Мало половин: «курьерку» ждет селфи-трамплин

О том, какими «цепями» нужно связать клиентов при внутригородской доставке и как измерить габариты посылки по фото

Василий Коваль Василий Коваль
директор департамента ответственного хранения ООО «Байкал-Сервис ТК»


— Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
— А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот.
— Мне все равно… — сказала Алиса.
— Тогда все равно, куда и идти, — заметил Кот.

«Алиса в стране чудес»





Я не случайно привёл цитату из «Алисы в стране чудес». На мой взгляд, она показывает то состояние неопределенности, когда мы задаемся вопросом о том, что нас ждет в далеком будущем. Как угадать верное направление? Что будет востребовано на рынке? И вообще, как выживать и развиваться логистическим компаниям в дни бурных изменений современности и все новых требований?

Различные источники (в том числе клиенты, интернет, конференции, конкуренты) намекают, говорят о предпосылках, строят свои прогнозы по поводу развития логистики.

Попробую некоторые из предположений представить на ваше обозрение и дополнить (если угодно – «развить тему») на уровне своих ощущений. И сделаю это в серии статей. При этом буду предлагать названия сервисов на английском: селфи-логистика, селфи-почта, селфи-курьерка и т.д. И постараюсь ответить на вопросы о том, какими «цепями» надо связать клиентов при внутригородской доставке? Где искать вторую половинку селфи-почты? Что умеет ячейка постамата? И как измерить габариты посылки по фото?

Давайте подумаем о завтрашней логистике. Я бы хотел видеть ее в формате самого широкого самообслуживания, где и исполнители, и потребители услуги коммуницируют с сервисом напрямую. Со временем все будут общаться с некоторой «умной коробкой», которой может оказаться постамат, склад, ТС, контейнер и т.п. И в этом смысле селфи-логистика – это формат самообслуживания, когда потребитель может самостоятельно получать услугу.

Прогнозы хоть и неблагодарное дело, но я всё же понеблагодарствую. И начну с настоящего.

Под каменную логистику вода не течет

Давайте проведём сравнение между услугой заказа такси и сегодняшней логистикой. Переход на «мобильные взаимоотношения» с клиентом позволил совершить огромный «скачок» в услуге перевозки пассажиров. Услуга стала еще более доступна и удобна. На сегодняшний день логистика тоже требует скорости и удобства при снижении стоимости.


То, что мы имеем в логистике на данный момент – "каменный век" по сравнению с возможностями, которые нам доступны
«То, что мы имеем в логистике на данный момент – "каменный век" по сравнению с возможностями, которые нам доступны»


То, что мы имеем в логистике на данный момент – «каменный век» по сравнению с возможностями, которые нам доступны. У отдельных компаний сайт представляет собой подобие сайта-визитки и лишён какого-либо существенного функционала. Личный кабинет – не столь частое явление. Это отдельная система, по сложности и функционалу иногда сравнимая с ERP системой компании. К тому же личный кабинет требует постоянной доработки и развития вслед за ERP.

Пример № 1. Даже автоматизация и конвейеризация узконаправлены. Например, сортировочная линия предназначена только для коробов определённого габарита и веса. Все остальные грузы сортируются вручную.


В данном случае можно вспомнить радиометки. Эта технология давно отработана. Метки производят в огромных количествах и с разными потребительскими свойствами, в том числе и в России. Они массово используются в бесконтактном доступе и для проезда на транспорте. А в логистике это еще в диковинку. Между тем, цепочка поставок с большим количеством смен исполнителей и владельцев позволила бы существенно ускорить и удешевить процесс поставки.

Цифровизация, роботизация, Big Data, ИИ (искусственный интеллект) − эти возможности уже существуют и готовы нам реально «отдаться». Передовые отрасли по чуть-чуть стараются внедрять новые технологии и выжимать из них максимальную отдачу. Например, финансовые институты или e-commerce. У некоторых операторов электронного документооборота уже есть готовые решения для транспортных и складских отраслей. Но совсем незначительная доля логистических компаний и их клиентов используют или готовы начать использовать достоинства ЭДО (электронный документооборот) и цифровой подписи.

Связанные одной цепью или доставка «город – город»

Начнем с междугородней доставки. Со стороны клиентов это выглядит так: «сам отправил – сам получил». Необходимо перевести взаимодействие «клиент – исполнитель – клиент» на «клиент – сервис – клиент». Аналогично и логисты будут выполнять свои обязанности в этом формате, т.е. «логист – сервис – логист».


Необходимо перевести взаимодействие "клиент – исполнитель − клиент" на "клиент – сервис – клиент"
«Необходимо перевести взаимодействие "клиент – исполнитель − клиент" на "клиент – сервис – клиент"»


Нужно уменьшать число контактов между клиентами и исполнителями. И трансформировать логистические услуги в формат «селфи», то есть в формат самообслуживания.

Пример № 2. Отправитель хочет переслать посылку из Архангельска в Астрахань своему получателю. Есть люди, для которых Архангельск и Астрахань – практически один и тот же город, как, впрочем, Вологда и Волгоград. Если вы входите в их число, то прошу поверить мне на слово: это разные города и находятся они на о-о-очень большом расстоянии друг от друга. Так вот, отправитель приходит на «селфи-почту», открывает дверцу приёмной камеры, кладёт туда посылку и уходит. Получатель через час (Круто да? Час! Но пусть уж будет час, мы же говорим о будущем логистики!) приходит в ближайшее отделение «селфи-почты» в Астрахани и получает свою посылку. На мой взгляд, сервис «селфи-почта» появится в конце 2019 года.


Конечно, при этом клиенты проводят дополнительные манипуляции: вводят данные отправителя и получателя, проводят оплату услуги доставки посылки «город − город». Также мы упускаем из виду момент аутентификации отправителя и получателя. Этот процесс хоть и разовый, но все-таки дорогой, учитывая временные и финансовые затраты как логиста, так и клиента. Без идентификации отправителя нет возможности избежать бесконтрольного движения запрещённых к пересылке товаров. И это один из основных факторов, сдерживающий развитие селфи-логистики.

Например, за последние два года компания «Байкал-Сервис» провел следующие инновации при доставке «город − город»:

  1. Сократила сроки доставки грузов по отдельным направлениям

    Процесс складской обработки груза автоматизирован за счет внедрения терминалов сбора данных (TCD) на всех 108 складских комплексах компании. Так, в подмосковном терминале Домодедово втрое возросла скорость обработки грузов, а доля пересорта и порчи значительно сократилась. Сегодня за сутки терминал способен обрабатывать более 1500 тонн грузов, а его логистическая инфраструктура позволяет ежедневно принимать и отправлять более сотни фур.

    На очереди – автоматизация операций на этапе приемки грузов (современное «умное» оборудование будет самостоятельно измерять вес, габариты груза и передавать информацию в систему). Это позволит сократить время обработки примерно на 30 %.
  2. Ввела новые услуги

    В компании делают ставку на развитии комплексной услуги, предполагающей доставку груза «от двери до двери». При этом рассчитывают кратчайший маршрут от ближайшего к клиенту выезда за границы города. Это позволяет сформировать справедливую стоимость доставки.
  3. Расширила географию перевозок, усовершенствовал систему контроля качества для обеспечения своевременной и беспроблемной доставки груза получателю.

    – В конце ноября мы ввели новую комплексную услугу. Она представляет собой оперативную доставку «от двери до двери» небольших грузов весом до 5 кг. Все это на 20 % дешевле обычного отправления. На эту услугу заявка у нас в три раза короче обычной. Клиент тратит не больше пяти минут на ее заполнение, а после этого наш экспедитор приезжает за посылкой, чтобы доставить ее получателю. Клиенту это выгодно, поскольку он экономит время и деньги. Удобно, когда посылки «уходят» и «приходят» сами! Кстати, у почты Швейцарии (Swiss Post) они еще и сами разъезжают.


Меня давно интересует вопрос: «Почему сегодня автоматизация получения посылок существует, а автоматизации отправки нет?». Все мы прекрасно знаем, что есть постаматы (почтаматы, пакоматы). Это и есть часть «селфи-почты». А второй половинки сегодня не существует. Её нет! Пока нет. На мой взгляд, она уже готова и нет никаких ограничений с технической точки зрения. Просто надо взять и «самому сделать».

Так почему посылки удобно сдавать через «постамат»? Как будет устроена «селфи-почта» или умная коробка логистики? И что нужно для отправки и получения посылки? Предлагаю об этом поговорить подробнее.

Сделал селфи – отправил посылку?

Мы уже начали говорить (мечтать) о логистике будущего, а именно о логистике самообслуживания. Давайте резюмируем, как «селфи-почта» может выглядеть на деле:




Выше я описал, как две половинки одного целого составляют единый и полный сервис для наших клиентов, то есть отправителей и получателей. На сегодня мы имеем постамат. Этот сервис отлично показал себя в практическом применении. В России уже есть несколько игроков в этой нише. Ряд компаний высказывают готовность развить «постаматное» направление в ближайшей перспективе.

Кстати, получение отправления − это не единственный функционал «постамата». Через него также можно и отправлять посылки. Выбираете подходящую по размеру ячейку (не меньше габаритов вашей посылки), закладываете туда ваше отправление и дело сделано.

Но тут есть одна особенность: ячейка «постамата» не умеет взвешивать и обмерять товар. Поэтому вес посылки не учитывается вовсе, либо учитывается, но уже на этапе складской обработки отправлений. Если отправитель хочет сразу знать стоимость отправления в зависимости от веса его посылки, то сделать это будет невозможно на этапе закладки отправления в «постамат».

Также постамат не умеет измерять точные габариты. Из-за этого стоимость отправления может представлять собой дискретный шаг. Если в «постамате» два типа (по размерам) ячеек, то и стоимость отправления в каждой будет своя. Например, отправка посылки через маленькую ячейку будет стоить 100 рублей, а через большую – 400 рублей.

Эта дискретность может вызывать негодование отправителя и приводить к необоснованным (с его стороны, как он мог подумать) затратам на логистику. Если всего полсантиметра не хватило, чтобы разместить посылку в маленькой ячейке, то отправитель будет вынужден выбрать для отправки ячейку большего размера (а значит, и больше заплатить за отправку). Выход – отказ от оплаты в момент закладки отправления. Отправитель будет вынужден ждать, пока его посылка приедет на ближайший сортировочный центр. Там её взвесят и обмерят, только тогда станет понятна реальная стоимость отправки. Для «селфи-логистики» это категорически не приемлемо.

Прием, прием! Посылку принял

Предлагаю внимательнее присмотреться ко второй половинке нашей «селфи-почты» − приемной камере. Она нужна, но её пока не существует в природе. Как вы уже, наверное, догадались − недостатки функционала постамата при отправке мы полностью компенсируем в нашей камере приема отправлений.

Давайте перечислим список необходимых требований приёмной камеры для отправления посылок:

 Измерение весогабаритных характеристик. Уже сейчас в продаже есть устройства, которые с легкостью справляются с этой задачей. Также необходимо выработать механизм перемещения посылки (конвейерная лента или сталкиватель) из камеры измерения в накопитель. В зависимости от способа измерения устройства могут иметь свои недостатки.

Если получение веса посылки − довольно простая задача, то измерение ее габаритов может осуществляться тремя бесконтактными методами: инфракрасным излучением, ультразвуком и работой по фотографии (не путать с порчей, приворотом по фото и так далее). Существуют также измерительные приборы на основе комбинаций этих трёх измерительных методов. Не будем углубляться в достоинства, они широко освещены в интернете. Хочу только заметить, что метод измерения габаритов посредством фото займет свое место в «селфи-почте» как более быстрый, функциональный и дешёвый. При помощи этого метода (цифровая камера + алгоритм распознавания) мы сможем не только измерить габариты посылки, но и сделать фото самого отправления, а также распознать штрих-код или другой вид кодированной графической информации.

 Идентификация посылки. Здесь нет ничего сложного. Как вариант − этикетка со штрих-кодом (QR-кодом) и с текстовой информацией в случае необходимости. Приёмная камера должна иметь дополнительное устройство сканирования (если измерение в камере построено на ультразвуковых или инфракрасных датчиках), которое позволит распознавать информацию на этикетке для идентификации отправления. В случае же использования метода измерения габаритов посредством фото - сканер штрих-кода нам не понадобиться.

 Управляющая станция, так сказать «голова». Камера приёма должна уметь «вести диалог» с отправителем (например, с помощью «тачпад» экрана), принять оплату (наличными и безналичными), напечатать чек, сделать этикетку со штрих-кодом, которую отправитель наклеит на посылку). Это уже используется, например, в тех же постаматах.


Итак, мы разобрались с определением «селфи-почты», с основными требованиями к ней и определили, почему в ней пока так «мало половин».

Продолжение, конечно же, последует...

Тэги: Байкал Сервис, курьерская доставка, селфи-почта, e-commerce, постаматы
28.01.2019

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх