Грузоподъемным въезд запрещен
«Ситилинк» о том, как обойти столичные ограничения, которые не на любом грузовике объедешь
Руслан Фахртдинов −директор дивизиона «Москва» по транспортной логистике «Ситилинк» |
«Приветствую, коллеги. Меня зовут Руслан Фахртдинов. Я отвечаю за логистику в московском дивизионе электронного дискаунтера «Ситилинк». Работаю в компании 1,5 года, а в логистической отрасли уже более 10 лет.
Общая выручка «Ситилинка» по итогам 2018 года увеличилась на 29% – до 77,4 млрд рублей. Оборот структурных подразделений, отвечающих за развитие в Центральном федеральном округе, вырос на 28%. А общее число заказов составило 350 000, что в 3,5 раза превысило значение 2017 года.
Количественный и качественный рост компании напрямую зависит от эффективной логистики. В Москве ее приходится выстраивать с оглядкой на ограничения на передвижение грузового транспорта. На данный момент их два. Первое, в дневное время движение по территории Москвы, ограниченное третьим транспортным кольцом, автотранспорту грузоподъемностью более 1 тонны запрещено. Второе, в столице предусмотрено деление улиц на две зоны: грузовой каркас и жилая застройка. О том, как «окольцевать» столицу и доставить цифровые заказы вовремя, я вам и расскажу. А теперь по порядку.
Решение 1. Забег по третьему транспортному
Под данное ограничение, в первую очередь, потребовалось адаптировать грузовой автопарк. Но, так как транспорт мы обновляем довольно часто, один раз в 2−3 года, это не стало существенной проблемой. В настоящий момент в нашем распоряжении порядка 60 автомобилей марок Lada Largus, Volkswagen Caddy, Citroën Berlingo и тому подобных. Это небольшие маневренные машины, хорошо подходящие для доставки на «последней миле» в городских условиях. Они позволяют нам делать порядка 98 − 99% доставок в годовом разрезе. В высокий сезон компания привлекает к перевозкам своих партнеров. Мы заранее знаем объемы продаж и готовимся к ним.
Во-вторых, пришлось перестроить логистические схемы. В частности, весь объем заказов поделили на три категории:
- • Маленькие заказы объемом до 0,03 м3 и массой до 2 кг доставляем пешими курьерами.
- • Вторая категория – средние заказы объемом от 0,03 м3 до 0,2 м3 и массой от 2 до 30 кг перевозим на автомобилях малого класса Lada Largus.
- • И третья – это крупногабаритные заказы объемом свыше 0,2 м3 или 30 кг, они транспортируются малотоннажными ГАЗель NEXT.
В рамках оптимизации логистической схемы все маленькие заказы мы отдаем пешим курьерам. Ежедневно отслеживаем аналитический показатель, который демонстрирует сколько процентов маленьких заказов доставили посыльные. Наша цель – достигнуть 95%.
Решение 2. Удержаться на грузовом каркасе
Как мы знаем, в жилых зонах движение грузовиков с разрешенной максимальной массой более 2,5 тонн допускается только для обслуживания предприятий, торговых точек или жителей внутри района при наличии у водителя подтверждающих документов.
К ним относят:
- – водительское удостоверение на право управления автомобилем соответствующей категории;
- – регистрационные документы на транспортное средство;
- – страховой полис;
- – путевой лист;
- – документы на перевозимый груз.
При этом съезжать и возвращаться на «грузовой каркас» необходимо с ближайшего к месту назначения перекрестка. Санкция за несоблюдение вышеперечисленных требований – штраф в размере 5 000 рублей.
По недавно озвученной первым заместителем руководителя Центра организации дорожного движения Ансаром Арифулиным информации, с 1 декабря действие «грузового каркаса» распространяется на 92 улицы в Юго-Восточном административном округе Москвы.
Эффективно работать при доставке «последней мили» в условиях «грузовых каркасов» нам также помогло обновление парка по нижней планке грузоподъемности. А в жилой зоне продолжили наращивать объем доставок заказов пешими курьерами.
Решение 3. Не попасть в затор
В это время количество транспорта на дорогах резко увеличивается: многие приезжают в столицу за предпраздничными покупками или развозят подарки на автомобилях. Пик загруженности приходится на 24 − 28 декабря. В эти дни водитель в среднем простаивает в пробке от 1 до 4 часов за смену.
При этом для каждого района Москвы даты, когда пробки вырастают, выпадают на разные месяцы. Согласно данным сервиса «Яндекс. Пробки», внутри Садового кольца – это май, июнь, июль; между ТТК и Садовым кольцом – апрель, май, июнь, октябрь; между МКАДом и ТТК – сентябрь, октябрь, январь, март апрель.
В эти периоды максимальное количество доставок отдается пешим курьерам. Помимо этого, мы в крайних случаях снижаем норму доставки заказов на 5 − 10%, чтобы сохранить качество сервиса. На данный момент у нас порядка 30 собственных курьеров в штате. В зависимости от сезона, их количество варьируется. Работают они либо два дня через два, либо стандартную пятидневку. За последние полтора года мы увеличили долю заказов, доставляемых пешими курьерами, с 10% до 25%. И планируем эту цифру наращивать до 30%.
На это есть две причины. Во-первых, пешие курьеры позволяют поддерживать высокий уровень сервиса для наших клиентов при меньшей себестоимости доставки одного заказа. Так как при данном способе доставки компания освобождена от таких издержек, как покупка, страхование и техническое обслуживание транспорта, оплата парковок. А во-вторых, благодаря пешим курьерам, мы свободнее чувствуем себя в тех районах, где припарковаться или вообще невозможно, или проблематично.
Резюме: автомобиль – не панацея
В заключении хотел бы дать пару советов коллегам, которые организуют доставку на «последней миле» в непростых условиях большого города:1. Всегда считайте свои расходы и доходы по части доставки, чтобы понимать, какой из логистических ресурсов какие издержки приносит. Без этого принять качественные решения невозможно.
2. Для контроля всех важных показателей требуется хорошая аналитическая система. Её важно правильно настроить, включить в неё все необходимые показатели и корректировать систему при изменениях условий или процессов.
3. Используйте весь инструментарий. Не ограничивайтесь одним логистическим ресурсом – автомобиль. Пробуйте и курьеров, и курьеров на самокатах… Как появляется новый способ инструмент – анализируйте свою модель доставки. Возможно, ее пора обновить. Например, если случиться так, что использовать беспилотные автомобили, квадрокоптеры или дроны станет экономически выгодно, мы будем использовать и их.
4. Считая деньги, учитывайте качество. Рынок сильно изменился. Клиенты ожидают не просто доставку, а удобную, с применением интервального окна. При этом курьер должен быть в чистой красивой корпоративной форме на новом брендированном автомобиле. Это уже норма для рынка.
5. Чтобы правильно реагировать на изменения, будьте экспертом рынка. Ведь никакие новшества не вводятся спонтанно, они планируются заранее. Поэтому к ним всегда можно подготовиться заранее. Для этого посещайте отраслевые конференции, общайтесь с коллегами и активнее участвуйте в различных профессиональных сообществах.
Тэги: Ситилинк, последняя миля, доставка заказов, курьеры, ограничения для грузового транспорта
26.11.2019
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
«Закодированный склад»: от учета коробами к поштучной маркировке
Как подготовиться к новым требованиям маркировки, сколько это может занять времени и что будет с теми, кто не уложится в отведенные государством сроки -
Логистика с Афганистаном: грузы под охраной, «черный рынок» платежей и таможня из 90-х
О том, на каких условиях местные племена пропускают иностранные фуры и как вести переговоры с вооруженными до зубов афганцами -
Реестр для экспедиторов: похоронный марш или будущий гимн?
О том, какая судьба уготована компаниям «без активов», какие требования законопроекта трудновыполнимы и как бизнес предлагает их скорректировать -
Кофейная логистика: 1001 приключение на пути зерна
Об африканских мошенниках, угрозах пустить на удобрение, плаванье в мешке и других историях, в которые приходится влипать кофе на пути от плантации до чашки -
Хартии и реестры: обеление через «кипячение»
Кто и как пытался «отбелить» рынок внутрироссийских перевозок, что из этого вышло и какие ошибки не стоит повторять при создании новых реестров