Гонщики и все, что прицепом
О том, какие грузовые квесты приходится преодолевать автоспортсменам, чтобы добраться до места проведения соревнований
Андрей Севастьянов мастер спорта, руководитель команды B-Tuning |
«Приветствую, коллеги. Меня зовут Севастьянов Андрей. Практически вся моя жизнь связана с автомобилями, автоспортом и дорогой. Об этом и расскажу, поведав вам о важном этапе гоночного закулисья – логистике.
Команду B-Tuning я начал создавать в 1998 году. Хотя, конечно, чтобы набраться опыта, работал в разных проектах и с другими командами. Наша основная специализация – кольцевые гонки как в России, так и за рубежом. Из недавних командных достижений: в 2017 году пилот Денис Булатов, при нашей технической поддержке и на автомобиле команды, стал чемпионом России по кольцевым гонкам в классе «Туринг Лайт» Российской Серии Кольцевых Гонок.
Лично участвовал в международных соревнованиях. Занимал призовое место на трассе Nürburgring. Два раза проехал ралли-марафон «Дакар», когда тот проводился еще на африканском континенте и финишировал в столице Сенегала. Там впервые увидел, что такое «большая гоночная логистика», от организации которой в буквальном смысле слова зависит итоговое место на финише соревнования. Ведь если машина поломается в пустыне, а вы забыли с собой привести необходимые для сервиса запчасти, за ними придется лететь самолетом или сходить с дистанции.
Первую поездку на дальнее расстояние организовал в 1991 году. Но только и сервисного оборудования тогда было меньше, и техники. С тех пор, наш передвижной лагерь сильно вырос в размерах. Прогресс не стоит на месте, появились современные гоночные автомобили, которые требуют большего внимания к настройкам, а также открылись новые трассы. Переезды стали более длительными.
Помню один забавный случай на таможне. В 2012 году мы возвращались с соревнований в Германии и нас никак не хотели пропускать через границу. В пункте пропуска «Козловичи» мы тогда сутки провели несмотря на то, что с точки зрения оформления документов все было в полном порядке.
Однако, таможенники – люди, работающие «в потоке». А потому мыслить они предпочитают шаблонно: «Если едут туда, то туристы, если обратно – то везут коммерческий груз!».
Руководствуясь этой логикой и увидев у нас в фургонах много новых запчастей, инспекторы намеревались отправить нас на «таможенную очистку». Ведь мы с собой на соревнования на всякий случай возим ассортимент небольшой автомастерской: и амортизаторы, и фары, и радиаторы, и свечи зажигания, и фильтры, и тормозные колодки, что вполне логично. А вдруг, что-то в пути поломается. Вот инспекторы и подумали: «Торгаш какой-то набрал товаров и пытается их через границу бесплатно провести!». Финал этой истории расскажу чуть позже, а пока вернусь к сути.
На данный момент мы используем шесть грузовиков для доставки команды в зону проведения соревнований. В основном это 18-тонники Man и Volvo. Естественно, много и других прекрасных производителей, но под наши задачи – это оптимальный выбор. Мы выбираем автомобили, у которых больше топливный бак, чтобы реже останавливаться, а также прицепы, которые могут ездить продолжительное время без какого-то глобального ремонта. Главное правило: на технике и запчастях никогда не экономить.
Фурами мы перевозим все, что нам нужно для соревнований. Вплоть до мини-кухонь и велосипедов. Последние нужны для того, чтобы гонщик мог, не спеша, проехать по трассе, изучить ее, лучше познакомиться с покрытием трассы перед заездом. Перевозку осуществляем в основном собственными силами. Транспортные компании привлекаем крайне редко. Так как для нас крайне важна сохранность оборудования в процессе доставки. Например, тенты для палаток при неправильной транспортировке могут порваться или запачкаться. Этого никак нельзя допустить, так как чистая красивая палатка – вопрос внешнего вида всей команды, ее имиджа. Ведь спонсоры и партнеры появляются только у тех, кто выглядит достойно. Поэтому к процессу погрузки мы очень трепетно относимся. Грузовики оборудованием никогда не набиваем «до отказа». Лучше задействовать большее количество транспортных средств, но ни в коем случае не пренебрегать правилами безопасности. Машина на дороге должна вести себя очень стабильно. Мы же не торговцы, которые до потолка набивают свои фуры помидорами, апельсинами и едут. У нас все по-другому.
Помимо тяжелых грузовиков в нашем распоряжении 3-4 легких коммерческих фургона. В основном класса «В», потому как приходится выезжать за рубеж, а в грузовую таможню влезать не хочется. Такие фургоны мы собственным силами модифицируем и приспосабливаем под мобильные инструментальные мастерские. В таких «выездных автосервисах» должно быть все и на все случаи гоночной жизни: и пресс, и гидравлические инструменты, чтобы в случае аварии иметь возможность провести ремонтные работы своими силами в дали от дома, и дрели, и фены, и насосы для перекачки топлива, и домкраты…
Планирование логистики у нас долгосрочное. Обычно на год вперед мы знаем, куда и как будем добираться. Ведь свою технику мы доставляем на трассу либо на автовозах, либо на прицепах своими силами. Если слишком быстро ехать, то соответственно, расход топлива будет выше. А это с свою очередь отразится на бюджете команды и потребует дополнительные средства. Чтобы не создать себе каких-то непреднамеренных затрат и бережно довезти технику, надо выбрать комфортную скорость движения и не пытаться выполнить работу в последний момент. Ведь будет глупо вылететь в кювет и разбить гоночную технику, на изготовление которой в среднем уходит не меньше года на каждую машину. Дисциплина в поездках железная, потому что команду подвести нельзя. Нужно приехать к месту проведения гонок вовремя и ничего не потерять по дороге.
У долгосрочного планирования есть и другие плюсы. Если заблаговременно озадачиться вопросами доставки, с собой приходится вести меньше груза. Потому что, например, топливо и шины для гоночных машин доставляют сами поставщики уже непосредственно к месту проведения соревнований. Когда соревнования проходят далеко от Москвы, в Сочи или Грозном, команды обычно объединяют свои автомобили в автовозы и отправляют их транспортными компаниями. Таким образом удается немного сэкономить на логистических расходах.
Для каждой команды калькуляция, конечно, своя. Нам, например, последний выезд на соревнования 2019 года обошелся в 450 000 рублей. Это только прямые затраты, связанные с оплатой платных дорог, «Платона», топлива, питания и проживания как в дороге, так и в месте проведения соревнования.
Обойтись еще дороже нам мог инцидент на таможне, о котором я рассказывал в начале истории. Что ж. Мы осознавали, что среднестатистический таможенник плохо понимает, как человек может выехать в Европу, взяв с собой 350 наименований запчастей, поэтому перед выездом из РФ тщательно подготовились. Декларировали буквально все, что везли с собой на соревнования: ящики с инструментом, насосы, свечи зажигания, моторное масло, компрессоры, сварочные аппараты, даже тазики для слива жидкостей. Все описали в приложении к декларации и даже сделали фото нашего фургона, чтобы доказать, с чем мы 10 дней назад покидали пределы РФ.
Думаете это помогло? Нисколько! Сначала нас по ошибке поставили в грузовую очередь, думая, что мы везем автомобили, которые будем растамаживать. Еще четыре часа отняли устные объяснения. Потом у нас все-таки проверили документы и, увидев настоящие гоночные автомобили, инспекторы поняли свою ошибку. Правда, пришлось еще немного задержаться. Инспекторы не устояли перед соблазном сфотографироваться с такой редкой техникой как у нас.
Да и кто бы устоял. Я за руль сел в 10 лет и до сих пор в пути!»
Тэги: гоночная логистика, B-Tuning, MAN, Volvo, таможня, ФТС, таможенное оформление, международные перевозки, таможенная граница, ВЭД
05.11.2019
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
«Закодированный склад»: от учета коробами к поштучной маркировке
Как подготовиться к новым требованиям маркировки, сколько это может занять времени и что будет с теми, кто не уложится в отведенные государством сроки -
Логистика с Афганистаном: грузы под охраной, «черный рынок» платежей и таможня из 90-х
О том, на каких условиях местные племена пропускают иностранные фуры и как вести переговоры с вооруженными до зубов афганцами -
Реестр для экспедиторов: похоронный марш или будущий гимн?
О том, какая судьба уготована компаниям «без активов», какие требования законопроекта трудновыполнимы и как бизнес предлагает их скорректировать -
Кофейная логистика: 1001 приключение на пути зерна
Об африканских мошенниках, угрозах пустить на удобрение, плаванье в мешке и других историях, в которые приходится влипать кофе на пути от плантации до чашки -
Хартии и реестры: обеление через «кипячение»
Кто и как пытался «отбелить» рынок внутрироссийских перевозок, что из этого вышло и какие ошибки не стоит повторять при создании новых реестров