Из Турции: муки маршрутного выбора
Чем руководствоваться, выбирая тот или иной способ доставки грузов из Турции
Алена Лебединец корреспондент |
Для доставки из Турции море выбирают те, кто хочет сэкономить, а автотранспорт - те, для кого важны сроки. Однако у каждого из вариантов есть свои нюансы.
Так, резко возросшая популярность Новороссийска, в котором 66% сервисов ориентированы на Турцию, привела к обострению инфраструктурных проблем. Еще в начале этого лета контейнеровозы, линии-владельцы которых не имели приоритета на обслуживание, могли простаивать на рейде до 5-7 дней без учета штормовых предупреждений. В сентябре, с наступлением высокого сезона, хронические инфраструктурные проблемы снова обострятся.
МАПП «Верхний Ларс», через который проходит один из сухопутных маршрутов из Стамбула, является еще одним «узким горлышком». В июне общее количество полос движения на погранпереходе увеличили до 39-ти, и среднее количество оформляемого в сутки грузового транспорта выросло до 550-590 единиц.
Для решения проблемы в пункте пропуска ведется масштабная реконструкция. В период летнего затишья оба способа доставки грузов из Турции выглядят привлекательными, поэтому «Логирус» решил разобраться:
- • На каких маршрутах больше всего «узких мест»?
- • Какой груз из Турции точно не «поплывет»?
- • На чем проще вывезти из Стамбула санкционные товары?
- • И чем руководствоваться при выборе способа транспортировки?
Разобраться в ситуации «Логирусу» помогали:
руководитель отдела проектной логистики и развития ГК «Аривист»
Станислав Тобин
руководитель отдела по работе с клиентами ООО «Лантранс»
Антон Шонин
основатель и генеральный директор логистической компании «Орлан»
Елена Глебова
коммерческий директор «TransAsia Logistics»
Валерия Савенкова
Море: фрахт, посредники, шторма
Морем доставить груз из Стамбула в Россию в среднем 3 раза дешевле, чем автотранспортом. Об этом на профильном вебинаре заявил генеральный директор компании «Оптималог» Георгий Властопуло.По словам руководителя отдела проектной логистики и развития ГК «Аривист» Станислава Тобина, в июле 2023 года количество клиентов, которые пользуются услугами морских перевозок кратно выросло год к году. Первоочередной причиной всплеска спроса стали конкурентные ставки фрахта.
– По сравнению с июлем прошлого года доставка значительно подешевела на фоне роста конкуренции на маршруте. Так, к примеру, ставка фрахта по маршруту «Стамбул-Новороссийск» составляет $1500-2000, хотя в прошлом году цена была на уровне $3000-4000. На плече «Стамбул – Санкт-Петербург» стоимость доставки составит за 20-футовый контейнер $2500, а за 40-футовый – $3000, – обозначил порядок цен эксперт.
Тренд на снижение ставок морского фрахта подтверждает и руководитель отдела по работе с клиентами ООО «Лантранс» Антон Шонин. По его данным доставка по маршруту «Стамбул-Новороссийск» за 20-футовый контейнер обойдется в $1400, а за 40-футовый – $1800. На линии «Стамбул – Санкт-Петербург» цены немного выше: $2500-3100 в зависимости от типа контейнера.
Однако основатель и генеральный директор логистической компании «Орлан» Елена Глебова предупреждает, что текущая стабилизация цен на морскую доставку из Турции – временная. Уже в конце августа грузопоток в направлении Стамбула снова увеличится. Чем ближе Новый год, тем больше спрос на грузоперевозки, а соответственно, и выше уровень ставок фрахта, напомнила собеседница «Логируса».
– Наиболее оптимальный маршрут для доставки морем – «Стамбул-Новороссийск», так как здесь работает больше морских линий по сравнению с плечом «Стамбул – Санкт-Петербург». Кроме того, сам маршрут значительно короче, а также меньше вероятность задержек, – считает Антон Шонин.
По словам эксперта, на плече «Стамбул-Новороссийск» сейчас работает около 10 морских линий. Кроме них свои услуги предлагают различные перевозчики, не владеющие тоннажом, которых еще называют NVOCC-агентами. Они чаще всего выдают линейные сервисы за свои, в то время как на самом деле выкупают грузовые места на контейнеровозах большими слотами, пояснил Антон Шонин.
На маршруте «Стамбул – Санкт-Петербург», по данным собеседника «Логируса», работает всего 2 постоянные линии: «Рускон» совместно с «Mountain Air Shipping» и линия компании «СУЭК».
.
– Среднее время хода судна из Стамбула в Новороссийск, не считая операции по разгрузке и погрузке, а также исключая форс-мажоры с погодой – 2-3 дня. Общее расстояние на маршруте порядка 800 км. На плече «Стамбул – Санкт-Петербург» расстояние увеличивается до 8 000 км, следовательно, и транзитное время в пути при идеальных погодных условиях составляет 17-20 дней, без учета погрузки и выгрузки, – отметил Антон Шонин.
По словам собеседников «Логируса», при морской доставке грузов из Турции есть ряд нюансов. Первый - это Босфор, который очень сложен для проводки больших судов, рассказали эксперты логистической компании «Орлан». Самое узкое место на проливе имеет ширину всего 700 метров. Кроме того, на Босфоре масса мест с излучинами, отмелями и подводными скалами. Таким образом, судна, пересекающие пролив, вынуждены менять курс около 12 раз, чтобы избежать опасности.
Также на выгрузку и точность расписания движения судов влияют часто меняющиеся погодные условия в Черном море. По многолетним наблюдениям синоптиков, штормы наблюдаются в основном зимой, когда повторяемость их достигает 5-10%. Весной этот показатель падает до 1-4%. Летом, как правило, повторяемость штормов составляет не более 1%, а осенью возрастает до 4-6%.Однако уже третий сезон подряд интенсивные летние ливни в районе Черного моря парализуют автомобильное сообщение юга и центральной России. Мощный удар стихии на побережье пришелся в начале июля. Так, 9 июля в разных регионах Краснодарского края выпало до 50 мм осадков за час. В Сочи из-за ливней, града и смерчей закрыли все пляжи, потоки воды снесли больше десятка автомобилей и затопили несколько жилых домов. Аэропорт Сочи перестал принимать самолеты.
Суша: ставки, санкции, границы
Второй распространенный способ доставки товаров из Турции – это грузовые автоперевозки. По словам коммерческого директора «TransAsia Logistics» Валерии Савенковой, ставки на этом направлении в июле 2023 года сильно упали. Основная причина, по мнению собеседницы «Логируса», заключается в снижении спроса на услуги, так как летом, традиционно, сокращается грузооборот.В результате, сейчас доставка через Грузию обойдется в $5200-5800, паромом через Новороссийск – €7500-8000, через Иран – €6000-6500. При этом в начале года ставки были выше минимум на €1000, подчеркнула эксперт.
Автодоставка из Турции через Грузию сейчас занимает порядка 10 суток, но номенклатура грузов ограничена
Основатель и генеральный директор логистической компании «Орлан» Елена Глебова приводит примерно такие же расценки. В зависимости от загруженности, номенклатуры, его стоимости и особенностей таможенного оформления, ставки по маршруту «Стамбул-Москва» на стандартный тент паромом до Новороссийска составляют порядка $9500-10000, по суше – $6800-7500.
По словам Елены Глебовой, в последние пару недель быстрее всего грузовые фуры идут по маршруту «Турция-Грузия-РФ» – порядка 10 суток. Немного дольше, до 14 суток, занимает маршрут «Турция-Грузия-Азербайджан-РФ». Самые большие транзитные сроки – на плече «Турция-Иран-Азербайджан-РФ» – 22 дня.
При этом, уточняет Валерия Савенкова, паромы из Турции в Новороссийск или Туапсе идут по расписанию, более того, появляются новые линии, поэтому существенных задержек с отправкой нет. Cейчас на этих направлениях работает в общей сложности около 20 паромов вместимостью от 40 до 110 единиц накатной техники. Таким образом, срок доставки из Стамбула до Москвы составляет около 10-12 дней с учетом перегруза в порту Новороссийска из контейнера в тент, и 8-10 дней, если вывоз осуществляется на контейнеровозе.
Товары: погрузка, классы, ограничения
Морем из Турции можно доставить практически любые товары за исключением некоторых классов опасных грузов: 1, 2, 5, 6 и 7. Эти ограничения продиктованы возможностями обработки в порту Новороссийска и условиями, которые выставляют морские линии, работающие на плече «Стамбул – Санкт-Петербург».– Через порт Новороссийска относительно беспроблемно можно отправлять классы опасности 3,4,8,9. Но в любом случае при отправке опасного груза нужно согласовывать каждую конкретную отправку и с морской линией, и с портовым терминалом, – посоветовал Антон Шонин. – Это правило актуально, если речь идет о легковоспламеняющихся жидкостях, твердых веществах, самореактивных и десенсибилизированных взрывчатых грузах.
Кроме того, в порт Новороссийска можно будет завести коррозионные и другие опасные вещества и изделия, добавил собеседник «Логируса».
Порт Санкт-Петербурга имеет более широкие возможности работы с опасными грузами, однако не все морские линии готовы их перевозить.
– Автотранспортом точно имеет смысл везти опасные грузы, если нет ограничений на транзит, которые прописаны установленными приложениями A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ). Для транзитной перевозки некоторых опасных грузов требуется специальное разрешение от государственных органов. Согласовывать транспортировку такой номенклатуры товаров по морю сложнее и дороже, – считает Елена Глебова.
Также при выборе способа и маршрута доставки нужно учитывать санкционную политику стран, которые придется пересекать, добавила Валерия Савенкова. Например, через Грузию не получится доставить продукцию европейского происхождения и санкционные грузы. Поэтому для таких категорий товаров используют маршрут в обход через Иран. Еще один способ, хотя и более рискованный - отправить груз фурой, имеющей номера одной из стран Средней Азии. К такому транспорту таможенные службы Грузии и Азербайджана применяют не столь жесткий контроль.
Выводы: маршруты, критерии, отбор
За доставку морем на плече «Стамбул-Новороссийск» сейчас просят $1500-2000, на плече «Стамбул – Санкт-Петербург» – $2500-3000. При этом первый маршрут предпочтительнее, так как на нем работает в 3 раза больше линий, чем на пути до северной столицы. Транзитные сроки до Новороссийска составят 2-3 дня, не считая операции по разгрузке и погрузке, а также исключая форс-мажоры с погодой, до Санкт-Петербурга – 17-20 дней.К перевозке принимают практически все номенклатуры за исключением некоторых классов опасных грузов. Эти ограничения продиктованы возможностями обработки в порту Новороссийска и условиями, которые выставляют морские линии, работающие на плече «Стамбул – Санкт-Петербург». Через порт Новороссийска относительно беспроблемно можно отправлять классы опасности 3,4,8,9. Но в любом случае каждую конкретную отправку нужно согласовывать и с морской линией, и с портовым терминалом.
Автодоставка из Турции летом также подешевела. Сейчас доставка через Грузию обойдется в $5200-5800, паромом через Новороссийск – €7500-8000, через Иран – €6000-6500. В начале года ставки были выше минимум на €1000. быстрее всего грузовые фуры из Турцию в РФ проходили по маршруту через Грузию: примерно за 10 суток. Немного больше времени, до 14 суток, занимала транспортировка по маршруту «Грузия-Азербайджан». Самые большие транзитные сроки – на плече через Иран: около 22 суток. И это закономерно, ведь по такому маршруту грузовик пересекает три границы: «Турция – Иран», «Иран – Азербайджан», «Азербайджан – РФ». С использованием паромного плеча до Новороссийска или Туапсе срок доставки в Москву составляет около 10-12 дней с учетом перегруза из контейнера в тент, и 8-10 дней, если вывоз осуществляется на контейнеровозе.
Выбирая автодоставку, нужно учитывать санкционную политику стран, которые придется пересекать. Так, например, через Грузию не получится доставить продукцию европейского происхождения и санкционные грузы. Их обычно везут кружным путем через Иран и Азербайджан.
Тэги: Турция, грузоперевозки, морские грузоперевозки, Орлан, Лантранс, TransAsia Logistics, Аривист
01.08.2023
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Реестр для экспедиторов: похоронный марш или будущий гимн?
О том, какая судьба уготована компаниям «без активов», какие требования законопроекта трудновыполнимы и как бизнес предлагает их скорректировать -
Кофейная логистика: 1001 приключение на пути зерна
Об африканских мошенниках, угрозах пустить на удобрение, плаванье в мешке и других историях, в которые приходится влипать кофе на пути от плантации до чашки -
Хартии и реестры: обеление через «кипячение»
Кто и как пытался «отбелить» рынок внутрироссийских перевозок, что из этого вышло и какие ошибки не стоит повторять при создании новых реестров -
«ГосЛог»: обещания Минтранса VS тревоги бизнеса
О ходе эксперимента, перспективах платформы и ее сервисов, и опасениях участников рынка -
Логистика новых территорий: без страховки, без связи, «на мушке» у дронов
О том, как изменились тарифы на автоперевозки, сколько водителям доплачивают за рейс и почему перевозчики неохотно берут «обратку»