Тернистая логистика цветов
О том, какие букеты долетели до России в этом году и за что ценит цветы прекрасная половина логистикиМеждународный женский день – это время, когда даже у самых строгих руководителей «букеты» бизнес-процессов сменяются ароматами роз, тюльпанов и хризантем. Кстати, в прошлом году с 15 февраля по 3 марта в Россию ввезли вдвое больше цветов, чем за аналогичный период 2020 года. Это 9,15 тыс. тонн срезанных бутонов, по данным ФТС России.
Впереди весна, на пороге 8 Марта. Поэтому пора выяснить и рассказать вам:
- • Как изменилась цветочная логистика за год?
- • Из каких стран летать стали меньше?
- • Что вынуждает цветочных ретейлеров списывать все больше букетов?
- • Ну и главное, какие цветы предпочитают наши топ-логисты?
Эту весну мы встречаем с такими героями:
совладелец сети розничных магазинов, питомника и студии ландшафтного дизайна «Мастера Сада»
Екатерина Косолапова
основатель транспортной компании «Ивановская транспортная логистика»
Оксана Галайба
основатель платформы Digital ВЭД, вице-президент РАСПП
Анна Фомичева
директор по логистике ГК Wortmann
Вера Федченко
директор по внешним коммуникациям ООО «Корпоративный онлайн университет»
Марина Лякишева
эксперт по складской логистике
Мария Маслянская
Роза золотая
После объявления о начале проведения специальной операции на Украине и закрытия воздушного пространства более чем 35 странами мира поставки импортных цветов в РФ не прекратились. Однако логистам пришлось искать альтернативные маршруты и способы транспортировки.В частности, большинство «цветущих грузов» переориентировали на автомобильный транспорт, пояснила совладелица сети розничных магазинов, питомника и студии ландшафтного дизайна «Мастера Сада» Екатерина Косолапова.
– Из-за нарушений в логистике в разных странах образуются движения водительской взаимопомощи. Даже мотоциклисты помогают фурам преодолевать трудности и занимаются доставкой цветов, – отметила собеседница «Логируса».
При этом самые большие сложности сопряжены с доставкой срезанных растений, добавила эксперт. Так как их необходимо перевозить в рефрижераторах и строго следить в пути за поддержанием необходимого температурного режима и сроком перевозки. В противном случае цветы могут погибнуть. Грунтовые растения к условиям транспортировки менее прихотливы, пояснила Екатерина Косолапова.
– Из-за новых санкций и ограничений задержки в доставке импортной цветочной продукции могут достигать от трех до десяти дней. Конкретные сроки будут зависеть от того, какие трудности возникнут на границе с той или иной страной, – резюмировала совладелица сети розничных магазинов, питомника и студии ландшафтного дизайна «Мастера Сада».
Основными поставщиками цветов в Россию традиционно остаются: Нидерланды, Эквадор и Кения. В 2021 году в нашу страну из Нидерландов ввезли 27,8 тыс. тонн срезанных цветов на общую сумму $156,8 млн. Импорт цветов из Кении в январе-апреле 2021 года вырос на 141,59%, достигнув отметки в $15,29 млн. Из Эквадора поставили 27,3 тыс. тонн бутонов на $196,5 млн., по данным ФТС России.
В этом году ситуация изменилась, резко снизился объем поставок из Эквадора в связи с ростом стоимости топлива в стране, рассказывает Екатерина Косолапова, совладелец сети садовых центров «Мастера Сада». Плюс ко всему, если раньше импортерам достаточно было просто приобрести «цветок» в Эквадоре и доставить, то сейчас из-роста стоимости топлива, крупные компании сначала приобретают место в самолете, а затем партию цветов.
В итоге с начала февраля закупочная цена на розу увеличилась в среднем на 30%. Если год назад цветок накануне 8 марта можно было приобрести за 109 руб., то теперь стоимость розы составляет в среднем 160-195 руб., в зависимости от высоты и категории цветка.
Стоимость выросла и в категории «тюльпаны». За год закупочная цена на голландский цветок увеличилась с 31 руб. в среднем до 55 руб. Но есть и категории, в которых, напротив, наблюдается падение цены. Например, в 2021 году средняя стоимость хризантемы в закупке составляла 109 руб., в феврале снизилась до 107 руб.
Еще одно изменение – оптовые и розничные продавцы России в этом году старались заказать цветы раньше обычного на 1-2 недели.
Из Южной Америки и Африки цветок доставляется на самолете, после срезки в пути он находится до 2 недель. При доставке важно соблюдать температурный режим до +5°С. Из Европы букеты доставляются как правило автотранспортом, рассказывает Екатерина Косолапова. Но задержки в этом году возникают регулярно и в среднем составляют 3-7 дней.
Причиной могут быть как вопросы таможни к фитосанитарным документами, так и банальный затор на погранпереходе. Екатерина Косолапова приводит пример: большая партия «цветка» должна была прийти 17 февраля, но пришла только 22 февраля.
Из-за роста сроков доставки процент списания увеличился, растет доля бутонов, которые вынуждены отправлять в брак, рассказывает эксперт. При чем оптовые базы приобретают цветы значительно дешевле за счет больших объемов и в бизнес-процессы закладывается 10% брака. У розничных магазинов объемы закупок значительно меньше, а любой брак – прямой убыток.
Нарушения в логистике почувствовали даже рядовые покупатели. Например, в этом году в рознице очень мало мимозы, отмечает Екатерина Косолапова. По ее словам, это связано не только с очень высокой ценой закупки из-за роста курса валюты, но и «капризами» этого цветка. При длительной транспортировке декоративность теряет до 70% продукции.
Букет по душе
Первые заказы к весеннему празднику начинаются как правило уже 4 марта – поздравляют учителей, воспитателей и коллег, рассказывает Екатерина Косолапова, совладелец сети садовых центров «Мастера Сада». Примечательно, что покупатели в России не склонны к предзаказу букетов. Перед тем, как купить, им важно увидеть цветы собственными глазами.Теперь давайте узнаем, что ценят топ-логисты в цветах, каких букетов больше всего они ожидали на 8 Марта и дождались ли.
Оксана Галайба, основатель транспортной компании «ITL»:
Инсайд: любимые цветы – белые розы.
«В преддверии праздника всегда получаем много цветов. В прошлом году очень порадовал букет от Хакима Ибрагимова (LR. генеральный директор RTA) из сухоцветов лаванды. До сих пор радуют взгляд. В этом году получила много желтых тюльпанов и роз в сочетании с ирисами. Такая красота, слов нет!!
Я, конечно, не суеверная, но на ромашках иногда «гадаю». Если бы сейчас одна из них попалась мне в руки, обязательно спросила бы у нее – «где купить запчасти».
Коллегам по цеху желаю оптимизма и веры в принятие правильного решения. Доброты и мира во всем мире».
Анна Фомичева, вице-президент Русско-азиатского Союза промышленников и предпринимателей:
Инсайд: любимые цветы – пионы и тюльпаны.
«У родителей в Крыму много ромашек. Нет-нет, да и не удержусь, погадаю, когда бываю в гостях. Сейчас бы, наверно, спросила – "снимут санкции или нет".
Но в любом случае – отчаиваться нельзя! Все будет хорошо. Главная задача транспортно-логистических компаний сейчас – не впасть в уныние и пересобрать цепочки поставок заново. Выстроить эффективные маршруты доставки, которые помогут участникам ВЭД не создавать дефицита у нас на прилавках. Это в наших силах – нести позитив и тонус внешнеэкономической деятельности».
Вера Федченко, директор по логистике ГК Wortmann:
Инсайд: любимые цветы – самые нежные.
«На ромашках в последний раз гадала очень давно. В детстве. Если бы сейчас довелось, спросила бы, когда восстановятся контейнерные перевозки.
Коллегам в преддверии праздника хотела бы пожелать мира во всем мире и в собственной душе!».
Марина Лякишева, директор по внешним коммуникациям ООО «Корпоративный онлайн университет»:
Инсайд: любимые цветы – гвоздики.
«Гадала ли я когда-нибудь на ромашках? Хороший вопрос. Давно, в глубоком детстве. Сейчас бы спросила у ромашки, выпустят или нет мой груз (смеется) европейский.
Коллегам и всем-всем-всем желаю только одного – мира!».
Мария Маслянская, исполнительный директор Института логистики и цепей поставок:
Инсайд: любимые цветы – ирисы.
«На ромашках каждое лето гадаю (улыбается). Как только зацветут, спрошу – полетят ли в 2022 году беспилотники.
Коллегам желаю традиционно: добра, любви и позитива».
Тэги: цветочная логистика, 8 Марта, импорт, ООО «Корпоративный онлайн университет», Wortmann, Ивановская транспортная логистика
07.03.2022
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Склад и водитель: «отношения» по расписанию
Как выбрать IT-систему для управления временными окнами на складе и по каким критериям оценивать ее эффективность -
«Закодированный склад»: от учета коробами к поштучной маркировке
Как подготовиться к новым требованиям маркировки, сколько это может занять времени и что будет с теми, кто не уложится в отведенные государством сроки -
Логистика с Афганистаном: грузы под охраной, «черный рынок» платежей и таможня из 90-х
О том, на каких условиях местные племена пропускают иностранные фуры и как вести переговоры с вооруженными до зубов афганцами -
Реестр для экспедиторов: похоронный марш или будущий гимн?
О том, какая судьба уготована компаниям «без активов», какие требования законопроекта трудновыполнимы и как бизнес предлагает их скорректировать -
Кофейная логистика: 1001 приключение на пути зерна
Об африканских мошенниках, угрозах пустить на удобрение, плаванье в мешке и других историях, в которые приходится влипать кофе на пути от плантации до чашки