«Сборная» Турция: не взлетим, так поплаваем
О том, какие маршруты доставки из республики выгоднее всего для LTL-перевозокВ условиях санкционного давления западных стран роль Турции в экспортно-импортных операциях России возрастает. Республика выполняет роль транзитного хаба для поставок товаров из Евросоюза и США, является одним из крупнейших поставщиков овощей и фруктов и новым перспективным рынком сбыта для российского бизнеса.
Так, по данным Турецкого института статистики, объем экспорта в РФ в июне вырос на 46% год к году и достиг $791,4 млн. В отчетном периоде значительно увеличились поставки фруктов, а также машин, оборудования и комплектующих. В частности, Турция экспортировала абрикосы, черешню и персики на $136 млн, а поставки наземного транспорта и его компонентов выросли с майских $25 млн до $34 млн, пластмасс и изделий из них – с $34 млн до $48 млн.
Россия, в свою очередь, готова выступать поставщиком зерновых и зернобобовых культур для Турции, заявлял ранее замминистра сельского хозяйства РФ Сергей Левин. По его словам, в текущем сезоне доля российской пшеницы в структуре турецкого импорта составляет три четверти, ячменя – более половины, кукурузы – более 40%.
Однако в логистике между Россией и Турцией остается ряд барьеров. Главное «узкое место» – это пропускная способность автомобильных погранпереходов. Больше всего проблем традиционно на погранпереходе «Верхний Ларс» — здесь фуры в пробках регулярно простаивают от 7 до 10 дней за рейс. Альтернативный путь — мультимодальные маршруты с паромными линиями. Но, по оценкам экспертов, такой вариант подходит только для высокомаржинальных грузов, в противном случае экономика перевозки не складывается.
Поэтому «Логирус» решил выяснить:
- • В каких случаях выгоднее объехать Верхний Ларс и как это лучше сделать?
- • Какие паромные линии из Турции уже испытывают терпение участников ВЭД?
- • Как сборные грузы из Европы удобно консолидировать в Турции?
- • А также, как выбрать самый выгодный и оперативный путь до Центральной России?
В экспортно-импортной логистике сборных грузоперевозок из Турции и обратно «Логирусу» помогали разбираться:
член Ассоциации экспортеров и импортеров
Адиль Аков
руководитель управления международной логистики Melon Fashion Group
Юлия Вечерская
генеральный директор ГК «Деловые Линии»
Фарид Мадани
управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult
Екатерина Косарева
Турецкие «плюшки»
У Турции как страны-транзитера, импортера и экспортера, есть ряд преимуществ.Первый плюс – это вариативность маршрутов поставок. Автомобилем можно доставлять через Грузию и далее через КПП «Верхний Ларс» в Россию, либо ехать в обход через Азербайджан с выходом на Дагестан. Заторы на ближайшем к РФ автомобильном погранпереходе сохраняются, поэтому перевозчики готовы ехать даже такими окольными путями.
– Приходится делать крюк около 1000 км, но это помогает уменьшить транзитные сроки автоперевозки, – отметил член Ассоциации экспортеров и импортеров Адиль Аков. – В среднем срок автодоставки составляет от 18 до 20 дней.
Из Турции грузы можно доставить и прямым контейнерным поездом. Составы формируются на станциях «Косекой» и «Мерсин». Оттуда поезда следуют до пограничной «Ахалкалаки эксп.» в Грузии. Затем контейнеры перегружают с платформ колеи 1435 мм на платформы колеи 1520 мм и далее следуют транзитом по железнодорожному коридору «Баку — Тбилиси — Карс» (БТК) до станций назначения. Регулярность отправок всего 1 раз в неделю, а расчетное время в пути составляет 14-16 дней.
Мультимодальные маршруты включают «морское плечо» через Черное море. Отправки возможны из портов Стамбула, Самсуна и Карасу в российские гавани Новороссийск, Темрюк и Кавказ. На маршруте работают морские линии Arkas, Admiral, Akkon, FESCO и RUSCON, а также грузопассажирские паромы. В первом случае доставка морем займет 1-2 дня, во втором – 3-4 суток. При этом перевозить можно широкую линейку грузов, в том числе и опасных. По прибытии в российские порты грузы по территории РФ можно доставлять железнодорожным или автомобильным транспортом.
Второй плюс – развитая портовая инфраструктура Турции. Крупнейшей морской гаванью республики является Стамбул, на который приходится около 80% всех импортных грузов в стране. Контейнерные терминалы порта в состоянии обрабатывать свыше 1 200 судов в год и 144 тыс. TEU грузов. Складские мощности на территории самой гавани и в непосредственной близости от нее превышают 50 тыс. TEU единовременного хранения. Благодаря этому Стамбул уже стал новым портом трансшипмента для российских участников ВЭД. Отсюда в РФ везут сезонные овощи и фрукты, широкую линейку товаров народного потребления и другой продукции.
Третий плюс – простота и скорость взаиморасчетов с турецкими партнерами. До двух недель проверяется только первый платеж по внешнеэкономическим контрактам. В дальнейшем сроки осуществления транзакций сокращаются до 2-3 дней. Возможность проведения взаиморасчетов в лирах есть, но, как правило, только за товар. Логистические услуги в основном оплачиваются в долларах или евро.
Транзитные реалии
Главный минус автомобильных перевозок из Турции и обратно – это низкая пропускная способность погранпереходов на фоне резко возросших грузопотоков, признает Адиль Аков, член Ассоциации экспортеров и импортеров.Так, из 18-20 дней транзитного срока в пробках на границах фура стоит от 7 до 10 дней минимум. При этом сутки простоя автомобиля обходятся перевозчику от $100 за машину, из них $50 – это «суточные» водителя, уточнил эксперт.
– Большие очереди на погранпереходе «Сарпи — Хопа» (турецко-грузинская граница). Плюс там небезопасно. Дорога до пункта пропуска пролегает в гористой местности вдоль моря. В мае там был сход лавины и несколько фур смыло в море, – рассказал собеседник «Логируса». – Недавно открыли погранпереход «Чилдыр-Акташ – Карцахи» между Грузией и Турцией, но для грузоперевозок он не подходит. Подъездная дорога не адаптирована и пропускная способность очень низкая.
Ехать через «Верхний Ларс» также рискуют не все, так как даже несмотря на увеличение количества полос пробки в пункте пропуска образуются регулярно. Так, по данным Северо-Кавказского таможенного управления на утро 9 августа, выезда из РФ ожидает 550 фур, при этом за сутки таможня оформила 416 грузовиков.
«При этом 1 день простоя автомобиля обходится перевозчику от $100 за машину, из них $50 – это “суточные” водителя»
Еще одно узкое место – это небольшая вместимость флота, обеспечивающего паромные перевозки из Турции в РФ по Черному морю. Линия «Самсун — Темрюк» уже перегружена, рассказали в ООО «АгроТрансКубань» (LR. оператор паромной линии). Срок ожидания в «живой очереди» может достигать 1 недели.
Стоимость перевозки — $2,2 тыс. в одну сторону. На линии «Кавказ—Карасу» пока посвободнее: средняя загрузка составляет 75-80%, уточнили в АО «Инфотек Балтика». Но стоимость перевозки в одну сторону выше: от $2450 до $3450 в зависимости от габаритов транспортного средства.
Импортная маршрутизация
По данным Турецкого института статистики, объем экспорта в июне 2022 года вырос на 46% год к году и достиг $791,4 млн. В отчетном периоде больше всего увеличились объемы поставок овощей и фруктов, оборудования и комплектующих, а также автотоваров в Россию.При этом из Турции в основном следуют сборные грузы, доля которых достигает 80-90%, отметил Адиль Аков.
Большая доля товаров относится к сегменту fashion. Причем как европейских брендов, так и турецких, уточнила руководитель управления международной логистики Melon Fashion Group Юлия Вечерская.
– Раньше преобладали сборные перевозки. Но сейчас мы консолидируем грузы от разных поставщиков и отправляем в Россию уже full-контейнеры. У нас несколько точек пикапа, но в планах – открыть партнерский склад-консолидации, чтобы достигнуть максимальной утилизации, – пояснила эксперт.
Вариантов транспортировки два, добавила собеседница «Логируса». Первый – из Стамбула морской линией до Новороссийска, а уже оттуда по железной дороге или фурами. Второй вариант – это комбинированная автоперевозка паромом до порта «Кавказ» и далее в Москву. При этом контейнерная доставка по морю обходится дешевле.
За последние 6 месяцев, спрос на доставку сборных грузов через Турцию увеличился на треть, по данным ГК «Деловые Линии»
– Проблем с доступностью порожних контейнеров для перевозки товаров от турецких поставщиков нет. Как нам объясняли наши партнеры, для них это приоритетные грузы, и порожнее оборудование для этих отправок выдается в первую очередь, – пояснила Юлия Вечерская.
Для транзитных грузов из Европы или Юго-Восточной Азии свободных контейнеров в Турции ждать придется долго и цена такого оборудования выше, добавила собеседница «Логируса». В этом случае стоимость перевозки возрастает на 20-30%, а срок увеличивается в 1,5 раза.
Спрос на доставку сборных грузов через Турцию продолжает расти. По оценкам «Деловых Линий», за 6 месяцев количество таких запросов увеличилось на треть. В основном, транзитом через республику в РФ доставляют автозапчасти и комплектующие, оборудование и сырье. Эти товары следуют из Юго-Восточной Азии, Индии, странах Евросоюза, а также в Северной Африке и Южной Америке.
В ответ на растущий спрос логистический оператор открыл собственную LCL-линию из Европы через Турцию в Россию.
— Спрос на доставку транзитом европейских и других товаров значительно вырос, вслед за этим мы запустили новый сервис по сборным грузоперевозкам. Транзитное время доставки — от 4 дней, включая время на перегрузку сборной партии. Это в два раза быстрее и на 25% дешевле, чем наземной доставкой, — отметил генеральный директор ГК «Деловые Линии» Фарид Мадани.
Все грузы консолидируются на складе оператора в Стамбуле. Его площадь позволяет обрабатывать более 50 контейнеров еженедельно. При этом операционных мощностей хватит, чтобы при необходимости поддержать кратный рост объемов, отметили в компании. На складе грузы пересчитывают, взвешивают, консолидируют, упаковывают, при необходимости маркируют и организуют таможенное оформление партии.
Тернистый путь взаимной торговли
По итогам 2022 года товарооборот между Турцией и Россией может достичь $60 млрд. Об этом заявил глава Российско-турецкого делового совета Кани Карааслан. Но чтобы претворить эти планы в реальность, придется преодолеть ряд барьеров, уверена управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева.Например, эксперт полагает, что планы по переходу РФ и Турции на взаиморасчеты в нацвалютах непросто осуществить на практике. В условиях нестабильного курса рубля и лиры компании-экспортеры предпочитают хранить выручку в долларах или евро и рассчитываться ими. Тем самым они ограничивают себя в развитии: так как за хранение значительной части средств не в лирах компании лишаются возможности кредитоваться, пояснила собеседница «Логируса».
В то же время высокая волатильность лиры позволила российскому бизнесу выгоднее импортировать продукты питания, стройматериалы, промышленное оборудование, фармтовары и даже бумагу из Турции, добавил экономист, финансист и предприниматель Николай Неплюев.
Также для развития взаимной торговли необходимо устранить ряд барьеров в таможенном оформлении, считают в Правительстве РФ. Поэтому в мае заместитель председателя правительства РФ Александр Новак и вице-президент Турецкой Республики Фуат Октай обсудили инициативу взаимного признания национальных полномочий уполномоченного экономического оператора. Но конкретных решений по срокам запуска проекта пока принято не было.
Тэги: Турция, Деловые Линии, Melon Fashion Group, WMT Consult, альтернативные маршруты, торговые барьеры, контейнерные перевозки, Юлия Вечерская
10.08.2022
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
СеМАТ: китайской техники по косточкам расклад
О каких проблемах складской техники из КНР сообщили поставщики и как предлагают их решать, выяснила Виктория Логирус -
Вьетнам: «платежное SPA», ВЭД и логистика по благоприятным дням
О прямых расчетах, конвертации, двойных зарплатных ценниках и преференциях в свободных экономических зонах Вьетнама -
Стейблкоины, крипта и расчетная суета
Могут ли криптовалюты стать «волшебной таблеткой» для международных расчетов и что этому может помешать -
«Дозвол» на негабарит: система может разрешит?
На чем перевозчики «теряют» деньги при онлайн-выдаче спецразрешений и как они пытаются решать эти проблемы -
Артем Ефимов: «Из-за роста убыточности самострахование стало финансово опасным»
Гендиректор Zunami о «бутафорских фондах» взаимного страхования, комплексных полисах для разных финансовых рисков, повышении точности прогнозирования и урегулировании убытков