Четыре пути и одна Турция
О том, от каких моделей поставок отказались российские компании и с какими неудобствами приходится мириться бизнесу до сих порТурция второй год подряд остается стабильно растущим направлением экспортно-импортных перевозок для российских участников ВЭД. Так, по данным ATI.SU, по итогам I квартала 2023 года спрос на доставку грузов из страны вырос на 63%, а в обратном направлении еще больше – на 213%.
При этом основной поток товаров доставляется по мультимодальному маршруту: морем до Новороссийска и далее либо автотранспортом, либо по железной дороге. За год новые морские сервисы в различные турецкие порты запустили десятки компаний, в том числе и турецкие. В их числе такие операторы, как Arkas/EMES, Admiral Container Lines, Akkon Lines и Medkon Lines.
«Логирус» решил выяснить у логистов и грузовладельцев, как они приспособились к логистическому микроклимату Босфора:
- • Какие маршруты российские компании считают рискованными?
- • Как избежать проблем с грузинской таможней?
- • Какие сложности сохраняются с инфраструктурой портов?
- • И чем руководствуется бизнес, выбирая тот или иной маршрут?
Разобраться в нюансах транспортной и финансовой логистики «Логирусу» помогали:
директор по логистике компании «Снежная Королева»
Алексей Ермаков
руководитель управления международной логистики Melon Fashion Group
Юлия Вечерская
руководитель отдела управления цепями поставок «Е.Кампани»
Елена Дубиковская
генеральный директор ГК «Деловые Линии»
Фарид Мадани
Снежный ком грузов
По оценкам ГК «Деловые Линии», в I квартале этого года спрос на доставку из Турции вырос примерно на 20%. В основном из республики в Россию доставляют хозтовары, оборудование, одежду, запчасти и моторные масла. У отдельных компаний объемы закупок выросли намного существеннее.Так, например, «Снежная Королева» расширила номенклатуру одежды среднего ценового сегмента, закупаемой в Турции. В результате, объемы поставок выросли в 3 раза. А «Е.Кампани», которая ранее поставляла в РФ крупную бытовую технику в основном из Китая, запустила производство и поставки с турецкой фабрики. В первой партии, которая запланирована к отправке в июле, поедут духовые шкафы.
Реагируя на растущий спрос, транспортные компании пытаются максимально диверсифицировать маршруты и способы транспортировки. Так, «Деловые Линии» осуществляют контейнерные перевозки генеральных грузов (FCL), выделенным транспортом (FTL), РО-РО и паромные перевозки, авиа, сборные контейнерные (LCL) и автомобильные перевозки (LTL).
– Способы доставки разделяются на два направления: в составе сборного груза и выделенным транспортом. В первом случаем основным видом транспорта является морской контейнер. Наша компания каждую неделю доставляет грузы между портами Стамбул и Новороссийск, также мы запустили экспресс-доставку авиатранспортом, – пояснил Фарид Мадани, генеральный директор ГК «Деловые Линии». – Для сервиса перевозки генеральных грузов и при необходимости выделенного транспорта мы используем, в первую очередь, доставку морем, но готовы предложить наземную автодоставку, либо паром по технологии РО-РО. Кроме того, могут быть проработаны запросы на проектные и негабаритные перевозки.
Одним из главных достижений в группе компаний считают выход на стабильное расписание. Это позволило российским компаниям эффективнее планировать свои грузопотоки. Пересмотрев логистику и агентов, ГК «Деловые Линии» также смогли оптимизировать тарифы на доставку.
Маршрутные эксперименты
Многие компании перед тем, как остановиться на одном или нескольких маршрутах поставок из Турции, экспериментируют с тестовыми отправками. Окончательное решение принимают в зависимости от того, какие задачи им необходимо решить.Например, для «Е.Кампани» главным было найти максимально безопасный маршрут, который бы гарантировал стабильные предсказуемые сроки доставки. Таким вариантом стало морское плечо до Новороссийска с последующей доставкой автотранспортом до склада компании.
– От железнодорожных грузоперевозок из Новороссийска мы отказались из-за возможных срывов графика отправлений поездов. Когда такая ситуация происходит, никто не может сказать, на какой срок будет задержка: несколько дней или несколько недель. Кроме того, дополнительное время можно потерять и на станции прибытия в Подмосковье, где придется ожидать расформирования состава, – пояснила Елена Дубиковская, руководитель отдела управления цепями поставок «Е.Кампани».
Сухопутный маршрут через Грузию и «Верхний Ларс» в «ЕКампани» сочли слишком рискованным. По словам собеседницы «Логируса», основные проблемы возникают при взаимодействии с грузинской таможней. Российским фурам устраивают дополнительные проверки, по итогам которых груз могут не пропустить.
– Сухопутный маршрут автодоставки мы планируем попробовать, но только после того, как заключим договора с турецкими перевозчиками. По нашим данным, они проходят грузинскую таможню намного легче, – поделилась планами Елена Дубиковская.
«Снежная Королева» от доставки через «Верхний Ларс» отказалась из-за длительных простоев на границе. Так как для ритейлера первостепенное значение имеют сроки транспортировки. Основной грузопоток компании идет морским транспортом через Новороссийск.
Транзитные маршруты поставок через Турцию компания не меняла. Единственная проблема, с которой пришлось столкнуться ретейлеру после ухода крупных морских линий из России, это необходимость смены контейнеров.
– Несколько месяцев нам приходилось перегружаться в Турции из международного контейнерного оборудования в локальное. Сейчас этот вопрос решен. На рынок пришли новые небольшие игроки, которые предоставляют контейнеры для доставки в Москву, – пояснил Алексей Ермаков, директор по логистике компании «Снежная Королева».
Melon Fashion Group (LR. российская компания, владеющая брендами Zarina, Befree, Love Republic и Sela) от транзита через Турцию отказалась еще летом 2022 года. Хотя до этого активно использовала этот канал поставок. Причина – в длительных задержка с отправкой.
– Право приоритетной отправки отдали товарам турецким. Все остальные грузы, в том числе транзитные, обрабатывали во вторую очередь. Это подтолкнуло нас к полному отказу от поставок через Турцию, – пояснила Юля Вечерская, руководитель управления международной логистики Melon Fashion Group. – Сейчас мы продукцию из Юго-Восточной Азии доставляем в Москву и Санкт-Петербург через Африку, Корею.
Бремя контейнерной славы
Резко возросшая популярность Новороссийска, в котором 66% сервисов ориентированы на Турцию, привела к обострению инфраструктурных проблем.– Из-за большого трафика грузопотока, порт часто не выдерживает транзитные сроки, – рассказал Фарид Мадани, генеральный директор ГК «Деловые Линии». – В Новороссийске есть проблема с очередями судов на рейде. Порой задержки составляют 3-4 дня без учета штормовых предупреждений. В самом городе были сложности со сдачей порожнего контейнерного оборудования в сток линии, но и здесь нашли выходы, минимизирующие дополнительные издержки клиентов.
С тем, что «Новороссийск не резиновый» столкнулась и «Снежная королева», у которой через этот порт идет достаточно крупный поток грузов. По словам эксперта, контейнеровозы, линии-владельцы которых не имеют приоритета на обслуживание в порту, могут простаивать на рейде до 5-7 дней.
– Зачастую экспедиторы на этом маршруте заявляют практически «шоколадные условия» на доставку. Однако гарантировать сроки им трудно, так как они не являются первоочередными для обслуживания в Новороссийске, – поделился опытом Алексей Ермаков.
По словам собеседников «Логируса» из «Снежной Королевы» и «ЕКампани», транзитные сроки доставки через Новороссийск на данный момент – это 3-4 недели при отсутствии форс-мажоров.
Планы с поправкой на простой
Для поставок из Турции или транзитом через нее российские компании предпочитают использовать мультимодальный маршрут через Новороссийск. Так как на именно на этот российский южный порт завязано больше всего морских сервисов, открытых с 2022 года российскими и турецкими операторами.Но при этом бизнес регулярно сталкивается со сверхнормативными простоями судов на рейде. Без учета штормового предупреждения контейнеровозы могут простоять 3-4 дня. Если судно принадлежит небольшой линии, не имеющей аккредитации в порту, то срок ожидания может растянуться до 5-7 дней.
Поэтому просчитывая транзитные сроки поставок, ретейлеры закладывают не 3, а 4 недели.
Тэги: Турция, транзит, контейнерные перевозки, Новороссийск, импорт, санкции, Снежная королева, ЕКампани, Деловые Линии, Алексей Ермаков, Юлия Вечерская
21.06.2023
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Реестр для экспедиторов: похоронный марш или будущий гимн?
О том, какая судьба уготована компаниям «без активов», какие требования законопроекта трудновыполнимы и как бизнес предлагает их скорректировать -
Кофейная логистика: 1001 приключение на пути зерна
Об африканских мошенниках, угрозах пустить на удобрение, плаванье в мешке и других историях, в которые приходится влипать кофе на пути от плантации до чашки -
Хартии и реестры: обеление через «кипячение»
Кто и как пытался «отбелить» рынок внутрироссийских перевозок, что из этого вышло и какие ошибки не стоит повторять при создании новых реестров -
«ГосЛог»: обещания Минтранса VS тревоги бизнеса
О ходе эксперимента, перспективах платформы и ее сервисов, и опасениях участников рынка -
Логистика новых территорий: без страховки, без связи, «на мушке» у дронов
О том, как изменились тарифы на автоперевозки, сколько водителям доплачивают за рейс и почему перевозчики неохотно берут «обратку»