Рубрики:
Глупость ценой полмиллиона золотом
Пять ошибок участников знаменитой перевозки ![]() | Олег Тузиков шеф-редактор |

Доставить саквояж, набитый драгоценностями, из Сибири в Москву – не самая простая задача даже в наши дни, что уж говорить об осени 1921 года. Герои знаменитого фильма Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих» с этой задачей, положа руку на сердце, не справились – перевозка сорвалась, золото было похищено. То, что ценой героических усилий его удалось вернуть, не отменяет печального факта – план по доставке дорогостоящего груза с треском провалился. Легко списать провал на лихих людей, но только ли бандиты виноваты в случившемся, или есть еще какие-то причины? «Логирус» нашел их целых пять.
Причина № 1: плохая защита информации

Вспомним первоначальный план: 526 тысяч золотом должны были быть перевезены по железной дороге, в бронированном вагоне, оснащенном двумя пулеметами, в сопровождении пятидесяти солдат, под руководством бригады из четырех экспедиторов – по совместительству сотрудников ЧК. Никто из солдат не должен был знать о грузе ничего. Что до тех самых четырех экспедиторов, то их назначил лично секретарь губкома. Назначил-то он, но утверждало их кандидатуры бюро губернского комитета РКП(б) в полном составе. Взгляните на это фото: на нем двадцать человек, и это еще не все люди, попавшие в кадр! Так сколько же народу было посвящено в детали проекта? Много. Слишком много.
Риск: утечка информации о грузе.
Вероятность срабатывания риска: высокая.
Сработал или нет: сработал.
Причина № 2: плохое кадровое решение

На том же бюро губкома неожиданно для большинства присутствующих стало известно, что у Егора Шилова, человека, назначенного старшим экспедитором, родной брат командовал сотней в банде, занимавшейся, в том числе, налетами на поезда. Существовала ли вероятность того, что старший экспедитор связан с бандой? Конечно, да. Было ли у людей, ответственных за принятие решения, время убедиться в том, что Шилов-чекист надежен и не имеет никакого отношения к делишкам Шилова-бандита? Конечно, не было. Кстати, председатель ГубЧК кандидатуру Шилова не поддержал, но к мнению силовика не прислушались. Да, Егор характеризовался с самой лучшей стороны. Да, брат за брата не в ответе. Но пусть он был бы хоть святой – для провокаторов-профессионалов кандидатура, имеющая в резюме подобных родственничков – просто подарок. Это не назначение, это самое настоящее предложение: «Эй, враги революции, пожалуйста, устройте нам какую-нибудь каверзу! С нашими кадровыми решениями вам будет очень удобно это сделать. Welcome!». Что и случилось. Между прочим, это решение породило не один, а сразу два риска.
Риск первый: злоумышленник в составе группы сопровождения.
Вероятность срабатывания риска: низкая.
Сработал или нет: не сработал.
Риск второй: провокация в отношении члена группы сопровождения.
Вероятность срабатывания риска: высокая.
Сработал или нет: сработал.
Причина № 3: неверно определен источник опасности

Давайте подробней поговорим о лихих людишках. Для защиты от кого конкретно предназначались бронированный вагон, два пулемета и полсотни солдат? Правильно, для защиты от банды есаула Брылова, насчитывавшей, по данным ГубЧК, не менее 250 сабель. А кто в итоге ограбил перевозчиков? Их ограбила вооруженная группа бывших офицеров царской армии, состоящая из пяти человек, к банде есаула не имевших никакого отношения. Напали они на поезд не в тайге, где скрывалась банда, а в чистом поле. Пути не были взорваны – нападение произошло прямо на ходу. То есть и место нападения, и его способ, и качественный и количественный состав нападавших – все стало для экспедиторов сюрпризом, они абсолютно не были к этому готовы, такой сценарий не то что не отрабатывался, он даже не обговаривался. А почему? Да потому, что никто из участвовавших в разработке плана перевозки не был профессиональным, сколько-нибудь прилично обученным сотрудником спецслужб. Не было таких людей и в группе сопровождения. Поручи таким не саквояж с золотом, а пару дырявых носков – все равно не довезли бы.
Риск: неготовность службы безопасности.
Вероятность срабатывания риска: высокая.
Сработал или нет: сработал.
Причина № 4: плохая стрессоустойчивость СЕО

Когда Егора Шилова «убили», секретарь губкома понял, что информация о перевозке известна «братве», и решил внести в проект изменения: пусть бронированный вагон остается на станции, у всех на виду. Бандиты подумают, что отправка золота задержана, а оно тем временем поедет скрытно: в обычном купейном вагоне и фактически без охраны – четыре чекиста, вооруженные наганами, не в счет. В общем, обмануть решил, дурилка картонная. Если бы товарищ секретарь умел лучше думать в условиях стресса, он бы понял, что такое решение губительно для проекта. Дело в том, что маскировка вагона под неисправный, тайная посадка, заколачивание окон досками и прочие меры предосторожности не имели никакого смысла – ведь источник утечки информации все еще не был обнаружен. Следовательно, что ни предпринимай, это вновь «протечет». Генеральный менеджер, разволновавшись, об этом забыл. Интересно, какого размера у него был контракт?
Риск: плохая подготовка руководящих кадров у молодой Советской власти.
Вероятность срабатывания риска: высокая.
Сработал или нет: сработал.
Причина № 5: неверный способ перевозки

Осень 1921 года – это, конечно, уже не разгар Гражданской войны. Уже расстрелян Колчак, бежали Юденич, Деникин и Врангель, организованное сопротивление большевикам на европейской и большей части азиатской территории России было прекращено, но неорганизованного все еще было хоть отбавляй. Проще говоря, народ разбойничал, как мог. А плечо перевозки из Алтайского края в Москву – не самое короткое. Сколько еще банд, о существовании которых они даже не знали, повстречали бы на своем пути в других областях перевозчики золота? В одной только Екатеринбургской губернии, а ведь это аккурат по пути, в то время куражились банда Мишки Культяпого, банда Николая Кислицина, банда Степана Дремина и другие менее известные, но не менее организованные преступные группировки. Очевидно, что в такой обстановке оптимальным способом доставки груза в Москву был воздушный, а не железнодорожный. 500 с лишним тысяч рублей золотом в то время, когда аренда склада стоит пятьдесят целковых – это же огромная сумма! Аэроплан для перевозки таких сумасшедших денег вполне можно было найти. Да и расстояние от Барнаула до Москвы по прямой – чуть меньше 3000 километров, то есть вполне преодолимое.
Риск: потеря груза вследствие неверного выбора вида перевозки.
Вероятность срабатывания риска: высокая.
Сработал или нет: сработал.
Вывод: к неудаче могла привести каждая из приведенных причин в отдельности, а все они, вместе взятые, просто гарантировали крах проекта. В 2015 году мы, пожалуй, проявили бы гуманизм и ограничились всего лишь увольнением его руководителя, а в 1921 сказали бы просто: «Расстрелять». Ничего личного.
4 экспедитора были застрелены при перевозке груза.
1 начальник железнодорожной станции Томской железной дороги был зарезан.
1 вагон был полностью уничтожен в результате налета.
18.06.2015
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Китай, посылка на Урал и «немосковский» канал
Как сократить десятки километров и тысячи рублей при доставке из Китая в Сибирь и на Урал -
Стресс, «железная рука» и чувства сотрудника
Вадим Филатов о пути от строгого управления к развитию психологической безопасности и эмоционального интеллекта в команде -
Маркетплейсы: нажива VS лояльность – что победит?
С какими маркетплейсами ассоциируют себя селлеры на Ecom EXPO -
Логистика на грани анабиоза
Как команда NC Logistic доставила груз, который боится холода, сухости и… самого себя -
Китайские перевозчики в России: грузовое вторжение
О том, что методично выкачивают из России «серые» перевозчики Поднебесной и как защитить внутренний рынок
Другие статьи по темам
Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Личные трудности Лучшие люди Опыт в помощь Оценка Логизорро Раскопки Складская логистика Фоторепортаж
