Очередники в Китай, накрученные страховки и детальная спекуляция

Логистические итоги недели: главные темы с комментариями участников рынка



Списочные неясности на границе с Китаем, нюансы страхования военных рисков и детальные спекулянты – об этих и других значимых логистических событиях читайте в этом выпуске итогов недели. Вместе с отраслевыми экспертами мы разбирались:

  • • Почему электронная очередь «все поломала» на границе с Китаем?

  • • Что увеличило стоимость грузовой страховки?

  • • И как российские перевозчики выкручиваются из детального дефицита?

На эти вопросы «Логирусу» помогали отвечать:


Александр Крук
специалист департамента организации перевозок АСМАП
Александр Крук
Кондратий Гайкевич
генеральный директор GENTY
Кондратий Гайкевич
Сергей Рычагов
директор компании «Липперт»
Сергей Рычагов
Александр Петренко
заместитель генерального директора Pandi Trans
Александр Петренко
Мария Олешко
начальник департамента развития управления страхования грузов «ПАРИ»
Мария Олешко
Антон Кривошеев
председатель комитета по транспорту Санкт-Петербургской Торгово-промышленной палаты
Антон Кривошеев
Оксана Галайба
генеральный директор «ИТЛ»
Оксана Галайба
Алексей Гречишных
заместитель директора ООО «Автопрайд»
Алексей Гречишных

Месяцы в очереди

Суть:

Очередь из тысячи фур скопилась на погранпереходе «Забайкальск-Маньчжурия», сообщили «Логирусу» в «Объединении перевозчиков России».

Списки на въезд в Китай формирует координационная группа в составе представителей Читинского филиала Росгранстрой и Министерства планирования и развития Забайкальского края. Каким образом составляются эти списки, бизнесу не понятно. Также неясно, как отслеживать свое место в очереди.

По данным АСМАП, суммарно на въезд и выезд транспортных средств через МАПП «Забайкальск-Маньчжурия» проходит 180 транспортных средств в среднем каждый день. Срок проезда составляет 7-8 дней, сообщили в GENTY.

Дальнобойщик Осип, с которым пообщался «Логирус», подтвердил, что записаться в электронную очередь на прохождение МАПП «Забайкальск-Маньчжурия» не может. Так как список уже составлен, и в нем по какой-то причине практически все машины из Забайкальского края.

При этом по словам собеседника «Логируса», за двое суток границу проходят всего около 70 фур. Из них 40 – с номерами Забайкальского края, а 30 – из других регионов РФ.

– Бывает так, что в очереди на завтра ты пятый. Приезжаешь на следующий день на погранпереход, а ты уже тридцатый. Лично со мной случилось такое, – негодует дальнобойщик.

По словам профессиональных водителей место в электронной очереди продается. Его цена достигает 100 000 рублей. При этом в Читинской таможне рапортуют о том, что все условия, по крайней мере, для ввоза товаров первой необходимости, созданы.

– Для беспрепятственного ввоза товаров первой необходимости на таможенном посту МАПП «Забайкальск» созданы все условия. В частности, сокращено количество форм таможенного контроля. Кроме того, оформление вышеуказанных товаров осуществляется в первоочередном порядке, – отметили в Читинской таможне.

В случае подачи участником внешнеэкономической деятельности полной предварительной информации о товарах в формате уникального идентификационного номера (УИН), транзитные товары оформляются по принципу «одного окна», добавили в ведомстве. Кроме того, с 1 октября 2021 года на МАПП «Забайкальск» введен круглосуточный режим работы грузового направления. В ночную смену, в частности, в настоящее время работает по пять сотрудников.

Всего на границе между Россией и Китаем на данный момент действует восемь погранпереходов. При этом многодневные заторы сохраняются на большинстве из них, рассказали «Логирусу» в Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП).

Например, срок заезда в Китай через МАПП «Полтавка-Дуннин» составляет пять дней, а через МАПП «Краскино-Хуньчунь» – уже 20-25 дней, уточнил генеральный директор GENTY Кондратий Гайкевич. Все это делает предложения российских перевозчиков неконкурентоспособными, например, по сравнению с возможностями коллег из Казахстана.

Срок заезда в Китай через МАПП «Полтавка-Дуннин» составляет пять дней, а через МАПП «Краскино-Хуньчунь» – уже 20-25 дней

Специалист департамента организации перевозок АСМАП Александр Крук считает, что перевод пунктов пропуска «Краскино-Хуньчунь», «Пограничный-Суйфэньхэ», «Полтавка-Дуннин» на круглосуточный режим работы в настоящий момент является наиболее действенной мерой, которая позволит в кратчайшие сроки стабилизировать ситуацию и сократить очереди перед пунктами пропуска.

Кроме того, АСМАП предложил ряд мер по повышению пропускной способности погранпереходов между Россией и Китаем. В их числе создание площадок ожидания на подъездах к пунктам пропуска; внедрение государственной инфосистемы резервирования времени въезда, а также реконструкция подъездных дорог с расширением до 4 полос движения. Существенной модернизации требуют и сами пункты пропуска. Для этого необходимо строительство модульных зданий для государственных контрольных органов, укомплектованных специальным технологическим оборудованием; обустройство складских и лабораторных помещений, а также возведение досмотровых площадок и стоянки для задержанного автотранспорта.

Кто рискует, тот и платит

Суть:

Стоимость страхования грузов увеличилась более чем на 30% после того, как выросло число этапов в цепи поставок, рассказал «Логирусу» Сергей Рычагов, директор компании-поставщика конвейерного и сортировочного оборудования «Липперт». Так, стоимость автодоставки из ЕС в среднем выросла на 40%: с €3200 до €7800. Плюс добавилась необходимость перецепки. Вслед за этим страховые компании также увеличили свои тарифы, резюмировал эксперт.

Для компании «Липперт» основной страной-импортером является Германия. Поставки из нее осуществляются через Польшу, пояснил Сергей Рычагов. При этом есть 5 основных условий, которые нужно соблюдать, чтобы ввезти товар в Россию:

  • 1. Страна-экспортер разрешает ввоз товара на территорию РФ.

  • 2. В РФ нет запрета на импорт этой продукции.

  • 3. Иностранный продавец продолжает сотрудничество с российскими компаниями.

  • 4. Перевозчик не бойкотирует грузовое сообщение с РФ.

  • 5. Российская компания-импортер проводит расчеты через банк, который не попал в санкционные списки.


При изменении маршрутов и увеличении транспортных цепочек растет и стоимость страхования за счет использования мультимодальных перевозок, пояснил Сергей Рычагов.

– Любой страховщик, неважно с иностранными корнями или нет, обязан соблюдать санкционное законодательство России, ЕС и США, – добавил Александр Петренко, заместитель генерального директора Pandi Trans. – На рынке сейчас есть продукты по страхованию санкционных рисков, но ставки по ним могут неприятно удивить клиентов.

С конца февраля 2022 года зарубежные и отечественные компании перестали страховать военные риски. А без этого некоторые сделки в принципе невозможно реализовать, особенно если речь идет о контрактах, где участвуют банки, выдающие аккредитивы под поставку того или иного груза

Еще один важный нюанс: с конца февраля зарубежные и отечественные компании перестали страховать военные риски, подчеркнул эксперт. А без этого некоторые сделки в принципе невозможно реализовать, особенно если речь идет о контрактах, где участвуют банки, выдающие аккредитивы под поставку того или иного груза, пояснил Александр Петренко.

Кроме того, многим страховщикам пришлось добавлять в свои обновленные договоры с клиентами санкционные оговорки. В основном, все они связаны с рисками конфискации, ареста и т.д., уточнил собеседник «Логируса».

– Удлинение транспортных цепочек, естественно, увеличивает рисковую составляющую любого договора страхования, – согласна Мария Олешко, начальник департамента развития управления страхования грузов ПАРИ. – Так как растет количество видов транспорта, промежуточных складов, перегрузов и перецепок.

По словам эксперта, основная часть страховщиков пытаются удерживать ставки на прежнем уровне. Но в этом случае приходится усиливать «работу с клиентами в части предварительной проверки подрядчиков», резюмировала Мария Олешко.

Цены в потолок

Суть:

На фоне дефицита запчастей на российском рынке возникла спекуляция, сообщили «Логирусу» в компании Dentro. На разных ресурсах компаниям предлагают один и тот же комплект расходных материалов, но цены заметно отличаются.

Так, в магазине «Автоопт» комплект сцепления для Mersedes Actros стоит 135 900 рублей. В «Автолиге» за эту же деталь нужно заплатить уже от 171 до 306 тыс. рублей, в зависимости от характеристик и даты поставки. А в Truck Drive за 74 тыс. можно приобрести комплект оригинального сцепления.

На данный момент не хватает масел, смазок, всех видов фильтров, шины, а также оригинальных запчастей европейских производителей грузовиков, рассказал Антон Кривошеев, председатель комитета по транспорту Санкт-Петербургской Торгово-промышленной палаты.

– Рост цен на отдельные категории товаров, например, масла, доходит до 200%, – озвучил порядок цифр эксперт. – Если же брать в среднем, то подорожание составляет от 80% до 120%.

По словам Оксаны Галайба, генерального директора «ИТЛ», раньше компания закупала оригинальные европейские запчасти. Сейчас приобретаются преимущественно аналоги, а также активно используется рынок б/у запчастей.

– Однако на электрокомпоненты найти аналоги практически невозможно. Поэтому на этот тип запчастей цены выросли от 60% до 100%, – констатировала эксперт. – В среднем же, по нашим оценкам, стоимость техобслуживания грузового автомобиля увеличилась на 40-60%.

В среднем, стоимость техобслуживания грузового автомобиля увеличилась на 40-60%

Собственники крупных грузовых автопарков применяют ряд мер, чтобы увеличить межремонтные интервалы. Так, перевозчики для увеличения запасов комплектующих активно используют вторичный рынок запчастей, рассказала Оксана Галайба. Помимо этого, компании чаще прибегают к ремонтам тех или иных узлов, а не их замене.

– Еще один инструмент – восстановление запчастей. Например, можно расстачивать тормозные барабаны или вулканизировать шины, – пояснила эксперт. – И, конечно, следует пересмотреть долгосрочные договора с поставщиками комплектующих.

Ограничение импорта взвинтило цены на лобовые стекла, оптику и колеса, добавил Алексей Гречишных, заместитель директора ООО «Автопрайд». Их стоимость одномоментно возросла на 50-70%. При этом цена расходников, фильтров, масел и технических жидкостей, в целом, увеличилась примерно на 25-30%.

Однако максимальный рост стоимости показали оригинальные запчасти для импортных грузовых автомобилей. Так, ряд узлов еще в марте подорожал на 200%, привел пример собеседник «Логируса». И с тех пор цены так и не стабилизовались.

– Мы видим два возможных пути ликвидации дефицита. Первый – организация поиска аналогов оригинальных запчастей у производителей из Турции, Китая и России, – рассказал Алексей Гречишных. – Процессы замещения уже идут. Но нужно понимать, что есть риск потери качества в сравнении с оригинальными узлами.

Второй путь – организация параллельного импорта оригинальных деталей. По оценкам ООО «Автопрайд», конечная цена запчастей, ввезенных по этой схеме, будет выше февральской на 50-70%.

Тэги: итоги недели, пункты пропуска, Китай, параллельный импорт, страхование, санкции, запчасти, дефицит
30.06.2022

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх