Китай: привезти и не разориться
О том, можно ли объехать «ценовое цунами» на рынке и при этом уложиться в сроки
![]() |
Станислав Тобин руководитель службы логистики ГК «Аривист» |
![](/articles/articles_img/kitay-_privezti_i_ne_razoritsya/gln.jpg)
Согласно данным лондонской компании Drewry Shipping, стоимость доставки товаров из Китая в Северную Америку и Европу продолжала расти в течение последних нескольких месяцев после резкого скачка в начале года.
Мировой контейнерный индекс компании показывает, что совокупная стоимость доставки 40-футового контейнера по восьми основным маршрутам «Восток-Запад» в августе составила $9 613. Что на 360% больше, чем было год назад. Самый большой скачок цен произошел на маршруте из Шанхая (Китай) в Роттердам (Нидерланды): здесь стоимость 40-футового контейнера выросла на 659% до $13 698.
В условиях пандемии цепочки поставок между Россией и Китаем оказались нарушены. Из-за резкого падения падение спроса на логистические услуги контейнерные линии отменили часть рейсов.
К неконтролируемому взлету ставок фрахта и непрогнозируемым срокам доставки привели дефицит контейнеров и мест на судах. Определенные надежды на стабилизацию ценовой ситуации логисты возлагали на период после китайского Нового года, который приходится на вторую половину февраля 2021 года. Однако грузопоток не уменьшился, и предположение, что возврат пустых контейнеров и заказы морских линий на производство нового оборудования урегулируют величину фрахта, не оправдалось.
Все выше перечисленные проблемы актуальны и для импорта товаров на маршруте «Китай-Россия».
- • Что дешевле и быстрее: море, железная дорога или мультимодальный маршрут?
- • Как китайские операторы обходят запрет на рост ставок фрахта?
- • И имеет ли смысл скакать с маршрута на маршрут в поисках лучших условий?
Маршруты в сутках и долларах
Ситуация с ростом ставок фрахта актуальна и для направления «Китай – Россия». На сегодня существует три основных маршрута следования грузов из Юго-Восточной Азии на Санкт-Петербург. Ниже предлагаю подробнее разобрать, как изменились ставки на каждом из направлений, а также какие сохраняются ограничения.![](/articles/articles_img/kitay-_privezti_i_ne_razoritsya/sydno.png)
Транзитное время: 55-60 дней.
Ставки фрахта выросли с $2,5-3 тысяч за FEU в октябре 2020 года – до $15 000 в августе 2021 года.
![](/articles/articles_img/kitay-_privezti_i_ne_razoritsya/cyec.jpg)
Данным маршрутом пользовались участники внешнеэкономической деятельности всей европейской части России, включая Москву и Санкт-Петербург. Это был один из самых недорогих вариантов транспортировки, который выбирали для доставки почти всех категорий товаров.
![](/articles/articles_img/kitay-_privezti_i_ne_razoritsya/poezd.png)
Однако в апреле-мае 2021 года на прямом железнодорожном направлении из Китая случился самый настоящий коллапс. Так как после повышения ставок в Европе многие компании перенаправили свои грузы именно на этот маршрут. В результате, возможности железнодорожных пунктов пропуска не справились с резко возросшими объемами. Ведь российские и китайские железные дороги имеют разную ширину колеи, что требует дополнительного времени на перегрузку контейнеров.
![](/articles/articles_img/kitay-_privezti_i_ne_razoritsya/jd.jpg)
Снять инфраструктурные ограничения возможно путем строительства дополнительных железнодорожных подъездных путей или новых терминалов. Но оба варианта требуют капитальных вложений. А это значит, решение будет долгим и дорогим. Хотя и перспективным, поскольку грузопоток имеет тенденцию к увеличению.
На данный момент железная дорога принимает букинг2 с датой выхода во второй половине сентября, то есть все расписано уже на месяц вперед.
Срок доставки: 22 дня.
Средняя стоимость доставки до Москвы сейчас составляет порядка $11-13 тысяч.
![](/articles/articles_img/kitay-_privezti_i_ne_razoritsya/poezd.png)
![](/articles/articles_img/kitay-_privezti_i_ne_razoritsya/sydno.png)
По этому маршруту в настоящее время складывается самая сложная ситуация. Во-первых, существенно выросли ставки. Приведу пример: стоимость перевозки на морском плече «Шанхай – Владивосток» год назад составляла $600, а сейчас порядка $7-8 тысяч. Плюс последующая транспортировка грузов по железной дороге до Москвы обойдется еще порядка $2 000.
Во-вторых, пропускная способность терминалов Владивостока достигла предела. Мощностей, чтобы обработать прибывающие грузы, катастрофически не хватает. Корабли стоят на рейде по 7-8 дней и ожидают освобождения мест для контейнеров на терминалах. После выгрузки и таможенного оформления контейнеры еще 2-3 недели ждут постановки на поезд. Сложившаяся во Владивостоке ситуация связана с перераспределением грузопотоков из Европы из-за увеличения ставок фрахта, а также с задержками прямых ускоренных контейнерных поездов из Китая.
![](/articles/articles_img/kitay-_privezti_i_ne_razoritsya/vm.jpg)
Кто не успел, тому двойной ценник
Чаще всего клиенты, которые везут сырье и комплектующие, заключают длинные годовые контракты с фиксированной ставкой. Сейчас транспортные расходы увеличились в 5-10 раз, и многие экспедиторы несут убытки, чтобы исполнить договорные обязательства.Кроме того, морские линии стали давать ставку по дате погрузки контейнеров на судно. Другими словами, транспортная компания продает клиенту одну ставку, а пока ищет порожний контейнер и бронирует место на судне, ставка может значительно вырасти.
В нашей практике мы, к сожалению, сталкивались с такими случаями, когда место на судне из-за задержки погрузки увеличивалось в цене на $1,5-2 тысячи. Мы в деталях объясняли сложившуюся ситуацию клиенту, договаривались. Сейчас все агенты предупреждают, что ставка, которая первоначально озвучивается клиенту, ориентировочная, и не факт, что она сохраниться к моменту погрузки контейнера на судно. Конечно, в такой ситуации клиент вправе отказаться, но в этом случае его груз будет и дальше стоять в порту.
Ценовые аномалии: доколе?
Эксперты надеются, что обстановка стабилизируется, но пока ставки и сроки доставки только растут. Ситуация усугубляется инфраструктурными проблемами то в пунктах пропуска на китайской железной дороге, то в порту Владивостока.Из-за сложностей в той или иной локации происходит перераспределение грузопотоков на альтернативные маршруты. Например, если во Владивостоке проблемы с выгрузкой, то мы предупреждаем клеинта, что груз может задержаться в порту и предлагаем отправить контейнеры прямым поездом или морем через Европу на Санкт-Петербург.
Кроме того, растет популярность автоперевозок через Маньчжурию и Монголию. Если раньше автоперевозки были сравнительно дорогим способом доставки, то сейчас стоимость стала сопоставима со стоимостью морского фрахта.
![](/articles/articles_img/kitay-_privezti_i_ne_razoritsya/log.jpg)
Как показывает опыт, кардинальных улучшений от перераспределения грузопотоков нет. Если смотреть глобально на ставки, сроки, скорость предоставления порожних контейнеров, обработки грузов и их отправки, то становится понятно, что положение на всех маршрутах плюс-минус одинаковое.
Однако ситуация может быстро измениться. Август – спокойный месяц, многие производства отдыхают, сотрудники в отпусках, а с сентября все вернутся к работе, и произойдет увеличение грузопотока.
Тенденции снижения ставок не будет. По неподтвержденным данным, китайские власти запретили линиям поднимать стоимость фрахта выше $15 000. Однако этот запрет научились обходить. Фрахт остается в районе выше обозначенной суммы, но на эту базовую ставку накручиваются всевозможные надбавки за различные услуги. В результате итоговая сумма превышает $15 000.
Когда до этого фрахтовый рынок лихорадило, ставка поднималась от $1 500 до $3 500. Сейчас речь идет о скачках стоимости до $15 000.
Снижение стоимости произойдет, только когда не будет дефицита контейнерного оборудования. Пока же ситуация с нехваткой оборудования только усугубляется. Возможно, из-за очень высокой стоимости транспортировки в итоге спрос упадет, что заставит линии снижать ставки.
Держать руку на пульсе
В текущих реалиях, мы бы хотели дать следующие рекомендации импортерам.Стоит следить за ситуацией и выбирать оптимальный маршрут перевозок. Так как внешние условия стремительно меняются. Как следствие, перераспределение грузопотоков происходит постоянно. И если на одном из маршрутов что-то «ломается», то товары переориентируются на другие маршруты, где через непродолжительное время возникает ажиотаж, который влечет за собой технические сложности с пропуском грузов и рост ставок.
Есть и радикальный вариант: искать альтернативных поставщиков в других странах. Большинство ввозимых из Китая грузов – это товары недорогие. Однако данное решение во многом зависит от номенклатуры груза, его стоимости и объемов. У нас, например, есть заказчик, который раньше возил дорогостоящее оборудование из Китая, а теперь – из Европы. Раньше было намного дешевле доставить товар из КНР, однако сейчас итоговая стоимость выравнивается. Так как доставка FEU из Европы обойдется в $1 760, а из Китая – $15 000. И многие импортеры решают потратить разницу почти в $13 000 на более дорогостоящий груз.
Но данный вариант один из самых сложных, поскольку бизнесу придется менять значительную часть хорошо отлаженной системы. Если ты давно работаешь с производителем, то ты привык к качеству продуктов и сырья, часто с поставщиком есть «дружеские» договоренности. Например, тебе отгружают товар без предоплаты или с 50-процентной оплатой. С новым партнером не всегда удается договориться на такие условия работы.
Но все-таки самый главный «рецепт»: нужно следить за ситуацией, консультироваться с профессионалами и быстро принимать решения.
1Трансшипмент (англ. transshipment – перевалка) – условие коносамента, согласно которому морской перевозчик может в любое время и по любой причине выгрузить с судна груз или любую его часть, складировать его на берегу, перегрузить на другое судно, независимо от того, принадлежит ли оно перевозчику или нет.
2Букинг – резервирование (бронирование) места для размещения груза для организации дальнейшей перевозки.
Тэги: Китай, контейнерные перевозки, мультимодальные маршруты, ставки фрахта, прогнозы, Аривист
26.08.2021
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Экспресс-доставка ценою в жизнь
Как доставить на другой конец страны кровь для переливания, без которой для новорожденного малыша «завтра» не наступит -
E-commerce Ball: вальс, менуэт и сказки на «десерт»
О баснях для клиентов, волшебных предметах для бизнеса и сотрудниках-полубогах -
Бизнес-стереотипы о Китае: отмахнуться или воспользоваться
Чем помогут российскому учВЭДу «драконья голова» и WeChat и почему поставщиков можно искать не только в мегаполисах -
До маркетплейса: в регионы с ветерком и по сходной цене
Логизорро на ECOM EXPO-2024 в поисках логистического партнера, который умеет работать с маркетплейсами и не снимет с селлера «последние штаны» -
Страхи страховых
Эксперимент с поиском компании для страхования нетипичных рисков в логистике
Другие статьи по темам
Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Личные трудности Лучшие люди Опыт в помощь Оценка Логизорро Раскопки Складская логистика Фоторепортаж![Вверх Вверх](/img/up_arrows.png)
![Вверх Вверх](/img/up_arrows.png)