Узбекистан: личные встречи и реэкспорт за «наличку»

О том, почему параллельный импорт стараются держать подальше от республики, а импорт вывозят чем угодно, но только не железной дорогой

Марина Сергученкова Марина Сергученкова
Заместитель шеф-редактора




По итогам января-марта текущего года Россия стала лидером по объему импорта из Узбекистана. За три месяца из республики было ввезено товаров на общую сумму $789 млн, подсчитали в Агентстве статистики Узбекистана. Замыкают тройку лидеров Китай ($591 млн) и Турция ($450 млн).

Тренд наметился еще в 2022 году. Тогда объем узбекистанских поставок продукции и услуг в РФ вырос в 1,47 раза – до $3,067 млрд. Помимо текстиля и плодоовощной продукции, Узбекистан стал альтернативным поставщиком бытовой техники. Например, «М.Видео-Эльдорадо» летом прошлого года договорилась о поставках с местным производителем Artel, на заводах которого выпускается продукция Samsung: холодильники, морозильные камеры, стиральные машины, телевизоры, кухонные плиты, пылесосы и кондиционеры.

Роль Узбекистана как альтернативного поставщика товаров и логистического партнера России растет, поэтому «Логирус» решил выяснить:

  • • Что мешает возить параллельный импорт через республику?

  • • Чем отпугивает железная дорога российских учВЭДов?

  • • Каким складским предложением встречает Узбекистан российский бизнес?

  • • И чем может помочь «Таныш билиш» российским компаниям?


Составить логистический гид по Узбекистану «Логирусу» помогали:


Анна Мищенко
генеральный директор SBS Logistics Узбекистан
Анна Мищенко
Аркадий Иванов
директор по развитию группы компаний Transasia Logistics
Аркадий Иванов
Георгий Властопуло
генеральный директор «Оптималог»
Георгий Властопуло
Константин Фомиченко
партнер, региональный директор департамента индустриальной и складской недвижимости NF Group
Константин Фомиченко

Короткая параллельная история

В 2022 году после легализации параллельного импорта в РФ российский бизнес начал активно пытаться вписать Узбекистан в новые цепочки поставок товаров из Евросоюза, США и других стран, присоединившихся к санкциям.

Например, в республику авиатранспортом доставляли товары из Нью-Йорка (США) и Риги (Латвия). Также активно использовалась схема закупки электроники в Гонконге, которая переправлялась в Макао (LR. специальный административный район в КНР), а оттуда – самолетами в Узбекистан и далее в Россию. Сейчас авиапоставки активно идут только из Китая, Кореи и Японии.

Однако уже в июне 2022 года Министерство торговли США сообщило о введении вторичных санкций против узбекистанской компании Promcomplektlogistic. По данным американской стороны, она поставляла электронные компоненты российской подсанкционной компании «Радиоавтоматика».

Немногим позже американские Минфин и Минторг выпустили совместный отчет о признаках потенциального обхода экспортных ограничений для товаров «особого внимания». В числе 18 подозрительных стран назначения упоминался также Узбекистан.

А ближе к осени американские финансовые ведомства ужесточили контроль за исполнением узбекскими банками западных санкций. В результате проведение транзакций за поставки большей части номенклатуры товаров стала невозможным, рассказали «Логирусу» несколько участников рынка.

Сейчас транзит товаров через республику сведен к единичным поставкам, рассказали «Логирусу» участники рынка. И расчеты за них чаще всего осуществляются наличными, чтобы не попасть в поле зрения американских финансовых ведомств, контролирующих всю долларовую зону.

Например, по словам Георгия Властопуло, генерального директора «Оптималог», за 8 месяцев работы в Узбекистане они смогли оплатить лишь 2 контракта по косвенному реэкспорту, который предполагает перепродажу товаров по пути в РФ.

Подробнее о косвенном реэкспорте и других схемах поставки подсанкционных товаров читайте в статье «Турция: транзит поневоле».

Автовыходы

Экспортные и импортные поставки из Узбекистана и в него в 90% случаев завязаны на автомобильные грузоперевозки, отметили собеседники «Логируса». Автотрассы пронизывают страну с севера на юг и с запада на восток.

Так, магистраль международного значения от Нукуса до Термеза, через узбекские города Беруни, Бухару, Карши, связывает Афганистан с Россией и далее выходит на Европу. Вообще через территорию республику проходит два десятка международных автомаршрутов, которые ориентированы:

  • • на север и северо-запад: соединяют республику с Россией, Украиной и рядом европейских государств.

  • • на запад и юго-запад: соединяют республику с Ираном, Турцией и странами Кавказа.

  • • на юг: обеспечивают республике выход в Иран, Афганистан, через него – в Пакистан и такие важные морские порты, как Бендер-Аббас и Чахбехар.

  • • на восток: соединяют республику с КНР.

Отправки грузов автотранспортом в РФ осуществляются ежедневно из Ташкента, Самарканда и Андижана, пояснила «Логирусу» Анна Мищенко, генеральный директор SBS Logistics Узбекистан. При этом все маршруты проходят транзитом через территорию Казахстана.

Общий транзитный срок на плече «Ташкент-Москва» составляет около 8 суток, а стоимость FTL перевозки достигает $1750

– Наиболее активно мы используем два погранперехода: «Яллама (Ташкентская область) – КПП имени Б. Конысбаева» и «Майский (Ташкентская область) – Казыгурт». Границу машина пересекает за 1-3 дня в зависимости от сезона и загруженности пунктов пропуска, – рассказала собеседница «Логируса».

Общий транзитный срок на плече «Ташкент-Москва» составляет около 8 суток, а стоимость FTL перевозки достигает $1750.

Автотранспортом доставляется большой объем агропродукции, в том числе сезонной, отметил директор по развитию группы компаний Transasia Logistics Аркадий Иванов. Сейчас активно идут фуры с арбузами, абрикосами. При этом подавляющее большинство перевозок осуществляется именно фурами, зарегистрированными в Узбекистане.

– Местный рынок транспортных компаний достаточно фрагментированный и высококонкурентный. Компаний, обладающих крупными автопарками, практически нет. Зато широко представлены индивидуальные предприниматели и совсем небольшие фирмы с несколькими фурами в парке, – отметил Аркадий Иванов.

Железнодорожные нестыковки

В конкуренции за грузы железная дорога практически в сухую проигрывает автомобильному транспорту. Причин тому несколько.

Во-первых, объясняет Аркадий Иванов, в Узбекистане, как и на пространстве СНГ в целом, отмечается серьезных дефицит рефконтейнеров, которые необходимы для транспортировки сезонных овощей и фруктов. Все имеющиеся у «РЖД Логистики» мощности сейчас направлены на обеспечение поставок в КНР, добавил эксперт. А проект «Агроэкспресс», который в тестовом режиме доставил в Ташкент продовольственную продукцию в ноябре 2021 года, развития так и не получил. Дальше эксперимента поставки не пошли.

На плече «Ташкент-Москва» железная дорога дает транзитный срок в 14-18 дней. Это в 2 раза дольше, чем автомобилем (источник фото: Mazari Sharif)

Во-вторых, при железнодорожных поставках и в России, и в Узбекистане отсутствует «последняя миля». Невозможно доставить груз от «двери до двери» или от «склада до склада», рассказал Аркадий Иванов.

И в-третьих, железнодорожные грузоперевозки серьезно проигрывают автомобильным по срокам и ставкам фрахта, подчеркнула Анна Мищенко. На плече «Ташкент-Москва» железная дорога дает транзитный срок в 14-18 дней. Это в 2 раза дольше, чем автомобилем.

– Ставки, в зависимости от вида груза, на крытый вагон 65 тонн варьируются от 600 000 до 900 000 рублей, а за 40-футовый контейнер – 500-600 тысяч рублей, – озвучила порядок цифр генеральный директор SBS Logistics Узбекистан. – И это только ж/д тариф на доставку от станции до станции, без учета транспортировки до конечной точки выгрузки.

Под валютной лупой

С точки зрения проведения платежей узбекские банки не отличаются лояльностью, констатировали все собеседники «Логируса». Риск блокировки транзакций велик. Система «комплаенса» сложная и многоступенчатая.

– Отделы валютного контроля узбекских банков требуют заполнять многостраничные анкеты, в которых необходимо подробно расписать информацию о контракте: какие товары планируются к поставке или закупке, относятся ли они к санкционным кодам ТН ВЭД и приложить внушительный пакет подтверждающих документов, – пояснил Георгий Властопуло, генеральный директор «Оптималог».

Для проведения расчетов российские участники ВЭД предпочитают использовать крупные местные банки. В их числе Asia Alliance Bank и АКБ «Капиталбанк». При этом транзакции осуществляются в основном в долларах США.

Однако если у российской компании есть филиал в Узбекистане, то расчеты переводят на рубли или даже узбекские сумы, добавил Аркадий Иванов.

Складской «голод»

По данным аналитиков NF Group, по итогам I квартала 2023 года уровень вакансии на складском рынке Узбекистана составил 4,5%. При этом средневзвешенная ставка аренды на объекты класса «В» за полгода выросла в 1,5 раза – до $64 за кв. м.

Основным логистическим хабом Узбекистана является Ташкентская область, на которую приходится 83% всей складской недвижимости в стране. Подавляющее большинство складских объектов (94%) относятся к классу B и располагаются в бывших промышленных зонах.

На долю логистических операторов в Узбекистане приходится до 14% от всех качественных складских площадей, что соответствует порядка 30 тыс. кв. м. Стоимость хранения паллетоместа составляет $161 в год без НДС.

Вакантных качественных площадей A класса на рынке практически нет. Складской комплекс Bayer Group, построенный в 2012 году, используется для собственных нужд компании также, как и склад компании DHL, введенный в эксплуатацию в 2020 году.

Решение вопроса нехватки качественной складской недвижимости в республике является одной из основных задач стратегии развития транспортной системы Узбекистана до 2035 года. Так, в 2022 году работа по созданию сети логистических центров в Ташкенте и его области продолжилась новым соглашением между Узбекистаном и Казахстаном. Оно предполагает создание в 10 км от Ташкента мультимодального транспортно-логистического центра, включая высококачественные склады A и A+ общей площадью порядка 248 тыс. кв. м. На начальном этапе проекта планируется построить 22 тыс. кв. м складских площадей в период 2023-2026 гг.

– С 2022 года доля запросов российского бизнеса на размещение складских площадей в Узбекистане от их общего числа среди стран Центральной Азии составляет порядка 17%, что сопоставимо со спросом в Киргизии, – рассказал «Логирусу» Константин Фомиченко, партнер, региональный директор департамента индустриальной и складской недвижимости NF Group.

При возникающем запросе на склады площадью от 5 000 кв. м приходится ждать здания, которые будут построены спекулятивно, добавил эксперт. При этом спекулятивное строительство практически отсутствует, и российский бизнес вынужден либо выбирать складские помещения из тех, что представлены на рынке, но ввиду низкой вакансии данный вариант практически не используется, либо делать заказ на строительство объекта. Соответственно, возникает проблема, связанная с ограниченным количеством девелоперов, которые могут создать подобный продукт, резюмировал Константин Фомиченко.

Бизнес с глазу на глаз

Относительно Узбекистана есть некоторые правила. Их нужно понимать и иметь в виду при деловом сотрудничестве.

В местной культуре принято уважать старших, поэтому при входе на бизнес-мероприятие необходимо первым поприветствовать самого старшего по возрасту присутствующего. Мужчины здороваются рукопожатием, при этом левую руку принято прикладывать к сердцу или к животу.

Женщины дотрагиваются рукой до локтя друг друга либо целуются в щеки, если хорошо знают друг друга. Мужчина может поприветствовать женщину легким рукопожатием, если она первая протянет руку.

Узбеки не любят многочасовые звонки в Zoom, Skype и других сервисах. Личное общение ценят больше, так дела решаются быстрее

В момент приветствия принято произносить «Ассаламу алейкум!», а в ответ «Ваалейкум ассалом!». При этом разговор необходимо продолжить, спросив о делах, семье, здоровье и т.п. Если вы не поинтересуетесь личными делами собеседника, то это может быть расценено как невежество.

У предпринимателей принято встречаться и общаться лично. Узбеки не любят многочасовые звонки в Zoom, Skype и других сервисах. Личное общение ценят больше, так дела решаются быстрее.

Существует явление «Таныш билиш» или «свои люди – сочтемся». Многое завязано на личных знакомствах и социальных связях. Поэтому необходимо стараться налаживать связи с предпринимателями из разных сфер.

В Узбекистане важно соблюдать религиозные нормы. Это мусульманская страна. Противоречащие религиозным нормам действия, скорее всего, не поймут. Например, мусульманин никогда не поймет, если ему предложить вознаграждение за помощь в знакомстве с другим человеком. Принять награду он сможет, только если заранее уведомит другого человека о таких планах. В противном случае – это расценивается как отклонение от нормы.

Тэги: Узбекистан, грузоперевозки, транзакции, нацвалюты, фрахт, тарифы, ВЭД, Аркадий Иванов
01.06.2023

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Личные трудности Лучшие люди Опыт в помощь Оценка Логизорро Раскопки Складская логистика Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх