Шипы и спицы логистики
Как доставить велосипеды из Китая в Россию и успеть к началу сезона
|
|
Внимание-внимание, сегодня 10 сентября, и мы находимся на международной логистической гонке велосипедов в коробах и палетах. Сейчас начинается заезд партии велосипедов из фабрики в Гуанчжоу (Китай) в десятки точек продаж торговой сети КАНТ в матушке-России. Дорога неблизкая и займет больше месяца, а по пути вы узнаете:
- ● Почему велосипеды выезжают из Китая не до конца собранными?
- ● Когда начинается логистический сезон и как под него подстраивается доставка?
- ● При каких условиях вам могут отдать велосипеды в надежные логистические руки?
- ● Почему сертификационным органам не до велосипедистов?
- ● И что разогнало нашу гонку до скорости 200 км/ч?
О гонке мы расскажем со слов одного из участников – вице-президента сети спортивных магазинов КАНТ Максима Виноградова. Итак, контейнер уже на финише, поехали!
Ведущая – Виктория Логирус.
На старт, внимание, марш: оцениваем бойцов
Мы находимся в Китае, именно здесь начинается подготовка к заезду. Гонка стартует с отгрузки коробок на китайского фабрике, и пока самостоятельно велосипеды не способны переместиться на один сантиметр, потому что частично разобраны на детали.Сегодня условия гонки особенно непростые, ведь команды спортсменов собирают смешанный контейнер с нескольких фабрик. Сейчас вы видите, как водитель сначала заезжает за одну фабрику и загружает 95 велосипедов, потом на другую и загружает 102 велосипеда. Всего ему необходимо объехать 4 фабрики в Гуанчжоу. Важно успеть и не задержаться ни в одной точке, иначе произойдет задержка линии и стоимость доставки подорожает.
Сегодня условия гонки особенно непростые, ведь команды спортсменов собирают смешанный контейнер с нескольких фабрик
А пока работники китайской фабрики готовят короба к отправке, небольшой экскурс в историю логистических гонок между Россией и Китаем. Поднебесная — это самая большая производственная фабрика велосипедов, на братьев наших предприимчивых приходится 93% поставок. Крупные фабрики еще есть в Тайване, Европе; фабрики поменьше — во Вьетнаме и Камбодже.
Гонка велосипедов начинается в Поднебесной за 1-2 месяца до старта продаж в матушке-России. Именно такой срок потребуется, чтобы примчать детали. Сложные компоненты можно ждать еще дольше, до 6 месяцев. Кстати, чтобы следующая гонка увенчалась успехом, уже месяц назад логистические спортсмены заказали велосипеды на следующий год.
Двухколесные железные кони приезжают в Россию в конце декабря. Внутренняя логистика начинается с января и продолжается по март – апрель. В итоге велосипеды продаются летом, а процесс их перевозки занимает промежуток времени с ноября по май.
Обратите внимание, первую партию наших частично собранных железных коней уже загрузили в фуру на 4 фабриках, и она выдвигается в сторону порта. Почему же их не собрать на месте, спросите вы, уважаемые зрители? Дело в том, что, если отправить велосипед в полной спортивной готовности, получится «большой кокон», нестандартный габарит. А это неудобно и дорого.
Коробки, в которых везут велосипеды должны стоять строго вертикально. Верх и низ тоже перепутать при погрузке нельзя. Если развернуть коробку под другим углом, например, как Киржаков бьет в ворота, могут возникнуть проблемы – хрупкие детали можно повредить. Излишней влажности также лучше избегать.
Магистраль: заезд начинается в море
И вот, вы видите, как контейнеровоз скользит по Южно-Китайскому морю в сторону Индийского океана. Волны омывают его и где-то там наш контейнер, заполненный велосипедами. При этом заранее мы, разумеется, наняли линию, которая открыла двери отправителю КАНТа.Что касается срока доставки, то в случае, если велосипед едет через Владивосток, оптимальный — 45 суток, иногда бывает быстрее. Маршрут через Санкт-Петербург занимает примерно 2 месяца. Логисты-гонщики обычно считают срок с того момента, как велосипеды готовы к старту у поставщика. Сама дорога в Россию в среднем занимает 45-60 дней.
Как выбирают один из двух маршрутов? Спросите вы. Тут несколько факторов. Первый и основной – как дела у бумажного «Бенджамина Франклина». Когда курс доллара растет вверх, то везти велосипеды через Владивосток дешевле. Когда курс доллара падает, то дешевле — через Санкт-Петербург.
Плюс ко всему, так как заезд велосипедов длится с ноября по май, есть риск позже финишировать из-за новогодних праздников.
Поэтому, если груз в Китае готов 10 декабря, везти его через Владивосток невыгодно. Через 2 недели он будет там, а это уже новогодние праздники.
В таком случае лучше в период с 10 декабря до 1 января ехать через Петербург. Пока велосипеды приплывут, праздники закончатсяОстановка: закручиваем гайки сертификации
Обратите внимание, наши гонщики приближаются к первой остановке на Таможенной службе. Задача судей – оценить квалификацию спортсменов, а именно – качество заполнения государственной таможенной декларации и сертификата соответствия на велосипеды, а также на другой спортинвентарь.Таможенным оформлением груза участник заезда КАНТ занимается самостоятельно. Для новых зрителей скажу: из-за неверного таможенного оформления гонку прерывают редко, так как ставка понятная, пошлина понятная, риски гораздо ниже, код ТН ВЭД единый: 871200300.
При этом часто блокируют заезд из-за неверного оформления спортивных товаров: одежды или обуви. Нередко гонщики ошибаются в определении таможенного кода.
А что же велосипеды? Проезжают границу без проблем, спросите вы? Далеко не всегда, отвечаю вам я, бессменный комментатор логистических гонок, Виктория Логирус. А все потому, что после таможенной границы, в регионе, где оформляются велосипеды, логистов-велосипедистов ждут еще и судьи из Роспотребнадзора.
Например, прямо сейчас мы наблюдаем, как спортсмен из компании «Ромашка» по телефону узнает, что его сертификат соответствия больше не действителен. Гонщик возмущается, ведь он узнал об этом абсолютно случайно и в последний момент. Сначала в базе сертификатов велосипед числился «зеленым», а потом выясняется, что лицензию лаборатории аннулировали, испытания и протоколы оказались недействительными. В данный момент мы слышим, как он кричит: «Как же так можно?».
Он продолжает спорить с судьями об объективности решения. И мы слышим, как он в сердцах взывает: «Сколько можно, почему нет единых правил! В разных регионах вы придумываете разные причины, почему не подходит сертификат соответствия. Один и тот же сертификат, предъявленный в Брянской области и в Московской, может одновременно устраивать и не устраивать».
Прямо сейчас мы наблюдаем, как спортсмен из компании «Ромашка» по телефону узнает, что его сертификат соответствия больше не действителен
Кстати сказать, другие спортсмены отмечают: когда контроль за сертификационными органами в матушке-России ужесточили, сложностей прибавилось. Закрутили гайки настолько, что часть лабораторий скажет: «Да пропади пропадом эти велосипеды».
Как рынок сертификации велосипедов изменился со временем, спросите вы?
Много лет назад в лабораториях о протоколах испытания вообще никто не слышал, и никто ими не занимался. Потом испытания начали делать, но лишь на бумаге. Затем в протоколе стали указывать номер декларации на товары, по которой ввозились образцы, и это усложнило ситуацию. При этом лаборатории требовали документы к передаче этих образцов.
Сейчас до сих пор существуют «черные конторы», оформляющие сертификаты для таможенных органов. Например, российский импортер сертифицирует товар в Армении, а протокол испытаний — казахской лаборатории или киргизской. Возникает вопрос: зачем так сложно? А затем, дорогие друзья, чтобы не ждать две недели, пока пройдут все испытания.
Ну а мы тоже не будем ждать и идем только вперед вместе с теми спортсменами, которые успешно прошли испытания таможенными декларациями и сертификатами соответствия.
Вперед, к новым свершениям. Доставка по торговым точкам КАНТ
Прямо сейчас вы видите, как у одного из гонщиков-логистов, спортивного ретейлера КАНТ, контейнер с велосипедами успешно прибыл в порт Владивосток, прошел таможенное оформление (аппаратная, возьмите крупным планом). И коробки загружаются в фуру, чтобы поехать в златоглавую столицу на склад компании.Участники заезда рассказывают, что в период с августа по сентябрь, и в период с января по апрель в рейс выходит 3-4 фуры в неделю. В остальное время меньше.
Пока мы тут с вами разговоры разговариваем, несколько фур с велосипедами уже полностью собраны и готовы стартовать в столицу, моторы ревут, и судья объявляет: на старт, внимание, марш!
У всех участников заезда разные цели. Какие-то компании – это дистрибьюторы и готовят товары для крупных сетевых ретейлеров, какие-то компании – это интернет-магазины, продающие железных коней в сети. Едут также и ретейлеры. Допустим, у спортивного ретейлера КАНТ 20 торговых точек в Москве, Петербурге, Самаре, Екатеринбурге, Челябинске и Сочи.
Наводим фокус на этого участника заезда и видим, как фуры, доверху набитые велосипедными запчастями, приезжают на распредцентр КАНТ в Подольске. Пора распределить их по торговым точкам, оптовым клиентам и интернет-магазинам. Но сначала нужно выбрать транспортную компанию, которая не повредит заморский груз на просторах трасс матушки-России.
Надо сказать, что эти транспортные гонщики по России одни из самых экстремальных в мире. Для них нормально не только нарушить скоростной режим и требования к весу фуры, но и порой даже скрыть НДС от Налоговой. Однако, размер компании – не показатель качества доставки, уверены спортсмены КАНТ, поэтому в мини-тендере на доставку участвует и малый бизнес, и транспортные гиганты.
Давайте заглянем за кулисы гонки в святая-святых – переговорную. Смотрите, как внимательно наблюдает КАНТ за тем, что первый кандидат, транспортная компания «Василек» рассказывает о себе. Ого! Кажется, «Василек» совершил первый промах, его топ-менеджер слишком много всего наобещал: и это можем, и это, и это будет замечательно, и это великолепно. КАНТ отсеивает этого кандидата, потому что есть риск мошенничества.
В бой вступает еще одна компания – «Колокольчик». Она обещает организовать логистику быстро и четко. Но сможет ли она это сделать на самом деле? Чтобы выяснить это, гонщики КАНТ звонят другим участникам заезда и спрашивают, сотрудничали ли они с «Колокольчиком». Выяснилось, что проблем с перевозчиком не возникало. Вот партнеры пожимают друг другу руки и готовят отправку.
Итак, велосипеды распределяются по маршрутам и отправляются по 20 торговым точкам КАНТ по всей стране.
Последний рывок или последняя миля: логистика велосипедов для e-commerce
Сегодня участники заезда прошли многие преграды: испытания морем, российскими дорогами, таможней и даже сертификацией. Впереди последний рывок – доставка «велосипедов» из интернет-магазинов до двери. Кстати сказать, за время пандемии спрос на нее вырос в 3 раза и причина тому, COVID-2019. Пока службы логистики гонщиков обрабатывают ваши заказы на доставку, немного полезной информации.Ну что ж, заказы с велосипедами из интернет-магазинов гонщиков готовы разъехаться по адресам, но не в полностью собранном виде. Прямо сейчас вы видите, как они в сборных отправках выдвигаются в сборных отправках транспортных компаний.
Финишируем. Что за чертой?
Итак, путь длинной в 60 дней завершился и его удалось пройти далеко не всем гонщикам. Многие так и застряли посередине исправлять таможенные декларации, переделывать сертификаты. Другим же повезло еще меньше и грузы до конечных потребителей доехали с повреждениями, поэтому придется оформлять возвраты.Мы поздравляем тех, кто дошел до финиша. Как сделать логистическую гонку еще эффективнее и оперативнее, мы решили узнать у одного из участников спортивного заезда, Максима Виноградова, вице-президента КАНТ.
«Какое будущее у логистики в России? Таможенное оформление становится все проще и стандартнее. Все больше грузовладельцев будут брать это в свои руки.
Рынку логистики еще есть куда развиваться. Доставка велосипедов КАНТ – это нерегулярная логистика и на рынке есть мало компаний, которые способны предложить конкурентноспособные ставки. Далеко не все компании до сих пор способны работать оперативно и предложить оптимальный маршрут доставки из точки А в точку Б.
На мой взгляд, будущее за агрегаторами и IT-компаниями, которые будут подавать машину через 1-2 часа, также быстро, как мы вызываем такси. Начнется цифровизация процесса. Транспортные компании будут использовать современные технологии для ускорения, упрощения, автоматизации своих услуг».
На этом наш пробный логистический заезд с препятствиями завершен. Впереди ноябрь, а значит стартует новый этап гонки и в Россию из Китая отправится новая партия велосипедов. До встречи на старте!
P.S. Своими историями увлекательных логистических гонок и другими кейсами вы можете поделиться в письме на почту victoria@logirus.ru
Тэги: e-commerce, логистика велосипедов, КАНТ, автомобильные грузоперевозки, железнодорожные грузоперевозки, Китай
10.09.2020
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Хартии и реестры: обеление через «кипячение»
Кто и как пытался «отбелить» рынок внутрироссийских перевозок, что из этого вышло и какие ошибки не стоит повторять при создании новых реестров -
«ГосЛог»: обещания Минтранса VS тревоги бизнеса
О ходе эксперимента, перспективах платформы и ее сервисов, и опасениях участников рынка -
Логистика новых территорий: без страховки, без связи, «на мушке» у дронов
О том, как изменились тарифы на автоперевозки, сколько водителям доплачивают за рейс и почему перевозчики неохотно берут «обратку» -
Грузы в лабиринте транспортных коридоров
О том, как не заплутать в маршрутах Евразийского транспортного каркаса -
СеМАТ: китайской техники по косточкам расклад
О каких проблемах складской техники из КНР сообщили поставщики и как предлагают их решать, выяснила Виктория Логирус