«Сберлогистика»: «Мы войдем в топ-3 на рынке экспресс-доставки»

Генеральный директор компании Сергей Малышев о том, чего не хватает интернет-магазинам, чтобы расслабиться и получать удовольствие от логистики

Виктория Чуланова Виктория Чуланова
шеф-редактор
Марина Сергученкова Марина Сергученкова
новостной редактор



В ноябре, к моменту официального выхода «СберЛогистики» на рынок, компания уже располагала собственными курьерскими службами в 19 городах. А с учетом партнерских служб – в 465 населенных пунктах по всей стране. Кроме того, в распоряжении «СберЛогистики» 6 000 постаматов и пунктов выдачи заказов. Помимо этого, буквально за пару месяцев компания пополнила складской портфель объектами класса «А» в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке и Ростове-на-Дону общей площадью более 50 000 квадратных метров.

Следующий год «СберЛогистика» посвятит формированию инфраструктуры «последней мили». Причем не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в регионах. Что, по словам представителей компании, в конечном итоге, позволит компании совместить несовместимое: создать качественный и недорогой сервис для интернет-магазинов и физических лиц. И в итоге компания планирует войти в топ-3 рынка «courier express parcel».

Как «СберЛогистика» намерена изменить ландшафт отечественного рынка e-commerce через пять лет? Сколько тысяч квадратных метров класса «А» нужно, чтобы стать логооператором федерального масштаба? И чего не хватает интернет-магазинам, чтобы расслабиться и получать удовольствие от логистики?

Об этом и многом другом «Логирус» пообщался с генеральным директором компании Сергеем Малышевым.

E-commerce понятный и предсказуемый

– Согласно исследованию Data Insight, если три года назад интернет-магазины предпочитали отдать обработку и доставку заказов на аутсорс, то в 2019 году 51% онлайн-маркетов с этими задачами успешно справляются сами. На Ваш взгляд, существует ли предложение способное вернуть игроков рынка e-commerce на аутсорсинг? Если да, то каким оно должно быть?

– Есть у меня твердая уверенность, что если бы интернет-магазины получили качественный и доступный сервис логистических услуг, то вряд ли бы акционеры и владельцы этих онлайн-площадок стали бы вкладывать деньги в развитие собственной инфраструктуры. Если такой сервис появится, то коллеги сосредоточатся исключительно на развитии собственного сайта, формировании ассортимента и уникальных предложений для своих клиентов. Другими словами, рынку e-commerce нужен базовый логистический оператор, понятный и предсказуемый, который будет работать одинаково хорошо по всей стране.

Относительно предложения. По нашим ощущениям, если логистика уложится в 3% от суммы среднего чека в российском интернет-магазине, то это уже будет очень выгодная услуга. Например, если чек в 3 500 рублей, то стоимость услуги должна быть чуть больше ста рублей.


«Если логистика уложится в 3% от суммы среднего чека в российском интернет-магазине, то это уже будет очень выгодная услуга»

– На данный момент сколько, по вашим оценкам, интернет-магазины тратят на логистику?
– Все по-разному. Для примера давайте возьмем маленький интернет-магазин, который сам выстроил свою логистику, наняв 2 − 3 курьеров. Если владелец по-честному посчитает все затраты, которые он несет, сложит их вместе и разделит на количество доставленных заказов, то получит себестоимость одного заказа. И эта цифра, поверьте, будет намного больше, чем 3% от выручки онлайн-магазина.

А дальше есть два выхода: либо продолжать доставлять самим и нести расходы большие, чем средняя стоимость аналогичной услуги на рынке, либо прийти к надежному партнеру и отдать ему доставку на аутсорсинг.

В логистике есть два основных параметра – цена и качество. По нашим наблюдениям, в последнее время крупные игроки сильно уронили качество предоставления услуг. Так называемый SLA (LR. Service Level Agreement или соглашение об уровне сервиса) должен быть более 95%, а сейчас он упал до 50 − 55%. Может быть, это связано с высоким сезоном, может с инфраструктурой… Точно сказать не берусь. Однако в любом случае такое резкое падение недопустимо. Потому что, на наш взгляд, в логистике все-таки первично качество работы, а цена – вторична.

«По нашим наблюдениям, в последнее время крупные игроки сильно уронили качество предоставления услуг»


Платформа? Агрегатор? Или может оператор?

– Несмотря на то, что 2019 год для «СберЛогистики» стал стартовым, вы уже ставите перед собой амбициозные масштабные цели. Одна из них – войти в топ-3 лучших логистических компаний страны в сегменте экспресс-доставки. Как планируете добиться озвученных высот?
– На самом деле, это не настолько сложная история. Нужно дать удобный сервис клиенту-отправителю и качественную «последнюю милю» клиенту-получателю. Если мы обеспечим его по всей стране, то, конечно, войдем в топ-3 лидеров на отечественном рынке логистических услуг.

На данный момент мы уже запустили пять складов класса «А» общей площадью более 100 тыс. кв. м. квадратных метров в Екатеринбурге, Владивостоке, Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону. Потому что прекрасно отдаем себе отчет в том, что путь к победе на рынке – это наличие базовой инфраструктуры. Потому что, к сожалению, если отъехать от МКАДа и КАДа, то количество качественных складских площадей резко сокращается. Операторов, которые бы работали над объектами класса «А» на всей территории РФ, практически нет. Наша задача – стать таким оператором.

– Кого, на данный момент, вы бы включили в топ-3 российского рынка экспресс-доставки?
– «Почта России», DPD и СДЭК. К сожалению, рынок очень непубличный, большинство информации закрыто. Поэтому мы не можем наблюдать за тем, кто и как продвинулся по итогам года, и радоваться успехам друг друга.


«Топ-3 российского рынка экспресс-доставки входят: "Почта России", DPD и СДЭК»

– В СМИ можно встретить различные определения «СберЛогистики»: платформа, агрегатор, логистический оператор. Какое определение единственно верное?
– Хороший вопрос. Что такое платформа? Это компания, которая дает сервис одним на базе продуктов других, при этом практически не имея собственной инфраструктуры. Что такое логистический оператор? Это компания, которая имеет свою инфраструктуру и предоставляет сервис и клиенту-отправителю, и клиенту-получателю.

Мы выбрали для себя комбинированный путь: у нас и платформа, и своя инфраструктура. Помимо складов, которые я упомянул ранее, у нас еще курьерская служба, которая уже работает в девятнадцати городах РФ. Помимо этого, с нами напрямую законтрактована обширная партнерская сеть в 446 городах. Наша задача создать для наших клиентов, отправителей и получателей, бесшовную историю, в рамках которой «СберЛогистика» будет отвечать за качество и сервис. А кто уже будет конкретным исполнителем, наши штатные сотрудники или наши партнеры, это наша «головная боль».

Символ 2020 года – «последняя миля»

– С момента выхода на рынок «СберЛогистика» активно продвигает два продукта – фулфилмент и курьерскую доставку. Почему решили сфокусироваться именно на этих направлениях?
– Рынок фулфилмента в России слабо развит. И если посмотреть, то дальше Ярославля и Твери, условно говоря, крупных игроков нет. А потребность у e-commerce в подобных услугах была, есть и будет. Глядя на темпы развития электронной коммерции в РФ, мы понимаем, что чем крупнее становятся игроки, тем сильнее в них потребность либо снять свой склад, вложив в это кучу денег, либо отдать эти задачи на аутсорсинг.

Мы строим инфраструктуру, наверное, даже не для крупнейших игроков рынка e-commerce, а для мелких и средних. Для тех, кто уже перерос склад «в гараже». В настоящий момент только на нашем московском складе уже более 120 компаний на фулфилменте. Кроме того, у нас классно «выстрелил» склад во Владивостоке и Екатеринбурге. Там спрос со стороны клиентов большой.

– Это год стартовый. А под каким девизом пройдет 2020-й для «СберЛогистики»?
– Следующий год будет годом создания инфраструктуры «последней мили». На данный момент у нас 6 000 постаматов и пунктов выдачи заказов (ПВЗ) по всей стране. Собственных и партнерских. В 2020-м мы планируем добавить еще от 15 000 до 20 000 постаматов. Таким образом, мы планируем создать для e-commerce довольно крупную сеть, которая бы управлялась из единого центра – «СберЛогистикой». При этом хочу подчеркнуть, что наши постаматы работают как на выдачу, так и на прием отправлений. И в этом наше отличие от действующих игроков рынка.

– Как будет работать механизм приема отправлений в постамате?
– Возможность получить или отправить посылку через постамат будет реализована с помощью приложения «Сбербанк Онлайн», которым в общей сложности пользуется порядка 52 млн человек. Механизм такой. Выбираете постамат или ПВЗ. Получаете код в «Сбербанк Онлайн», набираете его на панели управления ячейки и забираете или наоборот закладываете отправление. В последнем случае, после закладки посылки в постамат, приедет курьер, заберет ее и отвезет в сортировочный центр для последующей отправки.

В январе мы сделаем масштабируем этот процесс для всех пользователей в Москве. Это порядка 4 млн человек. Далее по плану – города-миллионники. То есть наша задача за январь-март 2020-го покрыть аудиторию в районе 20-25 млн пользователей приложения «Сбербанк Онлайн».

– Получить доступ к ячейке через приложение «Сбербанк Онлайн» можно будет только в собственных постаматах «СберЛогистики» или в партнерской сети тоже?
– И там, и там. Например, клиенты получат возможность сдавать посылки через «Сбербанк Онлайн» и через сеть Pickpoint, с которой у нас отличные партнерские отношения налажены.

Кроме того, в 2020-м будем наращивать и складскую инфраструктуру. В будущем году планируем в несколько раз увеличить объем площадей класса «А». Нам необходимо 17 профессиональных складов в городах-миллионниках, которые позволят полностью удовлетворить спрос клиентов в части фулфилмента, кросс-докинга и складской переработки.

Помимо инфраструктуры будем развивать курьерскую службу, потому что 19 городов – это немного, это всего лишь первый шаг. В следующем году мы планируем охватить 150 городов. Для этого будем расширять агентскую сеть курьерских компаний, с которыми заключим прямые контрактные обязательства.

Впихнуть невпихуемое, совместить несовместимое

– Вы утверждили стратегию развития до 2023 года. Какой «СберЛогистика» встретит этот год? Сумеет ли компания изменить ландшафт российского рынка логистики?
– Задача «СберЛогистики» − стать надежным партнером, который решает задачи в части логистического сервиса end-to-end (LR. в переводе «от начала и до конца»). Причем необходимо совместить несовместимое: сделать качественно и недорого. Если нам это удастся, мы кардинально изменим ландшафт рынка электронной коммерции.

Я уверен, что лидирующие позиции на рынке займет тот, кто первый дешево и в гарантированные сроки довезет товар от склада интернет-магазина до клиента-получателя. Но что-то мне подсказывает, что к онлайн-маркетам придет ни одна компания, а десятки. И все они будут рассказывать, что именно они умеют возить качественно и дешево. Другой вопрос – кто сможет эти слова подкрепить правильной инфраструктурой.


«И все они будут рассказывать, что именно они умеют возить качественно и дешево. Другой вопрос – кто сможет эти слова подкрепить правильной инфраструктурой».

Мы часто и много общаемся с клиентами: и крупными, и средними. И у всех один из первых вопросов: «Что у вас есть своего, какая инфраструктура?». Потому что только базовая инфраструктура может гарантировать сервис и качество. Причем она должна быть не только в Москве и Санкт-Петербурге. Поэтому «СберЛогистика» идет в регионы. Ведь только так мы сможем качественно оказывать услуги по всей территории РФ и изменить ландшафт рынка российской логистики.

Тэги: СберЛогистика, Сергей Малышев, стратегия развития, инвестиции, инфраструктура, фулфилмент, ПВЗ, постаматы, курьеры, складская недвижимость
26.12.2019

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх