Коронавирус обману не помеха

О том, как мошенники обводят вокруг пальца грузовики в условиях пандемии

Александр Петренко Александр Петренко
«Панди Транс»




«Добрый день, коллеги. Меня зовут Александр Петренко, и я — заместитель генерального директора компании «Панди Транс», представительства TT Club в странах СНГ и Балтии. ТТ Клуб на данный момент – ведущий мировой страховщик, предоставляющий услуги по управлению рисками в области транспорта и логистики».

Сегодня мы на пороге мирового экономического кризиса. Вместо ожидавшегося еще в январе роста глобального ВВП по итогам 2020 года на 3,3%, Международный валютный фонд теперь прогнозирует сокращение ВВП на 3%, а глобальная торговля просядет на 11%.

Конечно, все участники рынка глобальных перевозок испытывают влияние коронавируса на свой бизнес. Многие логистические компании также сейчас меняют маршруты и логистику в целом для того, чтобы оптимизировать стоимость и сроки доставки. При этом весомая часть офисных сотрудников работает в удалённом режиме.

Масштабная цифровизация бизнес-процессов также создает новые возможности для мошенников, которые могут действовать в цифровой среде с минимальными для себя рисками. Обычно мошенники наблюдают за своей жертвой в течение некоторого времени и наносят удар именно в тот момент, когда она наиболее уязвима.

Рассмотрим основные схемы мошенничества и ответим на вопросы: как не потерять руль при управлении компанией «на удалёнке»? Кого изображают из себя мошенники и как они стремятся залезть в финансы вашей компании? И почему сейчас особенно важно правильно подбирать маршрут перевозки и ночные стоянки?

Схема 1. Плутания в «удалёнке»

Первую схему, которую хотелось бы изучить – это мошенничество с банковскими платежами. Данный тип построен на использовании кибератак, целью которых является перевод денег на банковский счёт, который принадлежит злоумышленникам. Такие «схемы» с платежами достаточно давно и широко распространены в мире и обычно осуществляются с использованием поддельных адресов электронной почты, практически полностью идентичных адресам настоящих компаний (подрядчиков или заказчиков), а также с использованием скопированных оригинальных подписей и брендинга.

И хотя большинству предприятий известно об этом типе мошенничества, в условиях удалённой работы риск подобных ошибок в бухгалтерии и несоблюдения установленных процедур возрастает в разы. Работающие на «удалёнке» компании частично теряют управление и контроль за внутренними процессами и взаимодействием между департаментами.

«В условиях удалённой работы риск ошибок в бухгалтерии и несоблюдения установленных процедур возрастает в разы»

К примеру, один из белорусских экспедиторов недавно чуть не перевёл неизвестным лицам почти 10,000 Евро, попавшись на описанную выше схему – мошенники, использовав «айдентику» (логотипы, подписи, контакты) одной из крупных морских линий и схожий электронный почтовый адрес, направили в его бухгалтерию электронное письмо о наличии долга и угрозы о приостановке транзита контейнеров по всему миру в случае неоплаты указанной суммы на реквизиты, указанные в письме.

Бухгалтерия уже практически провела платёж в системе, но усомнилась в том, что морская линия может использовать банковские реквизиты совершенно неизвестного банка в одном из офшоров. Проверка письма через менеджера, курировавшего отношения с данной линией, установила, что линия данное письмо не отправляла, но можно лишь догадываться, откуда у злоумышленников оказались столь точные данные о размере долга экспедитора перед линией и контакты бухгалтерии (скорее всего, за какое-то время до обозначенных событий база данных линии была взломана или украдена бывшими сотрудниками).

Следует помнить, что мошенники могут и обязательно будут оказывать сильное психологическое давление на менеджеров и финансистов компании, требуя сиюминутной оплаты счетов и угрожая немедленной приостановкой работы, разрывом отношений, судебными исками в случае неоплаты, негативными последствиями для рейтинга компании в будущем и так далее. Но это ни в коем случае не должно влиять на соблюдение компанией внутренних процедур по обеспечению безопасности любых денежных транзакций.

Схема 2. Срочные запросы от руководства

Этот вид мошенничества связан с электронной перепиской от лица руководителя компании. Бухгалтерия получает внутренний запрос с электронного адреса руководителя с требованием произвести платёж или перевести средства для текущей или новой бизнес-операции. Часто запрос на оплату помечается как срочный, чтобы бухгалтерия как можно скорее провела платёж без дополнительных проверок контрагента и его реквизитов.

Счёт, на который должны быть переведены деньги, разумеется, будет подставным, и деньги с него очень быстро спишут на другие банковские счета. К сожалению, отследить путь, по которому деньги пойдут дальше, чаще всего невозможно, поэтому не стоит рассчитывать на отмену операций и возврат средств в компанию.

Мы рекомендуем наладить в компании схему многоступенчатой авторизации платежей, подразумевающую в том числе согласование всех поступающих счетов внутри обособленной внутренней системы (базы данных), а не по электронной почте, доступ к которой мошенники могут получить очень легко.

Если платёж инициирован одним из руководителей, то после заведения бухгалтерией данных в систему именно этот руководитель обязан окончательно авторизовать платёж.

Схема 3. «Усы и хвост» клиента

В данной «классической» схеме мошенники изображают из себя грузополучателей. Они встречают водителя на подъезде к указанному адресу доставки и перенаправляют его на другой адрес (например, под предлогом того, что «на этом складе больше нет места, выгружаться будем на соседний»), где выгружают груз и забирают себе сразу же после того, как перевозчик покинет территорию.

В нынешней ситуации, когда целый ряд товаров не первой необходимости остаётся на продолжительное хранение, что приводит к переполнению складов, складской оператор действительно может перенаправить груз на другой пункт хранения. Именно поэтому в эти дни мошенническая схема с переадресацией груза выглядит весьма достоверно. Чтобы не стать её жертвой, необходимо заранее обговорить подобное развитие событий со всеми участниками цепочки поставки и дополнительно инструктировать водителей.

Риск можно снизить, договорившись в рамках договора и заявки о способах идентификации представителей компании и используя для переговоров безопасные каналы связи. Например, отправляя информацию по электронной почте, можно делать контрольный звонок менеджеру, чтобы он подтвердил получение. Особенно важно иметь актуальную информацию о времени работы клиентов или получателей груза и быть с ними на постоянной связи.

«Необходимо заранее обговорить подобное развитие событий со всеми участниками цепочки поставки»

Альтернативой описанной выше схемы является переадресация груза на другой склад одним из участников цепочки поставки – например, нанятым транспортной компанией субэкспедитором, имеющим прямой выход на перевозчика и указывающим последнему выгрузиться на другом складе или даже в другом городе. Формально перевозчик не может отказать своему прямому заказчику и обычно поступает именно так, как того хотят мошенники, при этом сложно обвинить перевозчика в каком-либо соучастии – он просто выполняет инструкции.

Поэтому в нынешних условиях очень важно минимизировать работу с длинной цепочкой субподрядчиков и запретить своему пулу проверенных транспортных операторов нанимать другие компании и передавать им заказы. Разумным решением может быть установление в договоре и заявке коммерческого штрафа за передачу перевозки в несогласованный субподряд в размере нескольких ставок фрахта.

Схема 4. Сон в обнимку с грузом

Задержки грузов в портах могут в ближайшее время привести к резкому увеличению объемов транспортировки внутренними рейсами. Это повлечет за собой рост нагрузки на водителей, связанных с региональными портами, и на местную инфраструктуру (например, охраняемые или даже обычные стоянки для грузовиков).

В странах, где в настоящий момент введены ограничения в связи с карантином, некоторые стоянки в принципе могут быть закрыты, что создаёт ещё больше сложностей для водителей, которые заранее планируют маршрут и остановки. В итоге водители паркуются на небезопасных и неохраняемых территориях или не соблюдают режим труда и отдыха, в том числе в нарушении установленных договором требований заказчика.

Это может негативно сказаться на дальнейшем рассмотрении споров и привести, например, к снятию весовых ограничений ответственности, установленных международными конвенциями. Во избежание указанных проблем следует внимательно отнестись к вопросу перестраивания логистики и соблюдений требований заказчиков в плане выбора стоянок и маршрутов перевозок, а также быть в постоянном контакте с перевозчиком и контролировать его решения.

«Водители паркуются на небезопасных и неохраняемых территориях или не соблюдают режим труда и отдыха»

К сожалению, из-за роста спроса на альтернативные варианты перевозок недобросовестным операторам легче включиться в логистическую цепочку. Они берут заказы, с которыми не справляются проверенные операторы из-за пика нагрузок, поэтому ни в коем случае нельзя снижать свои требования к проверке контрагентов.

Также стоит обратить внимание, что изменились категории товаров, которые подвержены высокому риску краж. Безусловно, мошенников по-прежнему интересуют продукты питания, напитки и электроника, но главной их целью становятся товары, на которые в условиях пандемии отмечается повышенный спрос.

В первую очередь, к ним относятся средства индивидуальной защиты и другие товары первой необходимости, спрос на которые превышает предложение. Также стоит признать, что чем дольше мы будем испытывать ограничения, связанные с карантином, тем выше будет нагрузка на экономику, что в конечном итоге будет провоцировать рост мелких и средних краж на фоне растущей нехватки средств у населения.

Будьте бдительны

Следует учесть, что мы привели лишь основные схемы мошенничества, использование которых либо уже существенно возросло, либо возрастёт в самом ближайшем будущем. ТТ Клуб настоятельно призывает коллег из логистической отрасли строго придерживаться утверждённых стандартов работы и методов обеспечения безопасности и кибербезопасности. Неоспоримым фактом является то, что сегодня соблюдение норм «бизнес-гигиены» имеет не меньшее значение, чем забота о собственном здоровье.


Тэги: коронавирус, TT Club, страхование грузов, мошенничество, кража грузов, перевозки, Панди Транс, Александр Петренко
15.05.2020

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх