Защитники логистики Отечества

Прекрасная половина логистики о тех, кто может постоять за цепи поставок в суровые бизнес-будни

Марина Сергученкова Марина Сергученкова
Заместитель шеф-редактора
Юля Троицкая Юля Троицкая
Специальный корреспондент



Минувший год стал настоящим испытанием на прочность для российских логистов. Каждый новый санкционный пакет, принимаемый США, Евросоюзом и рядом других стран, ставил перед профессиональным сообществом новые вызовы.

Но отрасль выстояла. Мы научились расплачиваться с контрагентами без SWIFT. Нам перекрыли поставки с Запада, а мы развернулись на Юг и Восток. Теперь предстоит главное — настроить стабильную работу каналов поставок без сбоев и других неожиданностей.

Какие супергерои смогут защитить хрупкие цепи поставок и на кого положиться в шторм, «Логирусу» рассказали представительцы прекрасной половины логистики:

Мария Никитина
основатель N.tran Lab
Мария Никитина
Екатерина Журавлева
руководитель отдела ВЭД компании Solopharm
Екатерина Журавлева
Марианна Чугаева
руководитель правового комитета Ассоциации «ГПУ ВЭД «ГЕРМЕС»
Марианна Чугаева
Виктория Яровая
коммерческий директор логистической компании RB Logistics
Виктория Яровая
Лина Абраменкова
директор по развитию бизнеса (ритейл) «UNIpooling», преподаватель в НИУ ВШЭ, доцент
Лина Абраменкова
Ольга Матрон
начальник юридического отдела в ООО «ЭЛСИ Логистика Сибирь»
Ольга Матрон
Анна Фомичева
основатель Digital ВЭД
Анна Фомичева

Андрей Белоусов, первый вице-премьер РФ

Фронт работ: отвечает за реализацию нацпроектов, в том числе план развития инфраструктуры на 7 трлн рублей

Суперспособности: человек-оркестр, отвечает в Правительстве за Минтранс, Росавиацию, Росавтодор, ФТС, ФНС и другие профильные ведомства

Андрей Рэмович в кабмине поистине человек-оркестр, на котором лежит колоссальная 12-значная финансовая ответственность. Он курирует нацпроекты с общим объемом финансирования в 25 трлн рублей. И главный из них – это комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Все эти трассы М-12, БАМы и Транссибы, международные транспортные коридоры, цифровые пункты пропуска, беспилотники – все его вотчина.

– Ему удалось почти невозможное — преодолеть многолетний мощнейший стереотип о приоритетности перевозок угля по сети РЖД, – отметила основатель N.tran Lab Мария Никитина. Мария Никитина желает Андрею Рэмовичу стойкости на избранном пути, так как противостояние со стороны угольного лобби со временем будет только нарастать.

А «Логирус» надеется, что в этом году Андрея Рэмовича будут ждать новые свершения!

Денис Мантуров, вице-премьер РФ, глава Минпромторга

Фронт работ: курирует вопросы госполитики в сфере промышленности, а также выполнение программ развития судостроительной, авиационной и радиоэлектронной отраслей.

Суперспособности: защита отечественных производителей и ускорение импортозамещения.

В тот момент, когда иностранные бренды один за одним уходили из России или замораживали поставки. Когда перевозчики столкнулись с реальной угрозой остаться без шин, моторных масел и прочих расходников, а прекрасные дамы без косметики… Минпромторг взял на карандаш всех беглецов и уже в мае выдал список того, что можно ввозить в РФ без разрешения правообладателя.

– Легализация параллельного импорта стала спасительным кругом для бизнеса. Логисты смогли за считанные недели развернуть логистику на юг и восток. Они нашли новых поставщиков и рынки сбыта, запустили новые сервисы и не допустили дефицита, – отметила руководитель правового комитета Ассоциации «ГПУ ВЭД «ГЕРМЕС» Марианна Чугаева.

В 2022 году Минпромторг также перезапустил программы льготного автокредитования и лизинга. Министерство также поддержало, в том числе и рублем, производителей газомоторной техники. Но самое главное ведомство поддержало легализацию параллельного импорта.

Запуск параллельного импорта, а также другие защитные меры для бизнеса и логистики весь прошлый год вводились под чутким руководством Дениса Валентиновича.

Руслан Давыдов, врио главы Федеральной таможенной службы

Фронт работ: таможенное оформление и ВЭД.

Суперспособности: умеет слышать, планомерно выносит «бумагу» из ФТС, лично запускал некоторые электронные таможни, ускоряет автовыпуск деклараций.

Знаковая персона для участников ВЭД. Именно этот супермен в ближайшие годы будет определять вектор развития таможенной политики в стране.

Бизнес к заслугам ФТС относит переход на электронный документооборот и упрощение обмена документами, создание «зеленых» таможенных коридоров для критического импорта, упрощение ввоза многокомпонентного оборудования, разрешение на импорт товаров без маркировки, предусмотренной техническими регламентами ЕАЭС, а также ускорение сроков для принятия решения о классификации товаров.

Кроме того, Руслан Валентинович, по словам руководителя отдела ВЭД компании Solopharm Екатерины Журавлевой, «слышит бизнес и действительно интересуется его потребностями».

– Я бы попросила его, как настоящего супергероя, защитить нас от излишних проверок, – призналась собеседница «Логируса».

Максим Ликсутов, заместитель мэра Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры столицы

Фронт работ: дорожно-транспортное хозяйство Москвы.

Суперспособности: создал всевидящее «цифровое око», регулирующее транспортные потоки и прочертил «красные линии» для большегрузов в столице.

В Правительстве Москвы трудится с 2011 года. На его счету создание «грузового каркаса» столицы, создание системы электронных пропусков, снижение нагрузки на транспортные магистрали и оптимизация движения грузового транспорта, строительство Московского центрального кольца.

Он же внедрил в столице интеллектуальную транспортную систему (ИТС). Сейчас она умеет отслеживать и фиксировать любые нарушения ПДД, управлять светофорами, отслеживать пробки и заторы, подсказывать, где есть свободное парковочное место и т.д.

– Максим Станиславович очень грамотно, как управленец, реализует проекты развития инфраструктуры Москвы. В 2010-2015 годах я работала в компании PepsiCo. Вместе с коллегами планировали снабжение нашей продукцией региона Сочи в период подготовки, проведения Олимпиады 2014 года. Мы были свидетелями первых попыток создания интеллектуальной транспортной системы для управления транспортными потоками в олимпийском регионе. Инвестиции в проект были колоссальными, как и освещение этого проекта в прессе. Однако система так и не заработала, удалось реализовать лишь часть функционала для аккредитации грузового транспорта для доставки ТНП. А у Ликсутова все получилось. Без лишней шумихи. Я считаю ИТС огромным прорывом в автоматизации логистики, – отметила директор по развитию бизнеса (ритейл) «UNIpooling», преподаватель НИУ ВШЭ, доцент Лина Абраменкова.

Также по словам собеседницы «Логируса», департамент под руководством Ликсутова охотно идет на контакт с бизнесом. В том числе в сложные кризисные годы. Например, в период пандемии коронавируса и локдауна в столице регулярно собирались рабочие группы.

– На них представители отрасли могли озвучить свои предложения, чаяния и боли. И к нам прислушивались. Это дорого стоит и вызывает уважение, – подчеркнула Лина Абраменкова.

Евгений Бумагин, член совета директоров, руководитель департамента по работе со складскими и производственными помещениями IBC Real Estate

Фронт работ: складская недвижимость.

Суперспособности: способен найти «тот самый склад» при любом уровне вакансии.

В сфере складской недвижимости работает уже 16 лет.

В 2022 году, когда международная сеть JLL, где Евгений проработал 12 лет, заявила о выходе из России, он не растерялся сам и сохранил самое ценное – команду. Вместе с коллегами-единомышленниками Евгений Бумагин выкупил этот бизнес и создал на его базе компанию IBC Real Estate. А в конце года запустил и возглавил новое представительство в Казахстане.

– Евгений обладает высокой экспертизой, виртуозно владеет искусством убеждения, вызывает к себе доверие и уважение. Он смел и дерзок в хорошем смысле, готов к решению максимально сложных задач и воплощению самых смелых идей, – отметила коммерческий директор логистической компании RB Logistics Виктория Яровая. – На мой взгляд, в сложном механизме логистических цепочек Евгений Бумагин является тем связующим звеном, благодаря которому система складывается и полноценно работает.

Илья Логинов, заместитель генерального директора и член Совета директоров ГК Совфрахт-Совмортранс

Фронт работ: юриспруденция.

Суперспособности: отлично фантазирует на тему мультимодальных перевозок, знает законы и умеет их использовать во благо участников ВЭД.

С отличием закончил Московскую государственную академию водного транспорта. Получил юридическое образование. Работал в Минтрансе. Но совсем недолго – всего два года. После чего нашел дело по душе и связал себя на долгие годы с АО «Совфрахт». Карьеру начал строить с позиции юрисконсульта. А сейчас он уже член совета директоров.

– Я считаю, что главные защитники цепочек поставок – это юристы. И сейчас, в условиях санкций, у них как никогда много работы. Суперспособность Ильи, на мой взгляд, – это нестандартное мышление. Он способен придумать совершенно фантастическое, неочевидное юридическое решение для защиты мультимодальных перевозок. Это уникальный профессионал. Иметь такого наставника - огромная профессиональная удача, – уверена начальник юридического отдела в ООО «ЭЛСИ Логистика Сибирь» Ольга Матрон.

Алексей Мясников, хедлайнер проекта «Сообщество Логистов Юга России», директор по логистике Торговой сети «Алкотека»

Фронт работ: цепочки поставок.

Суперспособности: есть «волшебная пилюля», объединяет вокруг себя единомышленников.

Алексей более 20 лет занимается управлением цепями поставок, охотно делится экспертизой, знаниями и «лайфхаками» с коллегами, со студентами - будущими логистами, он частый гость на семинарах в столичных и краснодарских вузах.

– Мне посчастливилось работать с этим профессионалом в одной команде в «Х5 Retail Group», а также в совместном транспортном проекте «ВкусВилл» и «X5 Retail Group», у него много суперспособностей. Он грамотный антикризисный управленец. Кроме того, Алексей обладает редким даром объединять людей вокруг себя, – подчеркнула Лина Абраменкова, директор по развитию бизнеса (ритейл) «UNIpooling», преподаватель НИУ ВШЭ, доцент.

Его опыт эксперта-практика бесценен, он помогает избежать профессионального выгорания, мотивирует к покорению новых вершин, - уверена собеседница «Логируса».

– С удовольствием бы приняла приглашение на стратегическую сессию под руководством Алексея: зарядилась бы энергией, почерпнула инсайты и свежие идеи, – призналась Лина Абраменкова.

Собирательный образ супергероев

Однако не всегда можно выделить кого-то конкретного, кто несет на себе бремя защиты и адаптации цепочек поставок к санкционным реалиям. С такой титанической задачей один человек не справится. Поэтому собеседницы «Логируса» выделили целые категории супергероев.

К ним, например, относятся все те логистические компании и линии, которые не испугались санкций – первичных и вторичных – и остались работать в России, уверена основатель Digital ВЭД Анна Фомичева.

– Они сейчас наши главные защитники, помощники и опора. Благодаря им дефицит, который все пророчили, так и не случился в нашей стране, – отметила собеседница «Логируса». – Их главная суперсила – стрессоустойчивость и способность адаптироваться. Когда клиенты обрывают телефоны с вопросами о том, ну, где же наш контейнер, такие таланты просто незаменимы.

Усилить их суперспособности могло бы появление новых погранпереходов и железнодорожных веток, добавила эксперт. Они дали бы Дальнему Востоку вздохнуть с облегчением. Потому что сейчас китайское направление – это главная головная боль всех логистов. Три месяца провести в ожидании груза из КНР – не кошмарный сон, а действительность.

– Поэтому главное, от чего хочется попросить защиты – от грузовых пробок и очередей: на границе, в портах, на железнодорожных станциях. Если бы довелось встретиться с супергеройской логистической компанией третьего тысячелетия я бы не раздумывая попросила, чтобы китайское направление «летело», а не стояло в пробках.

Каждая из собеседниц «Логируса», принявших участие в подготовке этой статьи, пожелала коллегам-мужчинам что-то свое. Мы обобщили все сказанное в единое целое и вот что из этого получилось.

Дорогие мужчины-логисты!

Искренне желаем, чтобы в 2023 году перед вами стояло меньше вызовов, но было больше профессиональных побед. Бесконечного вам азарта, который станет источником новой энергии. Ярких, дерзких проектов. Сил и уверенности в себе, чтобы идти вперед самому и вести за собой компанию.

Пусть рядом всегда будут надежные соратники и верные друзья, готовые подставить плечо. А тем, кто еще не встретил свою вторую логистическую половинку — успехов в поисках и создания крепкой логистической команды.

С праздником, с 23 февраля!


Тэги: цепочки поставок, международные грузоперевозки, цифровизация логистики, N.tran Lab, Solopharm, Гермес, RB Logistics, UNIpooling, Digital ВЭД, ЭЛСИ Логистика Сибирь, Марианна Чугаева
22.02.2023

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх