Нестыковки перецепки, банковские заторы и платформы в дефиците

Обсуждаем главные транспортные и внешнеэкономические события, которые влияют на рынок логистики



«Перецепочная миграция», участившиеся проверки платежей в Китай и теряющие терпение контейнеры – об этих и других значимых логистических событиях читайте в новом выпуске Итогов недели. Вместе с отраслевыми экспертами мы разбирались:

  • • Почему российские перевозчики ушли на белорусские МАПП?

  • • Что делать, если платеж в Китай идет в «час по чайной ложке»?

  • • И если не хочется толкаться в портах Дальнего Востока, то как везти?

На эти вопросы «Логирусу» помогали отвечать:


Евгений Антипов
заместитель руководителя департамента организации перевозок АСМАП
Евгений Антипов
Евгений Дятлов
руководитель отдела закупок по международным перевозкам FM Logistic
Евгений Дятлов
Александр Шилинчук
заместитель генерального директора по автомобильным перевозкам компании ТРАСКО
Александр Шилинчук
Александр Носов
основатель и генеральный директор ООО «Торговые системы»
Александр Носов
Вячеслав Волков
первый заместитель председателя правления «Ланта-Банк»
Вячеслав Волков
Максим Забашта
операционный директор холдинга «Русклимат»
Максим Забашта
Ирина Пархоменко
руководитель транзакционного бизнеса БКС Банка
Ирина Пархоменко
Алексей Ермаков
директор по логистике компании «Снежная королева»
Алексей Ермаков

Перецепка не для всех

Суть:

На большинстве погранпереходов между Россией и странами ЕС действуют ограничения на перецепку, возможна только перегрузка. Перецепка иностранного полуприцепа, который находится под процедурой «временный ввоз» для коммерческой эксплуатации в России невозможна, согласно ТК ЕАЭС. В то время как постановление Правительства РФ №1728 (ист.) ее разрешает.

В результате у участников ВЭД и госорганов возникают разночтения законодательства. Поэтому перевозчики, чтобы избежать возможных затруднений, для доставки вынуждены выбирать погранпереходы между Республикой Беларусь и странами ЕС.

Евгений Антипов, заместитель руководителя департамента организации перевозок АСМАП, отмечает, что ФТС признает наличие разночтений между постановлением Правительства РФ №1728 и положениями Таможенного кодекса ЕАЭС. В то время как между ТК ЕАЭС и законодательством Республики Беларусь таких разногласий нет, подчеркнул собеседник «Логируса».

– Поэтому в Беларуси перецепка иностранных полуприцепов осуществляется в полном объеме, – пояснил Евгений Антипов. – Экспертом АСМАП ближе позиция Государственного таможенного комитета Беларуси по этому вопросу, но позиция ФТС России принимается к исполнению сотрудниками таможенных органов на местах. И поэтому мы вынуждены исполнять эти требования.

АСМАП напоминает, что перецепка допускается только в тех пунктах пропусках, где имеются необходимые условия для ее проведения. Процедура осуществляется с разрешения таможенного органа, в регионах деятельности которого находится автомобильный пункт пропуска.

В настоящее время перецепка преимущественно проводится на российско-финской границе: на МАПП «Торфяновка-Валимаа» и «Брусничное-Нуямаа», а также вблизи МАПП «Бурачки-Терехово». Она также производится с разрешения таможенного органа и в зонах контроля СВХ.

По словам Евгения Антипова, основная проблема — обширный перечень товаров, которые попали под исключение из режима перецепки и перегрузки. По оценкам эксперта это порядка 75% продукции.

– Также желательно ускорить время таможенного оформления на СВХ, иногда оно занимает несколько часов. А перевозчиков хотелось бы попросить синхронизировать время прибытия транспортных средств российских и европейских компаний на СВХ с тем, чтобы минимизировать время простоя, – отметил собеседник «Логируса».

ФТС признает наличие разночтений между постановлением Правительства РФ №1728 и положениями Таможенного кодекса ЕАЭС. Поэтому российские перевозчики предпочитают осуществлять перецепку на территории РБ

По словам Евгения Дятлова, руководителя отдела закупок по международным перевозкам FM Logistic, компания активно использует и перегрузку, и перецепку. Осуществляются эти операции на белорусских МАПП «Козловичи-Кукурыки» в Брестской области и «Каменный Лог – Мядининкай» в Гроденской.

Процесс перецепки на СВХ в Беларуси, как правило, занимает 1 день. Сроки перегрузки выросли – до 2 дней в среднем. При этом цены на автодоставку подвержены высокой волатильности.

– С начала года и до мая тарифы росли, летом – постепенно снижались, а с конца сентября – снова поползли вверх, – рассказал Евгений Дятлов. – Причина – мы входим в высокий сезон, который традиционно наступает в конце года и в ходе которого цены подрастают.

Фиксируют рост цен и в компании «ТРАСКО». По оценкам перевозчика, тарифы в октябре по сравнению с маем 2022 года увеличились на 20%. В компании также предпочитают осуществлять перегрузку/перецепку на территории белорусских МАПП. По словам Александра Шилинчука, заместителя генерального директора по автомобильным перевозкам «ТРАСКО», с 10 октября компания активно использует только один российский переход: МАПП «Торфяновка-Валимаа» на границе с Финляндией.

– Практикуем перецепку прямо на погранпереходе без заезда на СВХ, – уточнил Александр Шилинчук. – Процесс происходит под контролем таможни. И, соответственно, на финской территории используется финский тягач с нашим полуприцепом. А по российской территории уже работает российский тягач и полуприцеп. Весь процесс, вместе с согласованием таможенных органов, занимает считанные часы.

Сборные грузы «ТРАСКО» предпочитает доставлять своими полуприцепами через Беларусь с перецепкой, занимает это несколько часов. Решение связано с тем, что компании важна схема размещения грузов в соответствии с очередностью доставки, пояснил эксперт. Для сборных грузов перевозчик использует собственные двухъярусные полуприцепы с увеличенным пространством и количеством грузовых мест.

Все опрошенные «Логирусом» участники рынка отметили, что им необходима возможность организации перецепки на границе Российской Федерации с использованием европейских полуприцепов. Так как в противном случае процесс перевозки крайне затрудняется. В частности, многие российские перевозчики прекратили использовать пункты пропуска между странами Балтии и РФ и выбирают альтернативные маршруты.

Банковские заторы

Суть:

В октябре сроки перевода денежных средств из России в Китай увеличились в два-три раза, рассказал «Логирусу» Александр Носов, основатель и генеральный директор ООО «Торговые системы». Компания занимается поставкой торгового и компьютерного оборудования, в том числе по модели параллельного импорта.

Еще в июне 2022 года банковские переводы в КНР занимали 1-2 дня, в октябре платежи в долларах и в юанях проходят до 10 дней, уточнил Александр Носов, основатель и генеральный директор ООО «Торговые системы». Также перевод могут вернуть обратно без объяснения причин, добавил собеседник «Логируса».

– Как правило, отправляют письмо, в котором объясняют возврат платежа политикой банка, – объяснил «Логирусу» предприниматель, который активно работает на рынках азиатских стран. – Китайские банки стали запрашивать больше документов для подтверждения платежа и тщательнее их проверять на предмет санкционных или запрещенных товаров. Причина – опасение вторичных санкций.

В октябре по сравнению с июнем сроки денежных переводов в КНР выросли в 5 раз – до 10 дней

Проблемы с проведением платежей в КНР подтвердили в «Ланта-Банк» и БКС. Тотальный контроль переводов проводят службы финансового мониторинга китайских банков-корреспондентов, пояснил Вячеслав Волков, первый заместитель председателя правления «Ланта-Банк». Это увеличивает время прохождения платежа до бенефициара. Однако с необоснованными отказами в приеме переводов в банке не сталкивались.

– Имеются единичные случаи возврата переводов банками-получателя, – отметил Вячеслав Волков.

В таких случаях эксперт советует связаться с партнером и уточнить возможные причины отказа банка-получателя или посредника в перечислении средств. Поводами могут стать неполный комплект документов по сделке, отсутствие возможности связаться с получателем средств и так далее. При необходимости банк может направить запрос о том, где находится перевод и уточнить причины его неисполнения, пояснил собеседник «Логируса».

– Официальной статистики нет, но стандартное время обработки платежного документа занимает от 1 до 3 банковских дней, при отсутствии дополнительных запросов, – резюмировал Вячеслав Волков.

Подтвердила небольшое количество отказов от проведения платежей и руководитель транзакционного бизнеса «БКС» Ирина Пархоменко. Сроки проведения операций колеблются от 3 до 14 дней, по словам эксперта.

Контейнерный лист ожидания

Суть:

В октябре время ожидания в портах и на станциях отправления импорта из Китая увеличилось до 30-45 дней. В мае загрузка занимала до семи дней. Одна из причин длительного ожидания – дефицит подвижного состава: фитинговых платформ, поездов и судов, убежден операционный директор холдинга «Русклимат» Максим Забашта.

Напомним, ранее ИПЕМ сообщал, что выпуск фитинговых платформ в России за январь-апрель упал на 50%. В итоге на рынке формируется уникальная ситуация: дефицит платформ и профицит контейнерного оборудования.

Задержки с отправками судов отмечаются в портах Турции, рассказал «Логирусу» директор по логистике «Снежной королевы» Алексей Ермаков. Если в мае погрузка здесь занимала 2-3 дня, то в октябре срок ожидания вырос до 7 дней. Кроме того, контейнерное оборудование представляется только до аэропортов или до крупных городов РФ. Так как вопросы сдачи контейнеров обратно владельцем оборудования до сих пор не урегулированы, подчеркнул собеседник «Логируса».

– Кардинально изменить ситуацию сможет только выход российских игроков в акваторию Черного моря с собственными судами и оборудованием для замены линий, которые приостановили работу в России, – полагает эксперт.

По словам операционного директора холдинга «Русклимат» Максима Забашта, главная проблема – это дефицит подвижного состава: поездов, фитинговых платформ и морских судов.

Сроки автодоставки из Китая сократились. Если раньше транзитное время составляло 60-90 дней, то в октябре – 25-30 суток

Серьезные проблемы сейчас отмечаются в порту Владивостока, добавил эксперт. Суда стоят здесь на рейде в ожидании выгрузки 30-45 дней. Более того, дальневосточные порты не обрабатывают корабли без наличия «обратного» экспортного потока в Китай, подчеркнул собеседник «Логируса». На железнодорожных станциях Китая грузы ожидают отправки в РФ от 30 до 60 дней. Эти задержки связаны с сокращением расписания отправки поездов из КНР. При этом перевозки осуществляются через 4 действующие погранперехода: два – на границе с Казахстаном, один – с Монголией и один – с Россией.

В то же время сроки автодоставки, напротив, сократилось: с 60-90 дней – до 25-30 дней, рассказал Максим Забашта. Эксперт это связывает с ослаблением Китаем карантинных ограничений на погранпереходах. Как следствие, ставки фрахта начали плавно снижаться и почти выровнялись при пересчете стоимости доставки автоприцепа объемом 92-110 м3 на контейнер объема 72м3.

Появились «прямые» морские сервисы из Китая в Санкт-Петербург со сроком доставки 45-60 дней, добавил Максим Забашта. Сроки доставки через Турцию также держатся на уровне 45-60 дней.

Тэги: итоги недели, перецепка, ЕС, Белоруссия, СВХ, Китай, банковские переводы, порты Дальнего Востока, пробки, погранпереходы, Алексей Ермаков
28.10.2022

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Личные трудности Лучшие люди Опыт в помощь Оценка Логизорро Раскопки Складская логистика Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх