Расти, e-com, подрастай! Только нос не задирай
О том, с каким багажом нерешенных проблем вышел из пандемии рынок
|
|
Российскому e-commerce, как самостоятельному рынку, от роду не больше семи лет. Поэтому тягаться с таким супертяжеловесом, как офлайн-ретейл, интернет-торговле еще трудно. По меткому и образному замечанию советника генерального директора Cityads Media (LR: международная платформа онлайн-маркетинга), аналитика рынка Алексея Петровского, рынок российского e-commerce по размерам размером с одну компанию «Магнит»!
Эксперты Data Insight влияние пандемии на рост онлайн-коммерции оценили минимум в 6% ежегодного роста на горизонте ближайших четырех лет. Таким образом, совокупный дополнительный прирост в ближайшие три года составит 4,4 трлн рублей.
Вооружившись диктофоном, интересными вопросами и фотоаппаратом, «Логирус» отправился в первое офлайн-путешествие после пандемии по рынку e-commerce на выставку «E-com Expo». Чтобы увидеть и услышать ответы на вопросы:
- • Вырос ли рынок e-commerce не на словах, а на деле?
- • Наверстали ли курьерские службы упущенную в аврале интервальную доставку?
- • Возможно ли работать с онлайн-шоперами по схеме «утром деньги – вечером стулья»?
- • Чего не хватает клиентам курьерских служб?
- • И что нужно сделать, чтобы крупногабарит приезжал в регионы целым и невредимым?
Пообщавшись с участниками отрасли в кулуарах выставки, «Логирус» выделил и обозначил «болевые точки» российского e-commerce, которые обострила пандемия коронавируса.
Проблема #1. Курьеры продолжают играть в догонялки
Ограничения постепенно сняли, пассажирское авиасообщение понемногу восстанавливается, но проблема сроков до сих пор не исчерпана, констатируют участники рынка. Объемы курьерской доставки вернулись к допандемийным органическим темпам роста. Доставка день-в-день снова стала привычной нормой. Но ритм жизни человека в современном мегаполисе уже не укладывается в эти сроки. Позволить себе роскошь ожидания курьера с интернет-покупкой в течение дня онлайн-шоперы просто не могут. Поэтому большинство интернет-магазинов все чаще предъявляют к логистическим партнерам требование по соблюдению интервалов доставки, с которым пока мало кто работает качественно.
Участники выставки рассказали «Логирусу», как они отвечают на «срочные вызовы» современного e-commerce.
Ольга Сатановская, CEO PimPay Solutions:
«Логистика ускоряется, но интернет-магазинам нужно еще быстрее. Им нужна доставка same day (LR: день-в-день). Еще один тренд – короткие интервалы. Если раньше, считалось в порядке вещей привезти онлайн-покупку в течение дня. То в современных реалиях заказ должен быть доставлен не позднее, чем через два часа!».Роман Каплин, генеральный директор Dostavka Guru:
«Чего все хотят? Качества! Качество можно разложить на своевременность, попадание в интервалы доставки, на гарантированные сроки доставки. Россия – огромная страна. Расстояние между некоторыми населенными пунктами может достигать десятков и сотен километров. По сравнению с США, где доля e-commerce выше, доставка одного заказа в РФ по-прежнему может осуществляться в течении семи часов. Мы географически гораздо больше, это в какой-то степени тормозит развитие электронной коммерции в нашей стране».Проблема #2. Мы избалованы предоплатой
Однако перейти на 100-процентную предоплату могли себе позволить лишь маркетплейсы с именем, так как россияне в подавляющем большинстве до сих пор с недоверием относятся к предоплате, подчеркивают участники рынка.
Олег Феодориди, начальник отдела продаж 5Post:
«Российский покупатель избалован постоплатой. Несмотря на то, что в случае предоплаты интернет-покупатель ничего не теряет, так как он может вернуть онлайн-покупку в срок, предусмотренный законодательством РФ, без объяснения причин. В то же время уровень ответственности при предоплате повышается. Такой способ взаиморасчетов с интернет-магазином дисциплинирует.У крупных известных на рынке маркетплейсов объем предоплаты за товары выше. Так как в процессе формирования положительного опыта онлайн-покупок у людей появляется доверие к данной онлайн-площадке. На мой взгляд, перевод заказчиков на предоплату – это вопрос рекламы магазина, качества доставки и логистики. Ведь заказчика можно замотивировать: акциями, скидками, небольшими подарками или другими преференциями».
«Предоплата это пока скорее атрибут при покупках из зарубежных интернет-магазинов»
Проблема 3. Некому везти крупногабарит
Таким образом, рынок крупногабарита составляет примерно 5% от всего рынка логистики для электронной коммерции. Доля заказов тяжелее 30 килограмм оценивается в 1,5% от рынка или 7,06 млн. В числе барьеров по развитию данного сегмента участники рынка называют «недостаток собственных магистральных маршрутов» и транспортных мощностей. При этом опрошенные «Логирусом» эксперты подтвердили планы по развитию данного направления грузоперевозок.
Владимир Лишневский, руководитель отдела маркетинга «Главдоставка»:
«В доставке крупногабаритного груза, на мой взгляд, актуальна проблема межтерминальных перевозок. На российском рынке мало компаний, которые способны оказать данные услуги. А именно привезти быстро, за приемлемую цену, не повредив груз в процессе транспортировки».Мария Коновалова, коммерческий директор IML:
«Еще буквально год назад мы даже не открывали тему крупногабаритной доставки. Сейчас мы этим занимаемся, но с некоторыми оговорками. Например, крупногабарит доставляем не по всей стране, а лишь туда, где у нас есть собственные магистральные маршруты. К 2021 году планируем увеличить их количество».«Большинство запросов от клиентов звучат так: “Сделайте дешево, быстро и качественно!”. Причем они хотят не чего-то одного, а все сразу. Это главная проблема»
Александр Галкин, коммерческий директор Nawinia:
«Сегмент доставки крупногабаритных грузов из интернет-магазинов продолжит рост, причем пандемия это доказала. В период самоизоляции пункты выдачи заказов закрылись. Но на объеме покупки крупногабарита онлайн это не отразилось. Так как данные грузы всегда доставлялись "до двери".Но рынок крупногабарита в России еще недостаточно стандартизирован. Чем дальше от Москвы, тем уровень сервиса на "последней миле" ниже. К нам часто обращаются потенциальные клиенты с этим запросом.
Крупногабаритная доставка из интернет-магазинов – это очень непростой, специфичный вид логистики, к тому же он сильно завязан на сезонность. Может получиться так, что у одного клиента будет аврал, а у другого – пусто. Эта сезонность серьезно осложняет масштабирование сервиса и его развитие в регионах.
На мой взгляд, в создании собственного сервиса магистральной доставки в различные регионы России мало смысла. Так как 80% рынка приходится на Москву и Санкт-Петербург».
Проблема 4. Покупают, но меньше
По мнению опрошенных «Логирусом» экспертов, переток клиентов и заказов из офлайна в онлайн в период пандемии не носил лавинообразный характер. И был краткосрочным. В то время как снижение объема заказов отмечалось в обоих каналах.
Вячеслав Помещиков, генеральный директор компании «Маршрут»:
«Большинство запросов от клиентов звучат так: “Сделайте дешево, быстро и качественно!”. Причем они хотят не чего-то одного, а все сразу. Это главная проблема.Пандемия, безусловно, сказалась на росте объемов текущих клиентов, но в краткосрочном периоде. Но переток клиентов из офлайна в онлайн не был лавинообразным. После того, как офлайн-ретейл открылся, деньги вновь утекли туда. Но доля покупок упала у всех: и в офлайне, и в онлайне. Причем упала ниже докавидного уровня. Так как коронакризис отразился на покупательской способности населения. Ведь рынок – это отражение экономической ситуации в стране. А ситуация сейчас сложная, нестабильная».
Итог. Какой он сегодня, российский e-com?
Ольга Сатановская, CEO PimPay Solutions:
«Во время карантина я отчетливо поняла, что e-commerce несет в себе еще и важную социальную составляющую. Почувствовала себя причастной к большому важному для страны делу. Потому что в период самоизоляции интернет-торговля стала тем рыцарем на белом коне, который спасал людей, помогая им покупать все необходимое, не выходя из дома. Я бы сказала, что e-commerce служит благородной цели. Он нужен в каждом доме, каждой российской семье!».Олег Феодориди, начальник отдела продаж 5Post:
«Российский e-commerce сегодня можно охарактеризовать как большой, обширный и глубокий».Владимир Лишневский, руководитель отдела маркетинга «Главдоставка»:
«Рынок e-commerce – это клиенты, клиенты и еще раз клиенты!».Мария Коновалова, коммерческий директор IML:
«Медленный логист –"мертвый" логист, поэтому на рынке e-commerce жизненно необходимо бежать впереди планеты всей».Роман Каплин, генеральный директор Dostavka Guru:
«Я бы хотел пожелать нашему e-commerce побольше довольных клиентов, а также расти в скорости, качестве».Александр Галкин, коммерческий директор Nawinia:
«Сила российского e-commerce, на мой взгляд, в технологиях, которые сейчас активно развиваются, в людях, во внутренней энергии, в способности к коллаборации и сотрудничеству. Поэтому, как говорится, вперед и с песней!».Гимн российского e-кома
Вдохновившись выставкой «E-com Expo», «Логирус» переложил слова экспертов на лирику и получился Гимн российскому e-commerce!- Это рыцарь на белом коне,
- И нужен он каждой семье.
- От хлеба и до айфона
- – Все может доставить российский e-com.
- Для клиента на все горазд,
- Выше скорость и больше контраст,
- От Москвы до Сибири бегом
- – Все может доставить российский e-com.
- Если думаешь, что молодой,
- А занимаемся мы ерундой
- Вспомни, каким трудом
- Доставлял в пандемию e-com.
- Припев:
- Делай то, что хочет клиент
- И беги впереди всех планет,
- Достигай, добивайся высот.
- E-com в России: только вперед!
- (Припев x 2 раза)
Авторы: Pimpay, 5 post, IML, Главдоставка, Маршрут, Nawinia, Виктория Чуланова – Logirus.
Уважаемые читатели, учите слова и давайте как-нибудь снова соберемся на «E-com. Сплетни» или на душевный «Логишник» – споем!
Тэги: интернет-торговля, стратегия развития, Pimpay, 5post, IML, Главдоставка, Маршрут, Nawinia
07.10.2020
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Реестр для экспедиторов: похоронный марш или будущий гимн?
О том, какая судьба уготована компаниям «без активов», какие требования законопроекта трудновыполнимы и как бизнес предлагает их скорректировать -
Кофейная логистика: 1001 приключение на пути зерна
Об африканских мошенниках, угрозах пустить на удобрение, плаванье в мешке и других историях, в которые приходится влипать кофе на пути от плантации до чашки -
Хартии и реестры: обеление через «кипячение»
Кто и как пытался «отбелить» рынок внутрироссийских перевозок, что из этого вышло и какие ошибки не стоит повторять при создании новых реестров -
«ГосЛог»: обещания Минтранса VS тревоги бизнеса
О ходе эксперимента, перспективах платформы и ее сервисов, и опасениях участников рынка -
Логистика новых территорий: без страховки, без связи, «на мушке» у дронов
О том, как изменились тарифы на автоперевозки, сколько водителям доплачивают за рейс и почему перевозчики неохотно берут «обратку»