Таможня, санкции, импортеры: что изменилось?

Курс на постконтроль, доначисления и «перекодировку», а тажке новые вызовы для учВЭДов

Дарья Федорова Дарья Федорова
корреспондент




Импорт товаров в Россию превратился для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в настоящий квест. Сначала нужно найти поставщика, который согласится продать товар, затем способ расплатиться с зарубежным контрагентом и доставить груз в Россию. Несмотря на беспрецедентное санкционное давления бизнес всеми правдами и неправдами старается ввезти в РФ всю номенклатуру товаров: от станков и запчастей, до брендовой одежды и игровых консолей.

«Логирус» решил выяснить, к чему готовиться участникам ВЭД в части таможенного контроля, а именно:

  • • Какие тарифные послабления работают только на бумаге?

  • • Кого инспекторы стали чаще заваливать запросами?

  • • Куда жаловаться и нужно ли это в случае корректировки таможенной стоимости?

  • • Какими «таможенными подарками» наградил учВЭДов санкционный год?

  • • К чему готовится, если таможня пришла с проверкой?


Опытом и кейсами с «Логирусом» поделились:


Феликс Чекалов
Руководитель отдела таможенного оформления компании Инвиктика
Феликс Чекалов
Анна Фомичева
основатель Digital ВЭД
Анна Фомичева
эксперты Группы компаний TFL

эксперты Группы компаний TFL
Андрей Брицко
предприниматель, консультант по импорту из Китая
Андрей Брицко
Михаил Шавернев
партнер юридической компании FreeВЭД
Михаил Шавернев

Постконтроль врасплох застающий

По данным ФТС, в 2022 году количество таможенных проверок осталось практически неизменным. Зато эффективность контроля подскочила на 15% год к году – до 28 млрд рублей. И главным приоритетом службы в этом вопросе, по словам врио главы ФТС Руслана Давыдова, является контроль после выпуска товаров.

Основатель платформы Digital ВЭД Анна Фомичева подтверждает, что документарных проверок стало больше, как и доначислений. Это подтверждается данными таможенной статистики. В 2022 году в федеральный бюджет дополнительно перечислили 18,5 млрд рублей. Рост составил 30% год к году. Следовательно, средняя бюджетная эффективность одной проверки выросла на 25% – с 7,7 млн до 9,5 млн рублей.

Аналогичный тренд в беседе с «Логирусом» отметил и  руководитель отдела таможенного оформления компании Инвиктика Феликс Чекалов. По его словам, на этапе постконтроля таможня стала чаще направлять запросы в адрес не только декларанта, но и экспедитора, и перевозчика.

– В последнее время участились случаи дополнительных проверок сведений о заявленной таможенной стоимости. На мой взгляд, причина не в излишней придирчивости таможенных органов. Проблема, скорее, в общем снижении квалификации специалистов по таможенному оформлению, – поделился наблюдениями собеседник «Логируса».

Средняя бюджетная эффективность одной проверки выросла на 25% – с 7,7 млн до 9,5 млн рублей

С каждым годом запросы, поступающие от таможни, становятся все более детальными и объемными, добавила старший менеджер консалтинговой компании LLC Quattor Advisory Александра Киселева. И главная ошибка на этом этапе – проигнорировать запрос или отнестись к нему несерьезно.

– В случае с таможней мы рекомендуем «дуть на воду», чтобы потом не пришлось обжечься на молоке. Для этого еще на этапе декларирования необходимо предоставить инспекторам максимально полный комплект документов по импорту или экспорту, – посоветовала эксперт.

Корректировать нельзя помиловать

Когда импортер готовится к доставке товаров, то планирует, во сколько ему обойдется таможенная очистка, а при подаче декларации знает точную сумму пошлины с учетом курса валют. Однако на этапе оформления таможня может не согласиться с заявленной стоимостью. В этом случае инспектор принимает решение об изменении декларации, корректирует таможенную стоимость (КТС) и соответственно сумму пошлины. Тогда импортеру придется вместо запланированного, например, 1 млн рублей уплатить на 300 тысяч больше.

Ситуация безусловно неприятная, но в последнее время достаточно распространенная. Предприниматель, консультант по импорту из Китая Андрей Брицко на собственном опыте удостоверился в том, как сложно бывает доказать таможне свою правоту. В качестве примера он привел кейс конца 2022 года.

– В 2020-2021 годах неоднократно сталкивались с вопросами подтверждения таможенной стоимости и всегда удавалось возвращать уплаченное ранее обеспечение. Сейчас же было такое впечатление, что это априори невыполнимая задача. Пакет запрашиваемых документов вырос в объеме раза в два, наверное, как и глубина запроса. Мы получили очень много вопросов, связанных с коммерческой тайной производителя, на которые ответить было просто «нереально», – рассказал собеседник «Логируса».

По мнению Анны Фомичевой проблемы с КТС возникают в том случае, если заранее не был запрошен полный пакет документов у поставщика и экспедитора. Особенно это актуально для поставок на условиях DAP1.

– Многие не учитывают тот факт, что, например, в Китае по-другому построен бизнес. Если поставщик сам заказывает транспорт, то от него очень сложно будет своевременно получить подтверждение оплаты экспедитору и коммерческие документы, доказывающие их взаимоотношения. А без них убедить таможенный орган в достоверности заявленной стоимости практически нереально, – предупредила эксперт.

В случае доначисления платежей нужно не мешкая обращаться в вышестоящие таможенные органы. Около 90% таких жалоб удовлетворяют, а деньги – возвращают

Партнер юридической компании FreeВЭД Михаил Шавернев считает, что запросы таможни зачастую носят формальный характер. Инспекторы просят «все, что есть, из того, что вообще может быть», констатировал собеседник «Логируса». Однако в случае доначисления платежей эксперт советует не мешкая обращаться в вышестоящие таможенные органы. – По нашему опыту, около 90% таких жалоб удовлетворяют, а деньги – возвращают, – отметил Михаил Шавернев.

В 2022 году по стране прокатилась волна судебных разбирательств в части корректности определения таможенной стоимости, подтвердила старший менеджер компании LLC Quattor Advisory Александра Киселева. При этом действующее законодательство разрешает добровольно заявить в таможню о своих ошибках и доплатить, избежав административных штрафов за недостоверное декларирование. Однако на практике этот инструмент используется редко.

– Несмотря на желание декларанта доплатить в бюджет, таможня зачастую не готова пойти на встречу участникам внешнеэкономической деятельности в этом вопросе, – констатировала эксперт. – В нашей практике были случаи, когда инспекторы придирались к любым неточностям и затягивали процесс рассмотрения корректировки декларации на товары.

Однако минимизировать риск КТС можно, уверены эксперты Группы компаний TFL. Для этого в банковских платежных документах об оплате за товары должна быть возможность идентифицировать сумму и номер инвойса. Кроме того, для подстраховки обязательно нужно направлять информацию из интернета о стоимости идентичных (однородных) товаров в стране приобретения.

Плюс сама ФТС предоставила импортерам дополнительный инструмент проверки, добавил Феликс Чекалов. Дело в том, что 2021 года ФТС открыто публикует статистические данные «об устоявшихся уровнях стоимости в отношении различных товаров, импортируемых в ЕАЭС». Благодаря этому участник внешнеэкономической деятельности (ВЭД) перед ввозом товаров может провести самостоятельную проверку цен.

Таможенная «перекодировка» и неуловимые преференции

В 2022 году Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) с подачи Минпромторга продлил нулевые таможенные пошлины на товары критического импорта. Это в основном компоненты, сырье и полуфабрикаты, которые в ЕАЭС не производятся.

Однако доказать свое «право на ноль» на практике бывает непросто. Так, участились случаи перекодировки компонентов для изготовления бытовой техники, отметил партнер юридической компании FreeВЭД Михаил Шавернев. Например, трубчатых электрических нагревателей, встраиваемых в стиральные машины.

Помимо попыток «перекодировки» немало неприятностей участникам ВЭД доставляет и практика отмены тарифных преференций, добавил Михаил Шавернев. Чаще всего это связано с заградительными антидемпинговыми пошлинами и ситуациями, когда импортер не может доказать факт производства товара в стране, для которой она установлена, пояснил эксперт.

– Значительная часть отказов объясняется тем, что сертификаты происхождения изготовлены на незащищенной бумаге, заполнены с формальными нарушениями, либо таможенные органы не признают допустимым доказательством электронные реестры, в которые вносятся сведения о выданных сертификатах. Ситуация осложняется и отказами стран, которые ввели санкции в отношении России, в выдаче сертификатов о происхождении товара на их территориях, – констатировал собеседник «Логируса».

Частности-несчастности

В последнее время участились отказы в выпуске товара, если на лицевом счете декларанта не хватает средств, поделился опытом Феликс Чекалов. Ранее в этом случае сроки выпуска продлевались на несколько дней. За это время участник ВЭД пополнял лицевой счет и благополучно получал свой груз. Кроме того, недавно таможня фактически лишила импортеров права на условный выпуск до момента предоставления документов о соответствии, добавил эксперт. Сейчас попытки применить этот инструмент получают отказ в большинстве случаев.

По мнению предпринимателя Андрея Брицко, с одной стороны таможня «дает добро» на какие-то льготы и послабления импортерам, а с другой – усиливает контроль, чтобы ими не злоупотребляли.

Ложка таможенного меда

Однако в процессе таможенного оформления участники ВЭД видят не только барьеры. Так, бизнес получил существенные послабления в части сертификации и легализации параллельного импорта, отметила Анна Фомичева.

Существенно упростились процессы по оформлению разрешительной документации, добавил Андрей Брицко. Это стало возможным благодаря вступлению в силу постановления Правительства №353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах» (ист.).

Процедуры подтверждения происхождения товаров также стали менее сложными, отметили эксперты ГК TFL.

– Сейчас можно предоставлять электронную или бумажную копию сертификата при условии, что не позднее 6 месяцев с даты регистрации декларации на товары будет подан оригинал. При этом обеспечение уплаты таможенных платежей не взимается, – отметил представитель компании.

Руководитель отдела таможенного оформления компании Инвиктика Феликс Чекалов в числе важных послаблений также выделил возможность оформления упрощенных деклараций о соответствии. Так как не всегда получается подавать оригинал из-за сложностей с пересылкой документов от отправителя, объяснил эксперт.

Плюс на минус

В завершение статьи «Логирус» обобщил все сказанное экспертами и выделил основные сложности, которые возникают у бизнеса при работе с таможенными органами:

1. Документарных проверок со стороны таможни стало больше, как и доначислений. При этом запросы направляются не только декларанту, но и экспедитору, и перевозчику.

2. Участились случаи корректировки таможенной стоимости. Однако решение всегда можно оспорить в вышестоящие таможенные органы. И в 90% случаев такие жалоб удовлетворяют, а деньги – возвращают.

3. Вырос риск столкнуться с «перекоридировкой» импорта с целью повышения ставки ввозных таможенных пошлин.

4. Участились отказы в выпуске товара, если на лицевом счете декларанта не хватает средств.

5. Таможня фактически лишила импортеров права на условный выпуск до момента предоставления документов о соответствии.

Однако помимо новых проблем участники ВЭД получили и ряд послаблений:

1. Послабления в части сертификации и легализации параллельного импорта.

2. Появилась возможность оформления упрощенных деклараций о соответствии.

3. Сейчас можно предоставлять электронную или бумажную копию сертификата о происхождении товара при условии, что не позднее 6 месяцев с даты регистрации декларации будет подан оригинал. При этом обеспечение уплаты таможенных платежей не взимается.


1Delivered At Place – поставка в место назначения. По условиям DAP, грузоотправитель передает товар получателю готовым к разгрузке в конечном пункте назначения.

Тэги: таможенное оформление, ВЭД, законодательство, параллельный импорт
30.03.2023

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх