Спокойный сон интернет-продавца

Надо ли страховать посылки при работе с курьерской службой

oleg_tuzikov.jpg Олег Тузиков
шеф-редактор

Несколько дней тому назад в группе «Курьерская доставка для интернет-магазинов» в Facebook возобновилась дискуссия, касающаяся страхования посылок. Суть ее проста: стоит ли страховать или это деньги, выброшенные на ветер? «Логирус» попросил высказать свое мнение генерального директора компании «МаксиПост» Алексея Прыгина.

– Со стороны тех, кто предоставляет этот сервис, эта тема кажется понятной и лишенной каких бы то ни было «белых пятен» и острых моментов. Но мы-то смотрим со своей колокольни, а наши заказчики – со своей. И оказывается, что наше видение предмета не всегда совпадает. Полез в интернет, и как бы ни задавал поиск, ответа не нашел: исчерпывающей информации о том, как организовано страхование посылок при курьерской доставке, нет. Попытаюсь этот пробел восполнить. Но оговорюсь: речь идет именно о страховании посылок при работе с курьерской службой. Это уточнение важно, потому что в процессе логистики часто бывают задействованы транспортные компании, и, если магазин заключает договор с ними напрямую, то в этом случае действуют другие правила и тарифы.


Зачем нужна страховка посылок?
– Потому что посылки иногда теряются. Нечасто и немного, но всякое бывает.
 

Почему теряются посылки?
– По нескольким причинам. Не в порядке частоты той или иной причины, просто список: 

  • Человеческий фактор, например, ошибки сортировки. Чаще всего такие ошибки происходят в моменты пиковых нагрузок, в разгар сезона или распродаж. В преддверии Нового года, когда объемы увеличиваются в разы, люди часто ночуют на складе, устают, случается, что перепутают адрес и отправят посылку куда-то в другое место – в никуда, хотя не исключено, что позже она найдется.
  • Нечистоплотность курьеров – бывает, хотя и крайне редко. Нормальные службы умеют выстраивать грамотную кадровую политику и системы безопасности, не допускающие воровства и исчезновения курьеров. Существуют определенные правила набора людей, кадровая дисциплина, испытательный срок, в течение которого курьеру не доверяют ценные грузы, а также другие регламенты, которые в совокупности сводят вероятность этого фактора практически к нулю.
  • Различные форс-мажоры: от ограбления курьеров до стихийных бедствий. Бывали всякие случаи: например, курьера выслеживают, а когда он оставляет машину и идет отдавать посылку по адресу, автомобиль вскрывают и весь товар забирают. Хорошо, если обходится без членовредительства, хотя и такое, увы, бывает. Всякие неприятности случаются с машинами, перевозящими груз, особенно высокие риски на дальних магистралях, при поездках в другие города. Может случиться авария, пожар и т. д. Боюсь, что в связи с ухудшением экономической ситуации в стране случаи грабежей будут происходить чаще, хотя буду очень рад оказаться не прав.

Как часто теряются посылки, каков средний процент потерь?

– Обычно этот показатель колеблется в районе 0,5%, плюс/минус. То есть, из 1000 отправленных посылок теряется не больше пяти. Неформально считается, что это нормально. Меньше – хорошо, больше – плохо.


Сколько стоит застраховать посылку?

– Средний по рынку тариф – 0,5%. Он может быть и выше (до 1%) – обычно при доставке в другие города (кроме Москвы и Питера), так как риски потерь в этом случае выше. А может быть и ниже – часто курьерские службы готовы идти навстречу клиентам и снижать тарифы в случае больших объемов. Финальная стоимость зависит от того, какова оценочная стоимость посылки.

Оценивают по-разному – это выбор исключительно самого клиента. В большинстве случаев заявляют продажную стоимость – то есть, стоимость заказа для покупателя с учетом доставки. Если, допустим, товар отгружается покупателю по цене 5000 рублей, а стоимость доставки составляет 500 рублей, то стоимость страховки одной посылки будет 27,5 рублей. Кто-то, оценивая товар, все-таки вычитает из него доставку, и в этом случае страховка обходится в 25 рублей. Но страховать можно и по закупочной цене, и тогда стоимость страховки будет намного меньше, так как закупочная стоимость бывает ниже продажной в разы. Допустим этот же товар интернет-магазин закупил по 2500 рублей, значит, отталкиваясь от этой цены, он заплатит за страховку в два раза меньше – 12,5.

Это вполне целесообразно, так как если товар потеряется, продавец в любом случае ничего не потеряет. А вот выиграет достаточно много, особенно при больших объемах поставки.


Насколько вообще целесообразно платить за страховку – тем более если проценты потерь такие низкие? Оправданы ли эти расходы?

– Вопрос, скорее, риторический, ровно такой же мы задаем себе во многих других жизненных ситуациях: нужно ли платить за КАСКО? Это безумно дорого, а в аварии уже пять лет не был. Или же страховать дом – ну почему он должен сгореть, стоит же уже 20 лет и ничего?! Это личное решение каждого.

Да, действительно, если ваши обороты составляют 10 млн. рублей в месяц, ежемесячно вы должны заплатить за страховку порядка 50 тысяч рублей, а в год набегает уже 600 тысяч. Сумма немаленькая. Но если машину с вашим грузом общей стоимостью 1 млн рублей занесет на скользком повороте, и она свалится в кювет, а пока ее будут вытаскивать, посылки под шумок разберут местные жители, вы потеряете намного больше. Хотя этого может и не произойти! А вдруг произойдет? В общем, каждый решает за себя – кто-то экономит, а кто-то спит спокойно. Оба правы.


Есть ли такие товары, которые на самом деле невыгодно страховать?

– Есть. Это товары, себестоимость которых настолько низкая, что платить страховку за их потенциальную потерю действительно невыгодно. Например, компакт-диски. Собственно, ценность не в них, а в информации, которая на них записана, и если диск с записью вашего бизнес-тренинга потерялся, то вам ничего не стоит записать новый и вновь отправить его адресату. Но, если честно, это единственная категория товара, которая приходит мне на ум. Возможно, есть и другие, но не думаю, что много.


Кто выступает страхователем – привлекаются ли внешние контрагенты?

– Страхователем в данном случае выступает сама курьерская служба, поэтому заключать договор с третьими сторонами не требуется.


Если все-таки утеря произошла по вине транспортной компании – кто выступает «ответчиком» в данном случае?

– Если договор на доставку вы заключали с курьерской службой, и с ней же – договор на страхование посылок, по чьей вине произошла утеря – для вас не важно. Все выплаты в случае утери застрахованного товара производит вам курьерская служба, а уже как она будет разбираться с транспортной компанией, с которой она сотрудничает, – это ее личное дело.


И, наконец, самый болезненный, на мой взгляд, вопрос, который время от времени поднимают заказчики: почему платит интернет-магазин, если посылки теряет курьерская компания?

– Потому что, принимая на себя ответственность за доставку чужого товара, курьерская служба берет на себя высокие риски, самые серьезные и ощутимые из которых – это здоровье и жизнь людей, которые эти грузы доставляют.


26.11.2015

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх