Прибавим газку

Что толкает перевозчиков к переходу на технику с газовым топливом в интервью с генеральным директором SteamTrend Ириной Волковой



Устаревающий автопарк – давняя проблема российских автоперевозчиков, однако в будущем средний возраст авто, который сейчас составляет более 10 лет, может вырасти ещё, прогнозирует Ирина Волкова, генеральный директор SteamTrend. Ведь из-за коронакризиса доходы транспортных компаний в лучшем случае не изменились, а расходы заметно выросли. Растут цены на топливо. Так, по данным Росстата, в 2020 на 3% выросла стоимость дизельного топлива, по сравнению с 2019-м. Растут и затраты на обслуживание техники.

С 2021 года ожидается повышение утилизационного сбора на автомобили и спецтехнику, вводятся новые правила режима труда и отдыха водителей, что потребует привлечения дополнительных водителей для соблюдения сроков поставки по заключенным контрактам на перевозку. По оценкам экспертов, итогом может стать рост затрат перевозчиков на 10-30%.

При этом, на рынке грузоперевозок до сих пор распространены «серые» схемы, что ведет к двойной системе налогообложения для «белых» игроков: нередко средним и крупным компаниям приходится доплачивать НДС за своих контрагентов – ИП, которые его не платят. При этом многие игроки на рынке грузоперевозок до сих используют «серые» схемы, что позволяет им демпинговать и предлагать цены значительно ниже рынка. Такая схема недопустима для «белых игроков», которые вынуждены не только участвовать в недобросовестной конкурентной борьбе, но и зачастую принимать на себя основной удар налоговых претензий.

Рост расходов и тот факт, что тарифы остаются на прежнем уровне, ускоряют необходимость автоматизации логистики и стремление компаний усовершенствовать свои технологии. Ситуация на рынке и высокая конкуренция заставляют компании искать все новые источники оптимизации расходов. Отсюда – системы мониторинга транспорта, переход на цифровой документооборот, разработка персонализированного ПО и многое другое. Эффективная транспортная компания должна идти на шаг впереди своих конкурентов, очень быстро реагируя на меняющийся рынок, потребности и запросы клиентов, иначе она рискует остаться «за бортом», оставшись все тем же «АТП», от которого требовалось просто доставить груз из точки А в точку Б.

Один из инструментов повышения технологичности в отрасли и, в перспективе, сокращения расходов на перевозку – переход на газовое топливо: метан или по-другому сжиженный природный газ. В мае 2020 года правительство РФ выделило 3,3 млрд рублей производителям газомоторной техники. Поддержка поможет реализовать примерно 6 тыс. единиц техники на комбинированном и сжиженном природном газе. Основное преимущество – примерно двукратная экономия на топливе и экологичность. Однако серьезным препятствием в распространении таких грузовиков до сих пор является слишком низкое количество газовых АЗС и высокая стоимость самих автомобилей.

В связи с этим выясняем:

  • • Что подтолкнет к развитию грузоперевозок на газовом топливе в России?

  • • Как изменят международные перевозки новые европейские экологические нормы?

  • • А какие технические отличия работы на дизельном топливе от работы на метане?

  • • Что тормозит распространение грузовиков на газовом топливе, несмотря на низкую стоимость?

  • • И насколько могут вырасти тарифы на рынке грузоперевозок?



Об этом поговорим с Ириной Волковой, генеральным директором транспортно-логистической компании SteamTrend, которая задумалась о модернизации автопарка и переходе от традиционного дизеля к газовому топливу. Компания специализируется в основном на температурных перевозках, в том числе на перевозках продуктов питания, а также на перевозках насыпных пищевых грузов. Среди клиентов – Coca-Cola, Mars, «Мираторг», Metro, Sucden и другие.

Часть 1. Летучий газовый путь

Чем грузовики на газовом топливе сегодня могут быть выгодны перевозчикам?
Грузовой автопарк российских автоперевозчиков стареет, в итоге средний возраст авто – более 10 лет. Понятно, что это потенциально аварийные машины, в то время как технологичность перевозчика – основная потребность клиентов.

Второй вопрос – это рост расходов на дизельное топливо. По данным Росстата, стоимость дизельного топлива выросла на 3% за 2020 по сравнению с 2019. При этом надо учитывать, что топливо – это первая по объему статья расходов транспортной компании.

Ну и, конечно, вопрос экологии очень важен. По данным Международного энергетического агентства, автобусы и разного рода грузовики выбрасывают по 2,5 гигатонны парниковых газов в год. А весь воздушный и водный транспорт – 1 гигатонну. Примерно столько же составляют выбросы от легкового транспорта. Отрасль грузоперевозок может стать тем направлением, за счет которого в ближайшие годы будем стараться сократить вредные выбросы.

Уже в 2022 году Европа закроет въезд для автомобилей с двигателем стандарта Евро-5. А в отдельных районах Германии этот запрет действует уже сейчас. К 2025 году в Европе и вовсе могут появиться отдельные зоны с запретом на двигатели внутреннего сгорания.

При этом, по разным оценкам, которые подтверждает и статистика Автостат, от 16% до 20% грузовиков в России имеют этот стандарт, остальные – ниже. А 30% не отвечает даже нормам «Евро-2».

Одновременно с этим грузовики на сжиженном газе, в зависимости от вида, сокращают выбросы в атмосферу на 20-100%.

«Уже в 2022 году Европа закроет въезд для автомобилей с двигателем стандарта Евро-5. А в отдельных районах Германии этот запрет действует уже сейчас»


Если резюмировать, протестировать газовый тягач нас подтолкнуло желание освоить новые виды техники и повысить свои технические компетенции, экологичность такой техники, растущая стоимость дизельного топлива и возможные субсидии газовой отрасли. Также мы давно сотрудничаем с Volvo и от них поступило предложение протестировать грузовик на газовом топливе. Кроме того, по нашим оценкам, у Volvo наиболее безопасные автомобили и качественное сервисное обслуживание.

Но при этом, конечно, мы продолжаем обновлять наш автопарк традиционными тягачами на дизельном топливе.

В течение 20 дней вы тестировали грузовик Volvo на гибридном топливе: сжиженный газ и дизель. Почему пошли именно таким путем?
Мы тестировали возможности тягача на реальных рейсах и не могли рисковать своевременной доставкой для заказчиков. Зачастую индустриальные клиенты требуют укладываться в график, который подразумевает очень жесткий тайминг.

Дизельное топливо в таком грузовике выступает в качестве вспомогательного: оно используется для поджигания газа в системе, а если тот закончится – движок полностью переключается на дизель и в может ехать в аварийном режиме со скоростью не более 20 км\ч. И наши опасения оправдались: на одном из рейсов газового топлива не хватило, поэтому грузовик в таком аварийном режиме ехал до заправки. Правда, прицеп с грузом пришлось отцепить и доставить до клиента другим тягачом.

Для тестирования мы выбрали направление Липецк-Москва – оно нам хорошо знакомо и на нем есть необходимые нам заправки и сертифицированные сервисные службы.

В направлении, например, Сибирского региона такой инфраструктуры нет – мало заправок и нет подходящих сервисов. Если машина сломается, негде заменить запчасти. От этого зависит своевременность доставки груза, и, конечно, в первую очередь, жизнь нашего водителя.

«К примеру, в направлении Сибирского региона такой инфраструктуры нет – мало заправок и нет подходящих сервисов. Если машина сломается, негде заменить запчасти»


Какие отличия при работе с грузовиков на сжиженном газе по сравнению с обычным дизельным?
– Много нюансов. Это и процесс заправки, и эксплуатация тягача. Профессионализм водителя должен быть выше. Весь водительский состав, который предполагается на работу с этими тягачами, нужно дополнительно обучать, в первую очередь, навыкам безопасной эксплуатации. Метан – летучий газ, хотя Volvo и сделала особый акцент на безопасности.

Современные технологии повышают требования к регламенту эксплуатации такой техники. Например, на заправке нужно не просто вставить пистолет в бак и идти на кассу. Как рассказал наш водитель Сергей Нисин, это не заправка, а космический корабль – всё вокруг парит (машина заправляется при -120°С). Тут и он, и заправщик должны следить за определенными показателями манометров и других приборов. Все мы знаем, что дизельные пары не воспламеняются, а вот относительно метана… Водитель в реалиях нашей жизни это уже не просто водитель, который крутит баранку. Это уже сам себе диспетчер, механик.

При этом Volvo при выдаче тягача все объясняют и обучают. В пакете услуг заложено обучение водителя. Это вводный курс, он длится 5-6 часов. Дальше есть дополнительный обучающий курс для водителей в зависимости от специфики использования тягача.

Для теста мы взяли самого опытного нашего водителя, который прошел обучение на площадке Volvo. Были сложности, но он справился.

«Это не заправка, а космический корабль – всё вокруг парит»

А какие технические отличия работы на дизеле и на метане?
– Нельзя сравнивать сжиженный природный газ и дизель. Запас хода на одном баке у дизеля больше. Но корректнее сравнивать сжиженный нефтяной газ (LNG) с компримированным природным (KPG) – у сжиженного запас больше. На полном баке можно проехать до тысячи километров. Ограничения по расходу топлива в грузовике связаны не только с объемом топлива, но и технологией заправки - в первую очередь, температурой газа.

Кроме того, важно учесть, что объем заправляемого в криогенную установку сжиженного газа зависит от его температуры. Эта специфика газовых заправок, которую мы еще изучаем. Потому что у каждого вида тягачей свои техтребования, начиная от разъемов подключения, заканчивая температурой газа. Также для развития газовых грузоперевозок очень важно, чтобы все стороны процесса четко соблюдали регламенты.

Как перспективы использования тягачей на газовом топливе?
Положительно. Во-первых, по экономическим показателям – газ дешевле почти вдвое. Плюс, потребление топлива зависит от многих факторов: какой маршрут, кто за рулём, в каком состоянии автомобиль. Например, все тягачи Volvo оснащены датчиками, которые фиксируют эти параметры (вплоть до манеры езды водителя), а мы можем потом анализировать.

С другой стороны, для экономической эффективности модели авто очень важна стоимость обслуживания, а мы пока не можем ее сравнить с обычной. Потому что у Volvo есть такое понятие как «Золотой контракт»: с момента покупки вы каждый месяц платите абонентскую плату и за это получаете необходимое техобслуживание.

«Газ дешевле почти вдвое. Плюс, потребление топлива зависит от многих факторов: какой маршрут, кто за рулём, в каком состоянии автомобиль»

Сеть дилерских сервисов Volvo самая большая в стране, но сервисов, ориентированных на ремонт именно этого вида тягачей, всего два. Конечно, есть и другие, но покупая новое авто, хочется обращаться в официальные.

Что касается ощущений от вождения, по словам Сергея Нисина, который был за рулем машина едет хорошо, управляемость не потеряла. Тормоз мягче, чем у обычного грузовика. Удобно, что машина фиксирует момент запуска двигателя (она заводится на дизеле), сама рассчитывает, когда нужно перейти на газ, а водителю остается только управлять.

Часть 2. Расходы: метан VS дизель

Если сравнивать стоимость грузовика Volvo и обычного дизельного, насколько они отличаются?
Газовый дороже на 40% – и это главный фактор, который останавливает нас от покупки данной техники. Но всё же, при наличии длинных контрактов с клиентами по маршрутам, обеспеченным газовыми заправками, такая техника имеет смысл. Сейчас газовая инфраструктура в стране только формируется, заправок еще недостаточно (почти 500 точек по стране), но они постепенно появляются. Ранее сообщал ТАСС.

А государство как-то двигается в сторону субсидирования таких перевозок?
В прошлом году была поддержка газового проекта КамАЗа, государство давало субсидии, но сейчас это приостановлено. В этом году весной субсидии получили газомоторные автобусы LOTOS, автомобили и спецтехника УРАЛ, КАМАЗ и HYUNDAI – речь идет о компенсации части затрат на покупку. Она составляет от нескольких сотен тысяч до 2,5 миллионов рублей в зависимости от машины и региона. В целом за 2020-2024 годы правительство потратит на поддержку газомоторной техники 50 млрд рублей, из них – по 3,5 млрд на развитие сети АЗС и по 700 млн ежегодно планируется направлять на переоборудование автопарка. Как ранее сообщал ТАСС.

Надеюсь, что в 2021 году это будет возобновлено, причем и для других марок тягачей. Тогда увеличится и сеть заправочных станций по России.

Что первичнее: инфраструктура или массовая покупка тягачей пользователями?
Покупать технику, не зная, где будешь её обслуживать – очень неграмотный подход. Потребители и компании, обеспечивающие инфраструктуру, должны договориться. Если мы в ближайшее время будем планировать покупать такую технику, мы должны получить гарантии, в частности от государства, что не будет никаких препонов, от «Газпрома», что он не будет поднимать цены на такой вид топлива. Ведь экономия на топливе – одно из главных преимуществ, а если завтра продавцы газа поднимут цену до уровня дизеля? Малый и средний бизнес могут разориться, только у крупного хватит запаса прочности. К сожалению, ошибаться в данных реалиях не имеем права. Поэтому важны только согласованные действия со всех сторон.

Что, помимо инфраструктуры, мешает широкой эксплуатации грузовиков на газовом топливе?
Нельзя забывать про человеческий фактор. Представьте – у вас на территории находится тягач с ёмкостью, которая наполнена газом. Грузополучатели и отправители очень настороженно относятся к этому вопросу. Поэтому на всех уровнях должен быть проведен ликбез по технике безопасности.

Кроме того, транспортным компаниям нужен доступ к кредитам, чтобы вкладываться в модернизацию автопарка. С этим непросто, иногда получение кредита срывается в самый последний момент – мы заполняем документы, приходим в банк, а нам говорят «извините, все деньги закончились». Идеальный вариант - это программа доступного льготного кредитования.

Как вы считаете, когда сможете возобновить проект LNG тягачей?
Если от государства будут какие-то субсидии, то к концу 2021 – началу 2022 года можем начать рассматривать такую возможность. Если нет, отложим примерно на 3 года. Но надеюсь, что мы вернёмся к допандемийным показателями гораздо раньше.

Часть 3. Рост издержек при невысоких тарифах - как выживает логистика?

Вернемся к текущей ситуации для транспортных компаний. Какие есть барьеры для повышения технологичности автопарка и для развития в целом?
– Цены на все запчасти привязаны к курсу валют. Курс валют вырос, следовательно колеса и запчасти тоже подорожали. Тарифы на перевозки либо остались на уровне прежних лет, либо, по некоторым направлениям, начали проседать и падать на 10-15%. Ещё это зависит от клиента: порой они устанавливают тарифы для грузоперевозок ниже рынка. Раньше по этим направлениям в основном ездили ИП на НДС, у них была упрощенная система налогообложения и они как-то вписывались в эту схему. Сейчас же не все ИП могут только за счет низких тарифов оставаться конкурентными. Крупные заказчики все меньше с ними работают, опасаясь попасть в поле зрения ФНС из-за налоговых разрывов. Как итог – такие компании чаще уходят с рынка.

«Тарифы на перевозки либо остались на уровне прежних лет, либо, по некоторым направлениям, начали проседать и падать на 10-15%»


Тяжелее становится работать и из-за «серых» игроков, которые готовы демпинговать. Часто из-за этого у них старые тягачи, которые небезопасны, потому что их толком не обслуживают.

При этом полностью «белые» игроки не могут предложить тарифы ниже, поскольку платят НДС и больше вкладываются в обеспечение безопасности перевозки. Иногда из-за этой разницы в тарифах они порой проигрывают в тендерах менее добросовестным компаниям.

Так называемая «двойная система» налогообложения негативно сказывается на всем. Здесь нужно либо делать для всех одинаковые условия, чтобы платили НДС, либо убирать с рынка таких перевозчиков. Очень много транспортных компаний сейчас страдают от неблагонадежных «серых» схем.

«Два года назад к нам пришла Налоговая служба именно потому, что наши перевозчики не платили налоги. Мы стали конечным заказчиком, который отвечает за всю схему»


Так называемая «двойная система» налогообложения негативно сказывается на всем. Здесь нужно либо делать для всех одинаковые условия, чтобы платили НДС, либо убирать с рынка таких перевозчиков. Очень много транспортных компаний сейчас страдают от неблагонадежных «серых» схем.

«Двойная система» налогообложения негативно сказывается на всем»



Часть 4. О водителях с высшим образованием

Как все эти изменения, про которые мы говорили, отражаются на сотрудниках, на водителях?
Несмотря на все изменения, сейчас именно от людей зависит конечный результат работы. Только человек на сегодняшний момент умеет мыслить избирательно и изобретательно в нестандартных ситуациях. Квалификация становится важна, как никогда. И главное, теперь сотрудникам чаще переучиваться, так как новые инструменты работы тоже появляются чаще. Мы в компании стараемся это переломить, проводим внутреннее обучение или отправляем на какие-то специальные курсы.

Например, водители. Несмотря на то, что ведется так много разговоров о беспилотниках, водители будут востребованы еще долго, но нужно повышать их профессиональный уровень. Водитель должен уметь не только «баранку крутить» и контролировать расход топлива, работать с электроникой и передавать данные. Для этого у нас есть система наставничества, когда более опытные сотрудники обучают новых водителей. Это особенно важно при работе со спецтехникой – автоцистернами, которые перевозят сыпучие грузы.

Часть 5. Перевозка на газовом топливе: пора посчитать рубли

Как распределились затраты на использование грузовика на газовом топливе, к каким выводам вы пришли?
Итак, мы протестировали модель Volvo FH LNG 4x2 мощностью 460 л.с. Если не брать в расчет затраты на обслуживание тягача и амортизацию, а сравнить расход топлива с дизельным тягачем в рублевом эквиваленте, то его эксплуатация обходится гораздо дешевле.

Такой вывод складывается из следующих расчетов. SteamTrend провел на грузовике 7 рейсов общей протяженностью 7470 км. Средний расход топлива на 100 км (газ+дизель+Ad Blue) обошелся в 798 рублей. Если сравнить с обычным дизельным тягачем Volvo FH 500, и взять нормы расхода из распоряжения Минтранса России1, то 100 км будут стоить примерно 1704 рубля. Цены на топливо взяты с учётом месяца, в котором проводилось тестирование. СПГ – 28,33 руб, ДТ – 45,62 руб, AD Blue – 25 руб.

В данный момент в SteamTrend мы оцениваем, при каких условиях будет выгодно внедрить в коммерческое использование грузовики на газовом топливе, с учетом того, что после коронакризиса транспортной отрасли будет необходимо некоторое восстановление.

 

Материал подготовлен совместно с компанией SteamTrend.





1от 14.03.2008 N АМ-23-р "О введении в действие методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте"

Тэги: SteamTrend, газовое топливо, дизельное топливо, грузовики, тарифы, контроль расхода топлива, Volvo
26.01.2021

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер и Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх