«Сборная» Турция: не взлетим, так поплаваем

О том, какие маршруты доставки из республики выгоднее всего для LTL-перевозок



В условиях санкционного давления западных стран роль Турции в экспортно-импортных операциях России возрастает. Республика выполняет роль транзитного хаба для поставок товаров из Евросоюза и США, является одним из крупнейших поставщиков овощей и фруктов и новым перспективным рынком сбыта для российского бизнеса.

Так, по данным Турецкого института статистики, объем экспорта в РФ в июне вырос на 46% год к году и достиг $791,4 млн. В отчетном периоде значительно увеличились поставки фруктов, а также машин, оборудования и комплектующих. В частности, Турция экспортировала абрикосы, черешню и персики на $136 млн, а поставки наземного транспорта и его компонентов выросли с майских $25 млн до $34 млн, пластмасс и изделий из них – с $34 млн до $48 млн.

Россия, в свою очередь, готова выступать поставщиком зерновых и зернобобовых культур для Турции, заявлял ранее замминистра сельского хозяйства РФ Сергей Левин. По его словам, в текущем сезоне доля российской пшеницы в структуре турецкого импорта составляет три четверти, ячменя – более половины, кукурузы – более 40%.

Однако в логистике между Россией и Турцией остается ряд барьеров. Главное «узкое место» – это пропускная способность автомобильных погранпереходов. Больше всего проблем традиционно на погранпереходе «Верхний Ларс» — здесь фуры в пробках регулярно простаивают от 7 до 10 дней за рейс. Альтернативный путь — мультимодальные маршруты с паромными линиями. Но, по оценкам экспертов, такой вариант подходит только для высокомаржинальных грузов, в противном случае экономика перевозки не складывается.

Поэтому «Логирус» решил выяснить:

  • • В каких случаях выгоднее объехать Верхний Ларс и как это лучше сделать?

  • • Какие паромные линии из Турции уже испытывают терпение участников ВЭД?

  • • Как сборные грузы из Европы удобно консолидировать в Турции?

  • • А также, как выбрать самый выгодный и оперативный путь до Центральной России?

В экспортно-импортной логистике сборных грузоперевозок из Турции и обратно «Логирусу» помогали разбираться:


Адиль Аков
член Ассоциации экспортеров и импортеров
Адиль Аков
Юлия Вечерская
руководитель управления международной логистики Melon Fashion Group
Юлия Вечерская
Фарид Мадани
генеральный директор ГК «Деловые Линии»
Фарид Мадани
Екатерина Косарева
управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult
Екатерина Косарева

Турецкие «плюшки»

У Турции как страны-транзитера, импортера и экспортера, есть ряд преимуществ.

Первый плюс – это вариативность маршрутов поставок. Автомобилем можно доставлять через Грузию и далее через КПП «Верхний Ларс» в Россию, либо ехать в обход через Азербайджан с выходом на Дагестан. Заторы на ближайшем к РФ автомобильном погранпереходе сохраняются, поэтому перевозчики готовы ехать даже такими окольными путями.

– Приходится делать крюк около 1000 км, но это помогает уменьшить транзитные сроки автоперевозки, – отметил член Ассоциации экспортеров и импортеров Адиль Аков. – В среднем срок автодоставки составляет от 18 до 20 дней.

Из Турции грузы можно доставить и прямым контейнерным поездом. Составы формируются на станциях «Косекой» и «Мерсин». Оттуда поезда следуют до пограничной «Ахалкалаки эксп.» в Грузии. Затем контейнеры перегружают с платформ колеи 1435 мм на платформы колеи 1520 мм и далее следуют транзитом по железнодорожному коридору «Баку — Тбилиси — Карс» (БТК) до станций назначения. Регулярность отправок всего 1 раз в неделю, а расчетное время в пути составляет 14-16 дней.

Мультимодальные маршруты включают «морское плечо» через Черное море. Отправки возможны из портов Стамбула, Самсуна и Карасу в российские гавани Новороссийск, Темрюк и Кавказ. На маршруте работают морские линии Arkas, Admiral, Akkon, FESCO и RUSCON, а также грузопассажирские паромы. В первом случае доставка морем займет 1-2 дня, во втором – 3-4 суток. При этом перевозить можно широкую линейку грузов, в том числе и опасных. По прибытии в российские порты грузы по территории РФ можно доставлять железнодорожным или автомобильным транспортом.

Второй плюс – развитая портовая инфраструктура Турции. Крупнейшей морской гаванью республики является Стамбул, на который приходится около 80% всех импортных грузов в стране. Контейнерные терминалы порта в состоянии обрабатывать свыше 1 200 судов в год и 144 тыс. TEU грузов. Складские мощности на территории самой гавани и в непосредственной близости от нее превышают 50 тыс. TEU единовременного хранения. Благодаря этому Стамбул уже стал новым портом трансшипмента для российских участников ВЭД. Отсюда в РФ везут сезонные овощи и фрукты, широкую линейку товаров народного потребления и другой продукции.

Третий плюс – простота и скорость взаиморасчетов с турецкими партнерами. До двух недель проверяется только первый платеж по внешнеэкономическим контрактам. В дальнейшем сроки осуществления транзакций сокращаются до 2-3 дней. Возможность проведения взаиморасчетов в лирах есть, но, как правило, только за товар. Логистические услуги в основном оплачиваются в долларах или евро.

Транзитные реалии

Главный минус автомобильных перевозок из Турции и обратно – это низкая пропускная способность погранпереходов на фоне резко возросших грузопотоков, признает Адиль Аков, член Ассоциации экспортеров и импортеров.

Так, из 18-20 дней транзитного срока в пробках на границах фура стоит от 7 до 10 дней минимум. При этом сутки простоя автомобиля обходятся перевозчику от $100 за машину, из них $50 – это «суточные» водителя, уточнил эксперт.

– Большие очереди на погранпереходе «Сарпи — Хопа» (турецко-грузинская граница). Плюс там небезопасно. Дорога до пункта пропуска пролегает в гористой местности вдоль моря. В мае там был сход лавины и несколько фур смыло в море, – рассказал собеседник «Логируса». – Недавно открыли погранпереход «Чилдыр-Акташ – Карцахи» между Грузией и Турцией, но для грузоперевозок он не подходит. Подъездная дорога не адаптирована и пропускная способность очень низкая.

Ехать через «Верхний Ларс» также рискуют не все, так как даже несмотря на увеличение количества полос пробки в пункте пропуска образуются регулярно. Так, по данным Северо-Кавказского таможенного управления на утро 9 августа, выезда из РФ ожидает 550 фур, при этом за сутки таможня оформила 416 грузовиков.

«При этом 1 день простоя автомобиля обходится перевозчику от $100 за машину, из них $50 – это “суточные” водителя»


Еще одно узкое место – это небольшая вместимость флота, обеспечивающего паромные перевозки из Турции в РФ по Черному морю. Линия «Самсун — Темрюк» уже перегружена, рассказали в ООО «АгроТрансКубань» (LR. оператор паромной линии). Срок ожидания в «живой очереди» может достигать 1 недели.

Стоимость перевозки — $2,2 тыс. в одну сторону. На линии «Кавказ—Карасу» пока посвободнее: средняя загрузка составляет 75-80%, уточнили в АО «Инфотек Балтика». Но стоимость перевозки в одну сторону выше: от $2450 до $3450 в зависимости от габаритов транспортного средства.

Импортная маршрутизация

По данным Турецкого института статистики, объем экспорта в июне 2022 года вырос на 46% год к году и достиг $791,4 млн. В отчетном периоде больше всего увеличились объемы поставок овощей и фруктов, оборудования и комплектующих, а также автотоваров в Россию.

При этом из Турции в основном следуют сборные грузы, доля которых достигает 80-90%, отметил Адиль Аков.

Большая доля товаров относится к сегменту fashion. Причем как европейских брендов, так и турецких, уточнила руководитель управления международной логистики Melon Fashion Group Юлия Вечерская.

– Раньше преобладали сборные перевозки. Но сейчас мы консолидируем грузы от разных поставщиков и отправляем в Россию уже full-контейнеры. У нас несколько точек пикапа, но в планах – открыть партнерский склад-консолидации, чтобы достигнуть максимальной утилизации, – пояснила эксперт.

Вариантов транспортировки два, добавила собеседница «Логируса». Первый – из Стамбула морской линией до Новороссийска, а уже оттуда по железной дороге или фурами. Второй вариант – это комбинированная автоперевозка паромом до порта «Кавказ» и далее в Москву. При этом контейнерная доставка по морю обходится дешевле.

За последние 6 месяцев, спрос на доставку сборных грузов через Турцию увеличился на треть, по данным ГК «Деловые Линии»


– Проблем с доступностью порожних контейнеров для перевозки товаров от турецких поставщиков нет. Как нам объясняли наши партнеры, для них это приоритетные грузы, и порожнее оборудование для этих отправок выдается в первую очередь, – пояснила Юлия Вечерская.

Для транзитных грузов из Европы или Юго-Восточной Азии свободных контейнеров в Турции ждать придется долго и цена такого оборудования выше, добавила собеседница «Логируса». В этом случае стоимость перевозки возрастает на 20-30%, а срок увеличивается в 1,5 раза.

Спрос на доставку сборных грузов через Турцию продолжает расти. По оценкам «Деловых Линий», за 6 месяцев количество таких запросов увеличилось на треть. В основном, транзитом через республику в РФ доставляют автозапчасти и комплектующие, оборудование и сырье. Эти товары следуют из Юго-Восточной Азии, Индии, странах Евросоюза, а также в Северной Африке и Южной Америке.

В ответ на растущий спрос логистический оператор открыл собственную LCL-линию из Европы через Турцию в Россию.

— Спрос на доставку транзитом европейских и других товаров значительно вырос, вслед за этим мы запустили новый сервис по сборным грузоперевозкам. Транзитное время доставки — от 4 дней, включая время на перегрузку сборной партии. Это в два раза быстрее и на 25% дешевле, чем наземной доставкой, — отметил генеральный директор ГК «Деловые Линии» Фарид Мадани.

Все грузы консолидируются на складе оператора в Стамбуле. Его площадь позволяет обрабатывать более 50 контейнеров еженедельно. При этом операционных мощностей хватит, чтобы при необходимости поддержать кратный рост объемов, отметили в компании. На складе грузы пересчитывают, взвешивают, консолидируют, упаковывают, при необходимости маркируют и организуют таможенное оформление партии.

Тернистый путь взаимной торговли

По итогам 2022 года товарооборот между Турцией и Россией может достичь $60 млрд. Об этом заявил глава Российско-турецкого делового совета Кани Карааслан. Но чтобы претворить эти планы в реальность, придется преодолеть ряд барьеров, уверена управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева.

Например, эксперт полагает, что планы по переходу РФ и Турции на взаиморасчеты в нацвалютах непросто осуществить на практике. В условиях нестабильного курса рубля и лиры компании-экспортеры предпочитают хранить выручку в долларах или евро и рассчитываться ими. Тем самым они ограничивают себя в развитии: так как за хранение значительной части средств не в лирах компании лишаются возможности кредитоваться, пояснила собеседница «Логируса».

В то же время высокая волатильность лиры позволила российскому бизнесу выгоднее импортировать продукты питания, стройматериалы, промышленное оборудование, фармтовары и даже бумагу из Турции, добавил экономист, финансист и предприниматель Николай Неплюев.

Также для развития взаимной торговли необходимо устранить ряд барьеров в таможенном оформлении, считают в Правительстве РФ. Поэтому в мае заместитель председателя правительства РФ Александр Новак и вице-президент Турецкой Республики Фуат Октай обсудили инициативу взаимного признания национальных полномочий уполномоченного экономического оператора. Но конкретных решений по срокам запуска проекта пока принято не было.

Тэги: Турция, Деловые Линии, Melon Fashion Group, WMT Consult, альтернативные маршруты, торговые барьеры, контейнерные перевозки
10.08.2022

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер и Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх