Бомба экспедиторского воздействия
О том, как научить опасные грузы безопасно летать Виктория Чуланова редактор-корреспондент |
Где проходит грань между безопасными и опасными грузами, как прочертить эту линию выгодно для клиента, и что поможет избежать крутых поворотов в воздухе? Об этом «Логирусу» рассказали эксперты в области авиаперевозок:
Евгения Видулина
Координатор
агентской сети ACEX
Владимир Цынцарь
Старший эксперт департамента
авиаперевозок ACEX
Вместе мы выделили 4 ключевых шага навстречу безопасной авиаперевозке опасных грузов:
ШАГ 1Определите классы и не позволяйте самолету их перепутать
В первую очередь, нужно определить уровень опасности груза для авиаборта, для других отправлений, ну и конечно для пассажиров и членов экипажа. Чаще всего под «подозрение» попадает оборудование, содержащее аккумуляторы или батареи. Именно в этом направлении сейчас больше всего ужесточается регулирование. «Международная ассоциация воздушного транспорта» (LR: IATA) даже выпустила дополнительный сборник, регламентирующий обработку и транспортировку именно этой категории товара.Еще один вид распространенных опасных грузов – химические вещества. В этом случае, определить уровень опасности можно только на основании информации, указанной в паспорте безопасности. В нем собраны наиболее полные данные о химических и физических свойствах отправления.
Итак, существует девять классов опасных грузов. Координатор агентской сети ACEX Евгения Видулина отмечает, что на практике чаще всего сталкивается с классами опасности №3 (легковоспламеняющиеся жидкости), №8 (краска, ртуть, кислота, щелочь и другие коррозионные вещества) и №9 (двигатели, аккумуляторы, спасательные средства). При этом единственное, что не может перевозить среднестатистический экспедитор – радиоактивные материалы (класс №7), для этого нужно иметь специальную лицензию.
Часто при оформлении легковоспламеняющихся грузов для воздушной перевозки экспедитор сталкивается с неоднозначными ситуациями. Некоторые авиакомпании по-разному определяют классы опасных грузов. Евгения Видулина приводит в пример сегмент парфюмерии, которая может оформляться по двум классам. «По данным справочника опасных грузов, если парфюмерия расфасована для розничной продажи – это 9 класс, в других случаях – 3 класс».
Вопрос неоднозначный, поэтому некоторые экспедиторы все же заявляют 3 класс, за который ряд авиакомпаний просят дополнительную набавку. «Например, если парфюмерию отправлять на экспорт из Москвы в ОАЭ через Emirates, то для 9 класса будут действовать ставка генерального груза и сбор за проверку опасного груза, а для 3 класса предусмотрена еще дополнительная надбавка к авиатарифу. Дело в том, что в 9 класс обычно включаются низкорисковые позиции», − подчеркивает Евгения.
Оформить двигатель как неопасный груз при авиадоставке в ОАЭ удалось старшему эксперту департамента авиаперевозок ACEX Владимиру Цынцарь. Из России двигатель улетел как генеральный груз, компания доказала, что все технические жидкости слиты, а отправление законсервировано. Однако, когда груз возвращался из ОАЭ той же авиакомпанией, привезли как опасный груз, в котором содержится легковоспламеняющаяся жидкость (керосин).
Поэтому, даже если Вы окончательно определили класс опасности грузов по справочнику, не время «выдыхать» и расслабляться. Самое сложное – убедить авиакомпанию и таможенный орган в том, что написано черным по белому.
ШАГ 2
Запросите паспорт безопасности, обязательно с «пропиской» груза
Если груз является потенциально опасным, то необходимо запросить у производителя так называемый паспорт безопасности . Паспорт безопасности помогает определить, какие риски несет отправление и как груз лучше оформить. В России разработан ГОСТ 30333-2007 с требованиями к оформлению данного документа. Организация, ответственная за представление химической продукции на рынке (изготовитель, поставщик, импортер или продавец), обязана обеспечить отправителя этим документом.Паспорт безопасности
Часть 1, абзац 1. Согласно этому пункту, паспорт безопасности является обязательной частью технической документации на химическую продукцию и предназначен для предоставления информации о безопасном промышленном применении, хранении, транспортировке и утилизации химической продукции.
Часть 3. Пункты 3.3 и 3.4. За составление паспорта безопасности несет ответственность организация, изготавливающая и поставляющая химическую продукцию на рынок. Она обязана бесплатно обеспечить потребителя паспортом MSDS. Информация для паспорта должна быть получена из компетентных источников и/или в результате исследований.
Примечание к строке 3 таблицы А1 приложения А. В нем указано: если сведения о наличии в продукции каких-либо компонентов конфиденциальны, следует руководствоваться требованиями специальных нормативных и законодательных актов. Они должны быть представлены в той степени, которая гарантирует безопасность приобретателей.
Кроме того, именно ГОСТом руководствуются экспедиторы при определении номера ООН (LR: «Номер Организации Объединенных наций»), который присваивается наиболее часто перевозимым опасным грузам. Это четырехзначный идентификационный номер вещества или изделия, взятый из Типовых правил ООН.
Правила IATA «Dangerous Goods Regulations» (LR: DGR) определяют возможность перевозки опасных грузов на грузовых и грузопассажирских рейсах, рассказывает Евгения Видулина. Она также подчеркивает, что в сборнике дается максимальный вес нетто груза на место, требуемый тип упаковки и условия, которые необходимо соблюсти для отправки груза авиатранспортом.
ШАГ 3
Выберите такую тару, чтобы ее не сбросили
Если требуется упаковать опасный груз в сертифицированную IATA тару, необходимо обратиться в специализированную компанию. Иногда службы безопасности аэропорта при проверке груза просят предоставить копию сертификата компании, которая предоставила упаковку. Поэтому без опытных специалистов в этом деле экспедитору не обойтись. Есть строгие упаковочные инструкции в рамкахВ сертифицированной таре ООН предусмотрен регламент испытаний на прочность и стойкость к внешнему и внутреннему воздействию. Для проверки упаковки ее сбрасывают с высоты, проверяют степень защиты от протекания, испытывают уровень изменения внутреннего давления. На такую тару наносится маркировка с буквами «UN» в круге.
«Затруднений обычно не бывает, так как при изучении паспорта безопасности и сопоставления его с "Правилами перевозки опасных грузов воздушным транспортом" сразу становится ясно, какая именно тара подойдет», − отмечает старший эксперт департамента авиаперевозок Владимир Цынцарь.
При этом, следует всегда проверять, в каком виде опасный груз приехал от клиента/партнера, иначе может возникнуть не просто неприятная, а взрывоопасная ситуация. Например, однажды из региона на авто ACEX привезли партию алюминиевой пасты. Она была упакована в бочку и встал логичный вопрос: когда паста рванет быстрее: на земле или в воздухе? К чему такая категоричность, спросите Вы? Дело в том, что, по правилам упаковки, алюминиевая паста не должна контактировать с водой, иначе выделится водород, который может взорваться. Опасному грузу также нельзя взаимодействовать и с воздухом, так как он в своем составе содержит частицы воды.
Поэтому ACEX пришлось возвращать груз отправителю для переупаковки в заводских условиях, а партию приняли на борт через несколько дней.
Итак, независимо от того, кто занимается упаковкой: клиент или специализированная компания, экспедитору важно проверить ее еще до попадания в аэропорт.
ШАГ 4
Оформляйте опасную декларацию безопасно
Большинство «опасников» ждут от экспедитора оформления специальной декларации. Подписывают ее специализированные организации, у которых есть диплом IATA. Тем самым, они подтверждают, что опасный груз верно классифицирован и упакован, а его перевозка безопасна. К специалистам IATA также следует обращаться за консультацией касаемо оформления декларации на опасные грузы.Однако, иногда груз, который по своим характеристикам является опасным, не попадает под действия правил, так как в отношении него действуют специальные условия. Также в «Правилах перевозки опасных грузов воздушным транспортом» есть списки отдельных условий-отклонений по авиакомпаниям и странам, их не стоит упускать из виду.
В логистике, так же, как и в судебной практике действует принцип состязательности: выигрывает тот, кто лучше знает нормы и правила
Перед тем, как «идти на ковер» в Службу оценки и экспертизы опасных грузов, он подробно изучил документы на отправляемый груз (инвойс, упаковочный лист), а также освежил в памяти правила IATA. Выяснилось, что, согласно нормам, неопасными являются 10 грузов из 27. Оставшаяся часть партии, 17 препаратов, все же попадала под действия «Правил перевозки опасных грузов воздушным транспортом». «Однако, мы все же смогли воспользоваться пунктом 2.6 и заявить оставшуюся часть партии как "опасный груз в освобожденных количествах"», − продолжает Владимир. Для того, чтобы доказать свои доводы, презентовали исследование о грузе и планируемых манипуляциях с ним, к докладу приложили всю необходимую документацию для Службы оценки и экспертизы опасных грузов аэропорта Домодедово.
Важно помнить, что главная задача этой службы – обеспечение безопасности авиаперевозки, а также дополнительная страховка грузоотправителя от возможных неприятностей. Напомним также, что ответственность за полноту и достоверность предоставленных документов лежит именно на нем.
«В итоге сотрудники этой службы изучили представленные документы, выслушали доклад и сопоставили мои доводы с требованиями. Как и ожидалось, расхождений в наших мнениях не возникло», − восклицает Владимир Цынцарь. Итак, ACEX наведалась в гости к Службе оценки и экспертизы. Благодаря этому, клиенту не пришлось составлять декларацию на опасный груз, он избежал платного хранения на СВХ. Также правильная интерпретация документов позволила отправителю сократить свои затраты на маркировку груза.
«В логистике, так же, как и в судебной практике действует принцип состязательности: выигрывает тот, кто лучше знает нормы и правила, и не менее грамотно применяет их на практике. Убедил – значит, победил», − подчеркивает старший эксперт департамента авиаперевозок ACEX Владимир Цынцарь.
Бывает и так, что документы отражают неполную информацию о грузе. Поэтому Владимир всегда советует перепроверять, из чего состоит отправление. Например, один из клиентов ACEX отправлял оборудование и при осмотре груза Владимир Цынцарь понял, что в составе отправления насосная станция с двигателем внутреннего сгорания, которая на тот момент попадала под 9 класс опасности. (LR: Сейчас нормы изменились, и такой вид грузов относят к 3 классу опасности). Но в документах это было не указано, хотя их и оформили верно.
Так что опасным может оказаться и вполне безопасный груз. Вернее сказать, безопасный на первый взгляд.
26.12.2017
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
«Закодированный склад»: от учета коробами к поштучной маркировке
Как подготовиться к новым требованиям маркировки, сколько это может занять времени и что будет с теми, кто не уложится в отведенные государством сроки -
Логистика с Афганистаном: грузы под охраной, «черный рынок» платежей и таможня из 90-х
О том, на каких условиях местные племена пропускают иностранные фуры и как вести переговоры с вооруженными до зубов афганцами -
Реестр для экспедиторов: похоронный марш или будущий гимн?
О том, какая судьба уготована компаниям «без активов», какие требования законопроекта трудновыполнимы и как бизнес предлагает их скорректировать -
Кофейная логистика: 1001 приключение на пути зерна
Об африканских мошенниках, угрозах пустить на удобрение, плаванье в мешке и других историях, в которые приходится влипать кофе на пути от плантации до чашки -
Хартии и реестры: обеление через «кипячение»
Кто и как пытался «отбелить» рынок внутрироссийских перевозок, что из этого вышло и какие ошибки не стоит повторять при создании новых реестров