Окольные пути импорта

О том, как пересобрать рассыпавшиеся в пух и прах цепочки поставок и заново вплести в них российские порты



Из-за спецоперации на Украине и вводимых коллективных Западом все новых и новых санкций РФ фактически оказалась в полномасштабной транспортной блокаде. Решение полностью закрыть свое воздушное пространство для российских авиакомпаний приняли 36 государств мира. Контейнерные грузы, следующие в РФ, под разными предлогами тормозят в крупных транзитных европейских портах. Последняя громкая история была связана с бельгийской таможней, которая под предлогом проведения проверок заблокировала в портах Антверпена и Зебрюгге отправку около 1 500 грузовых контейнеров. Кроме того, основные мировые морские линии – Maersk, MSC, Cosco Shipping, Hapag-Lloyd, Yang Ming и т.д. – объявили о приостановке или полном закрытии сервисов в Россию и обратно.

Международные автомобильные грузоперевозки российскими транспортными компаниями практически сведены на нет. Так как «пятый санкционный пакет» ЕС включает в себя запрет автомобильных грузоперевозок по территории Евросоюза, включая транзит, грузовиками, зарегистрированными в РФ и РБ. Ограничения пока не распространяются на транспортировку фармацевтической, медицинской, пищевой и сельскохозяйственной продукции, включая пшеницу, а также доставку энергоносителей, цветных металлов и удобрений. Завершить все рейсы и вернуть фуры на территорию РФ российские компании должны до 16 апреля.

В ситуации, когда прежние цепочки поставок рассыпались в пух и прах, у российских логистов возникает острая потребность в поиске окольных путей и схем для ввоза импорта в РФ. В связи с этим предлагаем разобраться:

  • • Какие российские порты в мае могут потерять почти весь грузооборот?

  • • Почему Владивосток еще не накрыло контейнерным цунами?

  • • И где искать «вторые руки» для доставки грузов из Европы?

Свой взгляд на эти насущные вопросы на 25-ом Московском международном логистическом форуме представил кандидат экономических наук, профессор Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития РФ Андрей Голубчик.

Порты на грузовой диете

Основные импортные потоки из Европы шли в Россию через западные морские порты Санкт-Петербург и Усть-Лугу, напомнил эксперт. По итогам 2021 года, грузооборот первого составил 62,03 млн тонн (+4%), второго – 109,22 млн тонн (+6,5%), следует из данных ФГУП «Росморпорт». Для понимания, в топ-5 портов РФ по итогам прошлого года вышеперечисленные морские гавани занимали четвертое и второе места соответственно.

Однако в текущих санкционных условиях и Санкт-Петербург, и Усть-Луга находятся в негласной транспортной блокаде. Так как французская морская жандармерия взяла за правило останавливать под предлогом таможенного контроля морские суда, которые вышли из РФ или туда направляются, пояснил Андрей Голубчик.

– Ведь в проливе Па-де-Кале, самой узкой части Ла-Манша протяженностью 22 морских мили, нет нейтральных вод, – напомнил эксперт. – Таким образом, судозаходы и отправки кораблей из порта Санкт-Петербург сильно ограничены попыткой выйти в открытый океан, минуя Па-де-Кале.

Судозаходы и отправки кораблей из порта Санкт-Петербург сильно ограничены попыткой выйти в открытый океан, минуя Па-де-Кале. Так как в этой самой узкой части Ла-Манша протяженностью всего 22 морских мили нет нейтральных вод

Хотя во второй половине марта стало известно, что контейнерный перевозчик MSC продлил маршрут своего сервиса, связывающего западное побережье Южной Америки с портами северной Европы, добавив судозаходы в Санкт-Петербург, Клайпеду и Гдыню. Об этом сообщалось в еженедельном бюллетене Alphaliner.

Кроме того, Sealand Europe & Med (LR. оператор внутриевропейских перевозок, входящий в группу Maersk), решил оставить на Балтике два своих фидерных судна специально разработанного с учетом особенностей работы в Финском заливе V-класса. Из официального сообщения оператора следует, что суда ледового класса 1A VENTA MAERSK и VISTULA MAERSK вместимостью 3 596 TEU, которые должны были быть переведены на сервис SeaLand, связывающий порты Северного и Средиземного моря, продолжат ходить в Санкт-Петербург.

Несмотря на это трафик в районе портов Санкт-Петербург и Усть-Луга пока остается незначительным.

По прогнозным оценкам генерального директора группы «Дело» Дмитрия Панькова, в мае 2022 года контейнерооборот в морских гаванях северо-западного бассейна РФ может упасть на 95%.

– Из двадцати основных международных контейнерных линий, которые присутствовали в Российской Федерации, ушло четырнадцать. Они контролировали порядка 70-80% грузооборота. Конечно же, больше всего пострадал и пострадает северо-запад. Мы берем круг клиентов, которые есть сейчас, и отнимаем те линии, которые ушли из северо-запада и из России. Потеря в объеме составляет порядка 90-95%. Это весь бассейн в целом, – пояснил эксперт.

Из основных перевозчиков на северо-западе на данный момент остались только китайская COSCO и Unifeeder. Однако последний, по данным гендиректора ГК «Дело», тоже планирует уйти.

– Мы видим судозаходы и со стороны Maersk, и со стороны других линий, которые заявили об уходе. Но это судозаходы, которые предназначены для того, чтобы забрать скопившиеся контейнеры в портах России и привезти из Амстердама, Антверпена и Бремерхафена те ящики, которые скопились у них. Все линии заявляют, что процесс эвакуации контейнеров они завершают до конца апреля. Соответственно, с мая месяца начинается уже другая реальность без линий, – предупредил Дмитрий Паньков.



Данные о грузовом трафике в районе портов Усть-Луга и Санкт-Петербург по состоянию на 15 апреля. (Источник: marinetraffic.com)

– В Мурманск можно зайти, минуя территориальные воды недружественной Норвегии. Но это все-таки Крайний Север. Здесь в лучшем случае до конца марта будут стоять льды, – напомнил эксперт. – Только угольные балкеры благополучно заходят и выходят из Мурманска классическим досанкционным путем через Норвегию.

При этом по итогам 2021 года порт Мурманск с показателем в 54,54 млн тонн (-3%) занял пятое место в России по грузообороту.

Морские гавани Черноморского бассейна теряют международный трафик из-за спецоперации на Украине, добавил Андрей Голубчик. В их числе Новороссийск, который в прошлом году стал лидером по грузообороту (142,78 млн тонн грузов), и менее крупный порт в Ростове-на-Дону. С Новороссийском продолжают работать лишь турецкие Admiral (Admiral Container Lines Inc) и Arkas (Arkas Line).

– Хотя справедливости ради должен отметить, что Новороссийск держится немного особняком. Там есть возможность выхода через турецкие проливы в сторону Израиля и Суэцкого канала, – отметил в своем выступлении Андрей Голубчик. – Турция и Египет российские гражданские суда пока не блокируют.



Данные о грузовом трафике в районе портов Ростов-на-Дону и Новороссийск по состоянию на 15 апреля. (Источник: marinetraffic.com)

На днях официальный представитель генсека ООН Стефан Дюжаррик заявил, что сообщения о дрейфующих минах в Черном море вызывают чрезвычайную обеспокоенность, так как это может повлиять на международное судоходство и экспорт. Турецкие военные уже обезвредили две морские мины у берегов Румынии и пролива Босфор.

А судоходство в Азовском море приостановлено Росморпортом с 24 февраля до особого указания после начала российской операции в Донбассе.

Транспортные альтернативы

В условиях транспортной блокады основной морской грузовой трафик переместится на Дальний Восток – в порты Владивосток и Находку. Однако пока контейнерные перевозки здесь затруднены тем, что из этих морских гаваней также ушли основные международные линии, подчеркнул Андрей Голубчик. Остались лишь китайские судоходные линии (Huaxin Container Lines, COSCO, Sinokor и т.д.) и российские FESCO и SASCO.

– По моим данным, китайцы ставят дополнительные суда на маршруты. Если они это сделают, трафик кратно вырастет. Потому что у РФ есть, конечно, собственные линейные сервисы на Китай. Но FESCO и SASCO не очень сильные по мощности пароходства. Судов у них не так много, и они не самой большой вместимости, – пояснил эксперт.

Согласно данным на официальном сайте FESCO, компания располагает 13-ю контейнеровозами, 7-ю универсальными сухогрузами и одним многоцелевым судном ледового класса. Общая вместимость флота составляет 25 000 TEU. У SASCO – 16-ть судов, в том числе 4 специализированных контейнеровоза, 7 универсальных сухогрузов, 3 «парома» (LR. суда, предназначенные для перевозки железнодорожных вагонов и другой подвижной техники) и 2 портовых буксира.

Из Владивостока и Находки импорт по Транссибу будет доставляться в Центральную часть России. Это мультимодальный маршрут.

Данные о грузовом трафике в районе портов Владивосток и Находку по состоянию на 31 марта. (Источник: marinetraffic.com)

Есть и варианты прямого железнодорожного сообщения России с Китаем. Один маршрут проходит через Забайкальск, где недавно открыли пункт перегруза. Благодаря его появлению возможности железнодорожной станции по перегрузке из вагонов китайской колеи (1435 мм) в вагоны российской колеи (1520 мм) будут расширены. Среднее время нахождения вагона под перегрузочными операциями сократится с 24-х до 18-ти часов. Также будет увеличена перерабатывающая способность пункта перегруза с 134 до 194 вагонов ежесуточно.

Еще один прямой сухопутный маршрут из Китая пролегает через территорию Монголии и пункт пропуска «Наушки», добавил Андрей Голубчик. При этом все вышеперечисленные железнодорожные маршруты можно использовать как в импортных, так и в экспортных целях. И по данным оперативной статистики РЖД российские учВЭДы уже начали активно переключаться на альтернативные направления. Так, с 16 марта среднесуточная загрузка через пограничный пункт «Наушки» выросла на 11,1%, через Казахстан в Китай – в 2,2 раза. При этом запросы поступают как на транспортировку промышленных грузов и товаров народного потребления, так и на продукцию АПК, продукты питания и лекарственные средства.

– При развитии грузоперевозок по альтернативным маршрутам главной проблемой станет наличие контейнеров. Традиционно Россия пользовалась зарубежными контейнерами, доступ к которым нам закрыли. В РФ необходимым оборудованием располагает преимущественно лишь «ТрансКонтейнер», плюс небольшое количество сосредоточено в руках более мелких операторов, – отметил эксперт.

Еще один вариант для российских учВЭДов – использовать услуги фирм-посредников и ввозить санкционный импорт через Гонконг и Турцию, добавил Андрей Голубчик. Так как национальные законодательства этих стран позволяет перепродавать товары в офшорных зонах, расположенных на территории портов.

Схема доставки товаров из Европы через турецкую компанию-посредника. (Источник: importlg.ru)

– Схема работает следующим образом. В порт Гонконга пришел контейнер из России. Груз выгружают, и уже местная фирма перепродаст товар реальному грузополучателю. Физическая перегрузка продукции из контейнера в контейнер позволит полностью разорвать цепочку. Это даст нам техническую возможность довезти груз, – пояснил эксперт.

При ввозе европейских товаров в Россию турецкие посредники предлагают два варианта доставки. Первый – груз из ЕС отправляется в адрес турецкой компании, но транзитом через Россию, где и происходит перепродажа. Второй вариант – груз физически доставляется в Турцию, а оттуда уже едет в РФ.

Окольные маршруты

В условиях «транспортной блокады» у российских участников ВЭД сохранится возможность экспортно-импортных поставок по трем схемам.

Первая – морские перевозки. Основной трафик сместится на Дальний Восток – в порты Владивосток и Находку. И уже отсюда импорт будет по Транссибу доставляться в Центральную Россию.

Вторая – прямые железнодорожные поставки из КНР через Монголию и Казахстан.

И третий вариант – это использование услуг фирм-посредников в Гонконге и Турции. Так как национальные законодательства этих стран позволяет перепродавать товары в офшорных зонах, расположенных на территории портов.

Тэги: альтернативные маршруты доставки, морские порты, ЕС, Китай, Турция, санкции, контейнерные перевозки
15.04.2022

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер и Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх