Расти, e-com, подрастай! Только нос не задирай


Расти, e-com, подрастай! Только нос не задирай

О том, с каким багажом нерешенных проблем вышел из пандемии рынок

Виктория Чуланова Виктория Чуланова
шеф-редактор
Марина Сергученкова Марина Сергученкова
новостной редактор



Российскому e-commerce, как самостоятельному рынку, от роду не больше семи лет. Поэтому тягаться с таким супертяжеловесом, как офлайн-ретейл, интернет-торговле еще трудно. По меткому и образному замечанию советника генерального директора Cityads Media (LR: международная платформа онлайн-маркетинга), аналитика рынка Алексея Петровского, рынок российского e-commerce по размерам размером с одну компанию «Магнит»!

Эксперты Data Insight влияние пандемии на рост онлайн-коммерции оценили минимум в 6% ежегодного роста на горизонте ближайших четырех лет. Таким образом, совокупный дополнительный прирост в ближайшие три года составит 4,4 трлн рублей.

Вооружившись диктофоном, интересными вопросами и фотоаппаратом, «Логирус» отправился в первое офлайн-путешествие после пандемии по рынку e-commerce на выставку «E-com Expo». Чтобы увидеть и услышать ответы на вопросы:

  • • Вырос ли рынок e-commerce не на словах, а на деле?

  • • Наверстали ли курьерские службы упущенную в аврале интервальную доставку?

  • • Возможно ли работать с онлайн-шоперами по схеме «утром деньги – вечером стулья»?

  • • Чего не хватает клиентам курьерских служб?

  • • И что нужно сделать, чтобы крупногабарит приезжал в регионы целым и невредимым?


Пообщавшись с участниками отрасли в кулуарах выставки, «Логирус» выделил и обозначил «болевые точки» российского e-commerce, которые обострила пандемия коронавируса.

Проблема #1. Курьеры продолжают играть в догонялки

Одной из главных проблем рынка электронной коммерции во время пандемии стали сроки. Из-за ограничений на работу офлайн-ретейла в период самоизоляции число онлайн-заказов «до двери» выросло в 1,5-2,5 раза, по разным экспертным оценкам. Пропорционально выросла и нагрузка на курьерские службы. Как следствие: не только услуги по экспресс-доставке в течение нескольких часов, но и доставка день-в-день оказались недоступны. Интернет-покупки из российских магазинов приходили с задержкой на 2-3 дня, а то и дольше. Заказы же из зарубежных онлайн-магазинов и вовсе опаздывали на 25-30 дней.

Ограничения постепенно сняли, пассажирское авиасообщение понемногу восстанавливается, но проблема сроков до сих пор не исчерпана, констатируют участники рынка. Объемы курьерской доставки вернулись к допандемийным органическим темпам роста. Доставка день-в-день снова стала привычной нормой. Но ритм жизни человека в современном мегаполисе уже не укладывается в эти сроки. Позволить себе роскошь ожидания курьера с интернет-покупкой в течение дня онлайн-шоперы просто не могут. Поэтому большинство интернет-магазинов все чаще предъявляют к логистическим партнерам требование по соблюдению интервалов доставки, с которым пока мало кто работает качественно.

Участники выставки рассказали «Логирусу», как они отвечают на «срочные вызовы» современного e-commerce.


Ольга Сатановская, CEO PimPay Solutions:

Ольга Сатановская, CEO PimPay Solutions:

«Логистика ускоряется, но интернет-магазинам нужно еще быстрее. Им нужна доставка same day (LR: день-в-день). Еще один тренд – короткие интервалы. Если раньше, считалось в порядке вещей привезти онлайн-покупку в течение дня. То в современных реалиях заказ должен быть доставлен не позднее, чем через два часа!».

Роман Каплин, генеральный директор Dostavka Guru:

Роман Каплин, генеральный директор Dostavka Guru:

«Чего все хотят? Качества! Качество можно разложить на своевременность, попадание в интервалы доставки, на гарантированные сроки доставки. Россия – огромная страна. Расстояние между некоторыми населенными пунктами может достигать десятков и сотен километров. По сравнению с США, где доля e-commerce выше, доставка одного заказа в РФ по-прежнему может осуществляться в течении семи часов. Мы географически гораздо больше, это в какой-то степени тормозит развитие электронной коммерции в нашей стране».

Проблема #2. Мы избалованы предоплатой

В период пандемии Wildberries и Ozon перешли на 100-процентную предоплату товаров. И несмотря на непопулярность данного способа взаиморасчетов у интернет-шоперов, аудитория Wildberries по итогам II квартала выросла в 3 раза, число проданных товаров – также в 3 раза, а выручка – в 2,2 раза. Однако справедливости ради нужно добавить, что столь впечатляющая динамика роста отчасти объясняется отсутствием офлайн альтернативы у российских покупателей. Так как в период самоизоляции часто оптимальным способом купить товары не из списка первой необходимости были онлайн-магазины.

Однако перейти на 100-процентную предоплату могли себе позволить лишь маркетплейсы с именем, так как россияне в подавляющем большинстве до сих пор с недоверием относятся к предоплате, подчеркивают участники рынка.


Олег Феодориди, начальник отдела продаж 5Post:

Олег Феодориди, начальник отдела продаж 5Post:

«Российский покупатель избалован постоплатой. Несмотря на то, что в случае предоплаты интернет-покупатель ничего не теряет, так как он может вернуть онлайн-покупку в срок, предусмотренный законодательством РФ, без объяснения причин. В то же время уровень ответственности при предоплате повышается. Такой способ взаиморасчетов с интернет-магазином дисциплинирует.

У крупных известных на рынке маркетплейсов объем предоплаты за товары выше. Так как в процессе формирования положительного опыта онлайн-покупок у людей появляется доверие к данной онлайн-площадке. На мой взгляд, перевод заказчиков на предоплату – это вопрос рекламы магазина, качества доставки и логистики. Ведь заказчика можно замотивировать: акциями, скидками, небольшими подарками или другими преференциями».

«Предоплата это пока скорее атрибут при покупках из зарубежных интернет-магазинов»


Проблема 3. Некому везти крупногабарит

По оценкам аналитиков Data Insight, в 2019 году российские интернет-магазины отправили более 24,07 млн заказов тяжелее 10 килограмм. При этом наибольшее количество крупногабаритных покупок совершается в двух товарных категориях: мебель и автозапчасти.

Таким образом, рынок крупногабарита составляет примерно 5% от всего рынка логистики для электронной коммерции. Доля заказов тяжелее 30 килограмм оценивается в 1,5% от рынка или 7,06 млн. В числе барьеров по развитию данного сегмента участники рынка называют «недостаток собственных магистральных маршрутов» и транспортных мощностей. При этом опрошенные «Логирусом» эксперты подтвердили планы по развитию данного направления грузоперевозок.

Владимир Лишневский, руководитель отдела маркетинга «Главдоставка»:

Владимир Лишневский, руководитель отдела маркетинга «Главдоставка»:

«В доставке крупногабаритного груза, на мой взгляд, актуальна проблема межтерминальных перевозок. На российском рынке мало компаний, которые способны оказать данные услуги. А именно привезти быстро, за приемлемую цену, не повредив груз в процессе транспортировки».

Мария Коновалова, коммерческий директор IML:

Мария Коновалова, коммерческий директор IML:

«Еще буквально год назад мы даже не открывали тему крупногабаритной доставки. Сейчас мы этим занимаемся, но с некоторыми оговорками. Например, крупногабарит доставляем не по всей стране, а лишь туда, где у нас есть собственные магистральные маршруты. К 2021 году планируем увеличить их количество».

«Большинство запросов от клиентов звучат так: “Сделайте дешево, быстро и качественно!”. Причем они хотят не чего-то одного, а все сразу. Это главная проблема»


Александр Галкин, коммерческий директор Nawinia:

Александр Галкин, коммерческий директор Nawinia:

«Сегмент доставки крупногабаритных грузов из интернет-магазинов продолжит рост, причем пандемия это доказала. В период самоизоляции пункты выдачи заказов закрылись. Но на объеме покупки крупногабарита онлайн это не отразилось. Так как данные грузы всегда доставлялись "до двери".

Но рынок крупногабарита в России еще недостаточно стандартизирован. Чем дальше от Москвы, тем уровень сервиса на "последней миле" ниже. К нам часто обращаются потенциальные клиенты с этим запросом.

Крупногабаритная доставка из интернет-магазинов – это очень непростой, специфичный вид логистики, к тому же он сильно завязан на сезонность. Может получиться так, что у одного клиента будет аврал, а у другого – пусто. Эта сезонность серьезно осложняет масштабирование сервиса и его развитие в регионах.

На мой взгляд, в создании собственного сервиса магистральной доставки в различные регионы России мало смысла. Так как 80% рынка приходится на Москву и Санкт-Петербург».

Проблема 4. Покупают, но меньше

По оценкам агентства Data Insight, пандемия и ограничительные меры в России обеспечили приток до 15 млн новых покупателей в онлайн-магазины. Подсчеты участников логистического рынка, намного скромнее. Вот только все эти покупатели перетекли из офлайна, пока он был закрыт. В то время как объемы продаж все равно упали. В сухом остатке – сейчас продажи снова передвинулись в сторону офлайна.

По мнению опрошенных «Логирусом» экспертов, переток клиентов и заказов из офлайна в онлайн в период пандемии не носил лавинообразный характер. И был краткосрочным. В то время как снижение объема заказов отмечалось в обоих каналах.

Вячеслав Помещиков, генеральный директор компании «Маршрут»:

Вячеслав Помещиков, генеральный директор компании «Маршрут»:

«Большинство запросов от клиентов звучат так: “Сделайте дешево, быстро и качественно!”. Причем они хотят не чего-то одного, а все сразу. Это главная проблема.

Пандемия, безусловно, сказалась на росте объемов текущих клиентов, но в краткосрочном периоде. Но переток клиентов из офлайна в онлайн не был лавинообразным. После того, как офлайн-ретейл открылся, деньги вновь утекли туда. Но доля покупок упала у всех: и в офлайне, и в онлайне. Причем упала ниже докавидного уровня. Так как коронакризис отразился на покупательской способности населения. Ведь рынок – это отражение экономической ситуации в стране. А ситуация сейчас сложная, нестабильная».

Итог. Какой он сегодня, российский e-com?

Обсудив с участниками выставки «E-com Expo» проблемы, которые еще предстоит решить российскому e-commerce, «Логирус» попросил экспертов в двух словах оценить текущее состояние рынка. Казалось бы, ну, какая тут может быть лирика. А получилась просто песня!

Ольга Сатановская, CEO PimPay Solutions:

Ольга Сатановская, CEO PimPay Solutions:

«Во время карантина я отчетливо поняла, что e-commerce несет в себе еще и важную социальную составляющую. Почувствовала себя причастной к большому важному для страны делу. Потому что в период самоизоляции интернет-торговля стала тем рыцарем на белом коне, который спасал людей, помогая им покупать все необходимое, не выходя из дома. Я бы сказала, что e-commerce служит благородной цели. Он нужен в каждом доме, каждой российской семье!».

Олег Феодориди, начальник отдела продаж 5Post:

Олег Феодориди, начальник отдела продаж 5Post:

«Российский e-commerce сегодня можно охарактеризовать как большой, обширный и глубокий».

Владимир Лишневский, руководитель отдела маркетинга «Главдоставка»:

Владимир Лишневский, руководитель отдела маркетинга «Главдоставка»:

«Рынок e-commerce – это клиенты, клиенты и еще раз клиенты!».

Мария Коновалова, коммерческий директор IML:

Мария Коновалова, коммерческий директор IML:

«Медленный логист –"мертвый" логист, поэтому на рынке e-commerce жизненно необходимо бежать впереди планеты всей».

Роман Каплин, генеральный директор Dostavka Guru:

Роман Каплин, генеральный директор Dostavka Guru:

«Я бы хотел пожелать нашему e-commerce побольше довольных клиентов, а также расти в скорости, качестве».

Александр Галкин, коммерческий директор Nawinia:

Александр Галкин, коммерческий директор Nawinia:

«Сила российского e-commerce, на мой взгляд, в технологиях, которые сейчас активно развиваются, в людях, во внутренней энергии, в способности к коллаборации и сотрудничеству. Поэтому, как говорится, вперед и с песней!».

Гимн российского e-кома

Вдохновившись выставкой «E-com Expo», «Логирус» переложил слова экспертов на лирику и получился Гимн российскому e-commerce!

  • Это рыцарь на белом коне,
  • И нужен он каждой семье.
  • От хлеба и до айфона
  • – Все может доставить российский e-com.

  • Для клиента на все горазд,
  • Выше скорость и больше контраст,
  • От Москвы до Сибири бегом
  • – Все может доставить российский e-com.

  • Если думаешь, что молодой,
  • А занимаемся мы ерундой
  • Вспомни, каким трудом
  • Доставлял в пандемию e-com.

  • Припев:

  • Делай то, что хочет клиент
  • И беги впереди всех планет,
  • Достигай, добивайся высот.
  • E-com в России: только вперед!

  • (Припев x 2 раза)


Авторы: Pimpay, 5 post, IML, Главдоставка, Маршрут, Nawinia, Виктория Чуланова – Logirus.

Уважаемые читатели, учите слова и давайте как-нибудь снова соберемся на «E-com. Сплетни» или на душевный «Логишник» – споем!

Тэги: интернет-торговля, стратегия развития, Pimpay, 5post, IML, Главдоставка, Маршрут, Nawinia
07.10.2020

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер и Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх