Пока блокчейн «в мешке», а не в логистике

О том, готовы ли грузоперевозчики и грузоотправители доверится «нулям и единицам»

Марина Сергученкова Марина Сергученкова
корреспондент

Не так давно фонд «ВЭБ-Инновации» первым в России заключил первый смарт-контракт на электронной площадке B2B-Center, используя блокчейн-платформу Ethereum. Внешэкономбанк надеется, что примеру пионеров «корпоративной электронной торговли будущего» последуют и другие. По словам старшего вице-президента ВЭБа Глеба Юна, пилотные закупки на базе технологии блокчейн были успешно проведены. В то время как на прагматичном Западе уже подсчитывают многомиллиардную экономию. Например, Maersk в партнерстве с IBM приступил к испытанию технологии на нескольких маршрутах контейнерных линий. Крупнейший в Европе торговый порт Роттердам сделал это еще раньше – в 2016-ом. В российской логистике к новомодному термину «blockchain» пока только присматриваются. А пока эксперты присматриваются, «Логирус» интересуется следующими аспектами внедрения технологии


Цепочки поставок – чистые и неподдельные

Владислав Фадеев, генеральный директор FKKGr

Владислав Фадеев, генеральный директор FKKGroup:

«На мой взгляд, блокчейн в логистике будет способствовать созданию абсолютно прозрачной и при этом конфиденциальной системы взаимодействия участников цепочки поставок. Технология обеспечит хранение последовательной информации из цепочки блоков транзакций с высокой степенью защиты данных. Благодаря чему ни один из участников цепочки поставок не сможет добавлять, изменять или удалять записи без согласия остальных.

На данный момент, чтобы предоставить клиенту достоверную полную информацию о состоянии и перемещении груза, используются дополнительные средства, которые увеличивают стоимость логистических процессов. Смарт-контракт же автоматически обеспечит контроль за соблюдением условий договора и выполнит взаимное урегулирование, если такое понадобится».

Юлия Панина, руководитель департамента закупок GEFCO Россия

Юлия Панина, руководитель департамента закупок GEFCO Россия:

«В транспортной отрасли технология "блокчейн" может быть полезна тем, что сможет учитывать такие факторы, как объем и время изготовления продукции, свойства, состав партии, перевозчика и транспортное средство, в котором ее транспортируют; место погрузки/разгрузки, доступность на складах, доступность в розничных точках, наличие сертификатов качества и другой информации в одной системе.

Благодаря этой технологии, может быть усовершенствована аналитика оптимизации маршрутов и потоков, повышающая коэффициент эффективности использования активов».

Как работает блокчейн

 Максим Захаров, заместитель директора по информатизации и технологическому обеспечению АО «РЖД Логистика»

Максим Захаров, заместитель директора по информатизации и технологическому обеспечению АО «РЖД Логистика»:

«В своей работе мы видим технологию "блокчейн" весьма перспективной для повышения общей эффективности компании, в том числе в сфере внешнего и внутреннего документооборота, в управлении тяговым и подвижным составом на путях необщего пользования».

Фарид Мадани, генеральный директор компании «Деловые Линии»

Фарид Мадани, генеральный директор компании «Деловые Линии»:

«Сегодня технологии на основе блокчейн – не только и не столько "волшебная палочка" для оптимизации бизнес-процессов, сколько управленческий вызов, который нельзя не принять уже в самой близкой перспективе.

«Велик риск вложить огромные средства и на выходе получить неактуальный продукт». 

Велик риск вложить огромные средства и на выходе получить неактуальный продукт. Именно поэтому мы отказываемся от проектов, которые не могут показать результат за три месяца.

Владимир Ершов, генеральный директор, член Совета директоров «СВ-Трансэкспо»

Владимир Ершов, генеральный директор, член Совета директоров «СВ-Трансэкспо»:

«Трудно, пожалуй, найти сегодня более популярное техническое слово, чем "блокчейн". Используют его, кажется, все, кому не лень. При том, что до сих пор неизвестно, кто же его автор, кто скрывается за именем Сатоси Накамото, первым пустившим в 2008 году в оборот такие понятия, как "биткоин" и "блокчейн". Как бы то ни было, но на сегодняшний день 15% финансовых институтов (уже или всего лишь?) применяют на практике технологию блокчейн. Но это так, к слову.

Теперь, по существу. Не знаю насколько полезной может быть эта технология в других областях, но транспортной отрасли она, надо думать, в состоянии помочь. Почему? Потому, что современная транспортная индустрия достаточно далека от безупречности. Внедрение же "блокчейна", хотя эта технология тоже неидеальна и имеет свои изъяны, способно сделать транспортную индустрию более эффективной, прозрачной, безопасной и экономной.

«Лишние звенья – бесполезная суета, беготня по различным инстанциям, так часто приводящая к головной боли – будут автоматически изъяты из процесса, что сделает его более гладким»

Перечислю лишь несколько преимуществ "технологии Накамото", если так можно выразиться. Ее внедрение приведет, в частности, к сокращению бумаготворчества. Весь документооборот откроется для каждого партнера по сделке и информацией невозможно будет манипулировать, вероятность мошенничества сведется к нулю. Блокчейн повысит безопасность, контроль над всем процессом доставки груза из одного пункта в другой, снизит стоимость перевозок за счет того, что отпадет необходимость в многочисленных посредниках. К плюсам новой технологии стоит также отнести и то, что она поможет оптимизировать всю нашу деятельность. Лишние звенья – бесполезная суета, беготня по различным инстанциям, так часто приводящая к головной боли – будут автоматически изъяты из процесса, что сделает его более гладким.

Конечно, сказать проще, чем сделать. Во-первых, не надо забывать: до сих пор существует скептицизм относительно внедрения новой технологии в транспортной сфере, в логистике. Во-вторых, не так-то просто скоординировать работу всех участников в новых бизнес-процессах».

Кирилл Власов, генеральный директор STS Logistics

Кирилл Власов, генеральный директор STS Logistics:

«Суть технологии блокчейн заключается в фиксации отдельных шагов процесса и невозможности их исправления. Для транспортной отрасли, где цепь поставок состоит из отдельных звеньев, задача фиксации состояния товара, сопроводительных документов, взаиморасчетов по этому товару с помощью блокчейна может быть решена очень эффективно».

«Ускорители» блокчейн-пришествия

 Максим Захаров, заместитель директора по информатизации и технологическому обеспечению АО «РЖД Логистика»

Максим Захаров, заместитель директора по информатизации и технологическому обеспечению АО «РЖД Логистика»:

«Сегодня драйвер развития технологий "блокчейн" – стремительно меняющейся мир. Традиционно логистика в России развивается существенно медленнее европейского и американского рынков. Тем не менее, «РЖД Логистика» сейчас активно рассматривает возможные варианты и просчитывает эффективность от использования современных IT-технологий. Очевидно, что блокчейн, как концепция структурирования и работы с данными, будет использоваться в работе логистических компаний, так как строить современную логистику без использования передовых IT-решений невозможно».

Освоение блокчейн технологии

Фарид Мадани, генеральный директор компании «Деловые Линии»

Фарид Мадани, генеральный директор компании «Деловые Линии»:

«Драйвером развития станет назревшая необходимость сделать прозрачными цепочки поставок от производителя до конечного потребителя. И, конечно, возможности оптимизации затрат. Соответственно, повышение маржинальности бизнеса и при этом удешевления услуги для потребителя – это взаимные процессы, находящиеся в балансе».

«Драйвером развития станет назревшая необходимость сделать прозрачными цепочки поставок от производителя до конечного потребителя»

Владимир Ершов, генеральный директор, член Совета директоров «СВ-Трансэкспо»

Владимир Ершов, генеральный директор, член Совета директоров «СВ-Трансэкспо»:

«В первую очередь драйвером развития станут лидеры – заметные игроки на транспортно-логистическом поле. Именно они, подобно ледоколам, в состоянии разрушить «лед сомнений» относительно блокчейна и, внедрив технологию у себя, потащить за собой всех остальных.

Так, во всяком случае, происходит в мире. Например, последовательно внедряет блокчейн в свою логистику и Walmart. В 2016 году компания начала сотрудничать с IBM для цифрового отслеживания поставок свинины из Китая, а позже приняла решение распространить практику и на другие продукты. Ко всему прочему Walmart запатентовала «умные посылки», использующие блокчейн-технологию. О переводе своих трансграничных поставок на блокчейн-технологию объявил и Alibaba.

«Именно они, подобно ледоколам, в состоянии разрушить "лед сомнений" относительно блокчейна и, внедрив технологию у себя, потащить за собой всех остальных»

Одним словом, подобных примеров в мире уже немало. Но это не значит, что за каждым из них следует бежать, сломя голову. Надо внимательно наблюдать».

Кирилл Власов, генеральный директор STS Logistics

Кирилл Власов, генеральный директор STS Logistics:

«Сегодня существует множество стартапов с технологией блокчейн для логистики. Компания, которая сделает этот процесс наиболее простым и удобным, завоюет весь мир и станет "единорогом"».

«Умная экономия» и total control

Владислав Фадеев, генеральный директор FKKGr

Владислав Фадеев, генеральный директор FKKGroup:

«Блокчейн позволит отслеживать траекторию груза и вести эффективный анализ проекта в процессе его реализации. Таким образом, например, нивелируются либо минимизируются финансовые издержки, связанные с неполной/недостоверной информацией и сроками ее передачи. Также сократятся ошибки, связанные с влиянием человеческого фактора за счет сокращения посредников в цепочке поставок.

Кроме того, за счет автоматизации процесса передачи и анализа данных, значительно сократятся временные рамки логистических процессов. Некоторые IT-эксперты утверждают, что технология блокчейн может сократить срок обработки транзакций от нескольких дней до нескольких минут».

Юлия Панина, руководитель департамента закупок GEFCO Россия

Юлия Панина, руководитель департамента закупок GEFCO Россия:

«Главная задача технологии "блокчейн" – снижение затрат на логистику, чтобы ее доля в стоимости товара была минимальной. Также технология поможет снизить риск недобросовестной деловой практики или недействительных контрактов на доставку, ликвидировать посредников, быстро найти подходящий транспорт для доставки и груз для перевозчика; гарантировать оплату всем участникам платформы и качественное исполнение заказа; автоматизировать и алгоритмизировать основные бизнес процессы; сформировать открытые или закрытые (конфиденциальные) цепи поставок; сократить судебные и транспортные издержки для грузоотправителя, человеческий фактор и затраты всем участникам платформы; загрузить автотранспорт и уменьшить порожний пробег; отслеживать состояние водителей и моменты отгрузки/приемки груза и так далее».

Фарид Мадани, генеральный директор компании «Деловые Линии»

Фарид Мадани, генеральный директор компании «Деловые Линии»:

«Я бы не путал блокчейн и автоматизацию. В первую очередь, речь пойдет не о снижении издержек в прямом виде – технология позволит избавиться от контрафакта, мошенников и теневых игроков. Появится возможность четко определять качество конечной продукции и обеспечит доверие на всех этапах движения товаров – от производства сырья до дверей покупателя. И уже следствием этого станет экономия.

Конкретные участки оптимизации, к примеру, таковы: сокращение цепочек посредников, управление процессом взаимных платежей онлайн; онлайн-отслеживание отправки всеми заинтересованными сторонами; нахождение оптимального транспорта для доставки; исключение «холостых» пробегов и соответственно удешевление услуги доставки; исключение риска скрытого повреждения груза с точки зрения определения ответственного; максимальное использование аналитических возможностей для участников платформы; исключение ошибок, вызванных "человеческим фактором"; оптимизация доставки сборных грузов и многое другое».

Владимир Ершов, генеральный директор, член Совета директоров «СВ-Трансэкспо»

Владимир Ершов, генеральный директор, член Совета директоров «СВ-Трансэкспо»:

«Блокчейн-технология должна помочь оптимизировать транспортные издержки и издержки на хранение, и содержание запасов, перегрузку. Что, в свою очередь, приведет к снижению транзитного срока и общей стоимости. Она позволит также оптимизировать все, что связано с банковским блоком: кредиты, лизинг, овердрафт, а также издержки на посредников, в коих уже не будет прежней надобности, издержки на обеспечение и поддержание безопасности существующих баз данных, издержки на персонал».

Кирилл Власов, генеральный директор STS Logistics

Кирилл Власов, генеральный директор STS Logistics:

«Издержки, связанные с документированием каждого звена логистической цепи, так как передача информации от одного звена к другому может просто исчезнуть. Например, передать контейнер, прибывший в морской порт, автоперевозчику для дальнейшей транспортировки смогут одним нажатием клавиши на компьютере».

IT-попутчики блокчейна

Владислав Фадеев, генеральный директор FKKGr

Владислав Фадеев, генеральный директор FKKGroup:

«Я считаю, что эффективно функционировать блокчейн будет в сочетании с действующими CRM и аналитическими системами. Например, BI , а также с системами электронного документооборота, в который вовлечены все участники логистической цепочки. Кроме того, эффективная интеграция блокчейна будет способствовать повышению безопасности хранения данных и позволит реализовать потенциал Big data с точки зрения оптимизации бизнес-процессов».

Юлия Панина, руководитель департамента закупок GEFCO Россия

Юлия Панина, руководитель департамента закупок GEFCO Россия:

«В сочетании с online GPS-отслеживанием, электронным обменом данными EDI , усиленной электронной подписью/токеном, новыми «умными» трекерами и датчиками, которые приведут к появлению новых услуг или росту операционной эффективности логистических решений c использованием Internet of Things , трекингом истории происхождения товара/документооборота. Например, для валидации подлинности бренда или истории цепи поставок для продуктов питания».

Фарид Мадани, генеральный директор компании «Деловые Линии»

Фарид Мадани, генеральный директор компании «Деловые Линии»:

«Основным критерием успеха мы считаем наличие не только IТ-инфраструктуры, но и мощной "производственной" составляющей, что позволяет нам придумывать, проектировать, тестировать и выводить на рынок не просто идеи, а реально работающие и востребованные продукты.

Вместе с тем подчеркну: в погоне за технологиями нельзя забывать о «физической реальности». Применительно к логистике это означает, что доставка обеспечивается машиной, и на среднем горизонте времени эта ситуация не изменится. До массового внедрения, скажем, дронов или беспилотных автомобилей, пройдут годы. Так как нужно перестроить всю инфраструктуру, разработать соответствующее законодательство, создать надежные модели как машин, так и искусственного интеллекта, ими управляющего».

Кирилл Власов, генеральный директор STS Logistics

Кирилл Власов, генеральный директор STS Logistics:

«Существует несколько платформ, на которых реализована технология блокчейн, но пока очевидного лидера на этом рынке нет. При появлении такой технологии мы сможем внедрить ее в наш существующий документооборот, осуществив интеграцию блокчейн-решения для цепи поставок с ERP-системами клиентов и нашими IT-решениями, такими как WMS , TMS «Портал поставщиков» и другими».

Пока не применяем, но присматриваемся

Владислав Фадеев, генеральный директор FKKGr

Владислав Фадеев, генеральный директор FKKGroup:

«На сегодняшний день у нас есть возможность развивать смарт-контракт на базе грузоотправителей и грузоперевозчиков при условии активного сотрудничества всех участников процесса перевозок. На мой взгляд, для этого необходима законодательная поддержка перевода сопроводительного документооборота по всем логистическим процессам в электронный вид».

 Максим Захаров, заместитель директора по информатизации и технологическому обеспечению АО «РЖД Логистика»

Максим Захаров, заместитель директора по информатизации и технологическому обеспечению АО «РЖД Логистика»:

«О внедрении смарт-контрактов в нашей компании пока говорить рано, поскольку необходимо создать все предпосылки. Сам рынок должен быть готов к таким правилам игры.

Например, в настоящий момент мы плотно занимаемся задачей внедрения электронного документооборота при взаимодействии с клиентами и партнерами. Первые тесты с одним из крупнейших контрагентов проведены, и они показали проблемы, которые мешают двигаться вперед. В их числе отсутствие во многих компаниях внутренних регламентов, которые легализуют использование документооборота, плюс внесение изменений в текущие договора, нормативные документы и тому подобное. На этом этапе мы и сталкиваемся со сложностями, которые крупные компании не готовы решить быстро в силу своих бизнес-процессов.

Поэтому внедрение технологий блокчейн – вопрос времени, и наша компания, и наши клиенты будут стремиться перестроиться и работать в условиях новой действительности».

Эволюция контрактной системы

Фарид Мадани, генеральный директор компании «Деловые Линии»

Фарид Мадани, генеральный директор компании «Деловые Линии»:

«Мы продолжаем работу в нескольких направлениях, однако я пока не хотел бы раскрывать детали. Анонсирую только, что в ближайший год отрасль увидит сразу несколько интересных продуктов, основанных на применении блокчейна».

«В ближайший год отрасль увидит сразу несколько интересных продуктов, основанных на применении блокчейна»

Владимир Ершов, генеральный директор, член Совета директоров «СВ-Трансэкспо»

Владимир Ершов, генеральный директор, член Совета директоров «СВ-Трансэкспо»:

«Отвечу коротко: да, есть. С помощью умных контрактов мы планируем находить новых клиентов, снижать расходы и увеличивать объемы продаж. Смарт-контракты должны помочь быстрее заключать договоры, сокращать сроки, необходимые для оформления сделок, эффективнее проводить финансовое планирование и учет».

Кирилл Власов, генеральный директор STS Logistics

Кирилл Власов, генеральный директор STS Logistics:

«Смарт-контракт или компьютерный алгоритм, предназначенный для заключения и поддержания коммерческих контрактов в блокчейн, также применим в документировании цепи поставок.

В основании любого действия цепи поставок обычно используется SOP . Формализация операционной процедуры и автоматический контроль ее исполнения может стать основой смарт-контракта, когда стороны выполняют свои обязательства в полном объеме и производится оплата за выполненные услуги.

Сертификат качества услуг STS Logistics ISO-9001 означает, что все операционные процессы компании должным образом документированы и регулярно измеряются. При появлении удобной в применении технологии блокчейн и смарт-контрактов, мы сможем описать в терминах смарт-контрактов существующие процессы».

Тэги: блокчейн, РЖД Логистика, Деловые Линии, GEFCO, СВТрансэкспо, STS Logistics, FKKGroup
23.05.2018

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх