Смерть на тормозной площадке
О том, к чему приводят взятки и сон на работе Виталий Семилетов эксперт |
Это третья «серия» увлекательного сериала об авариях и крушениях на Московско-Нижегородской железной дороге. Предыдущие серии смотрите здесь и здесь
Собачья работа
Многие годы товарные поезда русских железных дорог не были оборудованы автоматическими тормозами. Разумеется, одному паровозу своевременно остановить вереницу груженых вагонов было очень тяжело, а с учетом профиля пути, зачастую и невозможно. Выход был найден. Часть товарных вагонов оборудовалась так называемыми тормозными площадками, которые располагались с торцевой части. На площадке было установлено нехитрое приспособление, вращением которого и добивались прижатия тормозных колодок к колесам данного вагона. На языке железнодорожников даже появились такие понятия – «тормозной» и «не тормозной» вагон.Для управления тормозами вагонов в железнодорожном деле существовала особая специальность – тормозной кондуктор. При движении поезда он обязан был находиться на тормозной площадке и внимательно следить за звуковыми сигналами, подаваемыми с паровоза. В нужный момент по требованию машиниста кондуктор обеспечивал нажатие тормозных колодок на колеса, что и приводило к снижению скорости или остановке поезда.
Как правило, в поезде ехали четыре-пять тормозных кондукторов. Работа была физически тяжелая и, скажем прямо, собачья. Нанимали на нее обычно крепких и выносливых деревенских мужиков. В жару и холод, дождь и метель кондуктор обязан был находиться на продуваемой всеми ветрами тормозной площадке. Нередко несогласованность действий паровозной бригады и тормозных кондукторов приводила к обрывам поезда – саморасцепам вагонов.
На пределе возможностей
Обычно с августа на волжских и окских пристанях Нижнего начинался аврал. Шел массовый поток грузов по воде. Многочисленные лабазы, склады, холодильники и амбары под завязку забивались всевозможными продуктами: бакалейными товарами, пшеничной и ржаной мукой, крахмалом, астраханской и каспийской рыбой, яйцами, пермской солью, винным спиртом, растительным и сливочным маслом. Почти вся продукция шла в Москву и Петербург. Из Петербурга балтийским морским путем она попадала на европейский рынок.Нижегородская дорога в это время работала на пределе своих возможностей. Товарное движение увеличивалось, не хватало вагонов, нервничали торговые агенты всевозможных обществ и контор. А по Волге и Оке под разгрузку все прибывали и прибывали новые суда.
Мзда, агенты, два вагона
В один из жарких августовских дней в товарную контору железной дороги обратились агенты, торгующие хлебом. Просьба была вполне характерна для этого времени года – максимально ускорить отправку зерна из Нижнего в Москву. Пристанские амбары забиты, а на подходе еще несколько барж из Саратова. Во время разговора пухлый конверт с ассигнациями незаметно перекочевал в один из ящиков рабочего стола железнодорожного служащего. Взятка действительно ускорила отправку зерна. Был сформирован целый «хлебный» маршрут, состоящий исключительно из вагонов с зерном. Однако для полного вывоза нескольких вагонов не хватило. И снова агенты отправились в товарную контору… За дополнительное вознаграждение «хлебный» маршрут удлинился еще на два вагона.Вскоре тяжелый поезд взял старт из Нижнего. Ругая сквозь зубы русских конторщиков-взяточников, машинист Латендорф выжимал из паровоза всю мощь, чтобы взять все подъемы и перевалы. Лишние два вагона заметно усложнили задачу опытному механику. Кое-как «хлебный» поезд к ночи дотянул до Владимира.
Ночная передышка. Прицепился другой паровоз, а прежний, тяжело отдуваясь, покатил в депо. Летняя пора – самая жаркая на Нижегородской линии. Груз идет валом, а потому долго простаивать на крупной станции никто не даст – надо освобождать место очередному поезду. Старший кондуктор проверил, на месте ли все тормозные кондукторы, и поезд №106 покинул Владимир. До Москвы оставалось почти 180 верст. Машинист Жилин, как его предыдущий немецкий коллега, чертыхаясь, клял конторщиков. Главное с таким тяжелым поездом – не встать на затяжном подъеме, так что смотреть придется в оба.
На 143-й версте поезду предстояло преодолеть трудный шеститысячный подъем. Натужно и медленно поезд шел в горку, но в конце подъема произошло непредвиденное – 22 вагона вдруг оторвались. Паровозная прислуга почувствовала неладное – локомотив слишком резво для такого тяжелого поезда начал набирать ход. У механика в голове пронеслась верная мысль – где-то «потеряли» часть вагонов. На паровозе применили тормоза, и оставшаяся часть поезда остановилась. Тем временем 22 вагона, пройдя по инерции на малой скорости небольшое расстояние, естественным образом начинают движение назад, в сторону Владимира.
Гибельный сон
Внимательный читатель задастся вопросом – а где же в этот момент были те самые тормозные кондукторы? Тем же вопросом на следующий день задавались и представители железной дороги и жандармерия. В оторвавшейся хвостовой части находились два кондуктора, которые в поздний ночной час попросту спали. Они не заметили, как вагоны остановились и покатились назад. Движущиеся в обратном направлении вагоны без паровоза «проспали» на двух сторожевых постах, но самое удивительное – вагоны беспрепятственно проследовали станцию Ундол, где ни один служащий не поднял тревогу.Так неуправляемый состав прошел десять верст и на 153-й версте встретился с товарным поездом №108, следовавшим к Москве. В результате столкновения полностью разрушились те самые два лишних злосчастных вагона с зерном, получил повреждения паровоз поезда №108. Мирно храпевший на тормозной площадке последнего вагона тормозной кондуктор был убит во сне… Второй спавший кондуктор в середине состава отделался ссадинами и ушибами.
За год до этого случая на Нижегородской дороге была разработана специальная инструкция для тормозных кондукторов. В ней был собран горький и нужный опыт предыдущих лет. Главнейшая обязанность тормозного кондуктора была прописана на первой странице: «…в случае разрыва поезда для предотвращения несчастного случая – затормозить вагон». А вот про сон на работе – ничего.
Продолжение следует…
21.07.2016
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Логистика с Афганистаном: грузы под охраной, «черный рынок» платежей и таможня из 90-х
О том, на каких условиях местные племена пропускают иностранные фуры и как вести переговоры с вооруженными до зубов афганцами -
Реестр для экспедиторов: похоронный марш или будущий гимн?
О том, какая судьба уготована компаниям «без активов», какие требования законопроекта трудновыполнимы и как бизнес предлагает их скорректировать -
Кофейная логистика: 1001 приключение на пути зерна
Об африканских мошенниках, угрозах пустить на удобрение, плаванье в мешке и других историях, в которые приходится влипать кофе на пути от плантации до чашки -
Хартии и реестры: обеление через «кипячение»
Кто и как пытался «отбелить» рынок внутрироссийских перевозок, что из этого вышло и какие ошибки не стоит повторять при создании новых реестров -
«ГосЛог»: обещания Минтранса VS тревоги бизнеса
О ходе эксперимента, перспективах платформы и ее сервисов, и опасениях участников рынка