Направо пойдешь – в штат попадешь

На какие форматы занятости компаниям стоит обратить внимание при работе с кадрами

Евгений Галыгин Евгений Галыгин
СЕО группы компаний CGS Logistics




Стандартный карьерный путь, когда сотрудник может вырасти от менеджера до директора компании или бизнес-партнера, в сфере логистики зачастую тернист. Основная причина – отсутствие понятных перспектив карьерного роста. Как следствие – компании сталкиваются с высокой «кадровой текучкой».

В прошлом году ситуацию с «текучкой» кадров в отрасли удалось незначительно улучшить. Однако особых заслуг бизнеса в этом нет. Так как нежелание менять работу было в основном связано с разразившимся в стране коронакризисом, следует из исследования кадрового агентства Antal Russia. По данным экспертов, в 2020 году компаниям из сегмента «логистика и транспорт» удалось немного снизить коэффициент текучести1 офисного персонала – до 10% (-1%). В то время как тот же коэффициент для линейного персонала сократился существенно: с 25% в 2019-м – до 12% в 2020-м.

Источник: Antal Russia

Логистика в России – достаточно консервативная отрасль. В связи с чем, компании из данного сегмента не всегда применяют гибкие подходы к сотрудничеству с соискателями на ту или иную должность.

В этой статье мы обсудим:

  • • Что тормозит профессиональный рост сотрудников логистических компаний?

  • • Чего кадры ждут от работодателей?

  • • Каким специалистам не придется торговаться за зарплату?

  • • И в кого эволюционируют работники, переросшие компанию?

Чтобы ответить на эти вопросы и выяснить, какие форматы занятости2 предпочитают сотрудники в сфере логистики, специалисты CGS Logistics провели 700 интервью с кандидатами из 250 логистических компаний. Обобщенные результаты нашего исследования представляю в статье. Поговорим об основных форматах работы.

Формат #1 штатный

Самый распространенный в логистике вариант – это офисная работа по трудовому договору, претендовать на которую могут любые соискатели с любым образованием, как профильным, так и нет. Барьеры для входа в отрасль не такие уж высокие, а вот с развитием могут возникать проблемы.

Опрошенные специалисты, которые работали или работают в штате логистических компаний, назвали причины, тормозящие их профессиональный рост.

В топ-11 входят:

  • 1. Излишняя бюрократия.

  • 2. Жесткая корпоративная культура.

  • 3. Отсутствие обучения или оно очень слабое.

  • 4. Компания не уделяет достаточно внимания адаптации новых специалистов.

  • 5. Сотруднику сложно обратиться к руководству с обратной связью.

  • 6. Заработок не поднимается выше определенной планки.

  • 7. Перспективы роста в должности непрозрачны.

  • 8. Есть трудности с корпоративной иерархией.

  • 9. Инициативы сотрудников далеко не всегда встречают отклик.

  • 10. В коллективе недружественная обстановка, есть конфликты с руководством или коллегами.

  • 11. Невозможно при всем желании предоставить клиенту нужную услугу из-за неконкурентоспособности компании.

При работе в таких условиях человек достигает определенного уровня, а потом «застревает» и дальше уже не развивается, теряя драгоценное время. Падает и мотивация сотрудника: он может начать хуже работать, что уже принесет убытки и бизнесу.

Опрошенные хотели бы, чтобы руководство их компаний:

  • • Свело к минимуму срок согласования решений.

  • • Предоставило сотрудникам возможность проявлять себя, а также удобные инструменты для внесения своих инициатив.

  • • Продвигало творческий подход в работе, чтобы специалист мог самостоятельно выбирать лучший метод для достижения результата;

  • • Боролось с иерархичностью в коммуникациях. Вместо этого руководству следовало бы развивать политику «открытых дверей», где люди могут свободно общаться друг с другом, в том числе и с начальниками разных уровней.

  • • Убрало верхнюю планку заработка.

  • • Использовало KPI: ориентировало сотрудников работать на результат.

  • • Минимизировало отчетность, которую нужно заполнять вручную. Для этого автоматизировало все возможные процессы.

  • • Применяло технологичные, инновационные методы работы. Например, сервисы с использованием искусственного интеллекта.

  • • Ввело в привычку коллективное принятие решений, договоренности вместо приказов.

  • • Давало возможность развиваться в команде, проявлять инициативу и делиться знаниями с коллегами.

20% соискателей в логистике переросли классические трудовые отношения и предпочли бы работать самостоятельно, по данным CGS Logistics

У сотрудничества по трудовому договору есть свои плюсы: это стабильная зарплата, соцпакет, дополнительные бонусы от работодателя. Если компания вдобавок использует гибкий подход к формированию зарплаты – окладная часть плюс проценты от продаж либо бонусы за выполнение KPI – это позволяет специалисту чувствовать себя в ней комфортно. Однако 20% соискателей, с которыми общался CGS Logistics, на 100% этот формат не устроил. Они просто «переросли» классические трудовые отношения и вместо этого предпочли бы работать самостоятельно.

Источник: Antal Russia


Формат #2 самозанятый / агентный

Такие форматы, как контрактная, сдельная работа или самозанятость, подойдут проактивным, инициативным и достаточно опытным сотрудникам. Они отлично разбираются в специализированных услугах, выстраивании цепей поставок и других аспектах логистики. Они уже не раз решали сложные вопросы клиентов, которые охотно следуют за профессионалом независимо от того, с какой компанией он работает.

Работа по договору гражданско-правового характера или сотрудничество с самозанятыми – это пока не самая распространенная практика в сфере логистики. Данный формат в отрасли пока только зарождается, хотя к нему давно уже пришли, например, юридические и консалтинговые компании, а также агентства недвижимости. Тем не менее, на рынке все чаще можно встретить вчерашних работников по найму, которые стали «свободными агентами» и теперь сотрудничают с логистическими компаниями на контрактной, сдельной основе.

Таким специалистам не нужно доказывать свою компетентность – за них «говорят» результаты: экономические достижения, показатели реализованных проектов. Торговаться за зарплату им тоже не надо, ведь размер гонорара не ограничивается зарплатной сеткой и бонусами.

Конечно, и у этого формата есть свои недостатки:

Не все компании хотят работать со «свободными агентами». Могут мешать стереотипы о «необязательных фрилансерах», бюрократические правила, неумение взаимодействовать с самозанятыми.

Нестабильность дохода. Когда у человека нет стабильной зарплаты, любой сбой – от задержки в оплате контракта до кризиса на рынке – может обернуться для него финансовыми трудностями. И, конечно, никаких больничных и оплачиваемых отпусков.

Таким образом, самозанятость – выбор для людей, готовых к умеренному риску и привыкших во всем полагаться на себя. Тем не менее, по нашему мнению, формат самозанятости в логистике будет становиться все более и более популярным.

Формат #3 партнерский

Наконец, бывает так – специалист в логистике достиг «потолка» или вовсе перерос компанию. Он больше не может развиваться внутри фирмы как сотрудник, а работа самозанятого его не удовлетворяет по интересам или финансовым показателям. Но его опыт, знания, идеи и связи ценны для рынка. Тогда-то и пригодится третий формат сотрудничества: бизнес-партнерство и консалтинг.

Бизнес партнеры и консультанты в основном выходят из директоров и коммерческих директоров компаний, руководителей направлений (авто, жд, ВЭД, 3PL и т.д.) и директоров по развитию бизнеса.

Этот формат предполагает решение «под ключ» бизнес-задач компании: запустить новый проект, выйти на новые рынки, открыть недоступные ранее возможности. Бизнес-партнер может создавать с нуля новые отделы и департаменты или даже отдельные стартапы.

Бизнес-партнером может стать человек энергичный, опытный и самостоятельный, обладающий значительной экспертизой и новаторским взглядом. Такие люди, еще работая внутри компании, стараются вносить инициативы и брать в разработку новые идеи, видят проблемы клиентов и пытаются их решать. У них стратегическое мышление. По духу они близки к предпринимателям – их отличает только меньшая склонность к риску.

Предела для развития бизнес-партнера практически нет: как в финансовом, так и в профессиональном и личностном смысле

Предела для развития бизнес-партнера практически нет: как в финансовом, так и в профессиональном и личностном смысле. Если человек обладает всеми нужными качествами, а компания может предоставить ему условия для реализации видения, потенциал у сотрудничества будет максимальный.

Близкий формат к бизнес-партнерству – консалтинг. Консультантами в логистике становятся опытные профессионалы, которые готовы на сдельной основе оказывать компаниям консультации, делиться нужными бизнесу контактами и осуществлять авторский надзор за проектами. Уровень экспертизы у консультанта может быть не ниже, чем у бизнес-партнера, а вот склонность к риску обычно меньше. Именно поэтому консультанты не становятся руководителями проектов. Их ответственность за результат, в отличии от лидера проекта, ограничена. Консультант обычно получает фиксированные суммы за оказанные услуги, либо единоразовые выплаты от результата проекта или сделки.

Карьерное трио

Обобщая вышесказанное, можно выделить три пути профессионального и финансового роста специалиста в сфере логистики:

1. На постоянной основе проводить анализ своего вклада в деятельность компании и периодически (оптимально – раз в год) согласовывать с ней свои профессиональные и финансовые ожидания.

2. На определенном этапе профессионального роста, набравшись опыта и получив хорошую репутацию на рынке, стать самозанятым специалистом и зарабатывать, например, с агентской комиссии.

3. Последовательно накапливать экспертизу на рынке, углубиться в изучение конкретной логистической услуги и стать на рынке одним из лучших специалистов. А затем, используя наработанные связи и репутацию, начать реализовывать бизнес-проекты вместе с компанией, которая сможет предоставить такую возможность — и получать % от прибыли. Либо стать консультантом и поддерживать компании своей экспертизой в запуске таких проектов, получая сдельную оплату за результат или оказанные услуги.

        Сотрудник     Самозанятые/Агент Бизнес-партнер/Консультант
Знания, навыки Понимание специфики рынка логистических услуг, развитые коммуникативные навыки, стрессоустойчивость, умение выявлять потребности рынка.
Опыт в развитии конкретных логистических услуг, широкий круг контактов на рынке, деловая репутация, высокая самоорганизация и активная жизненная позиция.
Экспертное понимание сегментов рынка, клиентских ожиданий. Понимание специализированных логистических процессов и профессиональное применение их на практике. Высокая самоорганизация, аналитический склад ума, обязательно наличие управленческого опыта и построения команды. Умение работать на длинной дистанции, стрессоустойчивость, ответственность за результат.
Опыт      до 3-х лет      от 5-ти лет      от 5-ти лет
Преимущества Полная защищенность работодателем в рамках Трудового кодекса, стабильная зарплата, социальный пакет и дополнительные бонусы за выполнение планов и KPI, возможность обучаться и расти за счет компании.
Возможность работать удаленно, гибкий график, неограниченный размер гонорара, большая свобода выстраивания коммуникаций с руководителями компаний, возможность работы сразу с несколькими компаниями.
Можно в полной мере использовать свои знания и опыт, внедрять новые технологии, самостоятельно работать над проектами или консультировать. Высокий уровень свободы, самостоятельное принятие решений, перспектива высокого дохода. 
Ограничения В зависимости от компании может существовать «потолок» в бонусной системе. Ограничение  творческого подхода, отсутствие самостоятельности в принятии решений, непростой карьерный рост.  Не все компании понимают, как работать с самозанятыми — и могут поэтому отказывать специалистам. Нет «подушки безопасности» от работодателя по условиям ТК. Доход и нагрузка нестабильны.
Проекты могут быть краткосрочными или, наоборот, на долгую перспективу, что может отсрочить выплату гонорара. Не у всех компаний есть условия и возможности для нововведений. Высокий уровень ответственности означает, что бизнес-партнер работает на результат и делит риски с компанией. 
Условия и финансовая перспектива Корпоративная культура, рыночные финансовые условия: индексируемая ЗП, % от продаж либо бонусы за выполнение KPI.
Высокие гонорары завязанные на результат, свободный график, возможность быстро вырасти как специалист, работая одновременно с разными проектами.
Самостоятельная реализация проекта на базе эффективной инфраструктуры компании или акселератора. Индивидуальное согласование финансовых условий, часто % от прибыли.


Сравнить три указанных выше карьерных пути можно с помощью таблицы, которую мы подготовили для читателей «Логируса».

Логистическим компаниям пора становиться ориентированными на сотрудников: менять корпоративную культуру, предлагать устраивающие всех форматы сотрудничества.


1За «коэффициент текучести» аналитики Antal Russia принимают значение, полученное делением количества уволившихся сотрудников на среднесписочную численность персонала за год

2Форматы занятости – это организационно-правовые способы и условия использования труда.

Тэги: CGS Logistics, форматы занятости, карьерный рост, HR
26.05.2021

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх