Нижний взлетает вверх
150 лет назад Нижний Новгород стал мощным логистическим хабом Виталий Семилетов эксперт |
В 1865 году станция Нижний Новгород стала крупнейшим центром по обработке товаров. «Логирус» считает, что именно сейчас, в дни юбилея и назначения нового руководителя ОАО «РЖД», уместно вспомнить, почему это случилось.
Исстари Нижний Новгород занимал видное положение в политической и экономической жизни Российской Империи. В 1714 году, благодаря территориально-экономическим преобразованиям Петра I, Нижний становится губернским городом. Вкупе с выгодным географическим расположением у слияния двух рек — Волги и Оки это помогает городу стать крупным торговым местом — центром пересечения торговых путей.
В 1817 году из Макарьева на левый берег Оки была перенесена крупнейшая на то время в России торговая ярмарка, стимулировавшая дальнейшее развитие Нижнего и окрестностей. Обустройством ярмарочного городка занимался знаменитый зодчий и инженер А.А. Бетанкур. Известная народная поговорка XIX века: Петербург – голова России, Москва – ее сердце, а Нижний Новгород – ее карман. С этим утверждением трудно спорить. Водные пути способствуют развитию торговли, особенно если город стоит на «магистральном» речном пути – Волге.
Еще в первой половине XIX века в правительственных кругах достаточно часто велись разговоры о возможности прокладки железной дороги из Москвы в Нижний Новгород. Кто бы мог подумать, но убежденным сторонником строительства «чугунки» в Нижний был поэт А.С. Пушкин. В 1836 году (за год до строительства первой в России Царскосельской железной дороги) он писал: «Дорога (железная) из Москвы в Нижний Новгород была бы еще нужнее дороги из Москвы в Петербург — и мое мнение было бы: с нее и начинать».
В октябре 1856 года Высочайшим соизволением Императора Александра II строительство железной дороги между Москвой и Нижним было одобрено. В начале 1857 года образовалось Главное Общество Российских железных дорог, в число которых была включена и Московско-Нижегородская. К строительным работам приступили весной 1858 года. Движение по участку Москва – Владимир открыто 14 июня 1861 года, а 2 августа 1862 года Нижний услышал первый паровозный свисток. Уникальность строительства железной дороги в Нижний была в том, что она стала, по сути, второй главной магистралью после линии Москва – Петербург.
Расположили станцию железной дороги на левом, низком берегу реки Оки, противоположном расположению города, в Кунавинской (Канавинской) слободе. Рядом находились ярмарочные склады и проходило Московское шоссе. Но «сердцем» всей Московско-Нижегородской дороги являлись четыре нижегородские пристани, четыре центра сосредоточения прибывающих по воде товаров. Выражаясь современным языком, это были мощнейшие логистические центры с большим влиянием как на экономику самого Нижнего, так и перевозку грузов по всей Европейской России.
Самая крупная пристань Нижнего – Сибирская, располагавшаяся на Волге. Здесь же находились круглогодично работающие конторы больших пароходных компаний и мелких частных владельцев пароходов, склады и холодильники. Когда Волга сковывалась льдом и навигация прекращалась до следующей весны, деловая жизнь на пристани не останавливалась – шла отгрузка завезенных впрок товаров. Кстати, это была первая пристань, соединенная железнодорожной ветвью с основной станцией Нижнего Новгорода. И первые годы вагоны таскали по ней лошади.
Бурнаковская пристань также находилась на Волге и главным образом специализировалась на перегрузке и хранении нефти и ее продуктов. Наливные баржи доставляли нефть из Баку. Немалый оборот делался и на перегрузке хлеба и лесных материалов. Еще две крупные пристани располагались на Оке: Молитовская и Гребневская.
Кстати, когда все же к речным пристаням вагоны стали подавать паровозы, владельцы складов и пароходных контор взмолились перед железнодорожным начальством. Паровые локомотивы отапливались дровами и нещадно пускали вокруг себя искры. С учетом того, что пристани, склады и настилы были деревянными, пускающие искру «сухопутные пароходы» в немалой степени лишали покоя многих бизнесменов – они боялись возможных пожаров. Поэтому паровозы вскоре стали топить нефтью.
Уже в 1865 году внеклассная станция Нижний Новгород по обработке товаров занимала первое место на дороге. В том году было отправлено 7 536 028 пудов, а принято 2 181 365 пудов грузов. За двадцать лет работы, к 1885 году количество отправленных грузов возросло до 24 823 663 пудов, а прибывших до 9 390 560 пудов. Если рассмотреть годовое количество перевезенных грузов по Московско-Нижегородской дороге, то вырисовывается очень занятная картина: Нижний отправил 82% от общего количества грузов, а Москва в сторону Нижнего только 18%. К 1885 году колоссальная разница немного сократилась – 69 и 31% соответственно. Отправляла Москва в основном сахар и хлопок (американский и египетский), а также европейские товары.
В том же 1865 году нижегородская станция занимала второе место (после Москвы) по обслуживанию пассажиров. Так, прибыло – 131679 человек, отправлено – 103 233 человека. С открытием железной дороги в Нижегородскую губернию потянулись люди. Интересно, но спустя двадцать лет, в 1885 году количество прибывающих пассажиров практически не увеличилось – 133670 человек, а выезжающих прибавилось – 123670.
В 1863 году в Нижнем проживало чуть более 41 000 человек. К 1897 году численность населения увеличилась более чем в два раза — до 90 000 горожан. Несомненно, что железная дорога и увеличение торговли сыграли решающую роль в общем подъеме Нижегородской губернии и притоке «свежего» населения.
Товары и грузы, отправлявшиеся из Нижнего железной дорогой, были разнообразны, на любого потребителя. В основном это были: бакалейные и кондитерские товары, восточные сласти, зерно, соль, мука пшеничная и ржаная, виноградные вина, винный спирт, деревянные изделия и щепной товар, бумага и картонные изделия, железо, сталь и чугун, медь и латунь, кожи и шкуры, лен, пряжа и нитки, хлопок бухарский и персидский, лесные материалы и дрова, минеральные масла, аптекарский товар, меховые и пушные товары, рыбные товары (преимущественно летом в речную навигацию), нефтепродукты и уголь.
С открытия дороги и вплоть до восьмидесятых годов XIX века на первом месте по отправлению стояло главное топливо того времени – дрова. Суммарное количество отправленных дров доходило до 33% от общего числа грузов. Второе место по отправлению железной дорогой занимала мука пшеничная и ржаная (до 12%). В основном вся мука шла транзитом через Москву в Петербург. Однако перевозки муки очень часто зависели от «небесной канцелярии». Например, в особо дождливые годы, когда уровень вод в реках поднимался, и большие баржи могли ходить с максимальной загрузкой, предприниматели предпочитали отправлять муку в Питер более дешевым, хоть и медленным способом – по воде, по Волжскому пути и речным системам, соединяющим Волгу и Балтику. В засушливый же год, предпочтение, конечно же, отдавалось железной дороге.
До семидесятых годов через Нижний Новгород поступало большое количество рыбы со Средней и Нижней Волги – из Самары, Саратова, Царицына и Астрахани. Путь рыбы к столу был долог. Сначала на специальном судне, оборудованном холодильником, до Нижнего, где происходила перегрузка в вагон-ледник. Однако в семидесятые годы Москва получила прямой железнодорожный выход к Нижней Волге, и надобность в длительной речной доставке волжской рыбы через Нижний отпала.
Немалую долю в общем грузообороте занимала перевозка соли. В Нижний она поступала как из Перми, так и с Нижней Волги. Особенно возросли перевозки в 1881 году, после отмены акциза на соль. В том году количество перевезенной соли Московско-Нижегородской дорогой достигало 7% от общего потока грузов.
Практически все товары и грузы поступали на станцию с речных пристаней и Нижегородской ярмарки, где заключалось большое количество купеческих сделок. По валовой выручке Нижегородская станция занимала второе место после Москвы.
Наибольшее грузовое движение приходилось преимущественно на август, совпадавший с разгаром Нижегородской ярмарки и речной навигации, а наименьшее движение – на весенний месяц апрель, совпадавший с периодом беспутицы и праздником Пасхи.
В 1896 году в Нижнем Новгороде проводилось масштабное мероприятие — XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка. Одним из организаторов выставки являлся Император Николай II. Цель выставки – показать самые передовые достижения России в области техники, транспорта, науки и образования, медицины, сельского хозяйства, фабрично-заводского производства и кустарных промыслов — то есть продемонстрировать экономическую мощь. Одновременно с выставкой был проведен Всероссийский промышленный съезд. Выставка длилась с 28 мая по 1 октября и располагалась вблизи от Нижегородской ярмарки на левом берегу реки Оки в районе Канавино. Специально для посетителей выставки был назначен дополнительный пассажирский поезд Москва – Нижний Новгород, который курсировал весь период работы выставки.
Читайте продолжение: Нижний взлетает вверх – 2
31.08.2015
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
«Дозвол» на негабарит: система может разрешит?
На чем перевозчики «теряют» деньги при онлайн-выдаче спецразрешений и как они пытаются решать эти проблемы -
Артем Ефимов: «Из-за роста убыточности самострахование стало финансово опасным»
Гендиректор Zunami о «бутафорских фондах» взаимного страхования, комплексных полисах для разных финансовых рисков, повышении точности прогнозирования и урегулировании убытков -
Запасный «преп-выход» из «недоеденного» фулфилмента
Россия стоит на пороге нового рынка для мелких селлеров, отвергнутых маркетплейсами и готовых платить. Кто выйдет на эту охоту первым? -
«Последняя миля»: в погоне за ценами
Как повысить эффективность курьерской доставки в условиях, когда стоимость обработки заказов растет ежедневно -
ВЭД с Китаем платежом красен
Как рассчитаться с китайскими поставщиками, если прямые платежи в Поднебесную «сломались»