«Химические» грузы – странный предмет: в одной стране они опасны, а в другой – нет
О чудесах классификации до и после пересечения госграницы, юридической путанице и суровом бремени материальной ответственности грузоотправителейЛогистика опасных грузов – это целый комплекс норм, правил и требований по упаковке и документации, маркировке, классификации, погрузке, выгрузке и перевозке… При этом единого документа, регулирующего доставку так называемых ADR грузов всеми видами транспорта, в России не существует. Вместо этого действует большое количество разнообразных нормативных актов, инструкций и правил, которые ко всему прочему еще и не всегда «стыкуются» не только с международными нормами, но и друг с другом. Например, из-за разночтений в классификации один и тот же груз может быть и опасным, и безопасным. Все зависит от того, по территории какой страны он перевозится. Мистика? Нет, коллизия! Разобраться в ней «Логирусу» помогла начальник отдела логистики и управления заказами одного из крупнейших химических концернов Мария Исакова, которая не первый год руководит процессами снабжения химсырьем российских предприятий.
Мария Исакова
Вначале определимся с терминами
Опасные грузы (ОГ) – вещества или изделия от которых может исходить опасность в связи с их перевозкой. Классификация ОГ – классы опасности 1-9, классификация по видам опасных веществ, а не по степени опасности.Опасные вещества - воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные вещества и вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды, перечисленные в приложении 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97.
Классифицирован и особо опасен
На данный момент список опасных грузов по версии ООН включает в себя около 3 500 наименований. В соответствии с ГОСТ Р 57478-2017 «Грузы опасные. Классификация» они подразделяются на девять классов.
Класс |
Подкласс |
Наименование подкласса |
Класс 1 «Взрывчатые вещества и изделия» | 1.1 | Вещества и изделия, характеризующиеся опасностью взрыва массой |
1.2 | Вещества и изделия, характеризующиеся опасностью разбрасывания, но не создающие опасность взрыва массой | |
1.3 | Вещества и изделия, характеризующиеся опасностью загорания, а также либо незначительной опасностью взрыва, либо незначительной опасностью разбрасывания, либо тем и другим, но не характеризующиеся опасностью взрыва массой | |
1.4 | Вещества и изделия, не представляющие значительной опасности | |
1.5 | Вещества очень низкой чувствительности, характеризующиеся опасностью взрыва массой | |
1.6 | Изделия чрезвычайно низкой чувствительности, не характеризующиеся опасностью взрыва массой | |
Класс 2 «Газы» | 2.1 | Воспламеняющиеся газы |
2.2 | Невоспламеняющиеся нетоксичные газы | |
2.3 | Токсичные газы | |
Класс 3 «Легковоспламеняющиеся жидкости» | На подклассы не подразделяется | |
Класс 4 | 4.1 | Легковоспламеняющиеся твердые вещества |
4.2 | Вещества, способные к самовозгоранию | |
4.3 | Вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой | |
Класс 5 | 5.1 | Окисляющие вещества |
5.2 | Органические пероксиды | |
Класс 6 | 6.1 | Токсичные вещества |
6.2 | Инфекционные вещества | |
Класс 7 «Радиоактивные материалы» | На подклассы не подразделяется | |
Класс 8 «Коррозионные (едкие) вещества» | На подклассы не подразделяется | |
Класс 9 «Прочие опасные вещества» | На подклассы не подразделяется |
В то время как ДОПОГ (Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов) предусматривает 13 классов опасности.
Номер класса/ подкласса | Наименование класса опасных грузов |
1 | Взрывчатые вещества и изделия |
2 | Газы |
3 | Легковоспламеняющиеся жидкости |
4.1 | Легковоспламеняющиеся твёрдые вещества, самореактивные вещества, полимеризирующиеся вещества и твердые десенсибилизированные взрывчатые вещества |
4.2 | Вещества, способные к самовозгоранию |
4.3 | Вещества, выделяющие легковоспламенияющиеся газы при соприкосновении с водой |
5.1 | Окисляющие вещества |
5.2 | Органические пероксиды |
6.1 | Токсичные вещества |
6.2 | Инфекционные вещества |
7 | Радиоактивные материалы |
8 | Коррозионные вещества |
9 | Прочие опасные вещества и изделия |
Помимо соответствующего класса и подкласса, ADR грузам присваивается уникальный четырехзначный код ООН или UN-идентификатор. В диапазоне от UN0001 до UN3500 они назначаются экспертами Комитета ООН по перевозке опасных грузов, а публикуются они в Приложении А к ДОПОГ. С их помощью можно узнать способы маркировки и упаковки, порядок размещения знаков опасности на транспортных средствах и контейнерах, положения по транспортировке и погрузочно-разгрузочным работам, степень и тип представляемой опасности, и класс вещества.
Помимо соответствующего класса и подкласса, ADR грузам присваивается уникальный четырехзначный код ООН или UN-идентификатор. В диапазоне от UN0001 до UN3500 они назначаются экспертами Комитета ООН по перевозке опасных грузов, а публикуются они в Приложении А к ДОПОГ. С их помощью можно узнать способы маркировки и упаковки, порядок размещения знаков опасности на транспортных средствах и контейнерах, положения по транспортировке и погрузочно-разгрузочным работам, степень и тип представляемой опасности, и класс вещества.
Юридическое двоевластие
Путаница заключается в том, что оба документа являются действующими и имеют юридическую силу на территории РФ. Компании же, которые разрабатывают паспорта безопасности, по словам Марии Исаковой, зачастую оперируют ГОСТом. В то время как Правила дорожного движения ссылаются на положения ДОПОГ.– Мы столкнулись с тем, что один из продуктов, выпускаемых нашим заводом, по ГОСТу являлся опасным грузом, а по ДОПОГу – нет. Пришлось серьезно погрузиться в изучение законодательной базы и судебной практики. Окончательное решение принимали на основании последней, – поделилась опытом эксперт.
А судебная практика такова, что при вынесении решения суд опирается на Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов. Поэтому собеседница «Логируса» рекомендует придерживаться именно его. В случае же нарушения правил транспортировки, юридическим лицам в соответствии со статьей 12.21.2 «Нарушение правил перевозки опасных грузов» КоАП РФ грозит штраф в размере от 400 000 до 500 000 рублей.
Особую осторожность при перевозке ADR грузов необходимо проявлять в преддверии и во время проведения Чемпионата мира по футболу. Несмотря на то, что по наземной транспортировке особых ограничений введено не было, контроль несомненно будет усилен, предостерегает эксперт.
– Оказалось не все так страшно. На самом деле мы думали, что все будет намного хуже. По наземной перевозке особых ограничений нет. Единственная претензия к организации. В одних областях еще в декабре опубликовали информацию о том, куда обращаться за разрешением на перевозку, а в других – только в мае, – отметила Мария Исакова.
«Химия» по ту сторону от границы
Еще острее проблема классификации встает в том случае, если «химию» необходимо транспортировать за пределы Таможенного союза. В отсутствие единой наднациональной системы, приходится знать и учитывать особенности законодательства страны грузополучателя.– В российском законодательстве есть четыре класса опасности вещества, а в Японии – три (см. таблицу ниже) и процедура уведомления перед выходом на рынок. Соответственно, при планировании каких-либо логистических операций, например, хранения опасного вещества, мы не сможем просто взять информацию от японского производителя о классе опасности и перенести ее на российскую почву, – пояснила Мария Исакова.
Классификация опасных грузов в Японии
- Класс 1 - определенные химические вещества (низкая способность к разложению микроорганизмами, высокое биоаккумулирование, риск для здоровья человека)
- Класс 2 - определенные химические вещества (низкая способность к разложению микроорганизмами и биоаккумулирование, риск для здоровья человека и загрязнение окружающей среды в обширных областях)
- Класс 3 - установленные вещества (низкая способность к разложению микроорганизмами и биоаккумулирование, подозрение риска для здоровья человека)
Подобные «несостыковки» необходимо выявлять на стадии подготовки партии к отправке и для этого лучше запастись временем. Гораздо большим, нежели для перевозки обычного генерального груза. Также нужно быть готовым к тому, что после пересечения границы, товар потребует дополнительной маркировки или иных манипуляций.
Помимо законодательных нюансов, классификация может разниться из-за использования производителями различных источников информации. Так, в России преимущественно используются справочные данные, ГОСТ Р 57478-2017 «Грузы опасные. Классификация», вступивший в силу с 1 марта 2018 года, и ДОПОГ (Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов). Главная причина – экономия, так как проведение стендовых испытаний удовольствие, которое могут себе позволить не все.
За рубежом крупные компании чаще используют данные, полученные самостоятельно. Отсюда и парадоксы, когда одно и то же химическое вещество может быть одновременно и опасным, и безопасным.
– Если речь идет о ввозе опасных грузов из-за границы, то здесь важно, кто является отправителем. Если зарубежный партнер придерживается ДОПОГа, формально с юридической точки зрения никаких претензий быть не должно. Если же отправителем груза является российская компания, классифицировавшая груз на основании собственных испытаний, грузополучатель ответственности за это нести не будет. Так как он использует документацию, упаковку и маркировку продавца, ответственность лежит на продавце, – подчеркнула Мария Исакова.
Старые инструкции на новый лад
После того как опасный груз прибыл на территорию грузополучателя, тот начинает нести за него всю полноту ответственности. Поэтому важно правильно провести акт приемки.– Некоторые зарубежные поставщики не всегда наносят необходимые знаки опасности на упаковку поставляемого сырья, – с сожалением констатировала собеседница «Логируса». – У нас это перепроверяет кладовщик. В случае необходимости он самостоятельно маркирует недостающими пиктограммами опасности химсырье.
Маркировка опасных грузов
Пиктограммы опасности
Типового документа, который бы определял последовательность действий при приемке, нет. Поэтому Мария Исакова разработала собственный чек-лист. За основу были взяты Инструкции П-6 и П-7, утвержденные постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР в 1965 и 1966 годах соответственно. При этом важно помнить, что «их использование возможно лишь в части непротиворечия Гражданскому кодексу РФ», добавляет эксперт. Поэтому инструкции пришлось подвергнуть серьезной доработке для разнесения рисков, а также включения производственной специфики.
- проверку сохранности груза при транспортировке: состояние вагона, иных транспортных средств или контейнера, наличие маркировки груза, а также исправность тары.
- проверку соответствия наименования груза и транспортной маркировки на нем данным, указанным в транспортном документе.
- проверку соблюдения установленных правил перевозки, обеспечивающих предохранение груза от повреждения и порчи (укладка груза, температурный режим, льдоснабжение и др.), сроки доставки, а также осмотр груза.
- проверку веса брутто и количества мест, а также при необходимости проверяющий может потребовать вскрытия тары и проверки веса нетто и количества товарных единиц в каждом месте.
Кроме того, зоны подбора сырья на заводе оборудованы допзнаками – большими табличками с дублирующей предупредительной маркировкой для каждого вида «химии». Подобные меры обязательными не являются. Это скорее способ перестраховки, так как «рабочие не всегда внимательны и могут не обратить внимания на пиктограммы опасности», пояснила Мария Исакова.
Скажи мне, кто твой сосед на складе, и я скажу, кто ты
Следующий этап – хранение. При этом требования к складам с точки зрения Ростехнадзора и пожарных правил очень жесткие. В основном они касаются конструкции самого сооружения, а также противопожарного оборудования, в том числе системам пожаротушения."ПОТ Р М-004-97. Межотраслевые правила по охране труда при использовании химических веществ" (утв. Постановлением Минтруда РФ от 17.09.1997 N 44)
Правила совместного хранения опасных веществ и материалов регулируются отдельными нормативно-правовыми актами – ГОСТами и требованиями к охране труда. При этом Мария Исакова особо подчеркивает, то, что можно перевозить в одном кузове, не всегда можно вместе хранить.
– Ведь при транспортировке мы перевозим товары в определенной упаковке, которая предусматривает защиту того или иного вещества от взаимодействия с окружающей средой и с другими грузами, которые находятся в транспортном средстве. А когда речь идет о хранении, особенно в производственной зоне, то здесь упаковка бывает нарушена. Соответственно на передний план выходят иные требования, – пояснила эксперт.
03.07.2018
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
«Закодированный склад»: от учета коробами к поштучной маркировке
Как подготовиться к новым требованиям маркировки, сколько это может занять времени и что будет с теми, кто не уложится в отведенные государством сроки -
Логистика с Афганистаном: грузы под охраной, «черный рынок» платежей и таможня из 90-х
О том, на каких условиях местные племена пропускают иностранные фуры и как вести переговоры с вооруженными до зубов афганцами -
Реестр для экспедиторов: похоронный марш или будущий гимн?
О том, какая судьба уготована компаниям «без активов», какие требования законопроекта трудновыполнимы и как бизнес предлагает их скорректировать -
Кофейная логистика: 1001 приключение на пути зерна
Об африканских мошенниках, угрозах пустить на удобрение, плаванье в мешке и других историях, в которые приходится влипать кофе на пути от плантации до чашки -
Хартии и реестры: обеление через «кипячение»
Кто и как пытался «отбелить» рынок внутрироссийских перевозок, что из этого вышло и какие ошибки не стоит повторять при создании новых реестров