что вопрос с соседями будет решен полюбовно, а Geodis мало интересуется вероятностью запрета поставок. В «Траско» считают, что контрабанда все равно «протечет», а Borger не видит в введении запрета на транзит продуктов питания никакого смысла.


Татьяна Доценко, руководитель отдела международной логистики «Транссертико»

Татьяна Доценко, руководитель отдела международной логистики «Транссертико»

«Да, сложившуюся ситуацию простой не назовешь. С одной стороны, мы должны действительно максимально себя обезопасить от подобного ввоза запрещенной продукции. С другой стороны, как в таких условиях построить надежные деловые отношения между участниками Таможенного союза.

Заявление главы Россельхознадзора – это предложение, и пока оно не имеет юридической силы. Но задуматься о том, какими могут быть последствия, если решение будет принято в одностороннем порядке, нужно было еще «вчера».

Как мы знаем, Казахстан, уже заявил о неприемлемости такого ограничения, Белоруссия же со своей стороны заверила что, товары запрещенные санкциями РФ, будут использоваться только для нужд внутри страны.

Следующая стадия интеграции после Таможенного союза и Единого экономического пространства – Евразийский экономический союз, который должен заработать с 2015 года. На сегодняшний день у Российской Федерации, Белоруссии и Казахстана нет единой торговой политики, а одностороннее решение по возникшей проблеме может надолго отдалить возможность создания действительно единой таможенной территории.

Мы надеемся, что все-таки удастся решить возникшую проблему с соседями методом взаимного согласования, а не запретами».


Дмитрий Кузнецов, коммерческий директор Geodis

Дмитрий Кузнецов, коммерческий директор Geodis

«Наша компания абсолютно не связана с продовольственным бизнесом. Действительно, в этой ситуации можно отметить нарушение основного принципа Таможенного союза. Но, когда мы говорим о санкциях, вполне логично, что интересы РФ ставятся превыше всего. Вопрос касается непосредственно большой политики. Вполне возможно, что запрет будет введен, так как нам необходимо защищать свои рынки.

Если говорить о бизнесе Geodis, а именно перевозке генеральных грузов, оборудования и так далее, такой проблемы не отмечается. Именно поэтому даже в перспективе это событие нас не коснется, да и к тому же оно нас мало интересует».


Георгий Коньков, президент Borger

Георгий Коньков, президент Borger

«Россельхознадзор не может влиять на транзит. Воздействие на это направление деятельности оказывает только ФТС. Таможенная служба могла бы что-либо прокомментировать, но они этого не делают. И в данном случае они свою работу по предотвращению реализации товаров перекладывают на другой орган, чего не должно быть в принципе.

Также все понимают, что если будет запрещён транзит через Белоруссию и Казахстан – это обострит политические отношения с соседями и в целом повредит Таможенному союзу, который с таким трудом создавался. В целом, ситуация очень похожа на хорошо спланированную PR акцию, цель которой показать активную борьбу с противоправным транзитом.

Если мы посмотрим на комментарии казахстанцев и белорусов, того же Лукашенко, то мы увидим, что они будут содействовать предотвращению незаконной транспортировки товаров. Какие действия будут предприняты − пока не понятно, но в любом случае, это будут переговоры, методы воздействия и убеждения.

У Россельхознадзора, конечно, тоже есть свои способы противодействия. Например, ведомство может запретить ввоз любой мясной продукции через Казахстан, ну или ввести какие-то частичные меры. Методы давления используются уже сейчас: то в яблоках найдут что-нибудь, то в свинине.

Кроме того, на данный момент особое внимание уделяется контролю продукции: проверяют большие супермаркеты на предмет происхождения данного товара.

Также, с 2015 года вводятся электронные счета-фактуры, следовательно «из ниоткуда» товар взяться не сможет. В этом контексте постконтроль будет намного проще и однозначно будет приводить к какой-то декларации.

Именно поэтому, на мой взгляд, не совсем логично что-то сейчас делать, когда после Нового года правила будут вообще другие, которые как раз усложнят «серый» импорт как таковой, контрабанду и «обналичку».


Александр Шилинчук, заместитель генерального директора по экспедированию «Траско»

Александр Шилинчук, заместитель генерального директора по экспедированию «ТРАСКО»

«Мы практически не возим продукты питания, именно поэтому этот запрет нас не коснется никоим образом. Попытка Россельхознадзора остановить транзит продовольствия в Казахстан через Белоруссию – вопрос достаточно спорный. Если мы объявили, что ТС предполагает единое таможенное пространство, то необходимо все правильно воспринимать и доверять партнерам. И понимать, что всегда найдется какой-нибудь ручеек, где протечет контрабанда.

Российский запрет может привести как минимум к проблемам с поставкой продукции в Казахстан и Белоруссию. Людям нужно что-то кушать, а любое ограничение, связанное с перевозкой продуктов питания − серьезная угроза для рынка «съедобных товаров».

Также транзит в Казахстан повлечет за собой нарушение логистических цепочек, которые создаются месяцами, а иногда годами. Согласитесь, разваливать налаженные транспортные потоки каким-то указом абсолютно не правильно».


Дмитрий Чалов, генеральный директор «Транспэк»

Дмитрий Чалов, генеральный директор «Транспэк»

«Чтобы ввести какие-то санкции внутри союзного государства, нужны веские доказательства с конкретной статистикой. Кроме того, для контроля за контрафактной продукцией в России есть ФТС и служба слежения. Честно говоря, вопрос проверки товаров погранпостах не входит в полномочия Россельхознадзора.

Вероятность того, что решение подобного рода будет принято, невелика. Но, если запрет все-таки будет введен, подобный вызов для стран-участников Таможенного союза приведет к ухудшению политических отношений между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Начнется политическое противостояние между союзными государствами, прогнозирую открытую экономическую войну.

Обрушение рынка произошло, еще когда вводились санкции, соответственно, при введении запрета в очередной раз будет сломано ценовое поле. Мне, как руководителю, придется сокращать людей. Очередной виток внутренней конкуренции на рынке международных перевозок − настоящий крах для прибыли логооператоров.

Также будет заморожено обновление парков. Уже на данный момент можно отметить сильную стагнацию на рынке производителей тяжелой техники и различного рода тягачей».

Тэги: Транссертико, Татьяна Доценко, Geodis, Дмитрий Кузнецов, Borger, Георгий Коньков, ТРАСКО, Александр Шилинчук, ТрансПэк, Дмитрий Чалов
10.11.2014

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер и Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх