ОАЭ: восточный транзит – дело тонкое

О том, почему напрямую из Дубая в Россию не доплыть и что омрачает «налоговую сказку» в Эмиратах



Абу-Даби и Дубай – крупнейшие торгово-логистические хабы в регионе Персидского залива с развитой портовой инфраструктурой и гибким налоговым режимом. Одним из транзитных маршрутов для российских участников ВЭД после Турции становятся именно Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ).

Во-первых, участников ВЭД привлекает в страну развитая портовая логистическая инфраструктура. Во-вторых, в стране множество свободных экономических зон. В одном Дубае их насчитывается девять. Это дает участникам ВЭД возможность 100-процентной репатриации капитала и прибыли, а также отсутствие пошлин на импорт и экспорт.

И в-третьих, в Арабских Эмиратах полностью отсутствует подоходный налог и налог на прибыль, а также одна из самых низких в мире ставок НДС. Однако у любой «восточной сказки» есть и свою нюансы. Поэтому предлагаем разобраться:

  • • Какие ограничения имеют свободные экономические зоны ОАЭ?

  • • Как выгоднее возить подсанкционные товары через ОАЭ?

  • • Чем неудобно «морское плечо» из Эмиратов?

  • • И в какую налоговую сказку попадают импортеры в ОАЭ?

В особенностях «транзита по-восточному» «Логирусу» помогали разбираться:


Михаил Тимофеев
коммерческий директор логистической компании ILC
Михаил Тимофеев
Валерий Фомин
директор по логистике компании VIG Trans
Валерий Фомин
Аркадий Иванов
директор по развитию «ТрансАзия Логистик Москва»
Аркадий Иванов
Кирилл Власов
генеральный директор STS Logistics
Кирилл Власов
Яна Семеняка
советник юридической компании «Лемчик, Крупский и Партнеры»
Яна Семеняка
Сергей Сорп
управляющий партнер SORP Group
Сергей Сорп

Особые экономические изюминки

Всего в ОАЭ 16 коммерческих портов, самый крупный из которых – Джебель-Али в Дубае. Он является девятой по загруженности морской гаванью в мире, а также самым большим искусственным портом.

Джебель-Али включает в себя 77 причалов, а также складские площади, рассчитанные на хранение разных категорий товаров. Он обслуживает более 150 судоходных линий, способных обрабатывать более 19 млн контейнеров в год. Джебель-Али состоит из четырех зон: контейнерный терминал с 1200-метровым причалом, внешняя гавань с четырьмя причалами для танкеров, северная бухта для танкеров и генеральных грузов, южная – для генеральных грузов и РО-РО.

«Изюминкой» порта является наличие статуса свободной от пошлин экономической зоны (СЭЗ) JAFZA. Она уже стала «родной гаванью» для более чем 7 500 международных и местных компаний, фабрик и логистических фирм, производственных предприятий и объектов сборки.

Свободная зона JAFZA имеет прямой доступ к морскому порту Джебель-Али, Dubai International Airport, который может принимать до 2,7 млн метрических тонн груза, и новому международному аэропорту Аль-Мактум. В этой СЭЗ расположена отдельная таможенная зона, что помогает сократить время и затраты на оформление грузов.

Источник: UAE-Consulting

На сегодняшний день в ОАЭ насчитывается свыше 45 свободных экономических зон, большая часть которых сосредоточена в Дубае. Старейшей является как раз JAFZA, а крупнейшей по количеству зарегистрированных компаний – Dubai Multi Commodities Centre (DMCC).

Свободные зоны – это отдельные экономические территории, предлагающие иностранным инвесторам ряд налоговых льгот и таможенных преференций. В их числе отсутствие налогов на личную прибыль и доходы от бизнеса, возможность 100% иностранного владения акциями компании, возможность 100% репатриации капитала и прибыли, а также отсутствие пошлин на импорт и экспорт.

Кроме того, в рамках налоговой реформы 23 экономических зоны Дубая были освобождены от стандартного НДС в размере 5%.

Однако, открывая компанию в одной из свободных экономических зон Дубая, следует помнить, что вести предпринимательскую деятельность и сотрудничать с клиентами, и поставщиками за ее пределами будет нельзя, предупредил управляющий партнер SORP Group Сергей Сорп.

Поэтому к выбору СЭЗ необходимо подходить взвешенно. Например, для компаний, занятых в сфере логистики, наиболее подойдет Dubai South Free Zone. Здесь зарегистрировано большое количество крупных международных компаний, в том числе DHL, Aramex, Panalpina и т.д. Среди основных достоинств СЭЗ – логистическая инфраструктура, которая включает порт Джебель-Али, аэропорт Аль-Мактум и железную дорогу Etihad.

Источник: UAE-Consulting

Источник: UAE-Consulting

Для открытия компании в одной из СЭЗ не требуется местный партнер. Но при этом понадобится наличие юридического адреса.

Источник: UAE-Consulting

Маршрут арабской вязью

Транзитная схема через ОАЭ используется в основном для поставок в Россию из Северной и Латинской Америки, пояснил коммерческий директор логистической компании ILC Михаил Тимофеев.

В качестве способов транспортировки, во-первых, доступна авиадоставка. По данным компании Agora Freight, транзитные сроки колеблются от 1 до 5 дней. При этом ориентировочная стоимость перевозки, например, сборного груза весом в 780 кг из аэропорта Дубая в «Домодедово» обойдется от 296 000 рублей (LR. усредненные тарифы указаны по состоянию на 14 июня).

– Мы давно используем доставку грузов авиатранспортом через Дубай, – отметил директор по логистике VIG Trans Валерий Фомин. – Процесс выстроен следующим образом. Груз из Европы или США доставляется в свободную экономическую зону, там осуществляется переоформление товаров на реэкспорт. После того, как все документы готовы, мы запрашивает бронирование авиатранспорта либо у Emirates, либо у Turkish Airlines и вылетаем по месту назначения. Срок доставки – семь дней.

Средний тариф на авиадоставку из Дубая составляет от €5 за килограмм груза, уточнил эксперт. Поэтому, как правило, самолетами доставляют дорогостоящие грузы: одежду, оборудование, запчасти для самолетов или автомобилей.

«Несмотря на все преимущества порта Джебель-Али прямые морские поставки в Россию отсюда невозможны»


Несмотря на все преимущества порта Джебель-Али прямые морские поставки в Россию отсюда невозможны из-за санкционных ограничений Запада, отметил директор по развитию «ТрансАзия Логистик Москва» Аркадий Иванов.

– В Москву линия MAERSK груз не примет – запрет. Поэтому отправляют в порты Турции или Ирана. Работает это так: груз приходит турецкому получателю в Стамбул, в порту из контейнера MAERSK перегружают товары в турецкое оборудование и закрывают доставку. Дальше оформляют документы, и отправляю груз машиной в Москву либо контейнером в Новороссийск, – пояснил эксперт.

Напрямую доставка из Эмиратов в Россию морем невозможна, линий нет, подтвердил Валерий Фомин. Поэтому VIG Trans использует доставку из ОАЭ через Стамбул, а дальше реэкспортом без «растаможки» в РФ.

Однако некоторые экспедиторы и грузовладельцы нашли возможность прямых морских поставок из Эмиратов. Для этого они фрахтуют корабли.

– Например, берут судно в аренду на полгода, при этом судовладелец может даже не знать, куда его корабль будет ходить. Например, по такой схеме грузы отправляют из Индии. Корабль попутно заходит в Дубай и напрямую идет дальше – в Новороссийск, – пояснил эксперт.

Зафрахтовать судно можно через брокера, однако, по словам Иванова, ставки сейчас волатильны и неоправданно высоки. Кроме того, они зависят от расстояния и срока фрахта. Например, судно из Индии до Новороссийска может стоить $5 000 в день, а при фрахте на год – уже $100 000 в месяц.

Третий способ доставки грузов – автомобильным транспортом – практически не используется при транзите через ОАЭ, говорят эксперты. В принципе грузовиками доставить возможно, но это «проектная история, и реализуется она только по запросу», подчеркнул Валерий Фомин.

У нас товар, у вас купец

Импортировать в Россию грузы через ОАЭ можно, используя различные схемы.

Одна из них – «прямой реэкспорт». Эта схема предполагает сначала доставку груза в адрес эмиратской компании, но без растаможивания, пояснил господин Тимофеев. После этого заключается экспортный контракт, по которому арабская фирма продает товар российскому юрлицу.

– Если ваш груз будет поставлен на баланс арабской компании, нужно будет заплатить 5% НДС. Плюс при последующей перепродаже российскому юридическому лицу оплачивается комиссия компании-импортеру в ОАЭ, которая составляет 2,5-3%, – пояснил коммерческий директор логистической компании ILC Михаил Тимофеев.

Кроме того, может быть использована схема «ввоза через третьи страны», которая предполагает ввоз и растаможивание товара перед его отправкой в страну конечного назначения.

– Мы полностью растаможиваем груз, не используем реэкспорт, – подчеркнул генеральный директор STS Logistics Кирилл Власов. – При этом мы мало работаем в ОАЭ, поэтому ведем свою деятельность через партнера, своего юрлица у нас в стране нет.

ID, открой личико

Однако для постоянной работы в ОАЭ может пригодиться собственное юридическое лицо. Так как при наличии в Эмиратах и счета, и собственной компании валютный контроль гарантированно пропустит платежи. Как правило, срок ожидания регистрации бизнеса, открытия счетов и получения статуса резидента в ОАЭ составляет около 2-3 месяцев, говорит советник юридической компании «Лемчик, Крупский и Партнеры» Яна Семеняка.

– Стоимость открытия компании начинается от $10 000. Полный пакет услуг – регистрация юрлица, открытие счета в банке акционеров, открытие счета в банке на компанию, получение карты резидента Emirates ID обойдется ориентировочно в $30 000, – говорит она.

Сейчас в ОАЭ можно зарегистрировать два типа компаний. Первый – это mainland, местные компании с правом выхода на локальный рынок Эмиратов. Второй – это freezone – такие компании будут резидентами особых экономических зон (ОЭЗ) с льготным налогообложением, часто – отсутствием таможенных платежей и контролем органов власти, администрирующих ОЭЗ.

– Открытие компании – процесс достаточно простой: если человек хотя бы один раз был в ОАЭ, он может открыть компанию удаленно. После этого он должен приехать и открыть счет в банке. Компания открывается быстро, но процесс зависит от скорости сбора документов самим акционером. В среднем с момента старта до момента получения документов на компанию может пройти до месяца, в зависимости от оперативности акционера, – пояснила Яна Семеняка.

Стоимость открытия компании начинается от $10 000. Полный пакет услуг – регистрация юрлица, открытие счета в банке акционеров, открытие счета в банке на компанию, получение карты резидента Emirates ID обойдется ориентировочно в $30 000

Для открытия компании нужно получить лицензию на ее деятельность. При этом важно получить ее конкретно на тот вид деятельности, который предприниматель намерен осуществлять, подчеркнул управляющий партнер SORP Group Сергей Сорп, занимающейся консалтингом в ОАЭ. Только получив лицензию, компания может стать полноценным участником рынка, резюмировал эксперт.

Кроме того, зарегистрировав бизнес в ОАЭ, акционер может стать резидентом этой страны, получив Emirates ID.

– Когда с этой картой открываешь счет в банке, то банки указывают тебя как резидента ОАЭ, а не как резидента РФ. Это позволяет избежать обмена дополнительной информацией в процессе деятельности компании, – добавила Яна Семеняка.

Счет на дирхамы

Открытие счета в ОАЭ для юрлица имеет свои особенности поскольку у каждого финансового учреждения страны свои требования к перечню документов. Однако чаще всего требуют следующие:

• Оригинальный паспорт заявителя.

• Отметка о въезде в ОАЭ.

• Резюме учредителя фирмы.

• Резюме компании.

• Оригинальное письмо-рекомендация из банка учредителя установленного образца и оригинальная выписка со счета учредителя за последние 6 месяцев (должны быть переведены на английский язык переводческим бюро в стране проживания и иметь печать)

• Уставные документы компании.

Одни из наиболее популярных у иностранцев кредитных организаций – это Noor Bank и ADIB. Так как эти финансовые учреждения лояльно относятся к открытию счетов для совершенно новых юридических лиц в ОАЭ. Но при этом для корпоративных счетов есть требования к минимальному остатку на счету: 20 000 дирхамов (или примерно $5 970) у Noor Bank и 25 000 дирхамов (или примерно $6 850) у ADIB.

Для открытия счета в ОАЭ всегда требуется личное присутствие собственника бизнеса, который должен подписать необходимый пакет документов. Если учредитель желает назначить дополнительного распорядителя, то потребуется его личное присутствие. Организовать счет по доверенности невозможно.

Рассчитывать на быстрое открытие счета не стоит. В лучшем случае это займет 2-3 недели, но может и дольше. У ILC весь процесс занял 2,5 месяца.

Рассчитываться с партнерами в ОАЭ можно как в долларах и евро, так и в местной валюте – дирхамах, причем последний вариант может стать преимуществом для бизнеса, считают в Ланта-банке, специализирующемся на работе с участниками ВЭД.

– Тогда уходят риски задержек платежей. В долларах и евро также возможно, но могут быть вопросы от банков из США и ЕС, – сказали «Логирусу» в пресс-службе банка, уточнив, что срок проведения транзакций может составлять от 1 рабочего дня.

– Использование дирхама наравне с другими валютами обеспечивает построение альтернативного центра расчетов на территории и в рамках законодательства Эмиратов, – считает Сергей Сорп.

По его мнению, российский бизнес может формировать собственную структуру баланса не только за счет расчетов в дирхамах, но и благодаря последующей свободной конвертации накопленного капитала на счете юридического лица в ОАЭ в других валютах.

Равные среди равных

Поскольку ОАЭ – международный торгово-логистический хаб, то деловое сообщество в этой стране в основном состоит из иностранцев. «Все предприниматели в стране находятся в абсолютно одинаковом положении, что создает благоприятные условия для здоровой конкуренции. При этом они стремятся вести бизнес в Эмиратах самостоятельно и без посредников, так как нацелены на извлечение выгоды и уменьшение издержек», – говорит Сергей Сорп.

Взаимодействие бизнеса с государственными органами происходит с помощью электронных технологий, но для этого предпринимателям необходимо обратиться к сервис-провайдеру, который поможет пройти процедуры регистрации компании и оформления цифровых документов, говорит Сорп.

В целом ОАЭ – страна с высокими темпами цифровой трансформации, а бюрократическая система работает быстро и эффективно, считает он. Главное – подойти к этому вопросу системно и внимательно изучить все регламенты, резюмировал Сергей Сорп.

Плюсы «восточного транзита» и то, что «под водой»

Таким образом, участник ВЭД при выборе ОАЭ в качестве транзитной страны получит следующие преимущества:

  • 1. Выгодное налогообложение: ставка 5% НДС и отсутствие таможенных платежей в случае прямого реэкспорта.

  • 2. Возможность оформления подсанкционных товаров через постановку груза на баланс арабской компании и последующей его перепродажи.

  • 3. Возможность расчета с посредниками в местной валюте, дирхамах, что упрощает взаимодействие с банками.

  • 4. Получение статуса резидента при регистрации бизнеса, что упрощает банковские транзакции.

  • 5. Из портов ОАЭ доставить грузы напрямую в Россию линейными сервисами нельзя. Единственная возможность – фрахт судна.


Тэги: ОАЭ, ВЭД, транзит, санкции, банковские операции
15.06.2022

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх