Ловись, рыбка, да только не в милицейский участок
О дефиците качественной рыбы, профиците наличных и логистических технологиях в лихие 90-еАнастасия Жадаева специальный корреспондент |
У нас с партнером была сеть розничной лоточной торговли в Купчино, в Санкт – Петербурге. Торговали мы из небольших термоящиков, в которых хранилась замороженная рыба. Продавали в основном рыбу тресковых пород.
В этот бизнес я пришел случайно. В то время была популярна лоточная розничная торговля в Питере. Это было удобно для покупателей: продукты намного дешевле, чем в магазинах, торговые зоны располагались непосредственно вблизи остановок общественного транспорта. Продавали на них в основном куриные окорока, рыбу и яйца.
Логистика процесса была примитивна. Большинство продавцов закупали продукты на больших еще советских базах или фабриках и продавали в розницу. В отличии от магазинов, лоточная торговля быстро реагировала на изменения покупательского спроса, имела минимальные издержки и розничные точки были расположены прямо на пути движения покупателей.
Начинали работу с покупки минтая на одном из хладокомбинатов города. Возили вначале на древнем фургоне ГАЗ-52. Процесс торговли шел так хорошо, что за 4 месяца мы так и не удосужились поставить этот автомобиль на постоянную регистрацию в ГАИ. Несмотря на наличие в то время лицензии, ездили на транзитных номерах. Ни разу нас никто не остановил для проверки. Суровая зима 1993 – 1994 годов вынудила отказаться от старенького ГАЗ-52, заменив его на новый ГАЗ-3307, который мы купили в кредит, проценты которого были сумасшедшими. Вместе со «страхованием» кредита, которое оплачивалось «поручителям» сразу после получения денег, реальная ставка составляла 485% годовых. Несмотря на это, через 4 месяца мы полностью рассчитались с кредитом. Это было интересное время возможностей!
К началу весны 1994 года минтай на хладокомбинатах Питера прошлогоднего вылова закончился и взор свой мы направили на Мурманск. Имея наличные, мы достаточно быстро наладили контакты и стали закупать пикшу и треску по цене почти такой же, как за минтай. В то время с наличностью в Мурманске была «напряженка». За ремонт судового оборудования рассчитывались рыбой. Познакомившись с одной из ремонтных компаний, мы получили прямой доступ к качественной свежей рыбе по цене ниже рекомендуемой. Покупали целую фуру, напрямую выгружали ее с корабля на погрузочный «стол», затаривали в машину и гнали в Питер. Лозунг советской логистики «поле-магазин» в нашем исполнении преобразовался в «море-торговый лоток».
К окончанию зимы 1995 года, в Мурманске стал ощущаться дефицит рыбы и цены полезли вверх. Впереди был Великий пост, во время которого объем продаж рыбы резко увеличивается, а у нас появились проблемы с поставками.
Неожиданно, с нами связались люди из Калининграда с предложением тресковые по хорошим ценам. Обговорив предварительные условия и находясь под «гипнозом» ценового предложения, присланного по факсу, я отправился на самолете со спортивной сумкой полной наличности в Калининград.
Офис компании располагался в старинном особняке в центре Калининграда. Во время знакомства за чашечкой кофе выясняется, рыба за которой я прилетел, не замороженная, а…охлажденная! Представьте мое замешательство в купе с негодованием! Согласиться на охлажденку я не мог из-за очень короткого срока хранения и особенностей соблюдения температурного режима. Смирившись с «обломом», я попросил отвести меня обратно в аэропорт Храброво. Купив билет до Питера, в голове мелькали уже дальнейшие планы выхода из ситуации дефицита. В них не было места новым неожиданностям.
Пригласили на посадку. Взял сумку. Не помню уже сколько было денег в спортивной сумке. С небольшим запасом их хватало на покупку фуры рыбы. Собрали с торговых точек мелкими купюрами, с ними я и полетел. Пошел проходить предполетный контроль. И тут один из сотрудников безопасности говорит: «Вы в курсе, что из свободной экономической зоны нельзя вывозить наличные денежные средства более, чем эквивалент 500 долларов?». Ну и ну. А такой вариант развития событий в мои планы не входил. Не предполагал я, что вернусь в Питер с деньгами и без рыбы.
В общем, пригласили меня пройти в отдел милиции в аэропорту, а я в полной растерянности: «Что делать дальше?».
Дали какой-то стандартный бланк: «Пишите объяснение, что и как?». Пока я заполнял «шапку» документа и думал, что писать в тексте объяснения, заводят еще одного такого же «кадра» со скромным кейсом с московского рейса. Благо самолеты на Питер и Москву были один за другим. Открывают его чемоданчик, а там ровно, «пачечками» уложены доллары. До этого столько валюты я видел только в кино. Начинается диалог владельца с милиционерами об автомобильном бизнесе. Тут вспоминают про меня и говорят: «Ты чего здесь делаешь? Давай, иди отсюда!»
Действительно, что я тут делаю? Не место мне в вашем дружном коллективе. Наверное, спичка не успела бы догореть, как мое место было уже в такси, везущего меня обратно в Калининград.
Около 10 дней понадобилось, чтобы навести контакты и придумать схему вывоза денег из Калининграда. Эти дни и новые знакомства давались тяжело. Даже спустя много лет, печень помнит гостеприимство и сочувствие Янтарного края в те дни (Смеется). Рассматривали разные варианты. Искали человека, который сможет меня провести без досмотра в аэропорту, была идея поменять всю сумму на крупные купюры и разложить по карманам или поехать поездом. Но в тот момент в ходу было много фальшивых купюр номиналом 500 000 рублей, поэтому было страшно рисковать еще при обмене. А для поездки на поезде у меня не было с собой загранпаспорта. Риск снижался, но оставался достаточно высоким.
Чувствовал себя заложником в Калининграде. Если бы не чемоданчик соседа с московского рейса, то наши деньги могли бы конфисковать. Для скромного бизнеса это стало бы большой потерей. Коммуникабельность – одно из важнейших условий ведения бизнеса в любое время, сильно помогает в различных ситуациях. В результате сработал первый вариант. Нашли человека, который смог провести меня в аэропорту без досмотра.
8 марта выдалось для меня не только женским праздником. Удовольствие от посадки в Пулково было неописуемо, а поздравления жены с праздником особенно теплыми. Рассказывать о прошедших событиях не стал. Зачем женщине знать о «небольших» проблемах в бизнесе?
На мой взгляд у каждого бизнесмена, занимавшегося логистикой в то время, должна быть подобная история и может быть не одна. Сложно представить то лихое время без событий, дающих прилив адреналина.
Пора было переходить на безналичный расчет. Этот случай подтолкнул нас с партнером к изменению бизнес-модели.
И тогда рыбу мечты стало оплачивать проще...
17.10.2018
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
«Закодированный склад»: от учета коробами к поштучной маркировке
Как подготовиться к новым требованиям маркировки, сколько это может занять времени и что будет с теми, кто не уложится в отведенные государством сроки -
Логистика с Афганистаном: грузы под охраной, «черный рынок» платежей и таможня из 90-х
О том, на каких условиях местные племена пропускают иностранные фуры и как вести переговоры с вооруженными до зубов афганцами -
Реестр для экспедиторов: похоронный марш или будущий гимн?
О том, какая судьба уготована компаниям «без активов», какие требования законопроекта трудновыполнимы и как бизнес предлагает их скорректировать -
Кофейная логистика: 1001 приключение на пути зерна
Об африканских мошенниках, угрозах пустить на удобрение, плаванье в мешке и других историях, в которые приходится влипать кофе на пути от плантации до чашки -
Хартии и реестры: обеление через «кипячение»
Кто и как пытался «отбелить» рынок внутрироссийских перевозок, что из этого вышло и какие ошибки не стоит повторять при создании новых реестров