Закодированные принцессы

О том, как научить мелких селлеров «карточки товаров» заполнять, а не портить

Игорь Татаренко Игорь Татаренко
директор департамента «Товарный каталог и контент» компании «Дочки-Сыночки»




Приветствую, коллеги. Меня зовут Игорь Татаренко. В компании «Дочки-Сыночки» я отвечаю за всю информацию о товарах, мастер-данные1 и контент.

Сеть супермаркетов «Дочки-Сыночки» является одним из крупнейших розничных операторов торговли детскими товарами в России. В 2019 году компания запустила собственный маркетплейс. Это позволило в короткие сроки существенно расширить ассортимент. В настоящий момент на площадке «Дочки-Сыночки» насчитывается более 150 000 наименований товаров для детей с рождения и до 12 лет: питание, игрушки, одежда, обувь, товары для творчества, канцелярские товары, парафармация, товары для активного отдыха, мебель, велосипеды, автомобильные кресла, постельные принадлежности, подарочные наборы, а также товары для беременных и кормящих матерей.

При этом с нами сотрудничает большое количество селлеров. В их числе не только крупные производители или дистрибьюторы, но и небольшие поставщики. Это непривычные для крупного ретейла партнеры, которые часто не обладают должным уровнем экспертизы и автоматизации. Образно говоря, представьте себе суперсовременную Tesla, которая заехала в глухую деревню и попыталась найти электрозаправку.

Работая с мелкими селлерам, мы столкнулись с двумя проблемами: неполными и иногда некорректными данными о товарах. Под данными я имею ввиду описание товара, его вес и размер в упаковке, штрих-коды, фотографии, сертификаты соответствия, лицензии на права результата интеллектуальной деятельности и т.д. Все эти сведения формируют массив мастер-данных, на которых у ретейлеров завязаны в том числе и логистические бизнес-процессы: приемка товара, сортировка, учет, планирование и т.д.

На основании собственного опыта общения с селлерами я расскажу:

  • • Почему принцесс в ассортименте не бывает?

  • • Что может потребовать правообладатель за «ЛЕГО» а-ля рус?

  • • И как навести порядок в «карточках товаров»?

Штрих-код является главным идентификационным признаком товара. На нем завязаны работа касс, работа внутренних приложений, формирование заказов, планирование, отгрузка, приемка товаров

Проблема #1 Штрих-код да не тот

Часто селлеры присылают некорректные штрих-коды на товары. Сгенерировать их можно в любой стандартной ERP-системе2. Однако такие коды пригодны только для внутреннего пользования, так как они не зарегистрированы в системе GS13 и не являются уникальными. С подобными недочетами мы сталкиваемся в 90% случаев.

Однако бывает и так, что селлеры штрих-коды списывают с других товаров или в буквальном смысле слова придумывают из головы. Я, например, сталкивался в своей практике со штрих-кодами из разряда «1234567891011».

Почему же штрих-код так важен сетям? Потому что данный параметр является главным идентификационным признаком товара. На нем завязаны работа касс, работа внутренних приложений, формирование заказов, планирование, отгрузка, приемка товаров и т.д.

Один склад крупной федеральной сети принимает в сутки колоссальные объемы товаров, которые естественно не обрабатываются вручную. Например, приходит на склад мастер-короб4. На нем в обязательном порядке должен быть штрих-код. Если он есть, то товар принимается без проблем. Сотрудник склада сканером считывает штрих-код и в WMS-систему5 автоматически заносятся данные о том, что на склад поступил такой-то товар в таком-то количестве. Если штрих-кода нет, процесс останавливается. Так как в сетях нельзя принять товар, пока его не отсканируют. Поставка не закроется, и товар останется только отправить назад.

В подходах к генерации штрих-кодов маркетплейсы придерживаются двух диаметрально противоположных подходов. Одни онлайн-площадки допускают «дублирование товаров», когда один и тот же товар представлен на витрине множеством карточек от разных селлеров. Такие маркетплейсы создали собственные онлайн-генераторы внутренних штрих-кодов. Они доступны мерчантам в «Личных кабинетах». Однако такие штрих-коды не зарегистрированы в системе GS1, а значит они не уникальны.

Второй подход практикуют маркетплейсы, которые не допускают «дублей товаров». В этом случае у селлеров принимаются только уникальные зарегистрированные в системе GS1 штрих-коды. Логика следующая: принцесс в ассортименте не бывает. Каждая принцесса индивидуальна и должна иметь ей одной присущий штрих-код.

Проблема #2 LEGO а-ля рус

Мелкие селлеры зачастую не заключают лицензионных соглашений с правообладателями. Как следствие, в интернете появляются деревянные конструкторы, на которых русскими буквами крупно написано «ЛЕГО». Или набор детской посуды с изображениями Волка и Зайца из всеми любимого «Ну, погоди!», о которых «Союзмультфильм», как правообладатель, и слыхом не слыхивал.

«Дочки-Сыночки» контролируют этот вопрос через премодерацию новинок. При оформлении «карточки товара» каждый селлеру предлагается заполнить поле «Герои лицензии» с закрытым списком. Например, если на тарелке используется изображение из мультсериала «Маша и медведь», то в графе нужно выбрать соответствующий пункт «Лицензия «Маша и медведь». Если графа не заполнена, а специалист по контенту, просматривая предоставленные селлером фото видит изображении Маши, то карточка товара не принимается. Она возвращается поставщику на редактуру с указанием необходимости заполнить поле «Герои лицензии». Таким образом, селлер лично подтверждает, что он обладает лицензионным соглашением с правообладателем. Однако стопроцентной гарантии от контрафакта это не дает.

Мелкие селлеры зачастую не заключают лицензионных соглашений с правообладателями. Как следствие, в интернете появляются деревянные конструкторы, на которых русскими буквами крупно написано «ЛЕГО»

Сейчас маркетплейсы делают определенные подвижки в части контроля за соблюдением авторских прав. Но до судебных разбирательств дело доходит редко. Так как если правообладатель заметит продукцию, при создании которой было нелегально использовано изображение популярно мультперсонажа, то сначала ему нужно направить официальное обращение в адрес маркетплейса. Получив его, онлайн-площадка обязана снять с продажи товар, в адрес которого было подано обращение. При этом требования правообладателей удовлетворяются всегда. И таким образом, ответственность для маркетплейса как таковая не наступает.

Если же по какой-то причине, требование правообладателя не было выполнено, то он имеет право обратиться в суд за компенсацией. Согласно статье 1515 ГК РФ «Ответственность за незаконное использование товарного знака» (ист.) размер возмещения может быть рассчитан одним из трех способов:

  • 1. Любая сумма в пределах от 10 000 рублей до 5 млн рублей по усмотрению суда, исходя из характера нарушения.

  • 2. Двойная стоимость права использования (лицензии).

  • 3. Двойная стоимость всей партии контрафактного товара, в которых использован чужой товарный знак или произведение.


Если правообладатель обратится в Федеральную антимонопольную службу, то нарушителя могут еще и оштрафовать за недобросовестную конкуренцию по статье 14.33 «Недобросовестная конкуренция» КоАП РФ (ист.): предпринимателей – на 20 000 рублей, компании – от 100 000 рублей.

Плюс могут оштрафовать по статье 14.3. «Нарушение законодательства о рекламе» КоАП РФ: предпринимателей на 4 000 – 20 000 рублей, компании – на 100 000 – 500 000 рублей.

Проблема #3 Серый серому рознь

В сегменте e-commerce отсутствуют единые стандарты и требования к данным о товарах. Причем не только к их перечню. Например, цвет. Этот параметр часто используется в качестве фильтра при поиске одежды. Но у одного маркетплейса стандарт – это, например, 17 основных цветов, а у другого – тридцать. Таким образом, одна и та же блузка на разных онлайн-площадках может быть серого, графитового или даже цвета мокрого асфальта.

Если бы крупные игроки из сегмента электронной коммерции могли договориться и унифицировать перечень необходимой информации о товаре – это существенно ускорило и упростило листинг селлерам.

Общие критерии, которым должна соответствовать предоставляемая селлером информация о товаре

Сети со временем выработали инструменты защиты от низкокачественной входящей информации. Они выстроили свои внутренние информационные системы таким образом, чтобы те буквально не позволяли селлерам ошибаться.

Большинство маркетплейсов работает с новыми поставщиками через систему «Личного кабинета». В нем селлер регистрируется, оформляет «карточку товара» и осуществляет листинг. От настроек «Личного кабинета», по сути, в основном и зависит насколько корректной будет входящая информация. На мой взгляд, чем меньшей свободой действий обладает селлер, тем меньше будет ошибок.

Приведу конкретные примеры. Так, на каждое поле для ввода информации можно установить защиту. Например, штрих-коды автоматически проверяются на контрольное число, чтобы сразу отсеять «выдуманные» коды. Помимо этого, новые штрих-коды сверяются с уже заведенными в систему на предмет совпадений. Этот процесс также автоматизирован.

Размер и вес товара в упаковке – это еще один из важнейших логистических параметров. Корректность предоставления этих сведений на маркетплейсе «Дочки-Сыночки» контролируется следующим образом. В нашу систему введены минимальные и максимальные значения для весогабаритных параметров для каждой категории детских товаров. Поэтому, когда селлер пытается «из головы» вбить параметры веса и размера упаковки, к примеру, конструктора, система выдает ему ошибку и не позволяет продолжить заполнение карточки товара.

Кроме того, при заполнении характеристик товара целесообразно предлагать селлеру уже готовый закрытый список вариантов ответов. Например, оформляем мы карточку для игрушечного пианино. В характеристиках есть пункт «Тип питания». Селлеру дается возможность выбрать из трех вариантов ответа: от батареек, аккумулятора или сети. Если продавец выбирает вариант «от аккумулятора», то становятся активными дополнительные поля, обязательные для заполнения. Они касаются того, какой тип аккумулятора в детском пианино, каков срок зарядки, продолжительность работы и т.д.

Если же дать селлерам больше «свободы творчества» при заполнении карточек товаров, то на витрине вашего маркетплейса может появиться «не мышонок, не лягушка, а неведома зверюшка».

Стандарт: единый и отраслевой

На мой взгляд, сделать рынок e-commerce цифивилизованным и прозрачным можно лишь совместными усилиями ключевых игроков. В частности:

1. Необходимо выработать единый отраслевой стандарт предоставления мастер-данных, а также маркировки и упаковки товаров. Это минимизирует количество ошибок, позволит ускорить выход селлеров на новые онлайн-полщадки, а также сократит объем издержек при подготовке карточек товаров. Причем выработкой отраслевого стандарта целесообразно заниматься либо на уровне общеотраслевых ассоциаций (Ассоциация компаний розничной торговли, Ассоциация компаний интернет-торговли), либо на уровне специализированных отраслевых ассоциаций (Ассоциация предприятий индустрии детских товаров, Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники и т.д.).

2. Маркетплейсы должны постоянно дорабатывать свои внутренние информационные системы таким образом, чтобы те буквально не позволяли селлерам вносить некорректные данные в карточки товаров. Например, можно настраивать автоматическую модерацию для загружаемой информации. В том числе для штрихкодов, фотографий товаров и т.д.

3. Более тщательный контроль за пакетом документом, которые поставщик предоставляет на товар. В лом числе за лицензиями, сертификатами соответствия и т.д.

1Мастер-данные – это базовые данные, которые определяют бизнес-сущности, с которыми имеет дело предприятие. К таким бизнес-сущностям в том числе относится и продукция.

2ERP-система – система планирования и управления ресурсами предприятия (Enterprise Resource Planning – Планирование ресурсов предприятия), призванная оптимизировать все внутренние и внешние бизнес-процессы.

3GS1 – международная организация, ведающая вопросами стандартизации учета и штрихового кодирования логистических единиц.

4Мастер-короб – вид тары, в которую сложены товары, упакованные в коробки меньшего размера.

5WMS – аббревиатура от английского «Warehouse Management System», или «система управления складом».

Тэги: интернет-торговля, маркетплейсы, мета-данные, стандартизация, листинг, Дочки-Сыночки
23.11.2021

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер и Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх