Рубрики:
ФЗ-ХЗ или законопроект вчерашнего дня
О том, почему новый законопроект «О таможенном регулировании» вызывает фрустрацию у экспертного сообщества ![]() | Марина Сергученкова корреспондент |
Навести порядок в национальном законодательстве о таможенном регулировании должны были еще в прошлом году, чтобы новый кодекс ЕАЭС заработал в полную силу с последним ударом курантов. Но вот уже и оливье доедено, и даже первые майские грозы отсверкали, а проект федерального закона лишь передали на рассмотрение в Государственную Думу РФ. По оценкам экспертов, с которыми беседовал «Логирус», документ будет принят не раньше осени, а вступит в силу – в лучшем случае, в январе 2019-го.
Мир учВЭДов от этого не перевернулся: экспорт и импорт идут своим чередом. Есть незначительные неудобства, но они не глобальные. Как и те улучшения, которые сулит новый ФЗ «О таможенном регулировании». К тому же, по словам экспертов, в него не вошли принципиально важные для бизнеса положения, по которым найти общий язык с таможней так и не удалось.
«Переварить» последнюю редакцию будущего национального закона «Логирусу» помогли:
Советник генерального директора ГК «СВ-ТРАНСЭКСПО»
Марина Лякишева

Руководитель департамента таможенного оформления V.I.G. Trans, заместитель председателя комитета по транспорту московского городского отделения «Опоры России»
Джамал Давиташвили

Вице-президент «Деловой России»
Виталлий Сурвилло
Получат свои «плюшки» и таможенные представители. Например, их обеспечение будет позволено использовать любым лицам при условии, что размер не превысит 25%, 35% и 50% реестрового обеспечения. Также предлагается ограничить их солидарную ответственность за использование поддельных, незаконных и не имеющих юридической силы документов. Но только в том случае, если представитель доказал, что не знал и не должен был знать о незаконности перемещения товаров.
Будет создан Институт специального экспортного таможенного брокера, для которых установят минимальный размер обеспечения в пять млн рублей. Разработчики закона надеются, что такие специалисты помогут малому и среднему бизнесу, зачастую не обладающему достаточно квалифицированными в области таможенного дела сотрудниками, выйти и закрепиться на зарубежных рынках.
– Развитию экспорта сейчас уделяется большое внимание. И это правильно, – уверена Марина Лякишева.

В отношении уполномоченных экономических операторов законопроект вводит так называемый «порог толерантности» при включении или исключении из реестра, продолжает эксперт. Он может применяться, если общая сумма штрафов не превышает 1% уплаченных ввозных платежей. Аналогичные преференции получат и таможенные представители. Но для них общая сумма штрафов не может превышать 0,5% стоимости декларированных товаров, а для остальных реестровых лиц – не более 0,1% от цены продукции, в отношении которой была проведена деятельность.
– Вопрос ускорения прохождения таможенных процедур, согласно Таможенному кодексу и национальному законодательству, связан с категорированием и выборочностью. Но я не уверен, что так правильно делать – давать льготы и не всегда контролировать предоставление этих льгот, – сомневается вице-президент «Деловой России» Виталлий Сурвилло, рассуждая на конференции «Таможня для бизнеса. Жизнь по новому Таможенному кодексу ЕАЭС» . – Ведь уже столько историй произошло со злоупотреблением статусом уполномоченными экономическими операторами.
Категорирование участников ВЭД отнесено к компетенции Минфина. В части периодичности, принципов, критериев, методики оценки и расчета, распределения лиц по уровням риска и других критериев. Кроме того, таможню планируют обязать указывать причины, по которым не была принята декларация на товары, а также проводить консультации по выбору стоимостной основы для определения таможенной стоимости. И, наконец-то, будет снято ограничение по кругу лиц, которые имеют право на уплату таможенных сборов.

– В январе-феврале 2018-го на этом основании уже исключили порядка 40 таможенных представителей. А их на всю Россию около 350-ти. Для сравнения, в маленькой Белоруссии – их более четырехсот, – отмечает советник генерального директора ГК «СВ-ТРАНСЭКСПО» Марина Лякишева. – Поэтому мы сейчас боремся за то, чтобы в проект включили норму о приостановлении деятельности таможенного представителя. Новый таможенный кодекс ЕАЭС, кстати, такой механизм предусматривает, а проект закона – пока нет.
Замечательно, что срок действия предварительных решений по классификации товаров продлили, продолжает эксперт. Но бизнес так и не смог убедить ФТС распространить его действие на группы артикулов при условии, что те отличаются лишь незначительными факторами.
– Возьмем автомобильные фильтры, – приводит пример Марина Лякишева. – Допустим, что конструктивно они одинаковые и отличаются лишь объемом. Именно по этой причине у каждого из них разный артикул, на каждый из которых сейчас необходимо получать отдельное классификационное решение. Стоимость одного – 5 000 рублей.
Много копий было сломано о возможность внесения таможенных платежей уже после выпуска товаров. Технически, особых трудностей в контроле за тем, как в отношении той или иной продукции уплачены налоги и сборы, нет, считает Виталий Сурвилло. Поэтому недополученные на таможне платежи можно было бы, грубо говоря, «добрать» в налоговой. Предложение, к сожалению, было отклонено. Как и идея об уплате НДС в соответствии с налоговым графиком, добавляет Марина Лякишева. Не приняли и пожелания о полном отказе от системы обеспечения. Да что там. Даже безобидную просьбу об автоматическом возвращении средств на счет декларанта после корректировки таможенной стоимости не включили в редакцию законопроекта, дополняет коллег Джамал Давиташвили.

– Новый закон ничего не изменит. Законодательство у нас и до этого было очень даже неплохое. Проблемы именно с правоприменением, которое гораздо больше влияет на жизнь таможенных представителей или участников ВЭД, – уверена Марина Лякишева.
Понимая это, руководство ФТС пошло несколько иным путем, чем разработчики законопроекта. Они создали собственную комплексную программу с достаточно жесткими показателями деятельности и начали ее внедрять еще до приятия ТК ЕАЭС. Программа эта, кстати, содержит все то же самое, что и Кодекс, и проект ФЗ «О таможенном регулировании», подчеркнула собеседница «Логируса».

Аналогичного мнения придерживается и руководитель департамента таможенного оформления V.I.G. Trans, заместитель председателя комитета по транспорту московского городского отделения «Опоры России» Джамал Давиташвили. По его словам, с приходом нового закона бизнес не ощутит кардинальных перемен. По крайней мере – пока. Большие надежды отрасль связывает с тем, как ФТС будет реализовывать свою комплексную программу, рассчитанную до 2020 года.
Вице-президент «Деловой России» Виталий Сурвилло и вовсе назвал федеральный закон «О таможенном регулировании» многостраничной инструкцией о том, «как пользоваться утюгом».
– А мне кажется, мы дико отстаем с новыми правилами игры. В частности, в не таком далеком будущем будут перемещаться не товары, а какие-то концепции, схемы, чертежи, интеллектуальные права. К этому таможня вообще не готова, – делится своим мнением эксперт. – Мы опять чистим какие-то технические вопросы, а сама концепция таможенного администрирования не меняется. Самое главное – поскольку мы латаем ее по частям, то все время вылезают новые и новые проблемы.
Поэтому для того, чтобы не остаться в конце концов «занзибарской таможней», законодательные изменения должны учитывать современные технологии и технический прогресс, уверен эксперт.
Тем не менее ФТС, в целом, движется в правильном направлении, резюмирует Марина Лякишева. Так как ставит перед собой целью исключить личностный контакт с инспектором, автоматизировать все процессы и настроить систему управления рисками.
Мир учВЭДов от этого не перевернулся: экспорт и импорт идут своим чередом. Есть незначительные неудобства, но они не глобальные. Как и те улучшения, которые сулит новый ФЗ «О таможенном регулировании». К тому же, по словам экспертов, в него не вошли принципиально важные для бизнеса положения, по которым найти общий язык с таможней так и не удалось.
«Переварить» последнюю редакцию будущего национального закона «Логирусу» помогли:

Советник генерального директора ГК «СВ-ТРАНСЭКСПО»
Марина Лякишева

Руководитель департамента таможенного оформления V.I.G. Trans, заместитель председателя комитета по транспорту московского городского отделения «Опоры России»
Джамал Давиташвили

Вице-президент «Деловой России»
Виталлий Сурвилло
«Мелкокалиберный» позитив
В новом многостраничном проекте закона, который должен прийти на смену ФЗ-311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации», много уступок бизнесу, но незначительных, отмечает советник генерального директора ГК «СВ-ТРАНСЭКСПО» Марина Лякишева. Наиболее существенные из них эксперт обобщила и представила в презентации «Основные направления изменения таможенного администрирования. Взгляд бизнеса», которая есть в распоряжении редакции. Так, часть поправок касается уменьшения или увеличения сроков- Нынешняя редакция предусматривает, что возврат излишне уплаченных сборов будет производится в течение пяти дней через сервис «Личного кабинета» с уведомлением о возврате. Ранее эта процедура занимала до 30 дней.
- На принятие классификационного решения ФТС отводится 60 дней – для предварительного решения (LR. ранее – 90 дней с момента регистрации заявления), 20 дней – для отказа или запроса дополнительных документов, а также определения происхождения товара.
- До пяти лет с нынешних трех предлагается продлить действие предварительных решений по классификации товаров.
- Камеральные проверки и таможенные экспертизы, наконец-то, станут «конечными», а не бессрочными. Первые ФТС сможет проводить не более 90 дней, а вторые – не более 20-ти с правом продления на аналогичный срок.
- Исполнение обязанностей по уплате сборов будет наступать с момента распоряжения лица при достаточности средств на лицевом счете, а не с момента их идентификации таможенным органом в сроки выпуска. Также предусматривается установление сроков всех форм таможенного контроля уже после выпуска товара с последующим актированием результатов.
Получат свои «плюшки» и таможенные представители. Например, их обеспечение будет позволено использовать любым лицам при условии, что размер не превысит 25%, 35% и 50% реестрового обеспечения. Также предлагается ограничить их солидарную ответственность за использование поддельных, незаконных и не имеющих юридической силы документов. Но только в том случае, если представитель доказал, что не знал и не должен был знать о незаконности перемещения товаров.
Будет создан Институт специального экспортного таможенного брокера, для которых установят минимальный размер обеспечения в пять млн рублей. Разработчики закона надеются, что такие специалисты помогут малому и среднему бизнесу, зачастую не обладающему достаточно квалифицированными в области таможенного дела сотрудниками, выйти и закрепиться на зарубежных рынках.
– Развитию экспорта сейчас уделяется большое внимание. И это правильно, – уверена Марина Лякишева.

В отношении уполномоченных экономических операторов законопроект вводит так называемый «порог толерантности» при включении или исключении из реестра, продолжает эксперт. Он может применяться, если общая сумма штрафов не превышает 1% уплаченных ввозных платежей. Аналогичные преференции получат и таможенные представители. Но для них общая сумма штрафов не может превышать 0,5% стоимости декларированных товаров, а для остальных реестровых лиц – не более 0,1% от цены продукции, в отношении которой была проведена деятельность.
– Вопрос ускорения прохождения таможенных процедур, согласно Таможенному кодексу и национальному законодательству, связан с категорированием и выборочностью. Но я не уверен, что так правильно делать – давать льготы и не всегда контролировать предоставление этих льгот, – сомневается вице-президент «Деловой России» Виталлий Сурвилло, рассуждая на конференции «Таможня для бизнеса. Жизнь по новому Таможенному кодексу ЕАЭС» . – Ведь уже столько историй произошло со злоупотреблением статусом уполномоченными экономическими операторами.
Категорирование участников ВЭД отнесено к компетенции Минфина. В части периодичности, принципов, критериев, методики оценки и расчета, распределения лиц по уровням риска и других критериев. Кроме того, таможню планируют обязать указывать причины, по которым не была принята декларация на товары, а также проводить консультации по выбору стоимостной основы для определения таможенной стоимости. И, наконец-то, будет снято ограничение по кругу лиц, которые имеют право на уплату таможенных сборов.

Неучтенные «хотелки» бизнеса
Несмотря на определенные уступки, которых удалось добиться в процессе работы над новым ФЗ «О таможенном регулировании», важные инициативы «бизнеса для бизнеса» услышаны не были. В частности, нынешняя редакция предполагает исключение таможенных представителей из реестра за неуплату таможенных платежей.– В январе-феврале 2018-го на этом основании уже исключили порядка 40 таможенных представителей. А их на всю Россию около 350-ти. Для сравнения, в маленькой Белоруссии – их более четырехсот, – отмечает советник генерального директора ГК «СВ-ТРАНСЭКСПО» Марина Лякишева. – Поэтому мы сейчас боремся за то, чтобы в проект включили норму о приостановлении деятельности таможенного представителя. Новый таможенный кодекс ЕАЭС, кстати, такой механизм предусматривает, а проект закона – пока нет.
Замечательно, что срок действия предварительных решений по классификации товаров продлили, продолжает эксперт. Но бизнес так и не смог убедить ФТС распространить его действие на группы артикулов при условии, что те отличаются лишь незначительными факторами.
– Возьмем автомобильные фильтры, – приводит пример Марина Лякишева. – Допустим, что конструктивно они одинаковые и отличаются лишь объемом. Именно по этой причине у каждого из них разный артикул, на каждый из которых сейчас необходимо получать отдельное классификационное решение. Стоимость одного – 5 000 рублей.
Много копий было сломано о возможность внесения таможенных платежей уже после выпуска товаров. Технически, особых трудностей в контроле за тем, как в отношении той или иной продукции уплачены налоги и сборы, нет, считает Виталий Сурвилло. Поэтому недополученные на таможне платежи можно было бы, грубо говоря, «добрать» в налоговой. Предложение, к сожалению, было отклонено. Как и идея об уплате НДС в соответствии с налоговым графиком, добавляет Марина Лякишева. Не приняли и пожелания о полном отказе от системы обеспечения. Да что там. Даже безобидную просьбу об автоматическом возвращении средств на счет декларанта после корректировки таможенной стоимости не включили в редакцию законопроекта, дополняет коллег Джамал Давиташвили.
«Проигранные» нормы и положения
Не включив в проект разумные требования бизнеса, в документ все же внесли ряд «ухудшений». К их числу Марина Лякишева отнесла:- Возможность непрозрачного и произвольного изменения компетенции таможенных органов через определение перечня товаров, в отношении которых компетенция может быть изменена.
- Сохранение сроков принятия решений по классификации оборудования в виде отдельных компонентов. На это таможне по-прежнему будет дано 90 дней.
- Расширение и дублирование форм таможенного контроля.
- Введение новой обязанности таможенного представителя по информированию ФТС об опубликовании стоимости услуг.
- Сохранение взимания с декларантов несоразмерных сумм обеспечения.
- Двойной размер сборов при подаче декларации в отношении товаров, выпущенных до подачи.
- Отсутствие начисления процентов на сумму денежного залога при его возврате по решению суда или таможенного органа об избыточности\произвольности его суммы при расчете таможенного органа. Что в свою очередь является существенным нарушением принципов определения таможенной стоимости.
- Отсутствие подходов к оценке эффективности функционирования системы управления рисками и правоохранительной деятельности.
- Разнообразное правоприменение.

«Занзибарская таможня»
От вступления в силу нового ФЗ «О таможенном регулировании» бизнес не ждет чего-то особенного.– Новый закон ничего не изменит. Законодательство у нас и до этого было очень даже неплохое. Проблемы именно с правоприменением, которое гораздо больше влияет на жизнь таможенных представителей или участников ВЭД, – уверена Марина Лякишева.
Понимая это, руководство ФТС пошло несколько иным путем, чем разработчики законопроекта. Они создали собственную комплексную программу с достаточно жесткими показателями деятельности и начали ее внедрять еще до приятия ТК ЕАЭС. Программа эта, кстати, содержит все то же самое, что и Кодекс, и проект ФЗ «О таможенном регулировании», подчеркнула собеседница «Логируса».

Аналогичного мнения придерживается и руководитель департамента таможенного оформления V.I.G. Trans, заместитель председателя комитета по транспорту московского городского отделения «Опоры России» Джамал Давиташвили. По его словам, с приходом нового закона бизнес не ощутит кардинальных перемен. По крайней мере – пока. Большие надежды отрасль связывает с тем, как ФТС будет реализовывать свою комплексную программу, рассчитанную до 2020 года.
Вице-президент «Деловой России» Виталий Сурвилло и вовсе назвал федеральный закон «О таможенном регулировании» многостраничной инструкцией о том, «как пользоваться утюгом».
– А мне кажется, мы дико отстаем с новыми правилами игры. В частности, в не таком далеком будущем будут перемещаться не товары, а какие-то концепции, схемы, чертежи, интеллектуальные права. К этому таможня вообще не готова, – делится своим мнением эксперт. – Мы опять чистим какие-то технические вопросы, а сама концепция таможенного администрирования не меняется. Самое главное – поскольку мы латаем ее по частям, то все время вылезают новые и новые проблемы.
Поэтому для того, чтобы не остаться в конце концов «занзибарской таможней», законодательные изменения должны учитывать современные технологии и технический прогресс, уверен эксперт.
Тем не менее ФТС, в целом, движется в правильном направлении, резюмирует Марина Лякишева. Так как ставит перед собой целью исключить личностный контакт с инспектором, автоматизировать все процессы и настроить систему управления рисками.
Тэги: ФЗ "О таможенном регулировании", таможенный контроль, V.I.G. Trans, СВ-ТРАНСЭКСПО
15.05.2018
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Киргизия: петляющий транзит
О том, какой параллельный импорт просачивается через республику, по каким маршрутам и ставкам -
Рефрижераторные альтернативы: логистика «под градусом»
О том, как не дать пожухнуть логистике и прибыли -
Оговорки для подстраховки
Чем стоит дополнить внешнеторговый контракт, чтобы потом не потерять деньги и не заработать штрафы -
Дальнобойщики: трудно найти и легко потерять
О том, каким видится рецепт преодоления кадрового кризиса перевозчикам и водителям -
TransRussia-2023: переждать или переродиться
Как логистические компании приспосабливаются к тектоническим изменениям глобального рынка
Другие статьи по темам
Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж
