М-12 выше нуля: ожидания перевозчиков и возможности

«Логирус» оценил не только современную «упаковку» будущей трассы, но и сервисную «начинку»

Сергей Данилов Сергей Данилов
Специальный корреспондент
Марина Сергученкова Марина Сергученкова
Заместитель шеф-редактора



М-12 Москва – Нижний Новгород – Казань – один из самых амбициозных дорожных проектов современной России. Общая протяженность трассы составит более 800 км, а объем финансирования – 800 млрд рублей, что больше изначальной сметы 2017 года на 30%, сообщил глава «Автодора» Вячеслав Петушенко. Прямо сейчас над строительством магистрали работают 30 тыс. человек и 9 тыс. единиц техники в круглосуточном режиме.

С момента старта проекта прошло два года. И 8 сентября первый этап «нулевого участка» будущей мегатрассы был сдан. Досрочно: с опережением на год. Старт грузовому движению дал Президент России Владимир Путин.

Вслед за колонной грузовиков от Ногинска до Орехово-Зуево тронулся и «Логирус». По пути мы во всех деталях рассмотрели и выяснили:

  • • На что «дорожникам» потребовались дополнительные бюджетные средства?

  • • Чем многофункциональные зоны сервиса отличаются от обычных заправок?

  • • Как организована безбарьерная система взимания платы «Свободный поток»?

  • • И, напоследок, спросили у перевозчиков: нужны ли все эти инфраструктурные изыски?

Дорога с евроремонтом



Вот таким шестиполосным красавцем предстал перед «Логирусом» «нулевой» километр. Вдоль всей трассы уже установлены разделительные барьеры и мачты освещения. Оборудованы съезды. Обочины аккуратно выметены и засыпаны свежей землей, на которой несмотря на осень проглядывается аккуратная зеленая травка.

Алексей Булдаков, руководитель транспортного управления сервиса «Грузовичкоф»Алексей Булдаков, руководитель транспортного управления сервиса «Грузовичкоф»:
«Хотелось бы, чтобы хотя бы платные трассы в России изначально планировали широкополосными. Минимум по три полосы движения в одну сторону, как в Европе. Это позволило бы ввести на каждую из них свой лимит скорости и разделить транспортные потоки. По левой, самой скоростной, ехали бы легковушки. По правой – грузовики. Так было бы и удобнее, и безопаснее».

Нулевой участок М-12 стартует от ЦКАД А-113 в районе Ногинска до дороги А-108. Протяженность — 23 км. Перед Орехово-Зуево число полос на трассе сокращается до четырех. Скоростной лимит пока ограничен до 90 км\ч. Но даже с учетом текущих условий общее время в пути можно сократить в среднем на 30 минут, сообщили в «Автодоре». В ближайшее время скоростные лимиты обещают поднять до 110 км\ч.

Виталий Скуратов, директор по транспортной логистике «Байкал-Сервис»Виталий Скуратов, директор по транспортной логистике «Байкал-Сервис»:
«Затраты на проезд по платным трассам в среднем составляют от 5% до 7% от себестоимости транспортировки. Вместе с тем, они позволяют сократить транзитные сроки. Например, возьмем трассу М-11 «Нева» от Москвы до Санкт-Петербурга. Используя ее, можно сэкономить время на 25-30%».

Ощущение от поездки по «нулевому участку» – как экскурсия по новостройке со свежим ремонтом: так же остро пахнет краской и есть стойкое чувство новизны


Рамочная оплата

Маршрут по трассе начинается с проезда под исполинских размеров рамкой взимания платы. Металлоконструкция, как новогодняя елка, увешана гирляндой видеокамер и датчиков, которые фиксируют государственный регистрационный номер фуры или транспондер. Благодаря этому машине не придется останавливаться для оплаты. Необходимая сумма спишется со счета транспондера. А если его нет, то начисление произведут по регистрационному номеру машины. В этом случае внести деньги можно будет несколькими способами, включая личный кабинет мобильного приложения «Автодор».

Система «Свободный поток» на М-12 – стопроцентная отечественная разработка. После завершения строительства в 2023 году эта трасса станет самой протяженной дорогой в России, на которой функционирует система оплаты проезда без шлагбаумов. На всей протяженности магистрали запроектировано 19 рамок «Свободного потока»


Кстати, система free flow на М-12 отличается от той, что установлена на ЦКАД, уточнила заместитель председателя правления по интеллектуальным транспортным системам и цифровизации Госкомпании «Автодор» Виктория Эркенова. Во-первых, в придорожной полосе установлен дополнительный контейнер (LR. на фото слева). Он обеспечен системой беспрерывного питания, которая даже в случае отключения электричества продолжит фиксировать информацию с оборудования на рамке для последующей передачи в центральную систему. Во-вторых, на саму раму добавили дополнительные камеры. Это позволит ей лучше узнавать «грузовики в лицо».

Алексей Булдаков, руководитель транспортного управления сервиса «Грузовичкоф»Алексей Булдаков, руководитель транспортного управления сервиса «Грузовичкоф»:
«Для физлиц система free flow очень удобна, тут нечего сказать. Никаких скоплений транспорта в местах оплаты за проезд. Ехать одно удовольствие. Однако для юрлица систему нужно дорабатывать. Поясню. В системе «Автодора» зарегистрирована только наша компания. Если же водители арендуют автомобили "Грузовичкоф ", штраф за неоплату проезда все равно приходит на имя нашей организации. Приходится инициировать проверку и выяснить, кто в этот момент арендовал машину».


Притормози – отдохни

Главное ноу-хау М-12 — объекты придорожного сервиса. Причем это будет не просто АЗС с лавочкой и в лучшем случае минимаркетом, а полноценная «многофункциональная зона сервиса» (МФЗ), как ее называют в «Автодоре»


К сожалению, воочию увидеть первые признаки цивилизации «Логирус» на «нулевом участке» не смог, так как первая МФЗ еще не достроена. Но фото выше в общих чертах дает представление о том, что М-12 сможет предложить уставшим водителям.

Сервисная «начинка» МФЗ будет включать заправочную станцию, кафе и рестораны, минимаркеты, санитарные зоны. Со временем на них появятся отели и мотели, остановки для туристических и пассажирских автобусов, несколько видов топлива (газовое, электрические зарядки), территории для обслуживания грузов, автомойки, рекреационные зоны и даже площадки для выгула собак. Да-да, они тоже необходимы, так как вместе с дальнобойщиками в рейс часто отправляются и их четвероногие друзья.



Одной из главных особенностей МФЗ станет организация движения по территории, обещают в «Автодоре». Планирование будет основано на принципе «Сначала отдохни, потом заправься». Уже на въезде транспортные потоки разделят: для легковушек, мотоциклов, автодомов, автобусов и грузовиков сформируют отдельные полосы движения. По ним машины будут заезжать на специализированные парковки, вокруг которых и планируется расположить необходимые инфраструктурные объекты.

Заправочные станции будут располагаться на выезде с территории. Это сделано для того, чтобы на кассе АЗС не создавались очереди из желающих оплатить не только топливо, но и блюда из кафе.

На МФЗ появится и совершенно новый объект – Единое сервисное здание, где разместятся рестораны, торговые предприятия, аптека, детский игровой центр, комната матери и ребенка и так далее.

Алексей Булдаков, руководитель транспортного управления сервиса «Грузовичкоф»Алексей Булдаков, руководитель транспортного управления сервиса «Грузовичкоф»:
«Сейчас платным дорогам очень не хватает оборудованных "пит-стопов" с полноценной сервисной начинкой. Что я имею ввиду под «пит-стопом»: возможность получить горячее питание, поспать и отдохнуть, как минимум. Важно, чтобы на таких стоянках также были небольшие сервисные центры для экспресс-ремонта грузовой техники».


В «Автодоре» подчеркнули, что новые МФЗ на М-12 Москва – Нижний Новгород – Казань будут строиться со средней частотой 55-65 км и параллельно с возведением самой трассы. Это позволит устранить существующий на данный момент инфраструктурный дисбаланс, уверены в ведомстве.

Сейчас «сервисного нуля» российские дороги достигают в Восточной Сибири. — Там даже сотовая связь местами отсутствует, констатирует директор по транспортной логистике «Байкал-Сервис» Виталий Скуратов.

Яркий пример – М-5 «Урал»: узкая, покрытая сплошной, а местами и двойной сплошной, с затяжными подъемами и такими же спусками


Алексей Собольков, директор по развитию сервиса «Грузовичкоф XXL»Алексей Собольков, директор по развитию сервиса «Грузовичкоф XXL»:
«За Уралом, например, есть участки с грунтовыми дорогами протяженностью более 400. И нет ни одного населенного пункта или заправки в радиусе 300 км. Более того, трассы настолько пустыны, что на протяжении 100 км велик шанс ехать в полном одиночестве. Если в таком месте техника сломается, то помощи ждать придется очень долго. Естественно, и с местами для ночевки здесь проблемы. Поэтому наши логисты заранее выстраивают маршруты, просчитывая, где водитель может остановиться отдохнуть, где заправиться и так далее. Пройденный километраж контролируется с помощью специальных трекеров и мобильного приложения. Но, к сожалению, были прецеденты, когда водители нарочно выключали всю телематику, чтобы быстрее доставить заказ и больше заработать. Заканчивалось это плачевно, вплоть до летальных исходов».


Новый участок М-12 от ЦКАД до А-108 будет постоянно патрулировать экипаж аварийных комиссаров. Вызвать его можно также, как и на других платных автодорогах, набрав на мобильном телефоне номер *2323. Помощь водителям оказывается бесплатно.

Темпы, сроки, километры



За два года работы над проектом строители «нарастили мускулы», работают в круглосуточном режиме, что позволит до конца 2022 года открыть движение по 105 км трассы М-12.

Дмитрий Кочуренков, руководитель направления «Грузовичкоф. Сборные грузы»Дмитрий Кочуренков, руководитель направления «Грузовичкоф. Сборные грузы»:
«Мы очень ждем открытия всей трассы М-12. И даже от "нулевого участка" ожидаем положительных эффектов. Так как в теории он разгрузит направление по Горьковскому шоссе, в котором водители грузовиков часами простаивают в многокилометровых пробках. Кроме того, участок от Центральной кольцевой автомобильной дороги до А-108 позволит оптимизировать и внутрирегиональные ближнемагистральные перевозки».


Следующий этап строительства М-12 завершится уже в этому году. Протяженность первого участка от Орехово-Зуево до Владимира — 80 км. Всего предстоит построить еще 777 км, объединив Центральный федеральный округ и Республику Татарстан.

«И до Казани в конце следующего года обязательно доедем», – пообещал Вячеслав Петушенко, глава «Автодора».

Госкомпания рассчитывает, что запуск М-12 позволит сократить срок доставки из Москвы в Казань с 12 до 6,5 часов. Кроме того, трасса станет частью транспортного коридора «Запад — Восток», который объединит Россию с Монголией и Китаем.

Что из этого получится, покажет время, а расскажет «Логирус».

В следующем выпуске читайте об открытии первого пускового комплекса второго этапа М-12 во Владимирской области. Дорога станет частью платного дублера Южного обхода областного центра. В первые же выходные по новому участку трассы проехало более 2 000 грузовиков. Чтобы разобраться в причине такой популярности, «Логирус» проинспектировал новый участок и выяснил:

  • • До каких срывов доводили перевозчиков дороги Владимирской области?

  • • Что водителей настораживает в системе Свободный Поток?

  • • Чем могут помочь аварийные комиссары?

  • • И какой сервис нужен на М-12, чтобы водители спали спокойно


Тэги: М-12, Автодор, строительство дорог, автомобильные грузоперевозки, Байкал-Сервис, Грузовичкоф
16.09.2022

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх