Какого Цельсия?! Да нет же – Фаренгейта!

О том, почему инструкции по перевозке «скоропорта» нужно составлять с оглядкой на неучей

Александр Петренко Александр Петренко
Компания «Панди Транс»
Перегрин Сторрс-Фокс Перегрин Сторрс-Фокс
Компания TT Club Mutual Insurance Ltd



Перевозка «скоропорта» − это, пожалуй, одно из самых сложных направлений доставки. Многие риски перевозки скоропортящихся товаров связаны с особым температурным режимом транспортировки, процессом правильной упаковки и подготовки такого груза к перевозке. А значит и использованием специализированного оборудования и подвижного состава. При этом стоит учесть, что, как следует из исследования TT Club (LR. по данным Circle Research от 2018 года, компания страхует 80% мирового контейнерного парка), в настоящий момент 75% грузов, требующих температурного контроля, перевозится именно контейнерами и рефрижераторами.

На основании анализа страховых случаев, риск-менеджеры TT Club выяснили, что большинство убытков при транспортировке скоропортящихся товаров наступает в связи с:

  • 1. Путаницей в единицах измерения температуры: по Цельсию или по Фаренгейту.

  • 2. Ошибками при указании температурных требований к перевозке (например, вместо плюсовой температуры по ошибке в заявке была указана минусовая).

  • 3. Отсутствием у перевозчика необходимого оборудования по отслеживанию и контролю температуры груза во время перевозки, а также сбоями в работе такого оборудования.

Неизбежным следствием таких ошибок становятся убытки, которые могут достигать сотен тысяч и даже миллионов долларов, включая расходы на утилизацию. В статье мы не только опишем кейсы из практики TT Club, но и объясним, почему инструкции по транспортировке «скоропорта» нужно составлять так, чтобы даже трехлетний ребенок разобрался, а рефконтейнер нужно не только осмотреть, но и «обнюхать» перед погрузкой.

Правила «первой свежести»: осматривай, обнюхивай, перепроверяй


«Нередко к огромным материальным потерям приводят простейшие ошибки. Всем известно, что особенно строгие требования выдвигаются к транспортировке продуктов питания и напитков, ведь даже малейшее нарушение температурного режима может привести к отказу от всего груза, который в итоге может быть признан непригодным для дальнейшего использования. И как видно из примеров ниже – совершенно обоснованно.

Например, получив доставленную перевозчиком из порта партию импортного концентрата газированного напитка, получатель был неприятно удивлен, так как вся партия груза стоимостью $1 500 000 оказалась заморожена. Заказчик, естественно, отказался принимать испорченный товар. Как позже выяснилось, инцидент произошел по вине припортового терминала и морской линии, агент которой неправильно передал указание относительно температурного режима. В документах вместо «keep off frozen» (LR. «не замораживать») было указано «keep frozen» (LR. «хранить в замороженном виде»).

Бывают случаи, когда причиной порчи груза становится банальная халатность и формальное отношение к своим обязанностям и правилам транспортировки. В том числе и со стороны грузоотправителя, как это не парадоксально.

 Например, перевозчик-индивидуальный предприниматель предоставил для погрузки не рефрижераторный прицеп, а обычный изотерм с «муляжом» рефустановки. При этом грузоотправитель даже не посчитал нужным проверить температуру в рефприцепе перед погрузкой. В итоге замороженные овощи стоимостью €60 000 в пути полностью оттаяли и на выгрузке в буквальном смысле слова «вытекли» рекой к ногам получателя.

Нельзя также недооценивать вклад водителей-дальнобойщиков, которые не перестают удивлять работодателей своими «ноу-хау», приводящими к очередным убыткам транспортной компании.

 Например, во время очередного рейса водитель остановился на ночную стоянку, чтобы отдохнуть и хорошенько выспаться. Но сон никак не шел, потому что очень громко работала рефустановка, охлаждающая до нужной температуры следовавший в Москву груз норвежского лосося стоимостью €120 000. Водитель, недолго думая, отключил рефустановку, чтобы наконец-то насладиться тишиной и поспать. Однако такое интересное решение не особо впечатлило получателя груза, который на следующий день отказался принять лосось «с душком» и вскоре направил перевозчику претензию на возмещение всей стоимости груза.


Согласно правилам Международной морской организации (LR. IMO) и Европейской экономической комиссии ООН (LR. UNECE), грузоотправитель несет ответственность за составление предельно ясных инструкций по транспортировке груза. Эта ответственность может быть возложена и на компанию, оказывающую логистические услуги. Чаще всего это делается, когда речь идет о предоставлении полного спектра транспортных услуг. Однако вне зависимости от обстоятельств, логистическая компания должна сделать все возможное, чтобы получить исчерпывающую информацию от грузоотправителя о всех инструкциях и требованиях. А контракты, в которых указывается данная информация, должны всегда тщательно проверяться и перепроверяться. Особенно при пролонгации.

Например, часто грузоотправитель обязан указать конкретную температуру груза, которую необходимо поддерживаться на протяжении всего пути следования. Для менее чувствительных грузов может быть указан диапазон приемлемых температур. В любом случае, правила транспортировки должны быть точными, предельно ясными. Правила нужно донести до всех лиц, ответственных за доставку.


«Перед погрузкой не поленитесь заглянуть в рефконтейнер, чтобы убедиться в исправности внутренних вентиляционных отверстий»


Кроме того, необходимо учитывать региональную специфику метрических систем. Так, шкала температур в градусах Цельсия широко используется по всему миру. Но в некоторых странах (например, в США) или в отдельных компаниях в документах порой фигурирует шкала Фаренгейта. И вот здесь может возникнуть путаница, так как при 0°C транспортируют охлажденные продукты, а при 0°F – замороженные. Поэтому еще раз повторимся, сообщение правильных сведений ответственным сторонам является ключевым фактором, который поможет избежать потенциальных убытков.

Еще один важный момент – проверка исправности рефконтейнера. Данное оборудование требует регулярной проверки, причем особенно тщательной непосредственно перед погрузкой. Например, на предмет повреждения внутренних вентиляционных отверстий, которое часто происходит вследствие халатной погрузки предыдущего груза. Помимо этого, крайне важно проводить регулярные проверки электронного оборудования, получающего информацию о температурном режиме. Ведь в случае неисправности блока электронного управления, удаленно отследить условия транспортировки груза будет невозможно.

Минута градус бережет


Не менее важную роль играют проверка груза и оборудования, а также правильная упаковка. Лицо, оперирующее контейнерным оборудованием, несет ответственность за его сохранность и нормальную работу, чистоту и отсутствие запахов. Отправитель или его представитель (склад) также должны убедиться в чистоте рефконтейнера. Груз нужно равномерно распределить так, чтобы воздух свободно циркулировал между палетами. И самое главное: груз должен быть заблаговременно охлажден до необходимой температуры.

«Груз нужно равномерно распределить так, чтобы воздух свободно циркулировал между палетами»



Если что-то идет не так при транспортировке чувствительных к температуре грузов, каждая минута на вес золота. Например, ранний выезд эксперта для установления проблем с грузом может помочь спасти груз хотя бы частично, так как его либо сможет принять грузополучатель, либо этот груз можно будет реализовать на срочном аукционе. Сегодня на рынке есть специализированные компании, которые предоставляют услуги экстренного микробиологического анализа пострадавшего груза. Данный анализ позволяет определить безопасность дальнейшей поставки груза в пищевую цепочку.

Мы считаем, что избежать убытков при транспортировке скоропортящихся товаров можно и нужно. Для этого TT Club рекомендует транспортным компаниям использовать представленный ниже чек-лист из 12 пунктов, разработанный в сотрудничестве с UK P&I Club (LR. страховщик ответственности морских линий).

Итак, перед отправкой «скоропорта» необходимо проверить:

  • 1. Правильно ли идентифицирован/оценен груз, который будет вами перевозиться.

  • 2. Имеются ли какие-либо особые требования к транспортировке данного груза.

  • 3. Были ли получены четкие инструкции касательно требований к перевозке.

  • 4. Соответствует ли выбранное вами перевозочное средство требованиям перевозки.

  • 5. Была ли проведена надлежащая проверка перевозочного средства перед отправкой.

  • 6. Свободно ли перевозочное средство от любых остатков/следов предыдущих грузов, находится ли оно в чистоте.

  • 7. Был ли груз упакован надлежащим образом.

  • 8. Был ли груз предварительно охлажден до нужной температуры.

  • 9. Соответствуют ли установленные показатели температуры, вентиляции, влажности и газового состава среды (если требуется) перевозочного средства указанным в условиях перевозки параметрам.

  • 10. Был ли груз упакован и закреплен надлежащим образом внутри перевозочного средства.

  • 11. Было ли перевозочное средство опечатано перед началом перевозки.

  • 12. Был ли все полученные инструкции донесены в полном объеме до всех участников цепочки поставки.

Более подробную информацию о том, как избежать убытков, связанных странспортировкой охлажденных и замороженных грузов, а также практические рекомендации вы сможете найти в руководстве по перевозкам мультитемпературных грузов Stoploss (LR: на английском языке), выпущенном в сотрудничестве UK P&I Club, TT Club, а также экспертов, работающих в сфере специализированной торговли и технически сложного контейнерного оборудования.


Тэги: температурные грузы, рефперевозки, контейнерные перевозки, скоропортящиеся грузы, нарушения, Панди Транс, TT Club
19.06.2019

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Личные трудности Лучшие люди Опыт в помощь Оценка Логизорро Раскопки Складская логистика Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх