Поправь себя сам – ФТС это сделает дороже
Герман Цепляев о том, реально ли самостоятельно найти ошибку в уже выпущенной декларацииИрина Портенко
редактор |
ФТС занимается подготовкой в КоАП поправок, которые освободят от административной ответственности предпринимателей и таможенных представителей, если они самостоятельно обнаружат ошибку в таможенной декларации и сообщат о ней государству.
– Эта инициатива исходит из сложившейся судебной практики. Суды руководствуются тем, что, если декларант или таможенный представитель сами выявили ошибку, сами обратились в таможенный орган, то здесь, как правило, хоть и имеется состав административного правонарушения, но они все же применяют статью 2.9 КоАП, то есть могут освободить от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
А как же тогда налагаемые административные взыскания в размере от 50 до 200% от стоимости товара за нанесенный государству ущерб, на которые жалуются участники внешнеэкономической деятельности?
– Да, это есть. Чаще всего у нас постановления по делу выносятся должностным лицом таможенного органа. В суд, как правило, идем уже с обжалованием. И как раз суд, рассмотрев доводы жалобы, идет на прекращение дела полностью – по статье 2.9 КоАП из-за малозначительности административного правонарушения. То есть назначенные платежи – те, которые вы назвали ущербом, уплачиваются в любом случае. А от уплаты штрафа суд, по большей части, освобождает.
По крайней мере, ваша компания именно с такими моментами сталкивалась? Это ваша практика?
– Да. Это открытая информация, в общем-то.
Сейчас обсуждается вопрос с сообществом участников ВЭД, в течение какого срока эта ошибка должна быть обнаружена для неприменения штрафа, чтобы действия предпринимателей не расценивались как преднамеренные…
– Никто не говорит, что ошибки допускаются не случайно. В основном все таможенники понимают, что в большинстве случаев это не умысел, а неосторожность, невнимательность. Но сама по себе неосторожность не освобождает юридическое лицо от административной ответственности. Вина, в данном случае, может быть двоякой: и в форме умысла, и в форме неосторожности. Так что здесь никто специально не смотрит. Это же чисто формальный состав – уклонение от уплаты таможенных платежей или действия, которые могли привести к уклонению или занижению таможенных платежей. Чисто формальный. Так что тут трудно разделить.
И, тем не менее, все-таки планируется установить срок. Не всех поголовно штрафовать, даже если обнаружат ошибку через месяц, через два. Есть предложения ограничиться 10 днями, кто-то полагает, что допустим срок в три-четыре месяца, то есть когда товар уже поступает на склад. На ваш взгляд, каким должен быть приемлемый срок для выявления ошибки в своей декларации, чтобы избежать штрафа?
– У меня здесь целых два мнения. Первое, просто как у специалиста: этот срок нужно ограничивать именно выпуском декларации. Декларацию выпустили и, если прошлепали, ну, значит, прошлепали. А если брать… Нет, даже ничего не скажу, потому что последствия одинаковые вне зависимости от того, на следующий день вы обнаружили ошибку или сделали это через год. То есть вот этот временной отрезок на меня никак не повлияет.
Последствия одинаковые вне зависимости от того, на следующий день вы обнаружили ошибку или сделали это через год.
Этот срок намереваются ввести, чтобы разделить тех, кто сознательно делает ошибки, и тех, кто ошибается неосознанно. Ведь для тех, кто допустил ошибку сознательно, срок не играет особой роли. Им все равно. А те, кто ошибся нечаянно, могли бы избежать наложения штрафов. Именно для этого планируется ограничить временной интервал, когда можно обнаружить ошибку.
– В данном случае, если у специалиста большой объем декларирования, он выпустил декларацию – просто правило и практика – он выпустил декларацию и в принципе он про нее забыл. Все. Декларация выпущена, сведения заявлены.
Вы хотите сказать, сам он свою ошибку уже не обнаружит?
– Очень редко. Это произойдет либо при каких-то бухгалтерских подсчетах, либо при взаиморасчетах с декларантом.
Через сколько времени происходит примерно?
– По-разному. У нас бывали случаи, когда обнаруживалась ошибка в течение одного дня, но случалось и такое, что выявляли ошибку через полтора месяца.
Уже на стадии после декларирования?
– Да-да-да. Здесь разные факторы влияют: вы декларацию выпустили, вы, в общем-то, ее прочитали, таможенник ее проверил. Вы полагаете, что действительно все достоверно и, как правило, к декларации больше не возвращаетесь. Своему клиенту отдали и все.
Вы полагаете, что действительно все достоверно и, как правило, к декларации больше не возвращаетесь.
А если эту норму введут? И 50, и тем более 200%, особенно когда стоимость большая, платить неприятно за случайную ошибку. А если еще и документов много…
– Если мы с вами говорим о сбое или о технической ошибке, то эту ситуацию нужно рассматривать с двух позиций. Та ситуация, которую мы определяем как технический сбой, как человеческий фактор, не умышленная. Когда в графе заявляется валюта, например, «доллар», а все товаросопроводительные документы прикладываются и там написана валюта «евро». Здесь понятно, что никакого умысла нет, просто действительно произошел какой-то вот сбой в голове или в компьютере. И вместо евро написали доллар. Но в данном случае двойственная позиция почему? Потому что таможенник должен проверить то, что написано в декларации, и какие документы приложены. И если написано «доллар», а документы прикладываются на «евро», ну понятно, что здесь никакого умысла на избежание ответственности за ошибку нет.
Однако сейчас штраф все равно будет?
– Штраф все равно будет, да.
А когда примут поправку: если ошибку обнаружил таможенник, то штраф декларант будет платить, а если обнаружите сами в той же бухгалтерии, на складе, где-либо еще, то штраф платить не придется, станут ли внимательнее проверяться декларации или нет, как вы думаете?
– Нет, конечно.
Вы хотите сказать, если большой поток документов, то у человека даже возможности такой нет?
– Да, оно как шло, так и идет своим ходом. Вот единственное, на мой взгляд, я бы исключил ответственность, когда, например, перепутаны фунты с евро, но все документы свидетельствуют о том, что умысла не было. Поскольку то, что мы заявили в своей декларации, мы подтверждаем документами.
Я бы исключил ответственность, когда, например, перепутаны фунты с евро, но все документы свидетельствуют о том, что умысла не было.
В таких случаях вы предлагаете вообще – вне зависимости от срока обнаружения – не штрафовать?
– Конечно, не штрафовать.
Просто документ переделывать?
– Да. Здесь идет ошибка двоих – того, кто заполнял декларацию, и того, кто ее проверял.
Кто пропустил эту ошибку?
– Ну, да. Если все документы свидетельствуют о том, что «евро», а написано «доллар» – ну, понятно, что это чистейшей воды опечатка.
Совершена непредумышленная ошибка и она не подлежит наложению штрафа?
– Да. Я бы в данном случае сделал так. А если написано «доллар» и больше никаких документов не предъявляется в обоснование этого, а оплата должна быть произведена в «евро», то тогда можно говорить об умысле. И тогда нужно наказывать. Мое мнение такое.
Справка LR
В 2012 году ФТС России возбудила почти 80 тысяч дел об административных правонарушениях, 27% из них – из-за недекларирования или недостоверного декларирования. Общая сумма назначенных административных штрафов – 138,9 млрд рублей.
Тэги: ФТС, ООО «Управляющая логистическая компания»
07.10.2013
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Хартии и реестры: обеление через «кипячение»
Кто и как пытался «отбелить» рынок внутрироссийских перевозок, что из этого вышло и какие ошибки не стоит повторять при создании новых реестров -
«ГосЛог»: обещания Минтранса VS тревоги бизнеса
О ходе эксперимента, перспективах платформы и ее сервисов, и опасениях участников рынка -
Логистика новых территорий: без страховки, без связи, «на мушке» у дронов
О том, как изменились тарифы на автоперевозки, сколько водителям доплачивают за рейс и почему перевозчики неохотно берут «обратку» -
Грузы в лабиринте транспортных коридоров
О том, как не заплутать в маршрутах Евразийского транспортного каркаса -
СеМАТ: китайской техники по косточкам расклад
О каких проблемах складской техники из КНР сообщили поставщики и как предлагают их решать, выяснила Виктория Логирус